Тарасова Ольга Викторовна,
педагог дополнительного образования,
МБОУ ДОД дом детского творчества № 2,
Московская область, Наро-Фоминский р-н, г. Верея
Конспект открытого занятия
по бисероплетению
Тема: "Изготовление сувенира «Ящерица»"
Предметная область: бисероплетение.
Тип занятия: комбинированный.
Вид занятия: урок-сказка.
Цель: изготовить сувенир «Ящерица» в технике «параллельное плетение».
Задачи:
Образовательные – обучить технике плетения объемных фигурок на проволоке, умению нанизывать бисер по счету, определять количество бисера в одном элементе, сравнивать результаты сборки со схемой. Знать термины. Познакомить со сказкой П.П. Бажова «Малахитовая шкатулка».
Развивающие задачи: развить художественный вкус, интерес к творческому рукоделию, привить умение с пользой проводить свободное время.
Воспитывающие задачи: формировать трудолюбие, аккуратность, взаимовыручку.
Возраст детей: 8-11 лет.
Методическое оснащение:
Методы обучения:
Словесный метод - беседа, рассказ.
Наглядный метод - наглядные пособия, схемы, модели, показ элементов выполнения сувенира, показ фрагмента мультфильма «Хозяйка Медной Горы», показ фрагмента из серии «Живая природа» с настоящими ящерицами.
Практический метод – выполнение сувенира.
Техническое оснащение: ноутбук, слайды с различными образцами сувенира «ящерица».
Реквизит: малахитовая шкатулка, сувениры ящериц.
Основные источники информации :
Золотарёва Е.Н. – Подарки из бисера. – М.: Айрис-пресс, 2010.- 176с.
Ликсо Л.Н. – Бисер, Минск: Харвест, 2010.- 256с.
Организационно-подготовительный этап. 5 минут
Цель для учащихся – продуктивная работа на занятии.
Цель для педагога – создать условия для продуктивной работы на занятии.
Задачи:
- создать положительный эмоциональный настрой;
- развить воображение и фантазию;
- вызвать интерес к предстоящей учебной деятельности.
Методы работы организации учащихся на начальном этапе занятия:
- методы обучения. Словесный – рассказ, диалог, опираясь на имеющиеся знания детей; объяснение.
Игровой: практический – упражнения, видеомонтаж.
- методы организации познавательной деятельности: фронтальный.
Основной этап.
Изучение нового учебного материала. (30 минут).
Цель для учащихся – выполнить сувенир ранее изученным способом «параллельное плетение».
Цель для педагога – побудить обучающихся детей к активности при выполнении изделия.
Задачи:
- поддержать интерес к освоению новых техник плетения;
- научить выполнять объёмную фигурку ящерицы в определенной последовательности;
- выявить и своевременно исправить затруднения в работе над сувениром;
- развить умение аккуратно работать.
Основные положения нового учебного материала:
- разучивание «Игольчатого плетения»
- плетение деталей и соединение в единое целое;
- умение нанизывать бисер по счету, определять количество бисеринок в одном элементе, сравнивать результаты сборки со схемой.
Закрепление учебного материала. (5 минут).
Цель для учащихся – запомнить последовательность выполнения сувенира.Цель для педагога – создать условия для формирования умений и навыков бисероплетения.
Задачи:
- учить умению взаимодействовать в коллективе;
- развивать умение работать самостоятельно со схемой.
Формы и методы достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала: практические.
Критерии, позволяющие определить степень усвоения учащимися нового учебного материала. Выполнение сувенира без ошибок и аккуратно.
Пути и методы реагирования на ситуации, когда педагог определяет, что некоторые учащиеся не освоили новый учебный материал:
- вернуться к объяснению; - организовать взаимообучение товарищей по группе.
Итоговый этап (5минут).
Цель педагога – оценить деятельность учащихся по конечному результату.
Методы организации: словесные.
Методы оценивания: похвала, одобрение присутствующих на занятии.
Цель для учащихся: осознать удовлетворенность своей деятельностью на занятии.
Цель для педагога: определить степень заинтересованности обучающихся детей.
Методы оценивания: самооценка своей деятельности с помощью эмоций.
Методы стимулирования учебной деятельности в ходе подведения итогов занятия:
- похвала;
- поощрение в виде сладостей.
Ход занятия.
Дети сидят на своих рабочих местах в кабинете бисероплетения. Входит педагог (Хозяйка Медной Горы).
