E-mail:
 
Детские творческие конкурсы
  Хамето Ева, 13 лет, «Полевые цветы»
 Гайдукова Юлия, 14 лет, "Мудрая"
 


Календарь

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 



Подписаться на рассылку

рассылка

Подписаться



Латышева Виктория Николаевна, педагог дополнительного образования

Латышева Виктория Николаевна,

педагог дополнительного образования,
МБОУ ДОД дом детского творчества № 2,
Московская область, Наро-Фоминский р-н, г. Верея

  Интегрированное занятие  

 «Сказочные птицы»

(глина)

Латышева Виктория Николаевна, педагог дополнительного образования

Первый год обучения(6-9 лет): лепка сказочной птицы «Уточка или лебедь».

Второй год обучения (9-12 лет):  лепка  «Жар-птица, павлин, петух»

 Ознакомление с новым материалом «Сказочные птицы» происходит с помощью  отрывков из произведений писателей, репродукций картин знаменитых художников, музыкальных произведений, а также конкурсы , загадки, экспресс-вопросы.

 Занятие проходит в интегрированной форме, то есть путём объединения различных направлений видов деятельности: путешествие в сказку, созерцания произведений изобразительного искусства, погружения в мир музыки, а также беседы на заданную тему  и самостоятельная работа. В занятии присутствует здоровьесберегающая технология-физкультминутка, постоянные переключения, а также включение внимания с помощью вопросов. Перед началом занятия педагог напоминает детям о   технике безопасности и правилах работы с необходимыми инструментами и оборудованием. которые используются детьми . В помещении ,где проводят занятия обязательно заранее проводят влажную уборку и проветривают.

Цель: Более углублённое и подробное знакомство с литературными, художественными и музыкальными произведениями  русских писателей, композиторов и художников путём скульптурного отображения героев этих произведений.

Задачи: Продолжить учить детей разным способам  лепки : конструктивным, пластическим, рельефным. Познакомить со скульптурным способом  лепки . Уметь передать  образ сказочной птицы, величавую позу, гордый изгиб шеи, корона на голове, красивые разнообразные крылья, веерообразный хвост, украшенные налепами (горошинами, гармошкой). Самостоятельно находить способы  лепки  сказочной птицы, опираясь на умение, полученные ранее. Стекой намечать перышки, крылья, глаза. Воспитывать доброту, интерес к сказкам. Развивать эстетическое отношение к действительности, фантазии и умения творчески преображать формы реального животного мира в условно-декоративные.

Оборудование:  глина, стеки, тряпочки, досочки, скалки, баночки с водой. Книги с изображением птиц, сувениры, игрушки.

Зрительный ряд: иллюстрации фантастических, сказочных птиц в русской деревянной и каменной резьбе, в европейском и восточном искусстве; репродукции картин Врубеля «Царевна-лебедь» и т.д. Рисунки и предметы для игр и конкурсов.

Литературный ряд: иллюстрации и отрывки из сказок А.С. Пушкина, П. Ершова.

Музыкальный ряд: классическая музыка композитора П.И. Чайковского к балету «Лебединое озеро»

Ход  занятия :

Педагог: Мои дорогие художники и скульпторы, сегодня мы с вами совершим необычное путешествие в мир музыки и сказок , в которых  присутствует описание различных птиц , как обычных, живущих с нами рядом, так и чудесных-сказочных

Отгадайте , пожалуйста, загадки:

- Рук нет, а строить умеет. Кто это? (Птица)

- Пусть я птичка-невеличка;

У меня, друзья, привычка –

Как начнутся холода,

Прямо с севера сюда                       (Снегирь)

Маленький мальчишка

В сером армячишке.

По двору шныряет

Крошки собирает                            (Воробей)

Поставить перед детьми в ряд 5-6 картинок с изображениями реальных,о которых загадки, и декоративных птиц.

- Назовите этих птиц?

- Почему одних птиц вы сумели назвать (сороку, снегиря, воробья и др.), а других нет?

- Что это за птицы?

Не названные вами птицы, ребята, придуманы художниками. Их можно назвать сказочными или сказочно-былинными.

– Чем же эти птицы необычны?

– Чем они отличаются от тех птиц, которых мы видим на улице, в парке, в лесу?

Дети описывают сказочных птиц, которых видят на иллюстрациях

-Да это птицы красочные, украшены узорами, у них необычной формы хвосты, крылья, хохолки.

– Найдите и назовите среди обычных реальных птиц таких, у которых художники-сказочники могли для своих, придуманных птиц, позаимствовать и яркую разноцветную окраску, и необычный пышный хвост с узорами ( пример: попугай, павлин, фазан, петух)

– Где вы видели изображения сказочных птиц, кроме книг со сказками?

