Есипова Жанна Сергеевна,
педагог дополнительного образования,
МБУ ДОД «Дворец детского творчества»,
г. Курск
Создание благоприятной психологической атмосферы
в детском объединении
"Мир общения"
посредством игровой деятельности
Подобно тому, как в одном климате растение может зачахнуть,
а в другом пышно расцвести, так человек может испытывать
внутреннюю удовлетворенность и быть успешным в одной группе
и совершенно не проявиться в другой.
В. Б. Ольшанский
В современной психологической науке под психологическим климатом понимается качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе.
По мнению В. М. Шепелева, психологический климат - это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей.
На мой взгляд, в своей совокупности эти два определения дают более точную трактовку понимания психологического климата.
Становление личности ребенка (подростка) происходит в общении с окружающими людьми. Школа – это место, где ребенок находит новых друзей, занимается интересным делом с учетом своих потребностей и возможностей, учится общаться, выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми. Именно в детских коллективах приобретается тот жизненный опыт, который формирует личность и в дальнейшем определяет сложную систему ее отношений к жизни и людям.
Поэтому педагогам необходимо осознавать важность создания благоприятного психологического климата в детском коллективе, поскольку он помогает обучающемуся чувствовать себя спокойно, уверенно и комфортно на занятиях, помогает раскрыть свои личностные качества, адаптироваться в сложных жизненных ситуациях, а также является условием полноценного развития личности обучающегося, повышению производительности труда, удовлетворенности обучающимися образовательным процессом и коллективом. В связи с этим, на мой взгляд, именно создание благоприятного психологического климата - одна из приоритетных задач, стоящая перед педагогом.
По мнению В.В. Бойко, к важным условиям формирования психологического климата относятся личностные особенности педагога (открытость, инициативность, расположенность к детям, чувство юмора, креативность, коммуникабельность и стиль общения), профессиональные качества педагога и его устремление на эмоциональный комфорт обучающихся.
Н. П. Аникеева считает, что наличие благоприятного психологического климата в детском коллективе можно определить по следующим признакам:
¾ хорошее настроение обучающихся в течение всего дня;
¾ способность обучающихся занять себя интересным делом;
¾ доброжелательность по отношению к сверстникам и взрослым;
¾ отсутствие детей-аутсайдеров;
¾ высокая степень эмоциональной включенности, взаимопомощи, сопереживания в ситуациях, вызывающих фрустрацию у кого-либо из обучающихся;
¾ желание участвовать в коллективной деятельности;
¾ удовлетворенность обучающимися принадлежностью к группе сверстников.
Наиболее эффективными способами формирования благоприятного психологического климата в детском коллективе принято считать следующие:
¾ создание ситуаций коллективного сопереживания значимых для группы событий;
¾ привнесение общечеловеческих ценностей в жизнь коллектива;
¾ использование коллективных игр;
¾ формирование традиций группы и материального поощрения обучающихся;
¾ умение видеть и решать конфликтные ситуации среди обучающихся;
¾ стремление педагога вкладывать силы и средства в благополучие группы;
¾ знание и учет индивидуальных особенностей обучающихся;
¾ знание и уважение всего спектра чужих мнений.
Благоприятный психологический климат в детском объединении "Мир общения" создается различными способами: учет индивидуальных особенностей обучающихся, уважение чужих мнений, расположенность к детям, демократический стиль общения на занятиях. Немало важным условием комфортной среды для обучающихся является поддержание хорошего настроения: уместные шутки, творческие задания, игровая деятельность и т. п. Но, на мой взгляд, наиболее эффективным способом формирования благоприятного психологического климата является именно игровая деятельность.
Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Обучающиеся повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию.
Игра вызывает чувство соревнования, желание победить, учит сопереживанию, содействует развитию эмоционально-волевой сферы, стимулирует деятельность. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны личности обучающегося, удовлетворяются многие его интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер.
На своих занятиях я использую разные виды игр: игры-минутки, кратковременные, командные и индивидуальные, сюжетно-ролевые, «сидячие», малоподвижные и подвижные, игры на знакомство, сплочение коллектива, а также познавательные и развлекательные игры. Для меня важно использовать такие игры, которые отвечали бы моим критериям: соответствие с тематикой занятия, выступали в качестве психологической разгрузки, способствовали развитию личности обучающихся и т. п.
Таким образом, игра - одно из самых сильных воспитательных и обучающих средств в руках педагога, позволяющий создать благоприятный психологический климат в детском коллективе, не является исключением и детское объединение «Мир общения».
Список используемой литературы
- Аникеева Н. П.
А67 Психологический климат в коллективе. - М.: Просвещение, 1989 г. - 224 с. - (Б-ка зам. дир. шк. по учеб.-воспитат. работе). - ISBN 5-09-001063-3.
- Бойко В. В., Ковалев А. Г., Панферов В. Н.
Б 77 Социально-психологический климат коллектива и личность. - М.: Мысль, 1983 г. - 207 с. ISBN 5-1523028-А.
- Под редакцией Мещерякова Б. Г., Зинченко В. П.
Б22 Большой психологический словарь. - М., 2009 г. - 816 с. - ISBN 978-5-17-055693-9, 978-5-9713-9308-5, 978-5-93878-663-9
- Загорский П. Особенности детского коллектива// Директор школы. - 2007 г. - №3. - с. 21-25.
- Лутошкин А. Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива. - М.: Знание, 1978 г. - №4. - 40 с. - (Цикл «Новое в жизни, науке, технике», Серия «Педагогика и психология»)
- Межличностные взаимоотношения учащихся и их изучение: Методические рекомендации / Калинингр. ун-т. - Сост. Л. В. Сгурская. - Калининград, 1996. - 19 с.
- Образцова Е. В. Способы создания благоприятного микроклимата в коллективе младших школьников / Е. В. Образцова // Молодой ученый. - 2014. - №11.1. - с. 36-39.
- Райгородский Д. Я. (редактор-составитель)
P18 Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие.—Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2001. — 672 с. ISBN 5-89570-005-5
9. Шепель В. М. Понятие психологического климата// Вопросы психологии. - 2002 г. - №3. - с. 17-21.