Оганесян Юлия Павловна,
преподаватель ИЗО,
МБУ ДО «ДШИ им. И.О. Дунаевского",
г. Тарко-Сале
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ИСКУССТВА
учебный предмет
ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
(предмет по выбору)
Срок реализации 7 лет
Одобрено: Методическим советом «______»___________ 2014 г. |
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом «МБОУ ДОД «Таркосалинская Детская школа искусств» на реализацию учебного предмета;
- Сведения о затратах учебного времени;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цель и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II. Содержание учебного предмета
- Годовые требования по классам;
III. Требования к уровню подготовки учащихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
V. Списки рекомендуемой методической литературы
- Список рекомендуемой методической литературы;
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Прикладное творчество» разработана на основе примерной программы «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-4 классы» Автора Шпикалова Т.Я.
Учебный предмет «Прикладное творчество» занимает важное место в комплексе предметов программ «Живопись» и «Декоративно-прикладное творчество». Он является базовой составляющей для последующего изучения предметов в области изобразительного искусства.
Программа учебного предмета «Прикладное творчество» направлена на создание условий для познания учащимися приемов работы в различных материалах, техниках, на выявление и развитие потенциальных творческих способностей каждого ребенка, на формирование основ целостного восприятия эстетической культуры через пробуждение интереса к национальной культуре.
Все разделы в программе объединены одной темой, содержанием которой являются задания, составленные исходя из возрастных возможностей детей и спланированные по степени сложности. В заданиях, связанных с изобразительной деятельностью, дети, на протяжении всего курса обучения, учатся организовать композиционную плоскость, сообразуясь с композиционным центром формата, учатся обращать внимание на выразительность пятна, линии, образность цвета. Знакомясь с различными техниками и видами декоративного творчества, они узнают о его многообразии, учатся создавать своими руками предметы, в которые вкладывают свои знания об окружающем мире, фантазию. Знакомство с традиционными видами ремесел также играет важную роль в передаче традиций из поколения в поколение.
Учитывая возраст детей, программа предполагает использование разных форм проведения занятий: просмотр тематических фильмов, прослушивание музыки, применение игровых приемов обучения, выполнение коллективных работ. По ходу занятий учащиеся обсуждают особенности исполнительского мастерства профессионалов, знакомятся со специальной литературой, раскрывающей секреты прикладного творчества.
Срок реализации учебного предмета
Программа рассчитана на 7 лет обучения, с 1 по 7 класс. Продолжительность учебных занятий составляет 33 часа для 1 класса и 34 часа для 2-7 классов в год.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «Прикладное творчество» при 7-летнем сроке обучения составляет 237 часов. Предусмотрена так же самостоятельная работа обучающихся, которая составляет 237 часов. Максимальная нагрузка составляет 474 часа.
Сведения о затратах учебного времени
Вид учебной работы, аттес-тации, учебной нагрузки |
Затраты учебного времени, график промежуточной аттестации
|
|
|||||||||||||
Классы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|||||||
Полугодия |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
|
Аудиторные занятия |
16 |
17 |
16 |
18 |
16 |
18 |
16 |
18 |
16 |
18 |
16 |
18 |
16 |
18 |
|
Самостоятельная работа |
16 |
17 |
16 |
18 |
16 |
18 |
16 |
18 |
16 |
18 |
16 |
18 |
16 |
18 |
|
Максимальная учебная нагрузка |
32 |
34 |
32 |
36 |
32 |
36 |
32 |
36 |
32 |
36 |
32 |
36 |
32 |
36 |
|
Форма проведения учебных занятий
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей. Занятия проводятся в мелкогрупповой форме, численность группы – от 4 до 10 человек. Для развития навыков творческой работы учащихся, программой предусмотрены методы дифференциации и индивидуализации на различных этапах обучения.
Недельную учебную нагрузку составляют 1 час аудиторных занятий, а также 1 час самостоятельной работы.
Цели и задачи учебного предмета
Цели:
- выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в раннем детском возрасте;
- формирование у детей младшего школьного возраста комплекса начальных знаний, умений и навыков в области декоративно-прикладного творчества;
- формирование понимания художественной культуры, как неотъемлемой части культуры духовной.
Задачи:
- обучающие:
– научить основам художественной грамоты;
– сформировать стойкий интерес к художественной деятельности;
–овладеть различными техниками декоративно-прикладного творчества и основами художественного мастерства;
–научить практическим навыкам создания объектов в разных видах декоративно-прикладного творчества;
–научить приемам составления и использования композиции в различных материалах и техниках;
– научить творчески использовать полученные умения и практические навыки;
–научить планировать последовательность выполнения действий и осуществлять контроль на разных этапах выполнения работы;
- воспитательно-развивающие:
–пробудить интерес к изобразительному и декоративно-прикладному творчеству;
–раскрыть и развить потенциальные творческие способности каждого ребенка;
– формировать творческое отношение к художественной деятельности;
–развивать художественный вкус, фантазию, пространственное воображение;
– приобщить к народным традициям;
–воспитать внимание, аккуратность, трудолюбие, доброжелательное отношение друг к другу, сотворчество.
Обоснование структуры программы
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для воспитания и развития навыков творческой работы учащихся в учебном процессе применяются следующие основные методы:
- объяснительно-иллюстративные (демонстрация методических пособий, иллюстраций);
- частично-поисковые (выполнение вариативных заданий);
- творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах);
- исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а также возможностей других материалов).
Схема проведения занятий:
- Обзорная беседа-знакомство с новой техникой работы в материале.
- Освоение приемов работы в материале.
- Выполнение учебного задания.