«Здравствуйте, ребята! Сегодня я хочу предложить вам немного пофантазировать и представить, что перед вами стоит не Ольга Викторовна, а Хозяйка Медной Горы. Я рада видеть вас,- юных, талантливых, трудолюбивых, и с радостью передам вам секреты своего мастерства. Сейчас мы отправимся с вами в сказочное путешествие. Хотите попасть в сказку? Тогда всё внимание на волшебный экран».
Мультфильм «Медной Горы Хозяйка». Фрагмент от слов «…только их разморило… до…тьфу ты, чтоб я на ящерке женился!»
«А сейчас я хочу загадать вам загадку:
Бегает среди камней.
Не угонишься за ней.
Ухватил за хвост, но – ах!
Удрала, а хвост в руках.
О ком идет речь? (ответ – ящерка.) Правильно, спасибо. Ящерки – мои слуги. Ящерица – символ мудрости. Хозяйку Медной Горы называют еще малахитницей.»
(Показывает малахитовую шкатулку, открывает ее, вынимает бисерных ящериц – больших и маленьких.)
«В шкатулку я положила не украшения из драгоценных камней, а чудесные, яркие сувениры – ящерки. Сегодня мы будем плести невероятно красивую ящерку. Увидев изображение этого удивительного существа, вы не можете не сплести ее. Посмотрите сами, какое царственное создание!»
(На экране сюжет с живыми ящерицами и сувениры.) Презентация.
(На столах – схемы, бисер, салфетки, проволока, ножницы).
Я очень рада, что вы сегодня пришли, несмотря на хмурую погоду. У меня поэтому хорошее настроение. А у вас? Не очень? Давайте тогда его поднимать, а заодно и руки подготовим к работе, поиграем в нашу любимую игру «Как живешь?»
КАК ЖИВЕШЬ? Вот так!
КАК ПЛЫВЕШЬ? Вот так!
КАК БЕЖИШЬ? Вот так!
ВДАЛЬ ГЛЯДИШЬ Вот так!
ЖДЕШЬ ОБЕД Вот так!
МАШЕШЬ ВСЛЕД Вот так!
НОЧЬЮ СПИШЬ Вот так!
А ШАЛИШЬ Вот так!
«Теперь вы тоже улыбаетесь, и можно начинать занятие. Прошу сесть удобнее, спинки выпрямили, внимание на меня. Рассмотрим фигурку ящерицы. Из каких частей она состоит?» (Ответ: голова, туловище, ноги, хвост.)
«Эта ящерица интересна тем, что она двусторонняя. Выполняется она методом параллельного низания. Туловище состоит из верхней части – спинки и животика. Нечетные ряды – ряды спинки, четные – животика.
Сейчас мы с вами вспомним правила техники безопасности. Ответьте мне, пожалуйста, на такие вопросы:
1.Как мы пользуемся ножницами?
(Ответ: передавать ножницы закрытыми кольцами вперед, не махать ими перед лицом).
2. Какие соблюдать правила при работе с бисером?
Ответ - бисер надо класть на салфетку. Нельзя брать бисер в рот. Брак сыпать отдельно в баночку для брака.
3.Как работать с проволокой?
(Ответ – проволоку не отрезать ножницами, не откусывать зубами).
«Прошу вас запомнить несколько определений. В процессе работы мы будем ими пользоваться.
Раппорт - ритмичное чередование одинаковых элементов в изделии.
Игольчатое плетение – нанизать бисер на проволоку и пройти через бисер в обратном направлении, исключая последнюю бисеринку.
Мне приятно с вами работать, когда вы настроены на плодотворную работу. Я думаю, вы не забыли о порядке и аккуратности на рабочем месте. Мы хотим научиться видеть и создавать красоту; быть добрыми, не жадными, не агрессивными. Уважать взрослых, дружить со сверстниками, оказывать друг другу посильную помощь.
Сейчас я раздам вам схемы плетения ящерицы. Начинаем работу с носика ящерицы. Постоянно сверяемся со схемой. Предлагаю вам голову ящерицы сплести самостоятельно. Желаю вам плодотворной работы».
(Дети выполняют голову ящерицы).
«Молодцы, у вас хорошо получилось. Сейчас я научу вас плести лапки. Посмотрите на схему. Надеваем на проволоку 6 бисеринок, проходим проволокой через 5-ую бисеринку со стороны 6-ой. Затем набираем этой же проволокой 3 бисеринки и проходим назад через две последние. Далее набираем этой же проволокой ещё 2 бисеринки и проходим назад через все первые бисеринки лапки. Продолжайте работу. Плетем другую лапку, затем туловище. И еще одни лапы. Сверяйтесь со схемой.
