E-mail:
 
Детские творческие конкурсы
 Гайдукова Юлия, 14 лет, "Мудрая"
  Хамето Ева, 13 лет, «Полевые цветы»
 


Календарь

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 



Подписаться на рассылку

рассылка

Подписаться



Праскунина Наталья Александровна, педагог дополнительного образования

Праскунина Наталья Александровна,

педагог дополнительного образования

МБОУ ДОД ДДТ «Электрон»,

Московская область, г.Климовск

Конспект

открытого занятия

Тема; «Формирование представления о звуках»

Цели:

  1. Развитие слухового внимания.

  2.Характеристика звуков по артикуляционным признакам и  акустическим признакам.

  3. Развитие органов артикуляционного аппарата.

  4. Развитие умения отвечать на вопросы.

  5. Развитие связной речи.

  6. Развитие фонетико – фонематического слуха.

Оборудование:

Зеркало на каждого ребенка, ширма, музыкальные инструменты, бумага, молоток, ножницы, пиктограммы, символизирующие эмоциональное состояние человека, маски зверей.

                                                     Ход занятия.

  1. Оргмомент.

Психогимнастика.

Посмотрите на эти лица (детям показываю пиктограммы).

Какие они разные! (Дети называют эмоциональное состояние человека: радостный, огорченный, печальный, сердитый.)

Мимические упражнения.

Изобразите злую Бабу Ягу, доброго волшебника, печальную Аленушку, огорченного Ивана – Царевича. Возьмите зеркало, оно поможет вам.

  1. Сообщение темы занятия.

Сегодня мы будем слушать, узнавать и произносить разные звуки.

  1. Развитие слухового внимания.

Закройте глаза. Раз. Два, три, четыре, пять – начинаем мы молчать и спокойно слушать звуки.

Проводится игра «Молчанка».

Что вы услышали? Вокруг нас множество звуков. Предметы могут звучать по – разному. Послушайте эти звуки (игра на музыкальных инструментах, резание бумаги, шуршание бумагой, постукивание молотком).

А теперь отгадайте эти предметы по звучанию (действия выполняются за ширмой, а дети называют, что звучало).

Вы слышали разные звуки и по ним узнавали, какой инструмент или предмет звучал. Чем мы слушали? (Ушами.) Уши – это важный орган нашего тела. Что надо делать, чтобы сохранить наш слух и не причинить ему вреда? (Нельзя кричать громко друг другу на близком расстоянии и класть в уши мелкие предметы. Нужно закрывать уши в холодную погоду.)

  1. Знакомство с термином «Речевой звук».

Вы уже слышали, как звучат разные предметы. Все живые существа тоже издают звуки. Послушайте стихотворение «Разные звуки».

Где – то собаки рычали:                           Листья на ветру шумели:

- Р-р-р!                                                         - Тсс!

В стойле коровы мычали:                         Змеи в лесу шипели:

- Мммуу!                                                     - Шшш!

В комнате мухи жужжали:                        А комары все пели:

- Жжж!                                                         - Ззз!

Мимо машины бежали:                              Непоседа мячик днем и ночью

- Тррр!                                                          Успокоиться не хочет:

Гудели от ветра все провода:                     - Пам! Пам!

- Зззнь!                                                          Куклы кашляют в постели -

Капала в кухне из крана вода:                   Днем мороженое ели!

- Динь!                                                          - Кхх! Кхх!

Перекликались в ночи поезда:

- Ууу! Ууу!

Как перекликались поезда? («Ууу!»). Вы сегодня еще не сможете повторить все звуки, но мы обязательно научимся их говорить.

Звуки издают животные, а мы с вами – говорим. Человек обладает речью. Звуки речи соединяются и получаются слоги, слоги образуют слова. Мы будем учиться слушать и произносить речевые звуки.

  1. Физкультминутка.

Пантомима «Прогулка в лес». Ходьба с высоким подниманием колен.

Перешагиваем через высокую траву. Перепрыгиваем через лужу (прыжки на двух ногах).

Посмотрите, какая красота! Выразим восхищение: «о-о-о!». Прислушаемся к шуму листьев. Вдруг подул ветерок (легкий выдох с округлением губ, имитация сильного ветра во время бури).

Ветер утих. Будем собирать грибы. Мы по лесу шли, шли, подосиновик (подберезовик, боровик) нашли.

  1. Произношение отдельных звуков. Развитие просодии.

Однажды на лесной полянке собрались зайка, мишка, лисонька, волк, белочка и ежик. Решили показать друг другу, как хорошо они умеют петь. Лисонька запела: «а-а-а». Волк: «у-у-у». Мишка: «ы-ы-ы». Белочка: «и-и-и». Ежик: «э-э-э». Как пели звери? (Дети надевают маски. Повторение детьми «песенок» зверей с изменением силы и высоты голоса.)

За зверей мы пропели разные звуки. Звуки речи звучат по – разному. «Р-р-р», «д-д-д» (громко); «п-п-п», «т-т-т» (тихо); «ж-ж-ж» (с голосом); «ш-ш-ш» (без голоса).

  1. Ознакомление с органами артикуляционного аппарата.

