Праскунина Наталья Александровна,
педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД ДДТ «Электрон»,
Московская область, г.Климовск
Конспект
открытого занятия
Тема; «Формирование представления о звуках»
Цели:
1. Развитие слухового внимания.
2.Характеристика звуков по артикуляционным признакам и акустическим признакам.
3. Развитие органов артикуляционного аппарата.
4. Развитие умения отвечать на вопросы.
5. Развитие связной речи.
6. Развитие фонетико – фонематического слуха.
Оборудование:
Зеркало на каждого ребенка, ширма, музыкальные инструменты, бумага, молоток, ножницы, пиктограммы, символизирующие эмоциональное состояние человека, маски зверей.
Ход занятия.
- Оргмомент.
Психогимнастика.
Посмотрите на эти лица (детям показываю пиктограммы).
Какие они разные! (Дети называют эмоциональное состояние человека: радостный, огорченный, печальный, сердитый.)
Мимические упражнения.
Изобразите злую Бабу Ягу, доброго волшебника, печальную Аленушку, огорченного Ивана – Царевича. Возьмите зеркало, оно поможет вам.
- Сообщение темы занятия.
Сегодня мы будем слушать, узнавать и произносить разные звуки.
- Развитие слухового внимания.
Закройте глаза. Раз. Два, три, четыре, пять – начинаем мы молчать и спокойно слушать звуки.
Проводится игра «Молчанка».
Что вы услышали? Вокруг нас множество звуков. Предметы могут звучать по – разному. Послушайте эти звуки (игра на музыкальных инструментах, резание бумаги, шуршание бумагой, постукивание молотком).
А теперь отгадайте эти предметы по звучанию (действия выполняются за ширмой, а дети называют, что звучало).
Вы слышали разные звуки и по ним узнавали, какой инструмент или предмет звучал. Чем мы слушали? (Ушами.) Уши – это важный орган нашего тела. Что надо делать, чтобы сохранить наш слух и не причинить ему вреда? (Нельзя кричать громко друг другу на близком расстоянии и класть в уши мелкие предметы. Нужно закрывать уши в холодную погоду.)
- Знакомство с термином «Речевой звук».
Вы уже слышали, как звучат разные предметы. Все живые существа тоже издают звуки. Послушайте стихотворение «Разные звуки».
Где – то собаки рычали: Листья на ветру шумели:
- Р-р-р! - Тсс!
В стойле коровы мычали: Змеи в лесу шипели:
- Мммуу! - Шшш!
В комнате мухи жужжали: А комары все пели:
- Жжж! - Ззз!
Мимо машины бежали: Непоседа мячик днем и ночью
- Тррр! Успокоиться не хочет:
Гудели от ветра все провода: - Пам! Пам!
- Зззнь! Куклы кашляют в постели -
Капала в кухне из крана вода: Днем мороженое ели!
- Динь! - Кхх! Кхх!
Перекликались в ночи поезда:
- Ууу! Ууу!
Как перекликались поезда? («Ууу!»). Вы сегодня еще не сможете повторить все звуки, но мы обязательно научимся их говорить.
Звуки издают животные, а мы с вами – говорим. Человек обладает речью. Звуки речи соединяются и получаются слоги, слоги образуют слова. Мы будем учиться слушать и произносить речевые звуки.
- Физкультминутка.
Пантомима «Прогулка в лес». Ходьба с высоким подниманием колен.
Перешагиваем через высокую траву. Перепрыгиваем через лужу (прыжки на двух ногах).
Посмотрите, какая красота! Выразим восхищение: «о-о-о!». Прислушаемся к шуму листьев. Вдруг подул ветерок (легкий выдох с округлением губ, имитация сильного ветра во время бури).
Ветер утих. Будем собирать грибы. Мы по лесу шли, шли, подосиновик (подберезовик, боровик) нашли.
- Произношение отдельных звуков. Развитие просодии.
Однажды на лесной полянке собрались зайка, мишка, лисонька, волк, белочка и ежик. Решили показать друг другу, как хорошо они умеют петь. Лисонька запела: «а-а-а». Волк: «у-у-у». Мишка: «ы-ы-ы». Белочка: «и-и-и». Ежик: «э-э-э». Как пели звери? (Дети надевают маски. Повторение детьми «песенок» зверей с изменением силы и высоты голоса.)
За зверей мы пропели разные звуки. Звуки речи звучат по – разному. «Р-р-р», «д-д-д» (громко); «п-п-п», «т-т-т» (тихо); «ж-ж-ж» (с голосом); «ш-ш-ш» (без голоса).
- Ознакомление с органами артикуляционного аппарата.
Как вы думаете, что помогает нам произносить звуки? (Язык, губы.) Правильно, мы произносим звуки ртом. Наш рот – домик звуков
В домике этом
Красные двери,
Рядом с дверями –
Белые звери.
