E-mail:
 
Детские творческие конкурсы
 Гайдукова Юлия, 14 лет, "Мудрая"
  Хамето Ева, 13 лет, «Полевые цветы»
 


Календарь

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 



Подписаться на рассылку

рассылка

Подписаться



Семененко Лариса Юрьевна, преподаватель общего фортепиано

Семененко Лариса Юрьевна,

преподаватель общего фортепиано,

МОАУ ДОД «Школа искусств» г. Райчихинск,

Амурская область

Проект

«Путешествие по страницам «Детского альбома»  П. И. Чайковского»

Семененко Лариса Юрьевна,  преподаватель общего фортепиано

Выполнили:

обучающиеся 2 класса

Раевская Виктория, Пономарёв Андрей.

Руководитель проекта:

Семененко Л.Ю.

Содержание

  1. 1.      Паспорт проектной деятельности
  2. 2.      Этапы работы над проектом
  3. 3.      Ход проекта
  4. 4.      Приложения

Паспорт проектной деятельности обучающихся 2 класса.

  1. Название проекта: «Путешествие по страницам «Детского альбома»  П. И. Чайковского»
  2. Цель проекта: познакомить детей с произведениями русского композитора П. И. Чайковского и расширение  музыкального кругозора обучающихся.
  3. Задачи проекта: продолжитьзнакомство с творчеством великого русского композитора П. И. Чайковского; развитие воображения и образного мышления, реализация умений и навыков полученных в классе фортепиано. Учить высказываться о характере музыкальных произведений и понимать художественную выразительность музыки, особенности ее языка.
  4. Актуальность: Искусство оказывает огромное влияние на формирование личности обучающегося, позволяет шире и глубже познавать окружающую жизнь, разнообразие ее проявлений, увидеть ее красоту. По отношению к воспринимающему и познающему искусство ребенку оно выполняет разнообразные функции: воспитательную и образовательную, приобщает к социальным явлениям, доставляет наслаждение, радость, формирует чувство прекрасного, обогащает духовный мир, а кроме того обогащает его словарь. Исходя из этого, я считаю, что искусство как народное, так и классическое, должно входить в жизнь детей. Значительную художественную ценность представляет музыка, написанная П. И. Чайковским специально для детей («Детский альбом»). Поэтому считаю, что именно произведения великого русского композитора наиболее доступны для решения задач понимания, восприятия и ознакомления детей с классической музыкой, так как большинство произведений данного сборника доступны, близки детям по тематике и музыкально-образному строю.
  5. Авторы проекта: Раевская Вика, Пономарёв Андрей.
  6. Руководитель проекта: преподаватель общего фортепиано Семененко Л. Ю.
  7. Тип проекта: творческий, долгосрочный, групповой.
  8. Образовательная область и учебный предмет: слушание музыки.
  9. Методы, использованные в работе над проектом: словесные: беседы, объяснения, пояснения; слушание произведений «Детского альбома»; наглядные: рассматривание иллюстраций и фотографий, слайдов; практические: музыкально-театральная постановка.
  10.  Форма представления проекта:  музыкально-театральная постановка, устная презентация проекта.
  11.  Образовательные и культурно-просветительские учреждения, на базе которых выполнялся проект: МОАУ ДОД «Школа искусств».
  12.  Предполагаемый результат:

1. Обучающиеся должны узнавать произведения П. И. Чайковского;

2. Высказываться о характере музыкальных произведений;

3. Использовать в речи некоторые искусствоведческие термины (пьеса, вступление, заключение, композитор, музыканты, оркестр и т.д. ).

4. Уметь слушать фортепианную и инструментальную музыку, различать ее на слух.

5. Понимать эмоциональную окраску музыкального произведения, называть ее и выражать с помощью мимики.

Этапы работы.

  1. 1.      Организационный этап.

Сообщение преподавателя о том, что предстоит необычная работа, которая выражается в музыкально-театральной постановке по произведениям П. И. Чайковского «Детский альбом». Обучающиеся слушают произведения, далее совместно с преподавателем работают над созданием сценария внеклассного мероприятия и презентацией.

  1. 2.      Подготовительный этап.

1. Определение актуальности проблемы.

2. Подбор демонстрационного материала:

• иллюстрации по произведениям П. И. Чайковского «Новая кукла», «Болезнь куклы» и т.д.

• портрет композитора П. И. Чайковского.

