E-mail:
 
Детские творческие конкурсы
  Хамето Ева, 13 лет, «Полевые цветы»
 Гайдукова Юлия, 14 лет, "Мудрая"
 


Календарь

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 



Подписаться на рассылку

рассылка

Подписаться



Тарасова Ольга Викторовна, педагог дополнительного образования

 Тарасова Ольга Викторовна,
педагог дополнительного образования,
МБОУ ДОД дом детского творчества № 2,
Московская область, Наро-Фоминский р-н, г. Верея

Сценарий праздника

русских народных ремесел

"Льняница"

[thumb]http://malenkajastrana.ru/uploads/posts/2015-05/1430968521_kpkup.jpg[/thumb

Цель:        

Приобщение обучающихся к традициям русских народных праздников.

Задачи:  

-создать условия для формирования интереса к русским народным ремеслам,   фольклору;

-развить творческие способности воспитанников;

-создать условия для сотрудничества,общения,сотворчества: педагог – обучающиеся - родители.

Оборудование:

- кукла Параскева; сувениры; сундук; льняные изделия; карточки с названием ремёсел, предметов быта; лапоть; 2 стула; полоски ткани и ленточки для бантика; 2 клубка ниток; вязальные спицы;вязаные вещи; книжка – раскладушка с текстом и фотографиями процесса обработки льна; ноутбук; флэшкарта с музыкой.

Ход праздника.

Ведущий:

- Здравствуйте, гости дорогие, желанные, долгожданные…

С древних пор на Руси 27 октября почитали как день памяти святой великомученицы Параскевы, именуемой Пятницей, хотя не всегда этот день приходится на пятницу. Праздник святой Параскевы связан с покровительством женщин и всего женского пространства: материнства, семьи, дома, ремёсел. Именно женщина – хранительница традиций русского народа. Она может вязать, шить, залатать прореху, красиво вышить, обустроить домашний очаг. Параскеву  почитали, как великую труженицу, её называли также Параскева – Льняница(процесс старинной ручной обработкти льна показан в книжке – раскладушке).

Вот и к нам  она сегодня пришла не с пустыми руками (рядом стоит сундук с экспонатами ремёсел). Загадывает загадку о веретене, достаёт из сундука гребень, веретено, прялку,показывает. Рассказывает о предметах из сундука, которые нужны для ручного прядения. Демонстрация вещей.

 Ручные гребни существовали для расчёсывания волокон, которые скручивались при помощи веретена и прялись на прялке. Ручное прядение известно давно, оно распространено везде, кроме Крайнего Севера, где носили меховые одежды. (Показывает изображение ткацкого станка, загадывает о нём загадку.

Ткацкий станок – одно из наиболее древних орудий труда человека.

Ткачество – одно из самых древних ремёсел. Для ткачества широко использовали лён. Приходилось немало потрудиться, прежде чем лен превращался из растения в полотно – его пололи, дёргали, стлали, трепали, чесали, пряли, ткали. Псковский лён славился во всей Европе – его называли «Русским шёлком»… (Проводится игра «Весёлая ткачиха»).

Вопрос присутствующим – что делали изо льна? (простыни, скатерти, полотенца, рубахи).

Проведение игры «Длинная коса».

Участники игры (детские команды) должны быстрее заплести косичку, из заготовленных  заранее полос материала, и украсить косу бантом. Взрослые участники игры расплетают  косу: чем крепче коса заплетена,  тем труднее ее расплести.

Указания к проведению: играют 3 детские команды по 3 человека, и 3 команды взрослых  по 2 человека. Самое главное - аккуратность, темп. В этой игре у детей развиваются навыки плетения, внимание, память.

Конкурс загадок:

Чем больше я верчусь, тем больше я толстею. (Веретено)

Ногам тревога, по животу дорога, а на коленях ярмарка. (Ткацкий станок)

Паренек синеглаз, нам рубашки припас. (Лён)

Маленький, кругленький, а за хвост не поднять. (Клубок ниток)

Две веселые сестрицы на все руки мастерицы:                                                                               Сделают из ниточки носки и рукавички. (Спицы вязальные)

Быстрая, блестящая, мастерица настоящая, за труд не требует наград, весь мир ее обновкам рад. (Иголка)

Ведущий:   Ремесло в России появилось в конце 18 века, старшие ткали или пряли, а те, кто помоложе, вязали. Главное орудие вязальщиц – это спицы, крючок и руки, которые обеспечивали всю семью тёплыми вещами.

Проведение игры «Размотай клубок».

Несколько клубков ниток, при разматывании которых под весёлую музыку ребята находят сюрприз, спрятанный в клубке (например, конфетку).                                                        

Игра развивает координацию и мелкие группы мышц.

