E-mail:
 
Детские творческие конкурсы
 Гайдукова Юлия, 14 лет, "Мудрая"
  Хамето Ева, 13 лет, «Полевые цветы»
 


Календарь

«    Октябрь 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031



Подписаться на рассылку

рассылка

Подписаться



Жирова Марина Георгиевна, учитель-логопед

Жирова Марина Георгиевна,

учитель-логопед

МБДОУ №1 «Аленушка»

г. Константиновск, Ростовская область

«Воспитание патриотизма через воспитание любви к родному языку»

 «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку»

К. Г. Паустовский

В своей беседе я хочу обратиться к родителям, родственникам, взрослым людям, которые много времени проводят со своими детьми или внуками, и которым    небезразлично, каким вырастет их маленький человек.

         Что  поможет ребенку чувствовать свой родной язык, пользоваться в речи его живительной силой? Для этого ему нужно  полюбить русскую речь, слушать народные сказки, знать произведения детских писателей и поэтов, с детства приучать его к  истокам русской словесной культуры, а в дальнейшем приучать к систематическому самостоятельному чтению.

         Что вы, уважаемые родители, можете сделать для этого? Многое, и это не сложно: каждый вечер почитайте сказку, поговорите о ней, о добре и зле, о вечных истинах, о мудрости народного слова, об отношениях людей. Почитайте стихи и сказки наших советских детских поэтов, на произведениях которых вас воспитывали ваши  умные родители, бабушки и дедушки. Это Самуил Маршак, Сергей Михалков, Агния Барто, Корней Чуковский, писатели, которые привили с детства любовь и бережное отношение к природе: Виталий Бианки, Михаил Пришвин, Евгений Чарушин, Дмитрий Мамин-Сибиряк.

         А вспомните наших писателей, которые давали пищу душе, растили в нас добро, нравственность: Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский, детские советские писатели: Валентина Осеева, Аркадий Гайдар, Носов.  

– «Где найти для этого время?», – спросите вы меня, – «Мы все время работаем». Здесь не поспоришь, но наши родители и бабушки-дедушки тоже трудились. Попробуйте отказаться от длительных разговоров по мобильному телефону, от часовых просмотров передач по телевизору. Не включайте постоянно компьютер на весь вечер, не усаживайте ребенка перед очередным «мыльным» мультфильмом, не дающим пищу ни уму, ни сердцу. Не дарите на день рождения в дошкольном детстве телефон и планшет. Не гонитесь за модой –- она преходяща. Выберите свои приоритеты.

         Подарите детскую книгу, хорошо иллюстрированную, рассмотрите ее, читайте отрывки по вечерам, а если некогда, то в выходные дни. Этим вы намного больше поможете своему ребенку, приучите его к слушанию, чтению, к красоте русской речи, к совместным переживаниям.

         Учите с ним наизусть детские стихи, они тренируют память, прививают любовь к рифме, поэзии. Все мы выросли на сказках Корнея Чуковского «Айболит», «Тараканище», «Мойдодыр», «Федорино горе», сказках и стихах Пушкина «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке».

         Вы часто видите успешность ребенка в том, чтобы он до школы научился читать, считать, знал весь алфавит. Это неплохо. Но если он не может связно пересказать увиденное или пережитое им событие, вашу поездку, например, в цирк, зоопарк, детский центр, просто в гости; если ваш сын или дочь не могут рассказывать сказки или прочитать выразительно несколько стихотворений наизусть, вас это должно тревожить.

