E-mail:
 
Детские творческие конкурсы
 Гайдукова Юлия, 14 лет, "Мудрая"
  Хамето Ева, 13 лет, «Полевые цветы»
 


Календарь

«    Июнь 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930 



Подписаться на рассылку

рассылка

Подписаться



Урукова Ирина Геннадьевна, педагог дополнительного образования

 Урукова Ирина Геннадьевна,

педагог дополнительного образования

МАОУДОД «Городской дворец

творчества детей и молодежи № 1»

Татарстан, г.Набережные Челны

 

Конспект мастер –класса:

«Использование технологии

дифференцированного обучения  на занятиях

по основам  дизайна при изучении темы

«Декоративное оформление объемной формы»

 

Тема: «Использование технологии дифференцированного обучения  на занятиях по основам  дизайна при изучении темы «Декоративное оформление объемной формы».

Цель: Стимулирование творческого роста и уровня профессиональной компетентности

педагогов ДПИ.

Задачи: -ознакомление с методами, приемами, способами, …….

-          развитие творческого потенциала педагогов ДПИ для дальнейшего повышения качества  образовательного процесса,

-          создание положительной мотивации у педагогов  на формирование творческой педагогической деятельности.

Оборудования и материалы: плакат с цитатой для орг.момента, демонстрационные 

схемы««Дифференцированное обучение», «Цель дифференцированного обучения», «Виды декорирования объемных форм», демонстрационные изделия ,конверт с загадками для дидактической игры «Волшебный конверт»,эскизы учащихся , образец  оформления объемной формы, жетоны, «Дерево успешности»,15 наборов с цветными лепестками как показатели успешности, карточки с изображением эмоционального состояния, плакат с цитатой В.А. Сухомлинского, объемные формы для декорирования, ножницы, самоклеющаяся пленка, простые карандаши, пластическая масса, стеки, зубочистки, дощечки для лепки, клей «Момент», природный материал, бижутерия, бусы, стразы, пайетки.    

Содержание мастер- класса:

     I.   Организационный момент.

     II.  Информационная часть:

         1. Сообщение темы мастер- класса, цели и задач.

   2.    Дизайн объемных форм, как составная часть дизайна интерьера.

     III.Практическая часть:

        1.Презентация творческих групп. Виды декорирования объемных форм.

          Демонстрация изделий.

        2.Целевая установка  работы групп. Выполнение декорирования объемных форм.

        3.Объяснение использования методов, приемов дифференцированного подхода в  

            процессе выполнения работы  учащимися  участникам мастер-класса

     IV. Заключительная часть

        1. Коллективный анализ.

        2. Рефлексия деятельности.

 

Ход мастер- класса:

     I.   Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие, к нам  пришли гости. Поприветствуем их. Давайте мы друг другу улыбнемся и с добрым настроением под прекрасную музыку начнем наше занятие.

     «Ум и сердце в работу вложи,

     Каждой минутой в труде дорожи».

Эти слова на протяжение всего занятия будут  нас вести к цели.

                                                                                                                                                                                  

    II.Информационная часть.

 «Творец живет в каждом из нас изначально, нужны только определенные условия, чтобы талант воплотился в создаваемых образах и творениях. Дизайн является одним из условий для проявления,  формирования  и развития  творческого потенциала и художественных способностей учащихся. Занятия данным видом деятельности  помогут    ярче воспринять окружающий мир и по-новому взглянуть на обычные вещи.

 Заложенный в детях творческий и интеллектуальный потенциал реализуется наиболее полно, если образовательный процесс построен с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося: возраста, уровня способности, подготовленности.   Такой дифференцированный подход позволяет максимально повысить эффективность результативности образовательного процесса.  Сегодня я хочу поделиться с вами, уважаемые коллеги, опытом  работы в использовании технологии дифференцированного обучения  на занятиях по основам дизайна при изучении темы «Декоративное оформление

объемной формы».

(Демонстрация схемы «Дифференцированное обучение», «Цель дифференцированного обучения»))

  Человек всегда стремился к красоте, к созданию предметов,  несущих эстетическое наслаждение.  Поэтому в современном  обществе  стало актуальным и востребованным новое направление искусства – дизайн. Что же такое дизайн, и какие вопросы он изучает?

- Девочки, вам было дано домашнее задание: найти информацию о дизайне, о его направлениях, об областях деятельности, где широко применяется это направление. Я надеюсь вы справились с ним и сейчас поделитесь с нами этим материалом. Первая группа будет воспроизводить информацию, предоставленную педагогом; вторая группа –информацию, найденную в указанных источниках; третья- по самостоятельно найденным источникам.