• фонотека по теме «Детский альбом».

3.Подбор словаря по характеру музыкальных произведений: вступление, заключение, композитор, музыканты, оркестр.

  1. 3.      Заключительный этап.

Выступление обучающихся на итоговом мероприятии, которое посвящено году П. И. Чайковского.

Ход проекта

  1. 1.      Организационный этап.

Мы совместно с преподавателем прослушали все произведения «Детского альбома», прочитали историю его создания.

Следующим этапом нашего проекта было создание сценария будущей музыкально-театральной постановки (Приложение 1).

  1. 2.        Подготовительный этап.

Мы определили актуальность нашего проекта, которая заключалась в том, что П.И. Чайковский сочинял музыку для детей, потому что очень любил детей, чутко, тонко понимал душу ребенка, его  чувства, эмоции, настроения; хотел обогатить детский репертуар разнообразной музыкой.

Во время работы над сценарием мы знакомились с произведениями П. И. Чайковского, с его биографией, с той эпохой, в которой жил композитор. Погружаясь в то время, мы решили создать реквизиты к нашей постановке (лошадку, элемент интерьера, куклу).

Одним из важных этапов были репетиции над нашим сценарием: разучивание ролей, обыгрывание отдельных эпизодов, разучивание танцев.

  1. 3.      Заключительный этап.

Изучив литературные материалы о жизни и  творчестве композитора, историю создания «Детского альбома», выявили выразительные образы в пьесах, созвучные эмоциональному состоянию детей, мы сделали такой вывод: Чайковский создавал музыку для детей, потому что:

  • Очень любил детей.
  • Чутко и тонко понимал детей, вникал в мир их детских игр, танцев, фантазий и грёз. 
  • Хотел обогатить детский репертуар разнообразными по содержанию пьесами.
  • Хотел создать произведение в какой-то степени автобиографичное, отразив в нем самого себя.
    • Музыка, написанная  Чайковским специально для детей («Детский альбом») даёт возможность реализовать знакомство детей с классикой. Решить задачи понимания и восприятия  творчества великого русского композитора, так как большинство произведений данного сборника доступны, близки детям по тематике и музыкально-образному строю.

Таким образом, актуальность нашего проекта подтвердилась.

Заключительной точкой в нашем проекте было выступление на школьном мероприятии.

Приложения.

Сценарий школьного мероприятия

«Путешествие по страницам «Детского альбома»

П. И. Чайковского»

Семененко Лариса Юрьевна,  преподаватель общего фортепиано

                                                                                  Подготовили: обучающиеся второго класса                    Пономарёв Андрей и  Раевская Виктория,

 преподаватель Семененко Л. Ю.

 Пояснительная записка

Музыкально-театральная постановка «Путешествие по страницам «Детского альбома» П. И. Чайковского» - творческий пример синтеза искусств, целостного и воздействующего на зрителя камерного спектакля.  

Новизна данной композиции в том, что пьесы «Детского альбома» П.Чайковского объединены сценарием, переносящим участников и слушателей в атмосферу русской дворянской усадьбы конца ХIX века. В сравнении с некоторыми современными изданиями, данная работа выигрывает замечательными поэтическими эпиграфами русских поэтов, подобранными  ко многим пьесам альбома. Видеоряд  максимально приближен к настроению музыки и отражает мир детства.

Возрождая традиции русских музыкальных салонов, композиция «Детский альбом»  не требует больших постановочных затрат, дает возможность выступать детям с разными музыкальными способностями и ценна тем, что воспитывает в детях сопричастность к ценностям отечественной культуры.             

Постановки и сценарии такого рода развивают в детях способность эмпатии через самостоятельное постижение художественного образа при помощи хорошей  музыки и  поэзии.

Понимание и проживание событий композиции учениками, формирует образное мышление, повышает уровень исполнительской культуры, развивает в детях артистические качества, способность мыслить ассоциативно.

Творческое участие детей в исполнении одного из самых красивых и любимых циклов – это уникальная возможность развить художественный  вкус, образное мышление и фантазию, понять стиль и дух времени, в котором творил великий русский композитор. Музыкально-театральная композиция рассчитана на аудиторию младших школьников, исполнялась на разных концертных площадках, с большой творческой отдачей со стороны участников, большим интересом и вниманием со стороны слушателей.

 

Цель мероприятия: расширение музыкального кругозора учащихся.