         В каждом городе есть детская библиотека. Запишитесь с ним в библиотеку, приучите его к бережному отношению к книге, к слову. Ваша забота и любовь к ребенку как раз и выражается в том, чтобы понять эти проблемы раньше, не отмахнуться «некогда», «в школе научится», не заменить живое общение с детьми на просиживание у экрана. В школе думать уже поздно – привычки поведения сформированы. Помимо правильной речи (в смысле произнесения звуков), ребенок в дальнейшем должен быть готов к ознакомлению с богатейшей классической русской литературой, умению применить полученные знания в общении с людьми, в жизни.                                                           Вы заметили, что наши дети начали говорить на непонятном для нас языке. При общении с детьми старших групп детского сада начинаешь узнавать новые имена мультгероев и компьютерных игр. Это Спайдерменн (человек-паук), это  Аниматроники, это Шейдер из Майнкрафта, которые убивают людей, Амонкасты без рук, которые убивают членов экипажа на корабле «Зимний полюс», это Крипер, который  высвечивает страшное лицо, если убивают. Убивают, убивают – вслушайтесь в это слово. В наших сказках – спасают, побеждают, оберегают, защищают. Слушая это из уст дошкольников, не веришь, что  совсем недавно этого мы не могли представить.

         Когда открываешь интернет и начинаешь расшифровывать эти слова, то погружаешься в мир иностранных слов и терминов. Так игру «Майнкрафт» создал шведский программист Маркус Перссон в 2011 году. Открываю информацию об этой игре. «Майнкрафт – огромный мир, состоящий из кубиков. Ты видишь равнину, усыпанную зелеными деревьями. Рядом бродят овцы и коровы, мясо которых приятно на вкус. Ночью зазевавшегося путника могут атаковать зомби, лесные пауки, под землей спрятаны пещеры с мощными монстрами, лучниками-скелетами и черными высокими худыми эндерами». Перечитываю еще раз и не могу поверить, что это комментарии к детской игре!

Компьютерные игры все больше привлекают детей, и одновременно  снижается возрастной барьер допустимости игр. Многие родители не придают значения этой современной реальности. Ребенок лишен живого общения, свободных игр на воздухе, дружеских игр со сверстниками.

         Это одна сторона проблемы.  Далее ребенок, не приученный к слушанию и чтению, поступает в школу. Здесь начинаются трудности в связной речи, при составлении рассказов по картинке, изложений, написании сочинений, умении интересно рассказать.

         Современные ВПР, ОГЭ, ГИА, ГВЭ, ЕГЭ привели к тому, что наши выпускники не готовы к полноценному общению, не владеют грамотной речью, не могут быть интересными собеседниками.

         К такому выводу  пришли преподаватели МГУ. Так доцент журфака МГУ отзывается о первокурсниках: «В этом году мы набрали инопланетян. Обычно с установочными диктантами не справлялись 3-4 человека. Но результаты этого года оказались чудовищными. Из 229 первокурсников на одной странице текста сделали от 8 и меньше ошибок – 18% студентов. 82% сделали по 24-25 ошибок. Практически по 3-4 ошибки в слове («рыца – рыться», «поциэнт – пациент», «нез наю – не знаю», «генирал – генерал», «оррестовать – арестовать»).

         И это не слабый набор выпускников школ, эти дети имели по 65-85 баллов по русскому языку. Это студенты столичного университета, элита. Как и кто будут учить наших детей русскому языку, когда эти студенты закончат филологические факультеты? При таком положении дел ученый совет МГУ считает, что каждый пятый студент будет исключен. ЕГЭ уничтожил наше образование на корню. Выпускаются люди, которые не могут ни писать, ни говорить. Это ведет к потере адекватной коммуникации, потере культуры. Мы забываем наши истоки: наши сказки, наших замечательных писателей и поэтов. А это грозит потерей культуры. В самом начале разговора я привела пример, что означает эта потеря.  

         Мы, взрослые, родители, родные люди, воспитатели, учителя по-настоящему любящие своих детей, изменив свое отношение к содержанию общения с ними, получим в дальнейшем отличный результат – думающего ребенка, умеющего грамотно излагать свои мысли, интересного собеседника, а в конечном итоге патриота своей Родины.

         С уважением и надеждой обращаюсь ко всем, от кого зависит воспитание и развитие наших детей. Вместе мы можем многое.

  Наверх