E-mail:
 
Детские творческие конкурсы
  Хамето Ева, 13 лет, «Полевые цветы»
 Гайдукова Юлия, 14 лет, "Мудрая"
 


Календарь

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 



Подписаться на рассылку

рассылка

Подписаться



Аксенова Оксана Ивановна, педагог дополнительного образования

Аксенова Оксана Ивановна,
педагог дополнительного образования,
МБОУ ДОД дом детского творчества № 2,
Московская область, Наро-Фоминский р-н, г. Верея

План – конспект занятия

                 «ПУТЕШЕСТВИЕ В ВОЛШЕБНЫЙ МИР ТЕАТРА»                                        

Аксенова Оксана Ивановна, педагог дополнительного образования                         

Цель: ПРОДОЛЖАТЬ ЗНАКОМИТЬ ДЕТЕЙ С РАЗВИТИЕМ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА; РАЗВИВАТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ РАСШИРЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТЕАТРАЛЬНЫХ ПРОФЕССИЯХ, О ТЕАТРАЛЬНОМ ЗДАНИИ И О ВИДАХ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА.

Задачи:

1.ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ

- Знакомство с искусством театра;

-  История театра в России;

-  Познакомить детей с разновидностями кукольного театра;

- Знакомимся с театральными профессиями;

- Обогащать словарь детей.

 2. РАЗВИВАЮЩАЯ

- Развивать у детей навыки совместной деятельности, чувство общности, творческих способностей, воображение и фантазию

3.ОБУЧАЮЩАЯ

 - Учить театральные термины,

-  Изготавливать самостоятельно куклу перчатку,

-  Перевоплощаться в данную детям роль.

4.ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ

- Воспитывать коммуникативные качества: доброжелательность, дружелюбие, уверенность в себе, чувство коллективного творчества.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА:

Роль, персонаж, драматический, перевоплощение, кукловод кулисы, драма, комедия, гример, декоратор, символ, афиша, кукольный, пальчиковый, занавес, балет опера, декорации, грим, костюм, актер, маска, скоморох, хоровод, оркестровая яма, антракт.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА:

Выразительность, интонация, показ, объяснение, поощрение, помощь.

МЕТОДЫ РАБОТЫ:

Беседа, диалог, обсуждение и дополнение, игра, показ наглядного материала, презентация, слайды, показ изготовления куклы перчатки, викторина.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Экран, диапроектор, маски и персонажи пальчикового театра, настольного театра, перчатки по количеству детей маски – символы драматического театра, костюмы, парики, головные уборы;

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Беседы с детьми о видах искусства, беседа с детьми о видах театра (просмотр презентаций) изготовление с детьми масок персонажей, декорации, костюмы.

                                                            ХОД ЗАНЯТИЯ.

ПЕДАГОГ.

Здравствуйте дети! Сегодня наш зал необычный, в нем много интересного и даже можно сказать волшебного. Тема нашего занятия «Путешествие в волшебный мир театра» Скажите мне, пожалуйста, что такое театр?

(Ответы детей).

ПЕДАГОГ. Взгляните на занавес, что это за маски?

 Ответ детей: театральные символы.

 ПЕДАГОГ.  Правильно. А сейчас взгляните на экран. Как вы думаете что это?

 (На экране показ слайдов театр, сцена, костюм, маска, грим на лице, пантомима, сцена из спектакля, декорация.)

 (Ответы детей, подсказки, дополнения.)

                                                      История театра на Руси

ПЕДАГОГ. Слово ТЕАТР – греческого происхождения. В греческом языке оно означало место для зрелища, да и само зрелище. Театральное искусство возникло очень  давно, в незапамятные времена, на заре человеческой культуры. И развивалось вместе с жизнью самого человечества.

И все же театр рождается для каждого из нас как бы заново. Когда мальчики играют в военные игры, «в космонавтов» - разве это не спектакль, не представление? Если девочки рассаживают своих кукол и ведут с ними длинные разговоры – не свой ли это маленький домашний театр, где у каждого своя роль?

Один из главных элементов театрального искусства – ИГРА. С нее все и началось.