Вид мероприятия: музыкально-театральная постановка

Задачи мероприятия:

• знакомство с творчеством великого русского композитора  П. И. Чайковского

• развитие воображения и образного мышления

• реализация умений и навыков полученных в классе фортепиано

Оборудование: мультимедиа, звуковая аппаратура.

Методическое обеспечение: презентация, сценарий.

Действующие лица:

- ведущая (Семененко Л.Ю)

- мальчик (Пономарёв Андрей)

- девочка (Раевская Вика)

ХОД  МЕРОПРИЯТИЯ

( Слайд № 1)

Ведущая:  Дорогие друзья! Сегодня вы познакомитесь с творчеством великого русского композитора П. И. Чайковского. (№2). Его творчество огромно и разнообразно по жанрам:9 опер, 6 симфоний, 3 балета, много фортепианной, вокальной, инструментальной музыки. Это первый русский композитор, который написал произведения для детского исполнения. (№ 3)

В руках у меня альбом, не простой, а музыкальный, сочиненный для ребят много- много лет назад. Он так и называется «Детский альбом». (№4)

Девочка: Давайте откроем его. Тут написано: «Посвящается Володе Давыдову».

.Ведущая:(№5) Своих детей у композитора не было, но было много племянников и племянниц. В 19 веке все дети в богатых семьях умели играть на фортепиано.(№6) Играли на фортепиано и племянники П. И. Чайковского. Особенно музыкальным и одарённым был Володя.(№7) Именно ему, своему любимцу и посвящает композитор этот альбом.  В нем 24 пьесы, по количеству часов в сутках.

Мальчик:  Листая альбом мы узнаем, как жили дети в то далекое время, чем занимались, в какие игры играли, какие танцы танцевали.

Ведущая: Итак, начинаем наше путешествие! И проведём один день в 19 веке! (№8)

Открывает альбом «Утренняя молитва».

Представим себе такую картину.(№9) Мальчик Ваня проснулся, потянулся,  встал с постели, как вдруг вспомнил, что старенькая няня наказала ему поутру прочитать молитву.(№10)  И сложив руки на груди  он сказал:

Мальчик:  

Господи Боже! Спаси, обогрей:  (№11)

Сделай нас лучше, сделай добрей.

Господи Боже! Спаси, сохрани,

Силу любви своей нам подари.

 Мальчик: И мне стало так спокойно и радостно, словно кто-то очень добрый погладил меня по голове. Наверное, это и правда волшебные слова.

Исполняется »Утренняя молитва».(№12)

(№13-18)

Мальчик: Я подошел к окну. (№19) Меня встретило хмурое утро. Все было покрыто белым снегом. На дворе стояла зима.

 Девочка: (№20) Злой холодный ветер поднимал колючий снег, и бросал его в окно. Снежинки бились в окно словно осколки волшебного зеркала Снежной королевы.

 Мальчик: (№21) Мне стало страшно, ведь совсем не хотелось превращаться в злого и вредного Кая, заколдованного Снежной королевой.

Исп. «Зимнее утро». (№22)

 (№23-28)

Ведущая: Да, сегодня не погуляешь, подумал Ваня и побежал в игровую комнату. Он знал, что младшие братья еще не проснулись, и никто не помешает ему играть в свою любимую лошадку.(№29) Вы очень бы удивились, увидев такую игрушку. На длинную деревянную палочку была посажена нарисованная голова лошади.(№30) Дети садились верхом на палочку и скакали по комнате. Но в те далекие времена это была самая любимая игрушка мальчишек. Они представляли себя всадниками.

(мальчик берёт лошадку-палочку и скачет верхом на ней)

Мальчик: Палочка-конь стремительно несёт всадника вперед через реки и поля. Свежий ветер развивает кудри, а душа поёт.

Исполняется «Игра в лошадки»  (№31)

(№32-37)

Ведущая: Вдруг чья-то мягкая, добрая рука легла на его разгоряченную голову. Остановившись, мальчик увидел маму.(№38) Это была самая нежная и добрая мама на свете, но сегодня она смотрела строго и сердито. И всадник понял всё: так рано, когда все еще спят, нельзя громко прыгать и кричать.

