E-mail:
 
Детские творческие конкурсы
 Гайдукова Юлия, 14 лет, "Мудрая"
  Хамето Ева, 13 лет, «Полевые цветы»
 


Календарь

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 



Подписаться на рассылку

рассылка

Подписаться



Есипова Жанна Сергеевна, педагог дополнительного образования

Есипова Жанна Сергеевна,

педагог дополнительного образования,

 МБУ ДОД  «Дворец детского творчества»,

 г. Курск

Создание благоприятной психологической атмосферы

в детском объединении

"Мир общения"

посредством игровой деятельности

Подобно тому, как в одном климате растение может зачахнуть,

а в другом пышно расцвести, так человек может испытывать

внутреннюю удовлетворенность и быть успешным в одной группе

и совершенно не проявиться в другой.

В. Б. Ольшанский

            В современной психологической науке под психологическим климатом понимается качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе.

            По мнению В. М. Шепелева, психологический климат - это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей.

            На мой взгляд, в своей совокупности эти два определения дают более точную трактовку понимания психологического климата.

            Становление личности ребенка (подростка) происходит в общении с окружающими людьми. Школа – это место, где ребенок находит новых друзей, занимается интересным делом с учетом своих потребностей и возможностей, учится общаться, выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми. Именно в детских коллективах приобретается тот жизненный опыт, который формирует личность и в дальнейшем определяет сложную систему ее отношений к жизни и людям.

            Поэтому педагогам необходимо осознавать важность создания благоприятного психологического климата в детском коллективе, поскольку он помогает обучающемуся чувствовать себя спокойно, уверенно и комфортно на занятиях, помогает раскрыть свои личностные качества, адаптироваться в сложных жизненных ситуациях, а также является условием полноценного развития личности обучающегося, повышению производительности труда, удовлетворенности обучающимися образовательным процессом и коллективом. В связи с этим, на мой взгляд, именно создание благоприятного психологического климата - одна из приоритетных задач, стоящая перед педагогом.

            По мнению В.В. Бойко, к важным условиям формирования психологического климата относятся личностные особенности педагога (открытость, инициативность, расположенность к детям, чувство юмора, креативность, коммуникабельность и стиль общения), профессиональные качества педагога и его устремление на эмоциональный комфорт обучающихся.

            Н. П. Аникеева считает, что наличие благоприятного психологического климата в детском коллективе можно определить по следующим признакам:

¾    хорошее настроение обучающихся в течение всего дня;

¾    способность обучающихся занять себя интересным делом;

¾    доброжелательность по отношению к сверстникам и взрослым;

¾    отсутствие детей-аутсайдеров;

¾    высокая степень эмоциональной включенности, взаимопомощи, сопереживания в ситуациях, вызывающих фрустрацию у кого-либо из обучающихся;

¾    желание участвовать в коллективной деятельности;

¾    удовлетворенность обучающимися принадлежностью к группе сверстников.

            Наиболее эффективными способами формирования благоприятного психологического климата в детском коллективе принято считать следующие:

¾    создание ситуаций коллективного сопереживания значимых для группы событий;

¾    привнесение общечеловеческих ценностей в жизнь коллектива;

¾    использование коллективных игр;

¾    формирование традиций группы и материального поощрения обучающихся;

¾    умение видеть и решать конфликтные ситуации среди обучающихся;

¾    стремление педагога вкладывать силы и средства в благополучие группы;

¾    знание и учет индивидуальных особенностей обучающихся;

¾    знание и уважение всего спектра чужих мнений.

            Благоприятный психологический климат в детском объединении "Мир общения" создается различными способами: учет индивидуальных особенностей обучающихся, уважение чужих мнений, расположенность к детям, демократический стиль общения на занятиях. Немало важным условием комфортной среды для обучающихся является поддержание хорошего настроения: уместные шутки, творческие задания, игровая деятельность и т. п. Но, на мой взгляд, наиболее эффективным способом формирования благоприятного психологического климата является именно игровая деятельность.

            Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Игра   только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Обучающиеся повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию.

Игра вызывает чувство соревнования, желание победить, учит сопереживанию, содействует развитию эмоционально-волевой сферы, стимулирует деятельность. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны личности обучающегося, удовлетворяются многие его интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер.

            На своих занятиях я использую разные виды игр: игры-минутки, кратковременные, командные и индивидуальные, сюжетно-ролевые, «сидячие», малоподвижные и подвижные, игры на знакомство, сплочение коллектива, а также познавательные и развлекательные игры. Для меня важно использовать такие игры, которые отвечали бы моим критериям: соответствие с тематикой занятия, выступали в качестве психологической разгрузки, способствовали развитию личности обучающихся и т. п.

Таким образом, игра - одно из самых сильных воспитательных и обучающих средств в руках педагога, позволяющий создать благоприятный психологический климат в детском коллективе, не является исключением и детское объединение «Мир общения».

Есипова Жанна Сергеевна,  педагог дополнительного образования

Список используемой литературы

  1. Аникеева Н. П.

А67   Психологический климат в коллективе. - М.: Просвещение, 1989 г. - 224 с. - (Б-ка зам. дир. шк. по учеб.-воспитат. работе). - ISBN 5-09-001063-3.

  1. Бойко В. В., Ковалев А. Г., Панферов В. Н.

Б 77 Социально-психологический климат коллектива и личность. - М.: Мысль, 1983 г. - 207 с. ISBN 5-1523028-А. 

  1. Под редакцией Мещерякова Б. Г., Зинченко В. П.

Б22 Большой психологический словарь. - М., 2009 г. - 816 с. - ISBN 978-5-17-055693-9, 978-5-9713-9308-5, 978-5-93878-663-9

  1. Загорский П. Особенности детского коллектива// Директор школы. - 2007 г. - №3. - с. 21-25.
  2. Лутошкин А. Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива. - М.: Знание, 1978 г. - №4. - 40 с. - (Цикл «Новое в жизни, науке, технике», Серия «Педагогика и психология»)
  3. Межличностные взаимоотношения учащихся и их изучение: Методические рекомендации / Калинингр. ун-т. - Сост. Л. В. Сгурская. - Калининград, 1996. - 19 с.
  4. Образцова Е. В. Способы создания благоприятного микроклимата в коллективе младших школьников / Е. В. Образцова // Молодой ученый. - 2014. -  №11.1. - с. 36-39.
  5. Райгородский Д. Я. (редактор-составитель)

P18 Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие.—Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2001. — 672 с. ISBN 5-89570-005-5

9.  Шепель В. М. Понятие психологического климата// Вопросы психологии. - 2002 г. - №3. - с. 17-21.

  Наверх