Младенчеством театра стали игры и обряды первобытных народов. В этих играх появились и первые «действующие лица» - добрые и злые силы. Их выражали не люди, а божества, духи, явления природы, смысла которых люди тогда еще не понимали. В играх рождались ДИАЛОГИ.

Местом рождения театра можно считать Древнюю Грецию. Греки подарили миру и новый вид литературы – ДРАМАТУРГИЮ, литературу для сцены.

Интересно, что уже в те далекие времена – 25 столетий назад – театр обратился к важнейшим сторонам жизни, к утверждению высоких чувств и обязанностей человека: честности, благородства, сыновнего долга, товарищества, преданности. Тогда же зазвучала в театре и ненависть к войне, горящее стремление к миру.

А как театр на Русь пришёл?

В середине XVII века русские послы, возвращаясь из-за границы, рассказывали о «театральных действах». На Руси ещё тогда театров не было, только бродячие Скоморохи ходили по городам, устраивали свои представления прямо на улицах, площадях и ярмарках. Скоморохи плясали, шутили со зрителями, пели песенки, разыгрывали шутливые сценки, показывали акробатические номера и дрессированных животных. Скоморохи начали свои выступления на Руси в XI веке, а в 1648 году Алексей Михайлович Романов запретил выступления скоморохов, потому что они изображали умными простых людей и высмеивали глупых бояр, которые издевались над простым народом.

Впервые настоящий театр в России появился в городе Ярославле. Его организовал актёр Фёдор Волков, которого называют отцом русского театра. Кто он и каким он был?

Аксенова Оксана Ивановна, педагог дополнительного образования

          Фёдор Григорьевич Волков — актер, театральный режиссер, драматург, поэт, музыкант, художник. Создал первый постоянный русский театр, и поэтому считается основателем русского театра. 20 февраля 2012 года исполнилось 2803года со дня рождения Фёдора Волкова. Он родился в городе Костроме в купеческой семье. Отец мальчика вскоре умер. Отчим хотел, чтобы мальчик стал купцом и отправил его учиться в Москву, а потом в Петербург. В Петербурге Волков попал на спектакль, который давала иностранная труппа. После этого он ни о чём другом думать не мог, только о театре.

 Переехав в Ярославль, он собирает своих друзей и предлагает им начать ставить спектакли.

 Выступления театра Волкова были очень успешными.

Умер в Москве 4 (15) апреля 1763 (34 года).

Аксенова Оксана Ивановна, педагог дополнительного образования   

Портрет Елизаветы Петровны - российской императрицы (1741-1761 гг.)

Царица Елизавета Петровна, узнав о том, что в Ярославле начал работу русский театр, повелевает Волкову и его актёрам ехать в Петербург. Так, в 1756 году в России начал работу первый русский театр. Волков стал в театре главным актёром. Он играл и комедийные, смешные роли, и трагедии.

(Просмотр презентации «Знакомство с театром»

ПЕДАГОГ. У нас в зале стоит волшебный сундучок, что же там лежит? (подходит к нему открывает.)

Дети так это же волшебные маски и костюмы. Сейчас они не подвижны, но если их одеть на себя они тот час  оживут. (Педагог раздает маски и костюмы детям.)

Итак, заяц у нас трусливый, и быстрый. Медведь неторопливый, тяжелый, большой, смелый. Волк голодный, злой. Лиса хитрая, красивая. Бабочка лёгкая, веселая, порхающая. Скоморох радостный, веселый, смешной. Буратино веселый он не хочет учиться. Кошечка мягкая, пушистая, ласковая, красивая. Крокодил зубастый, страшный. Поросенок Незнающий страха, веселый, беззаботный. Собака сторож, смелая.

А сейчас, мы покажем, как настоящие актеры перевоплощаются и вживаются в заданную роль.

                      (Играет музыка, каждый персонаж выполняет задание.)

ПЕДАГОГ.  Молодцы! Все справились со своею ролью! А сейчас мы узнаем, что же лежит в этом чемоданчике.

                            (подходит к чемоданчику и достает куклу-перчатку.)

ПЕДАГОГ.Что это такое?

(Ответы детей)

ПЕДАГОГ.Правильно, это кукла из кукольного театра, она одевается на руку.

Кукольный театр появился ещё в Древнем Риме. Затем местом его расцвета стала Италия.