Любят зверушки
Конфеты и плюшки.
В каждом домике есть дверь, и даже не одна. Первая дверь – губы, вторая – зубы. Произнесите звук «п-п-п». Этот звук произносим губами. Произнесите звук «б-б-б». Этот звук тоже произносится…(губами). Произнесите звук «л». Посмотрите, как прижался к губам наш язычок. В домике есть потолок. Это – небо. Пощелкайте язычком. Поднимите его за верхние зубы и постучите: «д-д-д». Почувствовали, как язычок стучит по бугоркам? Это альвеолы.
Положите ладошку на горло. Произнесите: «д-д-д-б-б-б». Здесь живет голос. Иногда он спит и его не слышно. Произнесите звук «к». Вы услышали голос? ( Нет.) А теперь произнесите звук «г». Проснулся голос, запел так громко, что стенка домика задрожала.
Так что же нам помогает произносить звуки? (Губы, зубы, небо, язык, альвеолы.) Как надо заботиться о нашем рте? (Чистить зубы. Полоскать рот после еды. Не кусать твердые предметы.)
- Артикуляционная гимнастика.
Чтобы красиво произносить звуки, надо научить губы, язык выполнять разные упражнения. Вытяните губы трубочкой, а теперь улыбнитесь
(упражнения для губ и языка).
А еще надо научиться правильно дышать (упражнение на дыхание «мячик – ямка»).
- Итог занятия.
Что мы слушали? ( Звуки.)
Чем мы слушали? (Ушами.)
Чем мы произносим звуки? (Ртом.)
Приложение 1
ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
(гимнастика для развития речи)
Известно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе.
Артикуляционная гимнастика – это упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимых для правильного звукопроизношения.
Чтобы ребенок научился произносить сложные звуки ( [С], [З], [Ш], [Ж], [Л], [Р] ), его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.
Надо помнить, что четкое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
Занятия артикуляционной гимнастикой позволят научиться говорить правильно, четко и красиво.
Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой связной речью является одним из основных показателей готовности ребенка к школьному обучению.
Упражнения артикуляционной гимнастики
«БЕГЕМОТИКИ»
Открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счета «пять», потом закрыть рот. Повторить 3 – 4 раза.
«ЛЯГУШКИ»
Улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счета «пять» (до счета «десять»), затем вернуть губы в исходное положение. Повторить 3 – 4 раза.
«СЛОН»
- Сомкнутые губы вытянуть вперед и удерживать в таком положении до счета «пять» (потом до счета «десять»), вернуться в исходное положение.
- Вытянуть вперед губы трубочкой и «набирать» водичку, слегка причмокивая при этом.
«ЗМЕЯ»
Улыбнуться, открыть рот; высунуть язычок изо рта, затем спрятать.
Повторить 3 – 4 раза.
«ЛОШАДКА»
Улыбнуться, широко открыть рот, щелкать языком громко и энергично. Стараться, чтобы нижняя челюсть была неподвижна, и «прыгал» только язык.
«РАСЧЕСКА»
Улыбнуться, закусить язык зубами. «Протаскивать» язык между зубами вперед – назад, как бы «причесывая» его.
«ЧАСИКИ»
Улыбнуться, открыть рот. Тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то к правому. Повторить 5 – 10 раз.
«ШАРИКИ»
Надуть одну щеку – сдуть. Затем надуть другую и сдуть. Надувать попеременно 4 – 5 раз.
«ЕЖИК»
Совершать круговые движения языком между губами и зубами то в одну, то в другую сторону. Рот при этом закрыт.
«ФУТБОЛ»
- Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щеку так, чтобы под щекой «надувались мячики».
- Вытянуть губы трубочкой и дуть на ватный шарик. Вдох – через нос, выдох – через рот.
Следить, чтобы щеки не надувались.
«КАЧЕЛИ»
Улыбнуться, открыть широко рот, на счет «раз» - опустить кончик языка за нижние зубы, на счет «два» - поднять язык за верхние зубы.
Повторить 4 – 5 раз
«ИНДЮК»
Улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх, двигать языком по верхней губе вперед – назад, произнося: была – была – была…
«МЕСИМ ТЕСТО»
Улыбнуться, открыть рот, покусать язык зубами – та – та – та…; пошлепать язык губами – пя – пя – пя…; закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием.
«БЛИНЧИКИ»
Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его неподвижно под счет до пяти; потом до десяти
«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»
- Улыбнуться, открыть рот, облизать языком верхнюю, а затем нижнюю губу по кругу. Выполнять в одну, затем в другую сторону. Повторить 4 – 5 раз.
- Улыбнуться, открыть рот; не закрывая рот, облизывать языком верхнюю губу; нижней губой стараться язык не поддерживать.
Повторить 4 – 5 раз.
«ЧАШКА»
Улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу. Стараться, чтобы бока язычка были загнуты в виде чашечки. Стараться не поддерживать язык нижней губой. Удерживать язык в таком положении под счет до пяти, потом до десяти.