 (Учащиеся  излагают  информационный  материал).

-Да, дизайн -это процесс  создания новых предметов, формирование предметной среды. Его цель – гармония, удобство и красота, сочетание вкуса и моды, организация целостной, эстетической среды жизни человека.  Если какая-либо вещь красива – все это хороший дизайн. Трудно назвать область человеческой деятельности, где бы дизайн не нашел себе применение. Как вы уже сказали, многие профессии так прочно  слились с дизайном, что их невозможно отлучить друг от друга – модельеры, разрабатывающие новую одежду, проектировщики мебели, интерьеров и ландшафтных парков, визажисты, декораторы, костюмеры, флористы, дизайнеры печатной продукции и т.д. Как вы думаете, какими качествами должен обладать человек, работающий в данной области, т.е. дизайнер?

(Учащиеся высказывают свое мнение).

-Несомненно, искусство дизайна требует знания законов красоты,  тенденций модных направлений, уметь хорошо рисовать, иметь отличный вкус, видеть и представлять окружающий мир целиком, иметь развитое воображение, находить удобные и красивые решения поставленных задач, вносить новизну и яркость.

    III. Практическая часть:

-Сегодня мы с вами будем выступать в роли дизайнеров и декорировать объемную форму, которая будет элементом оформления интерьера  кафе в морском стиле. Мы с вами попытаемся превратить обычную вещь в произведение, которое будет радовать глаз человека, вызывать положительные эмоции, актуальна в современном интерьере.

 Вы знаете существует несколько видов декорирования объемных форм: плоскостное (с помощью пленки DC-fiх, роспись красками, используя крупу, аппликация из кожи) и рельефное (используя природный материал, бижутерию, драпирование кожи, ткани, используя пластическую массу).

(Демонстрация схем  с видами декоративного оформления объемных форм и изделий, выполненных в разных техниках декорирования).

 - У нас   будут работать три дизайн- студии. Я попрошу каждую творческую студию провести презентацию  своей группы, представить технику, в которой они займутся декором объемной формы, материал, необходимый для работы.

Учащиеся  представляют свои подгруппы:

 -Первая студия называется  декор- студия. Техника, которая будет использоваться в работе: плоское декорирование (аппликация), материал- самоклеющаяся пленка DC-fix. Работа будет выполняться по образцу на заданную тему.

 Вторая студия – арт- студия. Техника, которая будет использоваться в работе: рельефное декорирование (пластическая лепка). Материал, с которым будут работать- пластическая масса. Работа будет  опираться на заранее разработанный учащимися эскиз по заданной теме.

   Третья – креатив- студия. Техника, которая будет использовать в работе: рельефное декорирование (коллаж). Материал- природный материал, бижутерия, самоклеющаяся пленка, пластическая масса и многое другое. Для работы не используется разработанный эскиз.

-Уважаемые гости! Приглашаем вас попробовать себя в качестве дизайнеров в наших творческих группах.

-Спасибо всем группам за свое представление , но прежде чем приступить к практической работе, мы вспомним технику безопасности  .

              Избавит ваш труд от напрасной заботы

              Знание правил безопасной работы.

 И в этом нам поможет игра «Волшебный конверт». В этом конверте находятся зашифрованные  в виде загадок инструменты, необходимые вам сегодня при работе. Каждый участник берет из конверта  загадку. Отгадав ее, вам необходимо рассказать правила техники безопасности при работе с этим инструментом.

 Загадки:

а)  Гость пришел к нам очень странный.

     Он в рубашке деревянной.

     Носом водит по листочку.

     Чертит линии и точки.

     Он помощник главный наш,

     Его имя…КАРАНДАШ.

б) Две стальные ножки

     Бегут по дорожке,

    Делят белую тропинку

    Они на две половинки.

    Проворные помощницы

    А зовут их…НОЖНИЦЫ.

в) Волшебная водица

     В пузырьках храниться.

    Два листочка сложим вместе,

    Капля жидкости чудесной

    Нанесем на них смелей.

    Их скрепит навечно …КЛЕЙ.

г) Я могу стать, чем угодно,

    Все зависит лишь от вас:

    Статуэткой, рамкой модной,

    Сувениром- экстра класс.

    Только помните, при этом-

    В рот меня не надо класть,

    И ронять под табуретку,

    И в карманы про запас.

    А в целом очень безопасна

    Прекрасная… ПЛАСТИЧЕСКАЯ МАССА

д) Когда меня берете в руки,

    Запомните совет простой:

    Большой не надо тут науки,

    Предмет не очень дорогой,

    Но при умелом обращенье

    Вернее друга не сыскать,

    Что надо срезать я сумею,

    Что надо- то отковырять.

