E-mail:
 
Детские творческие конкурсы
 Гайдукова Юлия, 14 лет, "Мудрая"
  Хамето Ева, 13 лет, «Полевые цветы»
 


Календарь

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 



Подписаться на рассылку

рассылка

Подписаться



Латышева Виктория Николаевна, педагог дополнительного образования

 Латышева Виктория Николаевна,

педагог дополнительного образования,
МБОУ ДОД дом детского творчества № 2,
Московская область, Наро-Фоминский р-н, г. Верея

Конспект открытого занятия

 по изобразительной деятельности

  «Деревья любуются своим отражением»

Латышева Виктория Николаевна, педагог дополнительного образования

Цель: ознакомление с новыми техниками изображения — монотипией, «по сырому».

Задачи: совершенствовать умение работать гуашевыми красками; развивать творческое воображение; воспитывать интерес к познанию природы; формировать умение анализировать свои поступки.
Оборудование:
-    для педагога– небольшая презентация из картин художников по заданной теме (использование мультимедийного плеера); детские работы по заданной теме; фотографии, где есть изображения деревьев у воды; инструкция по созданию монотипии.
-    для учащихся:  бумага  формат A 4, гуашь, кисти, палитра, губка, вода.
Ход занятия.
 1. Организационный момент:
Приветствие, проверка  готовности к занятию, краткий инструктаж по технике безопасности.
2. Беседа по теме.  
—    Весной всегда бывает много воды. Почему? (Тает снег, идет дождь.) Вам нравится дождь? А лужи? Оказывается в лужах можно разглядывать картинки:

Картинки в лужах
В лужах картинки!
На первой — дом,
Как настоящий,
Только вверх дном.
Вторая картинка.
Небо над ней,
Как настоящее,
Даже синей.
Третья картинка.
Ветка на ней,
Как настоящая,
Но зеленей.
А на четвертой Картинке
я промочил ботинки.

                                      В. Берестов

—    Что это за картинки такие? (Отражения в воде.)   
—    Тема нашего занятия сегодня — «Деревья любуются своим отражением». Где они могут увидеть себя? (В реке, озере, в ручье, большой луже.) Какая река протекает в нашей местности?( Протва.) Сейчас наступила весна, реки освобождаются ото льда, природа просыпается, но деревья ещё стоят без листьев. Скоро всё вокруг раскрасится яркими цветами и оживёт.
—    Посмотрите, как изобразили такие деревья художники. (Обучающимся предлагается рассмотреть репродукции картин художников.)
—    Как называются картины с изображением природы? (Пейзаж.)
—    Что изображается ярче, само дерево или отражение? (Дерево.)
(Далее педагог показывает фотографии деревьев у воды, дети отгадывают название изображенного дерева и описывают его строение.)
—   Какие деревья любят жить у воды? (Ива, черемуха, ольха.)
—   Какой предмет быта напоминает вам гладь воды? (Зеркало.)
—   Как же делают зеркала? На стекло распыляют тонкий слой серебра и заливают специальной краской, стекло должно быть очень хорошо отполировано, чистое. Плохо обработанное стекло искажает предметы до неузнаваемости.
Вы были в комнате смеха? Там в королевстве кривых зеркал поставлены зеркала из неровного стекла. Они так искажают всех, что и себя узнать невозможно – это часто вызывает смех.
Нам нужно изобразить деревья так, чтобы они себя узнали в отражении.
Как это можно сделать? (Дети высказывают свои предположения.) Трудная задача? Решить нашу трудную задачу поможет Мастер Изображения. Он оставил для нас инструкцию но созданию монотипии.

Что же такое монотипия? В общем, монотипия - это техника нетиражного живописного эстампа, печати с одним уникальным отпечатком, дополнительная ценность которого в том, что его совершенно невозможно повторить. Монотипия относится к графическим техникам. За более точным описанием данной техники обратимся к словарным определениям:
Монотипи́я (от моно… и греч. τυπος — отпечаток) — вид печатной графики. Техника монотипии заключается в нанесении красок от руки на идеально гладкую поверхность печатной формы, с последующим печатанием на станке; полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственным, уникальным. В 2000 г. была установлена фрактальная природа значительной части монотипий и введен термин фрактальная (фракта́л (лат. fractus — дроблёный, сломанный, разбитый) — геометрическая фигура, обладающая свойством самоподобия, то есть составленная из нескольких частей, каждая из которых подобна всей фигуре целиком. ) монотипия, которая чаще всего используется при работе с данной техникой.
Фракта́льная моноти́пия (англ. fractal monotypy) — вид фрактальных рисунков, которые получены методом монотипии. То есть при использовании такого способа изображения получаются различные виды фигур, из которых в дальнейшем, если включить воображение, можно получить необыкновенные картины.  
Впервые применил технику монотипии в XVII столетии итальянский художник Джованни Кастильоне. Если кратко описать способ изготовления монотипии, то это делают так: на твердую поверхность наносят краски, сверху помещают лист бумаги и прижимают его к поверхности. На бумаге образуется оттиск с необычными узорами, которые не могут быть повторены художником.
Мы немного упростим нашу задачу. Так как монотипия — способ изображения отпечатыванием, то мы наносим рисунок, нами выбранный, на лист бумаги  формата А 4(верхнюю часть), сложенный пополам, смоченный водой и немного просушенный. Затем нижнюю часть листа, если она подсохла, нужно опять намочить.  Полученное изображение, в верхней  части листа аккуратно прикладываем (путём сложения листа пополам),  к смоченной водой нижней чисти листа, прижимая их. ( Педагог показывает этапы выполнения монотипии, указывает на то, что в работе также используется техника "по сырому".) Рисуя картины «по сырому», хочется отметить, как необычно порой растекается краска, образуя причудливые формы на листе бумаги, из которых получаются загадочные животные, инопланетные пейзажи, морские глубины и просто абстрактные изображения. При смешивании краски для этой техники желательно использовать чистые цвета, чтобы не получилась грязь.
Вам понравился такой способ изображения? Получается и быстро, и красиво. А сейчас попробуйте сами нарисовать дерево с отражением таким способом.

