E-mail:
 
Детские творческие конкурсы
  Хамето Ева, 13 лет, «Полевые цветы»
 Гайдукова Юлия, 14 лет, "Мудрая"
 


Календарь

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 



Подписаться на рассылку

рассылка

Подписаться



Дурандина Татьяна Александровна, воспитатель

Дурандина Татьяна Александровна,

воспитатель,

МБДОУ № 2 «Северяночка»

г. Снежногорска Мурманской обл.

Проект «О подвигах, о воинах, о славе»

по нравственно-патриотическому воспитанию.

(Старший дошкольный возраст)

Пояснительная записка

Любовь к Отечеству испокон веков была яркой чертой русского национального духа. Привязанность к родной земле, своему народу, пережитой им истории, достижениям культуры, всегда оказывалась неотъемлемой от традиций национального образа жизни.

Это и вдохновляло наш народ к непрерывному трудовому напряжению в нелегких климатических условиях России, поднимало его на великие битвы во имя сохранения свободы и независимости, придавало духовные силы в творческом созидании, в развитии науки.

В них сказано: «Патриотическое воспитание направленно на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина, патриота и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально-значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов».

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину; узнав ее, стать подлинным патриотом.» (С.Михалков)

Чтобы наши потомки не забыли значения слов «Родина», «патриот», «патриотизм», мы должны научиться ощущать себя частицей народа, но главное, должны научить этому наших детей. Русская история богата яркими событиями, пронизана великой силой духа, богатырскими подвигами, воспетыми в летописях, легендах, былинах, музыке, архитектуре, живописи, поэзии.

Патриотизм, гражданственность необходимо воспитывать у детей с самого юного возраста. За период дошкольного детства дети должны получить основы представлений о возникновении Государства Российского, первых князьях; о богатырской славе и верности народа Отечеству своему; о богатстве народной культуры, национальных особенностях характера и быта наших предков. Это обогатит их любовь к Отчизне, вызовет стремление быть похожими на наших великих предков, осознать себя их частью, любить и уважать семью, товарищей, окружающих.

Военная история нашей страны полна героизма, романтики, истинного патриотизма, насыщена интересными, драматическими событиями, представлена удивительными, уникальными личностями.

Все это дает богатейший материал для подготовки и реализации проекта «Защитники земли Русской».

Актуальность: Одной из важнейших задач воспитания является развитие у детей высоких нравственных качеств, в том числе патриотизма. С самого раннего детства надо прививать уважение к истории своего Отечества, к людям, защищавшим родной край в тяжелые годы.

Цель проекта – воспитание уважения к Защитникам Отечества на основе ярких впечатлений и исторических фактов, желание, став взрослым, встать на защиту своей страны, своего народа; формирование у старших дошкольников гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине на основе расширения знаний детей об истории своей страны и представлений детей о победе

Задачи:

- вызвать у детей чувство гордости за свою страну;

- воспитывать интерес к ее героическому прошлому, русской военной истории;

- формировать патриотические чувства и представление о героизме;

- воспитывать желание узнавать историю жизни русских людей, умение отличать достойные поступки от недостойных, выделять и понимать лучшие человеческие качества.

Темы проекта:

- «История возникновения Руси»,

- «Былинные богатыри – первые защитники земли Русской»,

- «Великие князья Руси»,

- «Полководцы и герои»,

- «Навстречу Дню Победы» (герои ВОВ),

Этапы проекта

Подготовительный этап

   - работа с методической литературой;

   - разработка конспектов занятий и бесед;

   - подбор мультимедийных презентаций на тему проекта;

   -разучивание стихов и песен;

  - подбор иллюстраций о ВОВ, стихов и литературных произведений о ВОВ;

Основной этап:

- спектакль «Богатыри Земли Русской»

- чтение худ. литературы А.Митяев «Треугольное письмо», «Отпуск на четыре часа»; Ю.Коваль «Алый».

- мероприятие в библиотеке «9 мая».

- целевая прогулка в парк Победы.

- концерт для ветеранов.

- художественно-творческая деятельность (аппликация «Вечный огонь»; лепка «Самолеты», «Солдаты в бою»; рисование «Военная техника», «Портрет солдата»).

- мастер-класс детей группы «письмо с фронта».

- НОД «Священная война».

- НОД «Дети войны» (с презентацией).

- презентация «Памятники русским солдатам-освободителям».

- консультация для родителей «Как рассказать ребенку о войне».

- спортивный досуг

Завершающий этап:

-выставка детских рисунков «Пусть всегда будет солнце»;

- музыкально-спортивный досуг.

Начиная работу по данному проекту, мы стремимся наполнить души детей начальными знаниями о Родине, дать базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Всю деятельность планируем выстраивать на основе активной жизненной позиции самих детей, включая знания детей и родителей в общий контекст развития истории России.