Исполняется «Мама» .(№39) (звучит фонограмма)

(№40-45)

Мальчик: Мне было стыдно, что я так шумел и я вернулся в игровую комнату. И тут я увидел на полу куклу. Это была любимая игрушка  сестры Маши. (№46)

Ведущая:. Когда-то это была красивая кукла со светлыми волнистыми волосами. Сама она была мягкая, а ручки, ножки и головка фарфоровые. Она говорила «Мама» и моргала голубыми глазками.(№47)

 Девочка: Но я уронила куклу на пол и ее красивая фарфоровая головка разбилась. Я горько плакала, и не представляла своей жизни без любимой куклы. Мне даже показалось, что кукла глубоко вздохнула, и на ее лице блеснули слезинки.

Исполняется «Болезнь куклы». (девочка танцует с куклой) (№48)

(№49-54)

Ведущая: В углу комнаты стояли деревянные солдатики.(№55) Это были высокие игрушки, на круглых подставках, в настоящих мундирах и фуражках. Они были очень большие, но легкие. Их удобно было переносить.(№56) Ставить в шеренги, колонны и другие военные построения. Мальчишки очень любили в них играть. Девчонкам было строго настрого запрещено даже приближаться к этим игрушкам.(№57) Но гувернантка Мари разучила с девочками настоящий марш деревянных солдатиков.

Исполняется « Марш деревянных солдатиков».   

( танцуют девочка и мальчик ) (№58)

(№59-64)

Ведущая: Вот так, перелистывая альбом, мы узнали, в какие игры играли дети в те далекие времена.

 А чем же они еще занимались?

Мальчик: Во - первых, они должны были обязательно играть на фортепиано.

Девочка: Во-вторых, свободно говорить по- французски.

Вместе: И ,конечно, танцевать.(№65)

Ведущая: Для этого специально приглашался  учитель танцев. Танцевали галопы. Вальсы. Мазурки. Но больше всего дети любили «Польку»(№66) - это чешский народный танец «Пулка», что в переводе на русский означает полшага, то есть танец в полшага с подскоком.

Исполняется «Полька».( танцуют девочка и мальчик)(№67)

(№68-73)

Ведущая: Ах, как любили на балу танцевать мазурку!(№74) Кавалеры приглашали дам и ,кажется, грациознее и веселее танца никогда не бывало.

Мазурка раздалась. Бывало,

Когда гремел мазурки гром,

В огромном зале всё дрожало

                                                         Паркет трещал под каблуком.

                                                             (А.С. Пушкин)

Исполняется «Мазурка»(№75)   (№76-81)

Ведущая: Но вернемся к нашим героям. В доме радость и веселье. Только, что приехал папа. В руках у него была огромная коробка.(№82) Все дети замерли в ожидании, папа всегда привозил подарки. Сегодня подарок получила Маша. Папа привез ей новую куклу. Маша прижала куклу к груди. Потом подняла ее над головой и закружилась с нею по комнате.

Исполняется «Новая кукла».( девочка танцует с куклой) (№83)

(№84-89)

 

Ведущая: Если я спрошу вас, любите ли вы путешествовать, вы, конечно, ответите «Да».(№90)      П. И. Чайковский тоже любил путешествовать. Из каждой страны он привозил какую-нибудь интересную мелодию. (№91)

.Мальчик: Из Германии он привез веселую песенку о храбрых охотниках, которые носили шляпки с пёрышками .(№92)

Девочка: Жили в красивых деревянных домиках, среди лесов и гор, средь голубых озер, где слышен звонкий. стройный птичий хор.

Исполняется «Немецкая песенка» (№93)

(№94-99)

Ведущая: (№100)

Осень, осень… весь Париж,

Очертанья сизых крыш

Скрылись в дымчатой вуали,

Расплылись в жемчужной дали. (№101)

В поредевшей мгле садов

Стелет огненная осень

Перламутровую просинь

Между бронзовых листов.    (М. Волошин)

Мальчик: А помните, как мы с папой гуляли по Елисейским полям в Париже?  (№102)

Девочка: Да, там смешной мальчишка в кепке играл старинную песенку о девушке, которая ждала солдата с войны.

Исполняется «Старинная французская песенка».

(№103)     (№104-109)

Ведущая: Во время венецианского карнавала композитор услышал прекрасную мелодию, которая вошла в альбом под названием «Итальянская песенка» (№110)

Девочка:

Лети со мной к Италии прелестной,

Эфирный друг, фантазия моя.