Ответы детей.

-Да, верно в разных узорах: вышивках, коврах, в узорах на коробках с конфетами, на посуде и т. д.( показать 2,3 таких предмета) В узорах таких птиц называют декоративными.

- Давайте, ребята, сейчас мы вспомним образы сказочных птиц?

Ответы детей.

«Финист - ясный сокол»; «Хроменькая уточка»; «Иван Царевич и серый волк»; А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке»; Царевна Лебедь «Сказка о царе Салтане»; жар-птица П.Ершова «Конёк-горбунок»; Сова «Вини-Пух и все- все-все»; серены в греческих мифах, волшебные птицы в райском саду древних славян.

-Ребята, во многих  сказках часто рассказывают про жар- птицу.

- Посмотрите на этих сказочных птиц и скажите, есть ли среди них жар- птицы? Покажите их?

- Почему вы решили, что птиц можно назвать жар-птицами?

Ответы детей.

Художники рисуют эту птицу « жаркими цветами » - такими как огонь. Это красный, оранжевый и желтый цвет.

Перья у них красоты несказанной: многоцветные, сверкающие.

- Про какую птицу можно сказать:

гордо изогнув шею, величаво плывёт крупная птица?

Вы знаете, дети, что у Пушкина в « сказке о царе Салтане » Лебедь - это заколдованная царица.

Вспомнили, как А.С.Пушкин описал превращение лебедя в царевну.

«Тут она, взмахнув крылами.

И на берег с высоты Опустилася в кусты.

Встрепенулась, отряхнулась:

И царевной обернулась:

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит;

А сама- то величава,

Выступает, словно пава...»

(1 -2 иллюстрации к сказке)

-А вот как превращение лебедя в царевну показал русский художник Михаил Врубель на картине, которая называется « Царевна-лебедь» (показать)

- Сказка-это удивительный, волшебный мир, в котором происходят самые необыкновенные чудеса и превращения. С давних времен сказки бережно хранились в людской памяти. Они переходили от дедов и бабушек к внукам, а от них - к их внукам. Сказку любили. Её любят и сегодня.

- А вы любите сказки?

Ответы  детей

- А какими словами обычно начинаются сказки?

Дети:- Жили-были старик и старуха...

Любишь ты сказки?

Так слушай, молчи.

Добрая сказка, тёплая,

Только, что из печи.

В сказках, как в жизни,

Земля и небо, солнце и тучи,

Добро и зло.

Добрую сказку помню с детства,

Хочу, чтобы сказку узнал и ты

И заронило зерно доброты.

Конкурс «Узнай предмет»

(назвать имя героя сказки, которому принадлежит этот предмет)

Горошина («Принцесса на горошине»)

Скорлупа грецкого ореха( «Дюймовочка»)

Золотой ключик ( «Буратино»)

Корзинка с подснежниками («Падчерица-12 месяцев»)

Зонтик ( «Оле - Лукойе»)

Бумажный кораблик  («Стойкий оловянный солдатик»)

Санки -(«Кай - Снежная королева»)

Перо жар-птицы ( «Ивана - Конёк - горбунок»)

Конкурс, «Из какой это сказки?»

Летела стрела и попала в болото А в том болоте поймал её кто-то,

Кто распростившись с зелёною кожей,

Сделался мигом красивой, пригожей?

                                                         (Царевна-лягушка)

Нет ни речки, ни пруда,

Где воды напиться

Очень вкусная вода

В ямке от копытца

                                    (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка).

Отворили дверь козлята

И пропали все куда-то.

                                                                    (Волк и семеро козлят)

Под окном за пряжу села

Ждать хозяев, а глядела

Всё на яблоко. Оно соку свежего полно.

Так свежо и так душисто,

Так румяно, золотисто.

                                      (Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях)

Конкурс - «Экспресс - вопрос»

Жилище Бабы Яги? (избушка)

Имя мальчика, которого унесли Гуси-лебеди? (Иванушка)

Второе название скатерти? (самобранка)

Кто из обитателей болот стал женой царевича? (лягушка)

Аппарат, в котором Баба Яга совершает свои полёты? (ступа)

Что потеряла Золушка? ( хрустальный туфель)

Кто смастерил Буратино? ( Папа Карло)

Кого старик неводом вытянул из моря? (Золоту рыбку)

Имя главного героя сказки «По щучьему велению (Емеля)

Сколько голов у Горыныча? (три)

Кого маленькая разбойница дала в помощь Герде? (оленя)

Сколько дней пролежали деньги Буратино на Поле чудес? (Нисколько)

Какие цветы собирала падчерица в сказке «12 месяцев?» (подснежники)

3а что отца Чиполлино посадили в тюрьму? (наступил на мозоль принцу Лимону)

Кто из героев сказки «Золотой ключик» кукла? (Мальвина)

Назовите любимого зверя фрекен Бок? (Матильда)

Кто глотал корабли на море? (Рыба-кит)

3ачем Иван попросил у царя два корыта пшена и заморского вина? (чтобы поймать Жар-птицу)

-Молодцы!