Как вы думаете, что помогает нам произносить звуки? (Язык, губы.) Правильно, мы произносим звуки ртом. Наш рот – домик звуков

                    В домике этом

                    Красные двери,

                    Рядом с дверями –

                    Белые звери.

                    Любят зверушки

                    Конфеты и плюшки.

В каждом домике есть дверь, и даже не одна. Первая дверь – губы, вторая – зубы. Произнесите звук «п-п-п». Этот звук произносим губами. Произнесите звук «б-б-б». Этот звук тоже произносится…(губами). Произнесите звук «л». Посмотрите, как прижался к губам наш язычок. В домике есть потолок. Это – небо. Пощелкайте язычком. Поднимите его за верхние зубы и постучите: «д-д-д». Почувствовали, как язычок стучит по бугоркам? Это альвеолы.

Положите ладошку на горло. Произнесите: «д-д-д-б-б-б». Здесь живет голос. Иногда он спит и его не слышно. Произнесите звук «к». Вы услышали голос? ( Нет.) А теперь произнесите звук «г».   Проснулся голос, запел так громко, что стенка домика задрожала.

Так что же нам помогает произносить звуки? (Губы, зубы, небо, язык, альвеолы.) Как надо заботиться о нашем рте? (Чистить зубы. Полоскать рот после еды. Не кусать твердые предметы.)

  1. Артикуляционная гимнастика.

Чтобы красиво произносить звуки, надо научить губы, язык выполнять разные упражнения. Вытяните губы трубочкой, а теперь улыбнитесь

(упражнения для губ и языка).

А еще надо научиться правильно дышать (упражнение на дыхание «мячик – ямка»).

  1. Итог занятия.

Что мы слушали? ( Звуки.)

Чем мы слушали? (Ушами.)

Чем мы произносим звуки? (Ртом.)

Приложение 1

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

(гимнастика для развития речи)

Известно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе.

Артикуляционная гимнастика – это упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимых для правильного звукопроизношения.

Чтобы ребенок научился произносить сложные звуки ( [С], [З], [Ш], [Ж], [Л], [Р] ), его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.

Надо помнить, что четкое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

Занятия артикуляционной гимнастикой позволят научиться говорить правильно, четко и красиво.

Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой связной речью является одним из основных показателей готовности ребенка к школьному обучению.

Упражнения артикуляционной гимнастики

«БЕГЕМОТИКИ»

Открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счета «пять», потом закрыть рот. Повторить 3 – 4 раза.

«ЛЯГУШКИ»

Улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счета «пять» (до счета «десять»), затем вернуть губы в исходное положение. Повторить 3 – 4 раза.

«СЛОН»

- Сомкнутые губы вытянуть вперед и удерживать в таком положении до счета «пять» (потом до счета «десять»), вернуться в исходное положение.

- Вытянуть вперед губы трубочкой и «набирать» водичку, слегка причмокивая при этом.

«ЗМЕЯ»

Улыбнуться, открыть рот; высунуть язычок изо рта, затем спрятать.

Повторить 3 – 4 раза.

«ЛОШАДКА»

Улыбнуться, широко открыть рот, щелкать языком громко и энергично. Стараться, чтобы нижняя челюсть была неподвижна, и «прыгал» только язык.

«РАСЧЕСКА»

Улыбнуться, закусить язык зубами. «Протаскивать» язык  между зубами вперед – назад, как бы «причесывая» его.

«ЧАСИКИ»

Улыбнуться, открыть рот. Тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то к правому. Повторить 5 – 10 раз.

«ШАРИКИ»

Надуть одну щеку – сдуть. Затем надуть другую и сдуть. Надувать попеременно 4 – 5 раз.

«ЕЖИК»

Совершать круговые движения языком между губами и зубами то в одну, то в другую сторону. Рот при этом закрыт.

«ФУТБОЛ»

- Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щеку так, чтобы под щекой «надувались мячики».

- Вытянуть губы трубочкой и дуть на ватный шарик. Вдох – через нос, выдох – через рот.

Следить, чтобы щеки не надувались.

«КАЧЕЛИ»

Улыбнуться, открыть широко рот, на счет «раз» - опустить кончик языка за нижние зубы, на счет «два» - поднять язык за верхние зубы.

Повторить 4 – 5 раз

«ИНДЮК»

Улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх, двигать языком по верхней губе вперед – назад, произнося: была – была – была…

«МЕСИМ ТЕСТО»

Улыбнуться, открыть рот, покусать язык зубами – та – та – та…; пошлепать язык губами – пя – пя – пя…; закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием.

«БЛИНЧИКИ»

Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его неподвижно под счет до пяти; потом до десяти

«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»

- Улыбнуться, открыть рот, облизать языком верхнюю, а затем нижнюю губу по кругу. Выполнять в одну, затем в другую сторону. Повторить 4 – 5 раз.

- Улыбнуться, открыть рот; не закрывая рот, облизывать языком верхнюю губу; нижней губой стараться язык не поддерживать.

Повторить 4 – 5 раз.