Повторить 3 – 4 раза.
«ЧИСТИМ ЗУБКИ»
- Улыбнуться, открыть рот, кончиком языка сильно «почистить» за нижними зубами (влево – вправо) под счет 7 – 8 раз. Затем поднять язычок вверх и почистить за верхними зубами (рот при этом широко открыт). Повторить 8 – 10 раз.
- Рот закрыть, имитировать полоскание рта.
«ЛЯГУШКА И СЛОНИК»
На «раз» - улыбнуться, показать сомкнутые зубки, удерживать губы в таком положении; на счет «два» - сомкнутые губки вытянуть вперед и удерживать в таком положении. Чередовать движения «лягушка – слоник» под счет «раз – два».
Повторить 5 – 6 раз.
«КИСКА СЕРДИТСЯ»
- Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть за нижние зубы, «спинку» выгнуть, а боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счет до восьми, потом до десяти.
- Язык в положении «сердитая киска»; прижать его верхними зубами и «почесать» в направлении от корня языка к кончику.
Повторить 5 – 6 раз.
«ПАРУС»
Улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить на бугорки (альвеолы) за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении под счет до восьми, потом до десяти.
Опустить язык и повторить упражнение 2 – 3 раза.
«МАЛЯР»
Улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка проводить по небу от верхних зубов до горла и обратно. Выполнять медленно, под счет до восьми.
«ГРИБ»
Улыбнуться, открыть рот, «приклеить» (присосать) язык к небу. Следить, чтобы при этом рот был широко открыт. Если не получается сразу, можно медленно пощелкать языком.
«ДЯТЕЛ»
Улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой «ударять» по бугоркам (альвеолам) за верхними зубами и произносить звуки: «д – д – д». Выполнять 20 – 30 секунд сначала медленно, затем все быстрее и быстрее. Следить, чтобы «работал» только кончик языка, а сам язык не прыгал.
«КОМАРИК»
Улыбнуться, открыть широко рот, поднять язык вверх и упереть его в бугорки (альвеолы). Пытаться произнести «дзззз», но не отрывисто, а протяжно, в течение 10 – 15 секунд.
«ГАРМОШКА»
Улыбнуться, широко открыть рот, «присосать» язык к небу. Не отпуская язык, сильно опустить нижнюю челюсть, закрыть рот и опять широко открыть, не меняя положения языка.
Повторить 4 – 5 раз
«ЗАВЕДИ МОТОР»
Улыбнуться, широко открыть рот, поднять язык вверх, с силой ударять кончиком языка по бугоркам за верхними зубами (альвеолам) и произносить: «дын – дын – дын…» (сначала медленно, потом все быстрее и быстрее). Повторять в течение 5 – 10 секунд.
Приложение 2
Анкета для родителей
«Знаете ли вы уровень развития речи своего ребенка?»
Уважаемые мамы и папы!
Предлагаю вам определить уровень развития речи вашего ребенка. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы анкеты (обозначьте ответ):
- Фонематический слух, артикуляционный аппарат:
a) Нарушений в фонематическом строе речи, в звукопроизношении нет; речь правильная, отчетливая
b) в фонематическом строе речи, в звукопроизношении есть заметные нарушения
- Может ли объединить одним словом понятия одного вида, рода, характера (например, назвать одним словом «обувь» слова «сапоги», «туфли», «ботинки» ) ?
a) Называет
b) Затрудняется
- Сможет ли придумать к предложенному слову слова с противоположным смыслом (например, жарко - холодно)?
a) Да
b) Нет
- Умеет ли составлять рассказ по картинке?
a) Умеет
b) Умеет с помощью взрослых
- Как декламирует стихи и рассказывает сказки?
a) Эмоционально, с выражением
b) С трудом и без всякого удовольствия
- Может ли рассказать об услышанном, прочитанном, увиденном?
a) Рассказывает сам
b) Только по наводящим вопросам
- Знает, употребляет в речи вежливые слова?
a) Да
b) Нет
- Умеет ли объяснять значение слов (например, пылесос - чтобы убирать пыль и т.д)
a) Умеет
b) Путает
- Может ли придумать слова к предложенному слову так, чтобы они были связаны по смыслу (например, «дерево - ветки», «книга - страницы»)
a) Да
b) Нет
- Считаете ли Вы, что Ваш ребенок нелюбознателен и плохо осведомлен?
a) Да
b) Нет
Уважаемые родители!
Соотнесите свои ответы с ключом:
8-10 баллов - за ответы «a»- речь ребенка развита на должном уровне, значит нет повода для беспокойства
5-7 баллов - за ответы «а» - необходимо уделять внимание развитию речи Вашего ребенка
1-4 балла – за ответы «а» - следует особо обратить внимание на речь Вашего мальчика или девочки