(Дети плетут туловище с лапками).
Замечательно, ящерки у вас получаются красивыми, симпатичными.
Прошу вас отложить свои работы, сядьте прямо, взгляд на меня.
Итак, зарядка для глаз.
Закройте глаза, а затем медленно откройте глаза, направляя взгляд вдаль. Вновь закройте
глаза, веки плотно сомкните. Повторите 2 – 3 раза.
Отведите зрачок до отказа влево, как будто хотите рассмотреть то, что происходит у вас за спиной. Медленно, как бы с напряжением поверните глаз к потолку, затем до отказа вправо, - поворачиваем зрачок по часовой стрелке. 1 минута - отдых.
Закройте глаза, затем медленно откройте. Смотрите вдаль. Спасибо.
Продолжайте работать. Попрошу посмотреть на экран. (Презентация). Перед нами задача – сплести хвост. А он у ящерицы длинный. Последние 2 пары не имеют пары со стороны животика. По окончании работы скрутите проволоку, лишнее обрежьте и спрячьте в бисеринки ( Дети выполняют работу).
Теперь посмотрите на свои творения. Схема была одна, но ящерки все такие разные. А знаете почему? Потому, что каждый из вас вложил в свою работу частицу своего сердца. А вы такие непохожие. Каждый личность индивидуальная, талантливая, щедрая, миролюбивая.
Мне так хочется назвать вас соратниками по творчеству. Вы смышленые, немножко озорные, как и должно быть в детстве. У меня есть мечта – сделать вас настоящими людьми, понимающими и ценящими красоту, создающими красоту.
Прошу вас внимательно послушать мои вопросы и ответить на них.
Скажите, кто написал сказы о Хозяйке Медной Горы?
(Ответ – Павел Петрович Бажов).
Какие сказы рассказывают о Хозяйке Медной горы?
(Ответ - «Медной Горы Хозяйка», «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», «Горный мастер».)
Какой подарок преподнесла Хозяйка Медной горы Степану?
(Ответ – малахитовую шкатулку).
Какие слуги были у Хозяйки Медной Горы?
(Ответ – ящерки).
В кого превращалась Хозяйка Медной Горы?
(Ответ – в ящерку).
Спасибо, вижу, вы любите читать. Мне это приятно.
Хочу проверить, как вы запомнили на сегодняшнем занятии?
Скажите, в какой технике мы плели лапки у ящерки?
(Ответ – игольчатое плетение).
В какой технике плели туловище?
(Ответ – в технике параллельного плетения). Спасибо, молодцы.
Назовите последовательность работы над фигуркой ящерицы.
(Ответ – голова, передние лапы, туловище, задние лапы, хвост). Спасибо, молодцы.
Даю вам задание на дом: придумать и нарисовать для ящерки красивый узор на спинке или на голове. Можете пофантазировать и изменить форму тела. А на следующем занятии вы попробуете уже самостоятельно, по своей индивидуальной схеме, сплести фигурку ящерицы.
Стало доброй традицией подводить итоги работы в конце занятия. Сегодня у нас была спокойная творческая обстановка. Вы хорошо поработали. Я предлагаю вам самостоятельно оформить общую сказочную композицию и дать ей название.
Мои юные мастеровые, вам понравилось занятие? Те, кто доволен результатом своей работы, поднимите одну руку. Хорошо. Кто очень доволен, поднимите 2 руки. Замечательно! Однако, я вижу, что среди нас есть и такие, которые не поднимали руки. Скажите, в чем проблема? Что надо исправить в нашей работе? Друзья, кто желает помочь? Молодцы, хорошо. Вы это сделаете на следующем занятии.
А за вашу работу Хозяйка Медной горы хочет наградить вас самоцветами из волшебной шкатулки, но не простыми, а съедобными.
Вы знаете – для того, чтобы научиться мастерству – мало терпенья. Надо еще и уменье. А уменье постигается большим трудом и упорством. Вы будете с каждым новым занятием совершенствовать свое мастерство.
Любите и охраняйте живую природу, наш чудесный город, свою Родину. Ведь Русь – это такое святое место, где жили и творили великие люди – Пушкин, Гоголь, Бажов и многие другие писатели. Солнечной вам дороги в жизни, ярких событий. До новых творческих встреч!..