«ЧАШКА»

Улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу. Стараться, чтобы бока язычка были загнуты в виде чашечки. Стараться не поддерживать язык нижней губой. Удерживать язык в таком положении под счет до пяти, потом до десяти.

Повторить 3 – 4 раза.

«ЧИСТИМ ЗУБКИ»

- Улыбнуться, открыть рот, кончиком языка сильно «почистить» за нижними зубами (влево – вправо) под счет 7 – 8 раз. Затем поднять язычок вверх и почистить за верхними зубами (рот при этом широко открыт). Повторить 8 – 10 раз.

- Рот закрыть, имитировать полоскание рта.

«ЛЯГУШКА И СЛОНИК»

На «раз» - улыбнуться, показать сомкнутые зубки, удерживать губы в таком положении; на счет «два» - сомкнутые губки вытянуть вперед и удерживать в таком положении. Чередовать движения «лягушка – слоник» под счет «раз – два».

Повторить 5 – 6 раз.

«КИСКА СЕРДИТСЯ»

- Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть за нижние зубы, «спинку» выгнуть, а боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счет до восьми, потом до десяти.

- Язык в положении «сердитая киска»; прижать его верхними зубами и «почесать» в направлении от корня языка к кончику.

Повторить 5 – 6 раз.

«ПАРУС»

Улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить на бугорки (альвеолы) за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении под счет до восьми, потом до десяти.

Опустить язык и повторить упражнение 2 – 3 раза.

«МАЛЯР»

Улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка проводить по небу от верхних зубов до горла и обратно. Выполнять медленно, под счет до восьми.

«ГРИБ»

Улыбнуться, открыть рот, «приклеить» (присосать) язык к небу. Следить, чтобы при этом рот был широко открыт. Если не получается сразу, можно медленно пощелкать языком.

«ДЯТЕЛ»

Улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой «ударять» по бугоркам (альвеолам) за верхними зубами и произносить звуки: «д – д – д». Выполнять 20 – 30 секунд сначала медленно, затем все быстрее и быстрее. Следить, чтобы «работал» только кончик языка, а сам язык не прыгал.

«КОМАРИК»

Улыбнуться, открыть широко рот, поднять язык вверх и упереть его в бугорки (альвеолы). Пытаться произнести «дзззз», но не отрывисто, а протяжно, в течение 10 – 15 секунд.

«ГАРМОШКА»

Улыбнуться, широко открыть рот, «присосать» язык к небу. Не отпуская язык, сильно опустить нижнюю челюсть, закрыть рот и опять широко открыть, не меняя положения языка.

Повторить 4 – 5 раз

«ЗАВЕДИ МОТОР»

Улыбнуться, широко открыть рот, поднять язык вверх, с силой ударять кончиком языка по бугоркам за верхними зубами (альвеолам) и произносить: «дын – дын – дын…» (сначала медленно, потом все быстрее и быстрее). Повторять в течение 5 – 10 секунд.

Праскунина Наталья Александровна,  педагог дополнительного образования 

Приложение 2

Анкета для родителей

«Знаете ли вы уровень развития речи своего ребенка?»

Уважаемые  мамы и папы!

Предлагаю вам определить  уровень развития  речи вашего ребенка. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы  анкеты (обозначьте ответ):

  1. Фонематический слух, артикуляционный аппарат:

a)      Нарушений в фонематическом строе речи, в звукопроизношении нет; речь правильная, отчетливая

b)      в фонематическом строе речи, в звукопроизношении  есть заметные нарушения

  1. Может ли  объединить одним словом понятия одного вида, рода, характера (например, назвать одним словом «обувь» слова «сапоги», «туфли», «ботинки» ) ?

a)      Называет

b)      Затрудняется

  1. Сможет ли придумать  к предложенному слову слова с противоположным смыслом (например, жарко - холодно)?

a)      Да

b)      Нет

  1. Умеет ли составлять рассказ по картинке?

a)      Умеет

b)      Умеет с помощью взрослых

  1. Как декламирует стихи и рассказывает сказки?

a)      Эмоционально, с  выражением

b)      С трудом и без всякого удовольствия

  1. Может ли рассказать об услышанном, прочитанном, увиденном?

a)      Рассказывает сам

b)      Только по наводящим вопросам

  1. Знает, употребляет в речи вежливые слова?

a)      Да

b)      Нет

  1. Умеет ли объяснять значение слов (например, пылесос - чтобы убирать пыль и т.д)

a)      Умеет

b)      Путает

  1. Может ли придумать слова  к предложенному слову так, чтобы они были связаны по смыслу (например,  «дерево - ветки», «книга - страницы»)

a)      Да

b)      Нет

  1. Считаете ли  Вы, что Ваш ребенок нелюбознателен и плохо осведомлен?

a)      Да

b)      Нет

Уважаемые родители!

Соотнесите свои ответы с ключом:

8-10 баллов - за ответы   «a»- речь   ребенка развита на должном уровне, значит нет повода для беспокойства

5-7 баллов -  за ответы  «а» -  необходимо уделять  внимание  развитию речи Вашего ребенка

1-4 балла – за ответы   «а»  - следует особо обратить внимание  на речь Вашего мальчика или девочки

  Наверх