-Вижу пора нам немного размяться.

Физминутка

Мы в сказку к Царь Девице

Собрались в дальний путь.

Летели, плыли, ехали-

Пора и отдохнуть!

Нам в этой сказке встретятся

Жар-птица, конь и кит.

Дорогу к милой Девице

Иван здесь разглядит .

Все любят сказки добрые,

Довольно детвора!

Скорее все за дело, вновь в сказку нам пора.

Итак , сегодня на  занятии  мы будем лепить сказочную птицу. Каждый из вас слепит свою сказочную птицу ,чтобы она была выразительной, красивой и неповторимой. Прежде, чем слепить её, давайте вспомним, какие бывают способы  лепки -  конструктивный, пластический, рельефный, скульптурный.

Конструктивный – изделие вылепливается из отдельных заготовок для частей тела, например: птицы.

Пластический - изделие целиком вылепливается из одной заготовки, путём вытягивания отдельных частей тела той же  птицы.

Рельефная - уплощенная скульптура на глине, стене. Барельеф - часто используют для украшения архитектурных сооружений и в декоративно - прикладном искусстве.

Скульптурный. Если скульптура большая, скульптор пользуется каркасом ( из металлической проволоки, палок и палочек), которые в скульптуре выполняют как бы роль скелета, опорных точек ( лепка  фигуры человека или животного).Сначала скульптор на листе бумаги рисует эскиз той фигуры, которую будет лепить, каркас закрепляет на подставке, облепливает каркас пластическим материалом. Обозримая со всех сторон скульптура круглая. Скульптурный станок позволяет скульптору вертеть свою работу, видеть её с разных сторон.

-Мы отправляемся в мир сказок. А помогут нам в этом наши помощники:  глина , стеки и др. Чтобы наши сказочные птицы получились действительно сказочными и жар - птицы смогли вернуться в сказку, нужно сначала самому превратиться в волшебника. Скажите про себя  волшебные слова "С глиной подружись, в сказку воротись!». Если спокойно, правильно, аккуратно будете пользоваться  глиной , правильно применять приёмы  лепки , работать стеками, то они будут отличными помощниками в вашей увлекательной , волшебной  работе.

-И ещё одним помощником будет для вас музыка. Музыка и песня всегда сопровождали русского человека в его труде. А слепить сказочных, разных птиц - это нелегко. П.И.Чайковский сочинил красивую классическую мелодию к балету «Лебединое озеро» Эта музыка подскажет в каком образе слепить сказочную птицу.

Чтобы слепить например: «Царь Лебедь» или сказочную уточку - делим кусок  глины  на несколько частей. Исходная форма - конусообразная - будет нужна для  лепки  тела, шеи, головы, а другие поменьше - для крыльев (два диска). Соединяем заготовки в единое целое, места соединения заглаживаем, делая переходы плавными, придавая фигуре хорошую позу. Вылепить на голове лебедя небольшую коронку, а крылья и хвост можно украсить налепами или стекой, чтобы сразу было видно, что это сказочная птица. Птице надо придать такую позу, чтобы про неё можно было сказать «величавая»; «гордая»; «красивая», т.е. сделать фигурку лебедя выразительной.

Самостоятельная работа.

В конце  занятия  подвести итог, предложить детям рассказать о работе товарища. Чтобы ребёнок обязательно находил и отличал положительные стороны.

-А чтобы ты посоветовал своему товарищу, чтобы его  Царевна-Лебедь или Жар-птица  была лучше?

Всех вылепленных детьми сказочных птиц поставить на один стол и полюбоваться ими.

-Какие фигурки Лебедей — сказочных птиц можно назвать выразительными и почему? Выделить с детьми работы, в которых сказочная птица изображена гордой, величавой, красивой. Через позу, изгиб шеи, поднятую голову, красиво размахивающие крылья, веерообразный хвост и т. д.

-Молодцы, ребята, все вы прекрасно справились с заданием, ваши сказочные птицы своей красотой порадуют и вас и всех гостей, посетивших нашу выставку!

Уборка рабочих мест. На следующих занятиях расписать сказочных птиц.

  Наверх