Творческая, практическая деятельность обучающихся.
Этапы работы:

1. Расположить лист по вертикали, согнуть его пополам. Намочить лист бумаги водой. Вода должна немного впитаться в бумажку. В это время можно провести физкультминутку.

а) Игра-песня-физкультминутка: "Если весело живется...".
Если весело живется, хлопай так (хлопки в ладоши)
Если весело живется, хлопай так (хлопки в ладоши)
Если весело живется, мы друг другу улыбнемся
Если весело живется, хлопай так (хлопки в ладоши)
Если весело живется, прыгай так (прыжки на месте)
Если весело живется, прыгай так (прыжки на месте)
Если весело живется, мы друг другу улыбнемся
Если весело живется, прыгай так (прыжки на месте)
Если весело живется, топай так  (потопать ногами)
Если весело живется, топай так  (потопать ногами)
Если весело живется, мы друг другу улыбнемся
Если весело живется, топай так  (потопать ногами)
б) Физкультминутка: «Под горой течёт река…»

Под горой течёт река, (присесть на корточки, показывая руками движение воды)

Там крутые берега. (вставая , показываем руками движения вверх)

Уреки растут деревья, (руки вверх, движения из стороны в сторону)

В синем небе облака. (потягиваясь, разводим руки в стороны)

К нам весна скорей приди, (движения руками к себе)

Ярким солнцем одари. (круговые движения руками)

2.  Нарисовать небо, дерево или деревья в верхней части листа, подбирая для этого нужные по размеру кисти и подхо­дящие цвета.

3.  Если нижняя часть листа недостаточно влажная, намо­чить ее. Сложить лист пополам, чтобы небо с деревом «окуну­лось в воду». Раскрыть лист, подсушить.

4.  Оформить детали.

5.  Итог занятия

Выставка и анализ работ

— Какие интересные работы получились! Все они очень разные. На одних недавно прошел сильный дождь и оставил после себя много больших луж. На других течёт быстрая река. Деревья проснулись от зимнего сна, решили поймать этот мо­мент для того, чтобы полюбоваться своим весенним на­рядом.

(Педагог указывает на более удачные работы, объясняя свой выбор.)

Обобщение темы занятия, подведение итога.

-     Какой способ изображения вы сегодня использовали для работы? (Монотипия.)

-     Как называется техника изображения, когда смачивают лист бумаги? (По сырому.)

-     Деревья любуются своей красотой в воде, а люди - в зер­кале. Что же отражают зеркала? Об этом нам расскажет стихотворение А. Барто «В зеркале»:

Не смотрюсь я в зеркала

-Поважнее есть дела!

Но вдруг одна история

Со мной произошла.

В хоккей играл я во дворе,

Столкнулся со старушкой,

Ну что ж, случается в игре,

- Ее задели клюшкой!

Она словцо и я словцо -

Война у нас в разгаре!

Вдруг вижу в зеркале лицо -

Губастый злющий парень!

Стал в зеркало посматривать

Я вечером и днем,

И каждый раз по-разному

Я отражаюсь в нем.

Хромую кошку приласкал

Случайно на бульваре,

Иду домой мимо зеркал,

Смотрю — красивый парень!

Меняюсь десять раз на дню.

С сестренкой начал я возню.

И мячик отнял силой, Смотрю - я некрасивый!

Нет, отражают зеркала

Не только наши лица, —

И наши мысли и дела

В них могут отразиться.

Анализируя это стихотворение и нашу действительность можно сделать вывод, что окружающие относятся к вам так, как вы относитесь к ним, то есть все поступки, мысли, дела, настроение отражаются на взаимном отношении как в зеркале.

Мы рисовали сегодня пробуждающуюся от зимнего сна природу, которая     своей красотой помогает нам обрести душевное равновесие, спокойствие и радость от новизны, яркости весенних красок. Поэтому мне кажется, что сегодня в зеркальном отражении  мы увидим краси­вых, одухотворённых  детей, потому что все хорошо труди­лись на занятии. Думаю, так будет всегда!                                                          

 Уборка рабочего места. 

Источники.

1. Барто А.Л. «Детям» издательство: Аст, Астрель 2007 г. иллюстратор: Ю.  

    Молоканов.

2. Берестов В.Д. сборник стихов «Весёлое лето» изд. 1982 г.

3. Творческий клуб Тигель tigelclub

4. Живой Журнал художника Валерия Михайловича Сырова (Одесса)

5. http: //syrov.livejournal

6. http: //bookmarks/hottopics167650.html

7. Википедия, свободная энциклопедия.

8. Н. Одноралов "Смешение красок. Основные характеристики и свойства

    цветов" ж-л «Юный Художник» №3 1984 г.

Латышева Виктория Николаевна, педагог дополнительного образования

  Наверх