На начальном этапе разработки проекта подключили родителей наших воспитанников, подготовили и провели для них консультацию на тему «Мне сладок воздух Родины, настой медовых трав». Через консультацию расширили и обогатили представления родителей об истории, культуре и обычаях русичей, наметили планы дальнейших совместных действий по проекту, определили степень их участия в большом деле, оформили групповую родительскую газету «Богатыри Земли Русской»

Первой темой нашего проекта является тема, раскрывающая историю возникновения Руси. На начальном этапе проектной деятельности будут формироваться у детей первые представления об истории возникновения Руси, о народах, населявших ее в далеком прошлом, о принадлежности каждого человека к определенной национальной культуре и истории. В этот период запланированы беседы с детьми на темы «Кто такие славяне?», «Откуда пошла земля русская?», будут прочитаны отрывки из истории России из рассказов для детей А.О. Ишимовой. Накопив определенный уровень знаний и сведений об истории Руси, будут проведены тематическое занятие «Здравствуй, Русь!». Планируется введение традиции ежедневного душеполезного чтения, через былины, сказы, истории, сказки, рассказы для обогащения представления детей об истории России, о былинных богатырях – первых ее защитниках. В игровую деятельность детей будут введены такие дидактические игры как «Древние славяне» и «Славянская семья», благодаря чему знания детей об истории славян значительно расширятся и углубятся.

«Былинные богатыри – первые защитники земли русской» - это вторая тема нашего проекта. В процессе работы над ней планируется знакомство детей с народными героями-богатырями Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем и Авдотьей Рязаночкой. Через чтение былинных и сказочных произведений дети соприкоснутся с подвигами бесстрашных и могучих воинов, верных защитников земли русской, постигнут истину: «Кто наступит на землю русскую, оступится».

Рассматривая картину «Богатырская застава» В.Васнецова, планируется проведение тематической беседы о славных подвигах русских богатырей. Через чтение книги В.Лебедева «На заставе богатырской» и разрешение проблемных вопросов дети подойдут к более полному восприятию и пониманию роли былинных богатырей в защите русских земель от врагов. Дети узнают, что богатыри наделены и многими талантами, природным умом и русским великодушием даже к врагам.

Для более полного, эмоционального восприятия характера былинного богатыря, будет использовано слушание песни А.Пахмутовой и Н.Добронравова «Богатырская сила», просмотрен видеофильм об Илье Муромце. Полученные знания дети отразят в продуктивной деятельности: рисование на тему «На заставе богатырской», создадут альманах «Богатыри Древней Руси», выполнят коллективную аппликационную работу «Древняя крепость», из деталей цветного конструктора мастерят поселение древних славян. С помощью родителей изготовят макет «Богатырская застава», в процессе его изготовления дети смогут развернуть режиссерскую игру по мотивам жизни русских богатырей. Через дидактические игры «Воины Руси» и «Сторожевые башни» дети закрепят знания о снаряжениях русских богатырей, доспехах, оружии. Итоговым занятием по этой теме станет игра в интеллектуальном клубе знатоков истории «Что? Где? Когда?» по теме «Богатыри Руси», где дети покажут свой уровень знаний по истории Древней Руси.

Со временем дети с помощью родителей научатся сами добывать интересные сведения о защитниках России и получать возможность поделиться ими со сверстниками. Совместными усилиями будет собрана библиотека «Защитники Отечества», подобраны иллюстрации древнерусских воинов, собраны образы защитников России в репродукциях художников. Всякий раз детям будет предоставлена возможность высказаться, совместно разрешить проблемные ситуации.

Познавая русскую историю от былинных богатырей до героев современной России, мы увидим, как будут меняться наши дети, меняться их осмысленность в оценке добра и зла.

Через тему «Великие князья Руси» мы познакомим детей с важнейшими историческими событиями и историческими деятелями России – Александром Невским и Дмитрием Донским, тем самым способствуя появлению симпатии к этим историческим личностям. Поставленные задачи продолжим реализовывать в различных видах детской деятельности. На познавательных занятиях расскажем «О князе и его дружине», будем беседовать о Дмитрии Донском и битве на Куликовом поле. В беседах и разговорах с детьми по истории государства Российского дадим понять, что весь материал, который мы преподносим нашим детям, ассоциируется с идеями благородства, рыцарства, мужественности нашего народа.

Чувство Родины связано с восхищением тем, что видит перед собой ребёнок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…

И хотя многие впечатления еще не будут осознаны ими глубоко, но «пропущенные через детское сердце», они сыграют огромную роль в становлении личности патриотов.

Мы прочитаем много книг о князьях и их подвигах, такие, как «Александр Невский», «Дмитрий Донской», книгу «На поле Куликовом», обсудим, рассмотрим иллюстрации. При рассматривании иллюстраций обратим внимание на то, какими были в те времена доспехи воинов, нарисуем и раскрасим их.

Надеемся, что дети и родители продолжат и дома рисовать на эту тему рисунки, составлять рассказы и истории о жизни защитников России. Через консультацию «Куликовская битва» обогатим знания родителей о роли личности в истории. В информационной страничке поместим дополнительный материал об Александре Невском.

