E-mail:
 
Детские творческие конкурсы
  Хамето Ева, 13 лет, «Полевые цветы»
 Гайдукова Юлия, 14 лет, "Мудрая"
 


Календарь

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 



Подписаться на рассылку

рассылка

Подписаться



Жирова Марина Георгиевна, учитель-логопед

Жирова Марина Георгиевна

учитель-логопед

МБДОУ №1 «Аленушка»

г. Константиновск (Ростовская область)

Подготовка к обучению письму

    Письмо – сложный навык и в полном объеме недоступен дошкольнику. Анализ методик по подготовке к обучению письму показал, что данной проблеме уделяется недостаточное внимание. Рекомендации даются лишь по отдельным направлениям работы (например, развития мелкой моторики при проведении пальчиковых игр, на занятиях по ручному труду, в упражнениях по штриховке) и частично без участия возрастных особенностей дошкольников.

Подготовка к обучению письму требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнения и заданий. Это должна быть не механическая тренировка, а осознанная творческая деятельность ребенка под руководством и при помощи взрослого.

Работу по подготовке дошкольников к обучению письму следует осуществлять по четырем основным направлениям:

  • развитие руки;
  • подготовка к технике письма;
  • аналитико-синтетическая деятельность;
  • формирование элементарных графических умений.

Каждое направление имеет свои задачи и учебное содержание.

1) Развитие руки.

1.1. Сформировать правильный захват орудия письма:

- используются пальчиковые игры особенно для большого и указательного пальцев, упражнения с карандашом («Покрути карандаш двумя пальцами, тремя пальцами»), игровые упражнения типа «Посоли суп»).

1.2. Упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки руки:

- игры типа «Мозаика», «Лего», «Конструктор», при работе со штампами, в ручном труде (например, манипуляции с иголкой), в процессе лепки.

1.3. Развивать мелкую моторику рук:

- ниткопись – выкладывание ниток по контуру какого-либо изображения;

- бисерография – выкладывание изображения предмета с помощью ниток с нанизанным на них бисером, отдельных бусинок, мелких пластмассовых шариков;

- развитие тактильных ощущений – определение предмета на ощупь (материал, из которого он изготовлен, геометрической формы и т.д.). Например: игра «Чудесный мешочек» (достань расческу, карандаш, зубную щетку и т.д., достань металлический, пластмассовый, бумажный, резиновый и т.д., достань предмет квадратной, треугольной, овальной и т.д формы);

- вырезание;

- обрывание листа бумаги (произвольное и по контуру: геометрические фигуры, предметы, животные).

- чудесные спички (выкладывание из спичек фигурок, букв, сюжетных картинок)

2) Подготовка техники письма.

2.1. Развивать пространственную ориентировку.

В зависимости от своих возможностей ребенок учится ориентироваться в пространстве относительно себя, относительно какого-либо предмета и относительно человека, стоящего напротив (игровые упражнения типа «Ты направо (налево, вверх, вниз) посмотри, что ты видишь, назови»; специальные игры способствующие ориентировки на листе бумаги (правый верхний угол, нижний левый угол и т.п.).

2.2. Развивать чувство ритма.

Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмики вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания развивается речевой слух, речевая память. То же можно сказать и о выполнении ритмических упражнений в письме, например «Бордюр» – повторяемость элементов (ритм).

2.3. Познакомить с разлиновкой и научить ориентироваться на ней.

2.4. Познакомить с правилом проведения горизонтальных и вертикальных линий и закрепить его в практических упражнениях игрового характера (горизонтальные линии ведутся – слева направо; вертикальные –сверху вниз).

3)Аналитико-синтетическая деятельность.

Процесс письма подразумевает умение ребенка проводить анализ и синтез графического образа букв. Старшие дошкольники работают только с печатными буквами.

Игровые упражнения данного направления основаны на анализе и синтезе упрощенных графических изображений, состоящих из знакомых детям элементов (что позволяет ребенку назвать части, из которых состоит рисунок).

Процесс анализа образа букв состоит из умения ребенка определять:

  • количество элементов (сколько элементов составляет букву?);
  • характеристику элементов (какие это элементы?);
  • пространстве6нное расположение элементов в букве.

Педагог готовит образ буквы из бумаги, разрезает его на элементы и просит ребенка воссоздать образ путем составления из элементов.

В игровых упражнениях дети сопоставляют, сравнивают схожие по написанию буквы.

4)Формирование элементарных графических навыков.

Это направление работы включает в себя:

- упражнения в осознанном печатании элементов букв и самих букв (в учебной разлиновке и без нее);

- упражнения,  подготавливающие к написанию элементов школьного шрифта («Клубочки», «Волны»).

Таким образом, готовность ребенка к обучению в школе – это длительный и разносторонний процесс развития речи ребенка, требующий понимания, грамотного подхода и системности в работе педагогов и родителей.


  Наверх