    А вот махать мной, словно палкой,

    И ковыряться мной в носу

    Или бросать вдруг, где попало-

    не надо, не перенесу.

    Такой вот детям дал совет,

    Помощник верный,

    Просто…СТЕК.

е) Мы вам поможем создавать шедевры,

    Но только вы, пожалуйста, учтите,

    Чтоб нас не собирать, терзая нервы,

    В коробочке отдельной нас храните.

    Пример берите со своей бабуси.
    Премного благодарны. Ваши…БУСЫ.

ж) Веревочки, шишки, скорлупки, орешки,

     Пшено и овес, и засохший подснежник.

     Все хрупко и тонко, рассыпаться может,

     Работайте с нами, друзья осторожно.

     Мы в творчестве вашем поможем немало.

     Зовут нас …ПРИРОДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.

з) Я современный, яркий и удобный,

    Прекрасный для отделки материал,

    Приклеится могу я где угодно,

    Внимательнее будь. Ваш …АРАКАЛ.

 ( Учащиеся приступают к самостоятельной практической работе).

-Уважаемые, коллеги! Каждая группа занимается разным видом деятельности. При работе с этими группами я ставлю разные задачи, применяю различные методы и приемы.

  Учащиеся декор- студии выполняют работу на репродуктивном уровне, деятельность учащихся направлена на выполнение действий по образцу.  При работе с этой группой я ставлю задачу: перевести умение учащихся в разряд навыков. Для эффективности процесса обучения я применяю такие приемы: объяснение, показ действия, решение заданий по образцу. При  работе  в данной группе я постоянно использую методы стимулирования: одобрительные  поощрения, показ положительных примеров и моментов, вовлечение в интересную работу, похвала. Это  помогает учащимся осознать свои достоинства и недостатки, повысить уверенность и самооценку.                                                                        

  Учащиеся  арт- студии работают на эврестическом уровне. Они выполняют задачу пошагово, осуществляя поэтапно шаги поиска решения поставленной задачи: разрабатывают эскиз, а затем его решает практически, применяя творчество и самостоятельность. В работе с данной группой я ставлю задачу: обучение учащихся элементам творческой деятельности. Для достижения данной цели я применяю множество приемов: первоначально даю легкие, доступные творческие задания; раскрываю личностную значимость изучаемого и сделанного; признаю и поощряю множество решений поставленной задачи; не подчеркиваю чувство вины после совершения ошибки, повышаю значение ответа или решения задачи, даже ошибочного, ищу в них рациональное зерно. Применяю для реализации поставленной цели     такие приемы: эвристическая беседа, самостоятельная работа с элементами творчества. Этот метод формирует умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца. На данном уровне продуктивной деятельности формируется творческая личность учащихся. Постоянный поиск новых решений, обобщение и систематизация полученных знаний, перенос их в совершенно нестандартные ситуации делают учащихся более гибкими, мобильными, вырабатывают умения, навыки, и потребности самообразования.

 Учащиеся креатив- студии работают на исследовательском уровне. Учащимся  предлагаются различные материалы, самостоятельный выбор темы и способа декорирования. Изучая свойства материалов, реализуя новые творческие идеи  в ходе работы, учащиеся выходят на  исследовательскую деятельность. Цель работы с данной группой: целенаправленное обучение  и развитие черт творческой, поисковой деятельности, формирование творческой личности. Для эффективной реализации образовательной программы и развития творческих способностей я применяю такие приемы: постановка исследовательских заданий, самостоятельное решение поставленных задач, консультации, анализ и т.д. Для  того, чтобы обеспечить каждому воспитаннику самые благоприятные условия для проявления его способностей, умений, творчества в этой группе я создаю ситуацию успеха и внушаю уверенность в своих творческих способностях, всячески поощряю и стимулирую у учащихся самостоятельный выбор наиболее приемлемых для них способов решения поставленной задачи, не только оцениваю конечный результат, но и формирую самоконтроль самого процесса обучения, активизирую рефлексию мышления.

      Такой дифференцированный подход в обучении позволяет разнообразить деятельность учащихся и дает им возможность выбрать, приемлемый для них вид деятельности с учетом своих интересов , способностей и вселить уверенность в свои силы. Я не навязываю свои требования, а всего лишь предлагаю, помогаю сделать выбор и реализовать его. Такой подход позволяет мне зародить в каждом ребенке зерно творчества и с любовью, интересом, желанием проращивать его, закрепляя ЗУН, которые в дальнейшем переродиться в творческие проекты. При этом на занятиях осуществляется личностно- ориентированный подход к каждому ребенку.

     Любая деятельность осуществляется  более эффективно и дает качественные результаты, если при этом существуют сильные мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать трудности, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. Поэтому я на своих занятиях широко применяю методы  мотивации, стимулирования и поощрения. Это позволяет ребенку осознавать свою значимость, свои достоинства.

  Динамическая пауза.

 Игра «Корабль»

 -Представьте, что мы попали на корабль. И капитан решил проверить вашу выносливость и внимательность. В обязанность моряка входит: подниматься на мачту, расправлять паруса, драить палубу. Эти задания капитан дает, показывая их движениями рук. « Руки вверх»- подняться на мачту, «руки по бокам перпендикулярно туловищу»- расправить паруса, «руки вниз, присесть»- драить палубу. Еще он все действия озвучивает: «мачта», «парус», «палуба» .Но часто капитан путает движения со словами. Вы должны быть внимательными выполнять точно действия, слушая слова. Побеждает тот, кто ни разу не ошибся.

(Учащиеся продолжают практическую работу)

   IV. Заключительная часть

  В конце занятия проводится рефлексия. Учащиеся самостоятельно оценивают

результаты своей деятельности и работы товарищей, отмечая положительные стороны и недоработки. При этом я применяю метод самооценки, самоконтроля, самоанализа учащимися работ, своей  деятельности. Этот метод контроля позволяет учащимся осознавать и осмыслять собственные действия, понимать, что является причиной успеха или неудачи, уметь оценивать результаты своей деятельности и уметь находить самостоятельно пути коррекции своих  недоработок, неудач.

-Наше занятие постепенно подходит к своему завершению, и  сейчас я предлагаю оценить наши работы. Но оценку и рекомендации вы будете давать сами. Для этого мы организуем вернисаж работ, где каждый сможет примерить на себя роль эксперта. У каждого из вас на столе находятся  жетоны, дающие право голоса. Ими вы  отдаете свое предпочтение понравившейся работе, выполненной участником своей творческой студии.

 (Учащиеся выбирают понравившиеся работы и комментируют свой выбор)

 - Как вы считаете, удалось ли сегодня решить поставленную задачу: декоративно  оформить объемную форму? Что вызвало у вас трудность? Что больше всего понравилось? Понравилась ли вам сегодняшняя тема занятия, вы получили для себя что-то новое?Выскажите пожалуйста, свое мнения с помощью «дерева успешности», которое находится на стенде и набора с цветными  листиками, цвет которых будет служить показателем успешности занятия, продуктивности вашей работы, находящийся у вас на столах (красный – отлично,желтый– хорошо, зеленый – нужно еще поработать).

   Завершая наше занятие, я хочу обратиться к коллегам. Для того чтобы наши воспитанники становились творческими, самостоятельными личностями, мы педагоги должны постоянно самосовершенствоваться, сами становиться исследователями, способными к непрерывной инновационной деятельности, а, следовательно, к творческому саморазвитию. Ведь успехи наших воспитанников, пусть они иногда бывают совсем маленькими, всегда должны служить для педагога стимулом  к  успешной педагогической деятельности. При этом педагог  так же должен иметь в виду, что необходимо создавать педагогические условия для реализации учащимися своего потенциала:  расширение зоны возможностей для самопознания, самоопределения, самоуправления и саморазвития.

   Я также попрошу коллег, дать оценку Мастер- классу, в котором вы сегодня принимали участие. Перед вами находятся красный  жетончик, с помощью которого вы сможете выразить свои чувства, которые появились у вас после просмотра  Мастер- класса. Положите этот жетон около той карточки с изображением эмоционального состояния, которое соответствует вашему:

- я в восторге, получила великолепный опыт Мастера. Мне захотелось поделиться своим опытом;               

- получила удовольствие. На Мастер- классе мне были созданы условия для деятельности;

- чувствую радость. Мастер- класс педагога ДО подтолкнул меня к сотрудничеству с коллегами. Полученный материал поможет мне повысить уровень знаний;

- чувство огорчения от Мастер- класса. Не смогла увидеть ничего нового.

   Я хочу завершить нашу встречу словами В.А.Сухомлинского: «Творчество- это деятельность, в которой раскрывается духовный мир личности, это своеобразный магнит, который притягивает человека к человеку.» Мне хотелось бы поблагодарить девочек, которые сегодня помогали нам, гостей за то, что приняли участие работе и всех тех, кто помогал мне в подготовке. Всего вам доброго!..

 

  Наверх