Проведение игры «Я по горенке шла» (см.Приложение).

Ведущий:  Кто – то пусть скороговорит, остальных прошу молчать,  

                       Приз получит только тот, кто два раза без запинки

                       Фразу вслух произнесёт.

 

Скороговорки: 

-  Сшит колпак, да не по – колпаковски.   

– Ткёт ткач ткани на платки Тане.                                                                                    

– Пекарь Пётр пёк пироги.                                                        

– Раз дрова, два дрова, три дрова.

Ведущий:  Конкурс пословиц. Я начинаю, вы – продолжаете:

- длинная нитка,  ленивая швея;

- за всякое дело берись умело;

- штопай дыру, пока не велика;

- каков мастер, такого и дело;

- семь раз отмерь, один раз отрежь;

- поспешишь - людей насмешишь;

- делу время - потехе час.

(Ведущий показывает лапти и спрашивает у присутствующих из какого материала они сплетены?)

Плетение лаптей – одно из самых древних и необходимых крестьянских дел, заранее готовили бересту, лыко, колодку по размеру ноги и плели из бересты лапти, а чтобы лапти дольше носились, вплетали лыко.

Лапти плесть – раз в сутки есть, а старые ковырять – с голоду умирать.

Проведение игры «У кого лапоть, тот поёт и пляшет».

Все желающие встают в круг. Лапоть под весёлую музыку передают из рук в руки. Музыка  прекращается, а у кого в руках остался лапоть, тому ведущий даёт текст частушки и предлагает её пропеть.  (Игра на ловкость, быстроту реакции).                                                                       

 Частушки:

-Мы веселые ребята интересно все живем,                                                                          

Про народные ремесла вам частушки пропоем.

-Дайте лен,дайте лен,дайте 40 веретен.                                              

Стану прясть –попрядывать,на дружка поглядывать.

-Шила милому рубаху вышла рукавица,                                                                                        Посмотри мой дорогой ,какая мастерица.

-Моя прялка не прядет,колесо не вертится,                                                                            

Что-то милый не идет видно долго сердится.

-Шила,шила сарафан,исколола пальчики,                                                                         

А надела сарафан – за мной гурьбою мальчики.

-Сидит заяц на осине плетет лапти вечерком,                                                                     

Чтобы наши грибники не ходили босяком.

-А у нас милашка Дашка, рукодельная была,                                                                      

В решето коров доила, кочергой полы мела.

Ведущий:

Параскева – Льняница, Параскева – Пятница, Параскева – бабья заступница.

Параскева – бабья доля, не обойди мой дом,

Моё житьё погляди, справно ли, крепко ли?

И завершается праздник песней «Ты удайся, удайся, ленок!»            

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1.Арбат Ю.А. Народное декоративное искусство. М. 2ОО3.

2..Беловский Л.В. Типология русского народного костюма, М.1998.

3.Комарова С. Кукольные люди, СПБ.1999.

4.Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма.

5.Назарова К.Н. Русский сувенир. М.1996.

6.Шпикалов А. Русская игрушка. М.1999.

Приложение

Игра «Весёлая ткачиха»

По считалочке выбирают два «челнока», остальные дети делятся на две стенки – это ткацкий станок.. Взявшись под руки, стенки ходят навстречу друг другу одновременно, т.е. ритмично сходятся и расходятся со словами:

Я весёлая ткачиха, хорошо умею ткать

Пинч – понч, клёпу – клёпу, хорошо умею ткать.

Челноки стоят на противоположных концах стенок и пробегают между стенками навстречу друг другу, меняясь местами, когда образуется просвет, т.е. когда стенки расходятся. Темп постепенно убыстряется и челночкам остаётся всё меньше времени, чтобы успеть пробежать, и наконец они оказываются «затканными» в станке, т.е. зажатыми между стенок.

Игра «Я по горенке шла»

И грающие берутся за руки, образуя цепочку, поют и ходят змейкой, стараясь к концу песни образовать круг (за этим следит ведущий):

Я по горенке шла, клубок ниток нашла.

Клубок маленький, нитки аленькие.

Клубок катится, нитка тянется.

Клубок доле, доле, доле.

Нитка боле, боле, боле.

Нитка дольше всех.

Перевёртов шесть.

После слов «Перевёртов шесть!» играющие, которые стоят теперь кружком, размыкают руки, хором считают до шести, на кажддый счёт подпрыгивают на месте и поворачиваются в воздухе вокруг себя, не сходя с места.

 

Тарасова Ольга Викторовна, педагог дополнительного образования

 

 

  Наверх