Цурикова Ирина Валентиновна,
учитель начальных классов,
ГБОУ РОЦ № 76,
г. Москва
Мероприятие, посвященное 250-летию со дня рождения И. А. Крылова
(Оформление: выставка книг с баснями И. А. Крылова, выставка детских рисунков с иллюстрациями к басням, на интерактивной доске изображение памятника Крылову. Можно на уроках технологии сделать аппликации или слепить героев басен. На мероприятие приглашаются команды учащихся вторых классов.)
Ведущий 1:
Викторина будет снова,
Вспомним басни мы Крылова.
Разобрать, понять их суть
Предстоит. Ну что же, в путь!
Ведущий 2:
Пусть вовсю кипит работа.
Сильней соревнование.
Успех решает не судьба,
А только ваши знания!
Ведущий 3:
В этом месяце мы отмечаем юбилей И. А. Крылова – 250 лет со дня рождения замечательного баснописца.
Родился Иван Андреевич Крылов 13 февраля 1769 г. В г. Москве, в семье бедного дворянина. Жизнь Крылова сложилась так, что ему не пришлось даже учиться в школе. Но стремления к образованию у него было настолько сильным, что он самоучкой овладел итальянским и французским языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком. Его творческое наследие составляют трагедии, комедии и 236 басен, собранных в 9-ти книгах.
Ведущий 4:
И сегодня у нас конкурсная викторина «По страницам басен Крылова».
- I. Ведущий 1: Итак, начинаем игру! Каждая команда должна выбрать себе название и девиз. (После представления команд, представляют жюри).
Первый наш конкурс – «Разминка».
1) Из каких двух частей состоит басня? (1-основное повествование, 2- мораль)
2) Что такое мораль? (нравоучительный вывод)
3) Героиня басни "Квартет". (Мартышка)
4) Героиня, которая увидела свой образ в зеркале. (Обезьяна)
5) Кто без драки "хочет попасть в большие забияки"? (Моська)
6) У кого к зиме "был готов и стол, и дом"? (Муравей)
7) Кто восхвалял Петуха, "не боясь греха"? (Кукушка)
8) Любимое блюдо Демьяна. (Уха)
9) Один из героев басни, которые "везти с поклажей воз взялись". (Лебедь)
10) Кто остался без обеда благодаря своей глупости. (Ворона)
- II. Ведущий 2: Следующий конкурс: «Крылатые выражения».
Каждой команде нужно собрать крылатые выражения из кусочков фраз. (Команды получают по три фразы.)
- А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь.
- Ворона каркнула во все воронье горло.
- А воз и ныне там.
- Знать, она сильна, что лает на Слона.
- Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?
- Хоть видит око, да зуб неймёт.
III. Ведущий 3: Объявляется следующий конкурс: «А ларчик просто открывался».
Вам, уважаемые участники, будут предложены отрывки из басен, по которым предстоит определить их название.
- Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,
Тихохонько Медведя толк ногой:
«Смотри-ка,— говорит,— кум милый мой!
Что это там за рожа?... (Зеркало и обезьяна)
2. Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза…(Стрекоза и Муравей) - Проказница Мартышка, Осел, Козел, Да косолапый Мишка
Достали ноты, баса, альта, две Скрипки -
И сели на лужок под липки,-
Пленять своим искусством свет… (Квартет)
- По улицам Слона водили,
Как видно, напоказ.
Известно, что Слоны в диковинку у нас… (Слон и Моська)
- Однажды Лебедь, Рак и Щука,
Везти с поклажей воз взялись.
И вместе трое все в него впряглись… (Лебедь, Рак и Щука)
- "Как, милый Петушок, поешь ты громко, важно!" -
"А ты, Кукушечка, мой свет,
Как тянешь плавно и протяжно:
Во всем лесу у нас такой певицы нет!"… (Кукушка и петух) - IV. Ведущий 4: Следующий наш конкурс называется«Черный ящик».
Командам предстоит узнать, что за предмет лежит в ящике и из какой басни.
- С помощью этого предмета можно было увидеть «что там за рожа» (ЗЕРКАЛО).
- В ящике лежит предмет, которого героиня достала с полдюжины. (ОЧКИ).
- Фрукт, которым хотела полакомиться лисица. (ВИНОГРАД)
- V. Ведущий 1: Следующий наш конкурс называется «Квартет».
Сейчас каждой команде нужно будет вспомнить басню «Квартет» и жюри определит кто годится в музыканты, а кто нет.
Ведущий раздает музыкальные инструменты:
- Карамбасы /детские погремушки/;
- Бумс /бубен/;
- Труля – ля-ля /свистулька/;
- Стук – стук /деревянные ложки/.
Ваша задача на этих инструментах сыграть мелодию песен: «Жили у бабуси два весёлых гуся», «В лесу родилась елочка».
- VI. Ведущий 2: Конкурс "Путаница". Отгадайте, что здесь перепутано?
- «Плутовка к берегу на цыпочках подходит, вертит хвостом, с кукушки глаз не сводит».
Надо: «к дереву подходит, с вороны глаз не сводит».
- «Как, милый Кочеток, поешь ты громко, важно!»
Надо: «Петушок».
- «Попрыгунья Стрекоза зиму красную пропела».
Надо: «Лето красное».
- «Ворона гавкнула во все воронье горло».
Надо: «Ворона каркнула».
- «Мартышка к старости слаба ушами стала».
Надо: «Глазами».
- «Соседка, перестань срамиться" – ей бабка говорит».
Надо: «Шавка говорит».
VII. Ведущий 3:
Вот и подошли наши конкурсы к завершению. Давайте подведем итоги. А пока наше жюри совещается, предлагаем вам посмотреть мультфильм «Ворона и Лисица».
Жюри объявляет победителей. Награждение команд.
Ведущий 4:
Кто не слышал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессменные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова!