Абазова Эльмира Фаритовна,
педагог дополнительного образования,
детское творческое объединение «Волшебная паутинка»,
ГБОУ СОШ №5 «ОЦ» г. Новокуйбышевска
структурное подразделение,
«Центр детского творчества «Умелец»
Мониторинг
по прикладному циклу
в программе дополнительного образования
На современном этапе в программе кружка по дополнительному обрзованию предполагается в большом объёме творческую деятельность. Занятия художественно- прикладной деятельностью, знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально – творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на активное участие в конкурсах. Моя программа детского творческого объединения «Волшебная паутинка»
рассчитана на 3 года по 108 часов в год возраст детей от 6–17 лет работает 4 года .
Данная программа является программой дополнительного образования составной частью концепции развития ЦДТ «Умелец» г. Новокуйбышевска, имеет художественно-эстетическую направленность. Программа детского объединения «Волшебная паутинка» дает возможность каждому ребенку обучаться исходя из его интересов и желаний.
Занятия в детском объединении не только сочетают различные виды практической работы по изготовлению поделок, но и открывают детям прекрасный мир народного искусства, который несет в себе многовековые представления о красоте и гармонии.
Изготовление поделок имеет большое воспитательное значение. Правильно поставленный педагогический процесс вырабатывает у детей чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других.
Но нельзя не вести мониторинг для достижения успеха. И проверки усвоения знаний не только по отработанным навыкам без которых нельзя выполнить красивую качественную работу, но и знания на конструировании , построения чертежей , истории возникновения рукоделия , и конечно правила по техники безопасности , цветоведению ,материаловедению ,знания инструментов и способы их применения. К сожалению, найти нужную диагностику по прикладному циклу, отвечающую современным требованиям где было бы видно развитие каждого ребёнка мне не удалось . Мне пришлось опираясь на тесты по начальной школы разработать диагностические задания . На занятиях по декоративно – прикладного творчества «Волшебная паутинка» работаю в трёх направлениях: бисероплетение, квиллинг и изонить. По каждому виду рукоделия свой блок диагностические задания . Тесты состоят из блоков так как принято в школах . Я разработала диагностику где видно усвоение материала: теоретического, интеллектуального и практического . и можно пользоваться на входящем, промежуточном и заключительном этапе.
Я предлагаю вашему вниманию мониторинг по квиллингу.
в)___ мыть руки с мылом после работы с клеем;
г)___ беречь глаза, лицо и одежду от попадания клея;
д)___ тереть глаза руками во время работы с клеем.
- 1. Отметьте правильное утверждение.
Смазывать детали клеем следует, разложив их:
а)___ на изнаночной стороне цветной бумаги;
б)___ на клеенке или газете;
в)___ на подкладном листе;
г)___ на руке;
- 2. Отметьте правильные утверждения.
Безопасность работы с ножницами требует:
а)___ Передавать ножницы, держа их за кольца;
б)___ Передавать ножницы кольцами вперед;
в)___ Держать ножницы острыми концами вверх;
г)___ Во время работы беречь пальцы левой руки;
д)___ После работы ножницы раскрыть и положить на стол;
е)___ Хранить ножницы в футляре;
ж)___ хранить ножницы в папке с цветной бумагой.
- 3. Определите стрелками понятие и его определение.
Понятие: Определение:
Аппликация 1.а) упорядоченное сочетание повторяющихся элементов;
Орнамент 2.б) способ оформления изделий путем изготовления рисунка из кусочков плоских материалов;
Силуэт 3. в) одноцветное плоское изображения предмета на фоне другого цвета.
- 4. Укажите цифрами технологическую последовательность выполнения аппликации в технике квиллинг:
а)___ выполнить форму;
б)___ нарезать полоски;
в)___ приклеить;
г)___ разложить на основе детали квиллинга;
д___ смазать формы клеем;
е)___ высушить под прессом.
- Каждому свойству материала, предложенному в левом столбце, подберите противоположное по смыслу из правого. Соедините их стрелками.
Сминаемость 1. а) гладкость поверхности;
Сгибаемость 2. б) прочность;
Хрупкость 3. в) жесткость;
Шероховатость 4. г) гигроскопичность;
Влагонепроницаемость 5. д) упругость.
Практические задания.
- 1. Выполнить основные формы в технике квиллинг.
Техническое задание: выполнить основные формы в технике квиллинг (плотный рулончик, капля, разреженный круг).
- Составить открытку из выполненных форм
Методика определения результатов знаний и практических умений.
Цель: Определить уровень сформированности знаний и практических умений на каждого обучающегося.
Инструкция:
1. Каждый ученик получает лист с напечатанным тестом заданий. В верхнем углу листа пишет свою фамилию и номер группы.
2. Перед началом работы педагог инструктирует детей: «Сначала прочитайте текст задания, затем – каждый из предложенных ответов. Если в задании требуется выбрать один или несколько правильных ответов, найдите их в списке вариантов и отметьте знаком «+». Если требуется определить последовательность, то проставьте цифры в нужном порядке у каждого выбранного вами ответа, если требуется установить соответствие – покажите стрелками.
3. На выполнение каждого задания отводиться не более 4 минут. Учащиеся приступают к выполнению заданий одновременно и заканчивают работу не позже истечения отведенного на выполнение всех заданий времени.
4. На выполнение практического задания отводится 10 минут.
5. Детям предлагается 10 заданий на проверку знаний и 1-2 практических заданий по изученной теме.
6. Каждый верный ответ оценивается в 10 баллов. Педагог подсчитывает количество верных ответов и умножает на десять, получая результат тестирования в процентах.
7. На основе полученных результатов составляется сводная таблица и строится диаграмма.
8. При выполнении практической работы учитываются следующие критерии усвоения умений и навыков:
- соблюдение последовательности технологических операций;
- качество и аккуратность выполнения изделия;
-соблюдение правил безопасности труда и требований гигиены;
- норма времени
Если практическая работа не отвечает предъявленным требованиям, то она признается не выполненной.
Ответы к тестовым заданиям для проверке знаний.
- в)
- ж)
- г)
- а), б), в), е)
- а), в), г)
- б)
- б), г), е)
- 1.б), 2.а), 3.в)
- 1.б), 2.а), 3.г), 4.д), 5.в), 6.е)
- 1д), 2.в), 3.б), 4.а), 5.г)