Итогом каждой пройденной темы становится изделие, выполненное в материале.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению видов народных ремесел, техник работы с материалами, а также информацию о мастерах и народных умельцах.
Библиотечный фонд укомплектован печатными и электронными изданиями основной, дополнительной, учебной и учебно-методической литературой по декоративно-прикладному искусству и народным ремёслам, а также альбомами по искусству. Кабинет оборудован удобной мебелью, доской, наглядными пособиями, видео аппаратурой, необходимыми в работе инструментами.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание учебного предмета «Прикладное творчество» построено с учетом возрастных особенностей детей, а также с учетом особенностей развития их пространственного мышления; включает теоретическую и практическую части.
Теоретическая часть предполагает знакомство учащихся с техниками и способами работы с различными материалами, а практическая часть основана на применении теоретических знаний в учебном и творческом процессе. За годы освоения программы дети получают знания о многообразии декоративно-прикладного искусства, а также умения работы в различных техниках прикладного творчества.
Содержание программы включает следующие основные разделы:
Раздел 1: Лепка.
Раздел 2: Базовый материал по рисунку и живописи.
Раздел 3: Мыловарение.
Раздел 4: Игрушка в различных техниках и материалах.
Раздел 5: Фильцевание.
Раздел 7: Любимые старинные Российские праздники.
Содержание программы направлено на освоение различных способов работы с материалами, ознакомление с традиционными народными ремеслами, а также с другими видами декоративно-прикладного творчества.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
<td valign="t
№ |
Название раздела, темы
|
Вид учеб- ного заня тия |
Общий объем времени в часах |
||
Максималь ная учеб ная нагрузка |
Самос тояте льная работа |
Ауди торные заня тия |
|||
66 |
33 |
33 |
|||
Раздел 1: Лепка. |
|||||
1.1. |
История соленного теста. Основы работы. Инструменты. |
Урок |
2 |
1 |
1 |
1.2. |
Лепка плоских фигур используя трафарет с применением барельефа и горельефа. Правильная компановка работы. Окрашивание после сушки. |
Урок |
8 |
4 |
4 |
1.3. |
Лепка полуобъемных форм с последующим их окрашиванием после сушки |
Урок |
8 |
4 |
4 |
1.4. |
На плоской основе лепка декоративного пейзажа. |
Урок |
8 |
4 |
4 |
Раздел 2: Живопись. |
|||||
2.1. |
Дать понятие о базовых цветах, производных цветах, цветовом круге. Научить детей смешивать цвета и находить оттенки краски. |
Урок |
2
|
1 |
1 |
2.2. |
Дать понятие холодных и теплых цветов. Посредством смешивания цветов нарисовать, пейзаж используя теплые тона краски. |
Урок |
4
|
2 |
2 |
2.3. |
Посредством смешивания цветов нарисовать пейзаж, используя холодные тона краски |
Урок |
4 |
2 |
2 |
Раздел 3: Рисунок. |
|||||
3.1. |
Познакомить детей с линейной и воздушной композицией. |
Урок |
2 |
1 |
1 |
3.2. |
Поэтапный рисунок животного и окружающей среды |
Урок |
4 |
2 |
2 |
3.3. |
Поэтапный рисунок объекта зимнего творчества и окружающей среды |
Урок |
4 |
2 |
2 |
Раздел 4: Любимые старинные Российские праздники. |
|||||
4.1. |
Экскурс в исторические праздники России. Пасха. |
Урок |
4 |
2 |
2 |
4.2. |
Символы пасхи. Почему именно яйца являются символом Пасхи. Виды декора яиц. Роспись и украшение яиц. |
Урок |
4 |
2 |
2 |
4.3. |
Что такое Пасхальный Кулич. Традиция возникновения Пасхального Кулича. Украшение пасхального кулича. |
Урок |
4 |
2 |
2
|
Раздел 5: Новогодняя игрушка. |
|||||
5.1. |
Виды игрушек. Техника исполнения. Выбор своей новогодней игрушки. |
Урок |
2 |
1 |
1 |
5.2. |
Изготовление Новогодней игрушки. |
Урок |
6 |
3 |
|
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ |
|
||||
№ |
Название раздела, темы
|
Вид учеб ного заня тия |
Общий объем времени в часах |
||
Максималь ная учеб ная нагрузка |
Самостояте льная работа |
Аудиторные Заня тия |
|||
68 |
34 |
34 |
|||
Раздел 1: Лепка. |
|||||
1.1. |
Лепка плоских фигур с использованием барельефа и горельефа. Использование законов композиции при выполнении работы. |
Урок |
8 |
4 |
4 |
1.2. |
Лепка полуобъемных форм. Использование законов композиции при выполнении работы. |
Урок |
8 |
4 |
4 |
1.3. |
Лепка мелких объемных фигур. Использование законов композиции при выполнении работы. |
Урок |
8 |
4 |
4 |
1.4. |
Лепка фигуры человека из пластилина, используя геометрические тела. |
|
4 |
2 |
2 |
Раздел 2: Рисунок |
|||||
2.1. |
Построение простых форм в перспективе. |
Урок |
2 |
1 |
1 |
2.2. |
Выполнение набросков фигуры человека. |
Урок |
2 |
1 |
1 |
2.3. |
Тональный рисунок простых форм. |
Урок |
2 |
1 |
1 |
2.4 |
Выполнение работы на тему «Работа пятном» |
Урок |
4 |
2 |
2 |
Раздел 3: Живопись. |
|||||
3.1. |
Повторить базовые цвета, холодные и теплые цвета, контрастные цвета. |
Урок |
6 |
3 |
3 |
Посмотреть всю программу (нажмите здесь)