Знакомя детей с защитниками нашего Отечества, мы дадим понять им, что готовность к защите своей Родины, гордость за неё – самое лучшее, что есть в человеке. Человек, который любит свое Отечество, полюбит и родителей, и родной город, и свою улицу, и детский сад, и своих друзей.

На примерах подвигов полководцев А.В. Суворова и М.И. Кутузова мы создадим условия для воспитания в детях уважение к русскому воину, храбрости, доброте, дисциплинированности. Поможем детям осознать, что для того, чтобы стать мастером своего дела, каким был великий русский полководец Суворов, надо много над собой работать. Образ великого Суворова покажет детям, как можно изменить себя, на его примере воспитано не одно поколение полководцев. Русский народ до сих пор поёт песни о его чудесных подвигах и доброте, до сих пор люди вспоминают и любят его.

Всё дальше вглубь истории уходят события, связанные с Великой Отечественной войной. Но память о тех, кто героически сражался за Родину, живет в сердцах людей. Считаем, что наши дети смогут глубоко осознать, что в бессмертном подвиге народном слились воедино доблесть и героизм наших воинов, партизан и подпольщиков, самоотверженный труд рабочих и крестьян, нашей интеллигенции, сынов и дочерей всех наций и народностей.

Кроме занятий, составленных на основе бесед, мы проведем и дополнительную работу: организуем встречи с участниками ВОВ, прочитаем художественную литературу, выучим стихи и песни военных лет, совершим коллективные экскурсии в музеи боевой славы, к памятникам и обелискам, к Вечному Огню, дома дети просмотрят фильмы о войне. Дети с родителями смогут провести элементарную исследовательскую работу в семьях: узнают о родственниках, прошедших Великую Отечественную войну, рассмотрят из семейных архивов военные фотографии, а затем – расскажут об этом своим друзьям.

Предполагаемый результат:

- Осознанное отношение детей к ветеранам и Дню Победы, знание семейных обычаев, традиций, продуктивное творческое взаимодействие педагогов и детей;

- Расширится представление детей о подвигах советского народа, о защитниках отечества и героях Великой Отечественной войны;

-  Знание детьми песен военных лет;

- Проявление чувства гордости за стойкость и самоотверженность советского народа в период Великой Отечественной войны;

- Формирование способов межличностного общения;

- Сформируется внимательное и уважительное отношение у дошкольников к ветеранам и пожилым людям, желание оказывать им посильную помощь.

Сотрудничество с семьей:

- Консультация для родителей «Как рассказать ребенку о войне»;

- Спортивный досуг «Спасибо дедам за Победу».

Взаимодействие со специалистами:

- муз. работник: концерт для ветеранов «Победный май» (совместно с подготовительной группой);

С целью отслеживания результатов развития детей по социально-нравственному воспитанию будет проведен самоанализ по разделу «Человек в истории». Данный анализ деятельности покажет, что дети за время реализации проекта овладели обобщенными представлениями о себе как носителе исторических ценностей, об основных исторических событиях страны, осознают нравственную ценность поступков людей, общественную историческую значимость событий. Эти критерии будут говорить о сформированности у детей определенных нравственных установок, чувств и качеств личности.

Завершающее мероприятие проекта мы планируем провести в форме представления исторической ленты России «О подвигах, о воинах, о славе». В презентации проекта наши дети и их родители смогут продемонстрировать накопленные знания по теме «Защитники земли Русской» ещё и ещё раз прожить лучшие нравственные чувства, выразить своё отношение к незабываемому прошлому своего народа. Надеемся провести это мероприятие ярко, торжественно, эмоционально – прочувствованно, пригласив на него родителей и всех детей старшего дошкольного возраста родного детского сада.

Один из авторитетнейших исследователей дошкольного детства А.В.Запорожец доказал, что центральными достижениями психического развития в дошкольном возрасте следует считать образные формы познания и социальные эмоции. Так вот, проектная форма постижения материала наиболее полно и непосредственно способствует и образному познанию, и развитию социальных эмоций.

Пока дети малы и безгрешны, надо торопиться пополнить их души светом добра и любви – иначе они сами найдут дорогу к злу…

В тесном союзе с родителями мы поможем нашим детям приобрести духовную силу и стойкость наших предков.

Литература:

  1. Программа духовно-патриотического воспитания детей 5-7 лет «Свет Руси» В.Н.Вишневская, М., 2004 г.
  2. Мое Отечество – Россия. Комплексная система патриотизма и гражданственности у детей дошкольного и младшего школьного возраста. И.В.Богачева, В.П.Пененский, С.И.Губанова, А.П.Казаков, Г.А.Кузьменко. М., 2005 г.
  3. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. М.Д.Маханева АРКТИ – 2004 г.
  4. Навстречу Дню Победы. Цикл тематических бесед – рассказов для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста С-Пб, 2005 г.
  5. Д/в № 1,5,8,10 – 2005 г.
  6. А.Н.Гумилев «от Руси до России»
  7. А.Ишимова «Большая энциклопедия истории России»
  8. В.О.Ключевский «Русская история»
  Наверх