Земля любви, гармонии чудесной,

Где радостей весёлая семья

Взлелеяна улыбкою небесной.   (И. Козлов)

Исполняется «Итальянская песенка». (№111)

(№112-117)

Ведущая: (№118)  Как русский композитор Петр Ильич черпал вдохновение в русской народной музыке. С детства он проникся любовью к русской народной песне и пляске.(№119) Это нашло свое отражение в трех пьесах : «Русская песня», «Мужик на гармонике играет» и «Камаринская».

Мальчик:

Эй, гармошка, смерть-отрава,

Знать с того под этот вой,

Не одна лихая слава

Пропадала трын-травой! ( С. Есенин)

Исполняется «Мужик на гармонике играет» (звучит фонограмма)

.(№120)     (№121-126)

Ведущая: Иногда в имение приходил старый шарманщик.(№127) Он приносил шарманку. Ставил ее  перед домом, крутил ручку, и шарманка играла красивую мелодию. (№128)

Девочка: На шарманке сидел пушистый зверек. Перед шарманщиком лежала потертая, видавшая виды шляпа.(№129)

Мальчик: Когда кто-то из зрителей бросал в шляпу монетку, зверёк доставал из коробочки маленькие белые бумажечки с пожеланиями счастья и подавал их этому щедрому человеку.

Исполняется «Шарманщик поет».(№130)

                 (№131-136)

Ведущая: Вот незаметно пролетел день. Стемнело. Старенькая няня пришла в спальню, чтобы раздеть своих любимых детишек и рассказать им на ночь сказку. Сегодня дети попросили рассказать сказку пострашнее. (№137)

Мальчик: Маша, а ты Бабу-Ягу видела?

Девочка: Нет, я её боюсь.

Мальчик: Не бойся, я с ней справлюсь!

Я был в избушке на курьих ножках,

Там всё как прежде. Сидит Яга.

Пищали мыши и рылись в крошках,

Старуха злая была строга. (№138)

Но я был в шапке, был в невидимке,

Стянул у старой две нитки бус,

Разгневал ведьму и скрылся в дымке,

И вот со смехом кручу свой ус.   ( К. Бальмонт)

Исполняется «Баба Яга».(№139)

               (№140-145)

Ведущая: Страшную сказку рассказала няня, но будем надеяться, что детям приснится добрый сон. Пусть это будет сон о весне,(№146) которая всегда приходит на смену холодной зиме.(№147) А расскажет о весне голосистый жаворонок в высоком синем небе.(№148)

На солнце тёмный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

Он голосисто с вышины

Поёт, на солнышке сверкая:

«Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою приход весны!»   ( В. Жуковский)

Исполняется «Песня жаворонка».(№149)

                        (№150-156)

Ведущая: Дети уснули. Няня поправила одеяло на их кроватках, подошла к старинной иконе (№157) и тихо попросила Бога сохранить ее любимых детушек

.(№158) Так вечерней молитвой заканчивается этот прекрасный музыкальный альбом. И я закрываю его последнюю страницу

Исполняется « В церкви »(№159) (звучит фонограмма)

                        (№160-166)

(Читаются стихи на последних звуках пьесы)

Не может жизнь утратить смысл высокий,

Сомкнув за нами круг дневных забот,

Пока звучат нам пушкинские строки,

И музыка Чайковского поёт.    ( Н. Рыленков)

Программа концерта

1.Шабалина Катя 5 класс «Утренняя молитва»

2.Богатырёва Геля 5 класс «Зимнее утро»

3.Елпатова Саша 5 класс «Игра в лошадки»

4.Фонограмма «Мама»

5.Синичкина Саша 1 класс «Болезнь куклы»

6.Савельева Соня 2 класс «Марш деревянных солдатиков»

7.Колесникова Настя 1 класс «Полька»

8.Гараева Арина 3 класс «Мазурка»

9.Камышанова Яна 4 класс «Новая кукла»

10.Волкова Маргарита 5 класс «Немецкая песенка»

11.Савельева Соня 2 класс «Старинная французская песенка»

12.Демшина Соня 5 класс «Итальянская песенка»

13.Фонограмма «Мужик на гармонике играет»

14.Лебедева Катя 6 класс «Шарманщик поёт»

15.Лопарева Милена 4 класс «Баба-Яга»

16.Филимендикова Ира 5 класс «Песня жаворонка»

17.Фонограмма «В церкви»

 

  Наверх