Главным героем итальянского театра стал весёлый Пульчинелла. Вскоре кукольный театр распространился по всем странам Европы. Во Франции любимцем зрителей стала кукла Полишинель, французский брат русского Петрушки, в Англии - Панч, в Германии – Касперле, в Польше – Копленяк, в Чехии - Кашпарек, а в России главной куклой стал Петрушка.

Все эти куклы – ближайшие родственники нашего Петрушки. Куклы говорили правду о богатеях, смеялись над ними. Бродячих кукольников запрещали, а они появлялись снова и снова.

Петрушка в театре личность очень известная. Можно сказать, что с него начинался театр. На ярмарках, на улицах древних городов показывали представления скоморохи – бродячие артисты. А Петрушка в то время жил в ящике, который назывался «вертеп». В ящичке том разыгрывались настоящие кукольные спектакли.

Настоящее имя Петрушки – Пётр Иванович Уксусов, и он считается самым древним актёром на Руси. Там, где Петрушка, всегда весело, он никому не даёт скучать. (На экране появляются образцы кукол).

Бывают куклы-марионетки. Они двигаются на нитках или на проволоке, а их водители – артисты находятся за сценой.

Бывают куклы механические и теневые. Во многих театрах куклы могут играть вместе с актёрами.

                      (показывает кукол настольного театра, пальчикового и теневого)

ПЕДАГОГ. Один из самых известных кукольников ХХ века - создатель Государственного академического Центрального театра кукол - Сергей Владимирович Образцов. Он никогда не учился на кукольника - стал первым из лучших.

Сегодня мы с вами возьмем самые обычные перчатки и начнем мастерить самый необычный театр. (Воспитатель раздает десятерым детям по перчатке и показывает образец изготовления куклы веселого человечка, пятерым из них предлагает сделать попугая).

Ну а теперь можем продемонстрировать наши работы.

(Дети показывают свои перчатки)

 ПЕДАГОГ. Сейчас мы с вами тоже сделаем перерыв, антракт, во время которого поиграем.

                         (Ведущий проводит игру «Дождик».

                       Он говорит слова, а дети повторяют все движения за ведущим.)

 Светило в небе солнышко (Руки вверх с растопыренными пальцами)

 Летали воробьи (Машут руками)

 Вдруг набежала туча (Руки над головой в виде круга)

 Упала одна капля на землю (Хлопок ладонью по колену)

 Вторая капля упала на землю (Хлопок ладонью по колену)

 Третья (Хлопок ладонью по колену)

 И зачастил дождик (Бьют ладонями по обеим ногам)

 Вдруг начался ливень (Топают ногами)

 Он становился всё тише и тише (Медленнее топают)

 Наконец затих (Стоят на месте)

 Вновь выглянуло солнышко, распустило лучики (Руки вверх и в стороны)

 Распрямили свои веточки деревья (Потянуться на цыпочках, руки вверх)

 Птички сели на веточки и стали сушить свои пёрышки (Дети садятся на свои места)=

                                               ВИКТОРИНА

ПЕДАГОГ. Садимся на места. А теперь подведем итоги с помощью викторины. Тот, кто будет отвечать на вопросы, получит жетоны, после опроса, подчитав жетоны, мы узнаем знатока театра. И сделаем вывод, было ли интересно вам наше путешествие в волшебный мир театра

                  (Педагог задает вопросы, дети отвечают).

В каком году в России появился театр?

Что такое театр?

Какие есть театры?

Что есть в театре?

Что такое занавес?

Что такое кулисы?

Что такое авансцена?

Что такое задник?

Что такое фойе?

 Что такое антракт?

 Какие театральные профессии вы знаете?

 Чем занимается художник в театре?

 Кто такой гример?

 Кто такой актер?

  Кто управляет куклами?

 Какие виды кукольного театра вы знаете?

 Какой вид кукольного театра, вы сегодня изготавливали?

 (Подсчитываются жетоны. Награждается ценным подарком знаток театра. Остальные получают сладкий приз за участие.)

ПЕДАГОГ. На этом наше занятие окончено. Спасибо за внимание.

 

Аксенова Оксана Ивановна, педагог дополнительного образования

 

 

  Наверх