Царенок Людмила Викторовна,
преподаватель,
МКОУДОД «Кореневская детская школа искусств
им. А. М. Руденко»
Кореневского района Курской области
Методическая разработка по станковой композиции«Из истории России»Содержание· Содержание 2 · Введение 3 · основная часть 5 · заключение 11 · список использованной литературы 12 Композиция – один из самых сложных и принципиально важных учебных предметов в учебном процессе. Композиция призвана наиболее активно развивать творческую инициативу учащихся, их изобразительные способности, а также общую художественную культуруУчащийся художественного отделения в процессе обучения получает огромное количество знаний и умений в области рисования. Умение рисовать – достаточно широкое понятие для выпускника ДХШ. Это и определенный уровень умения рисовать с натуры: умение делать зарисовки, наброски, длительные рисунки, но это также и умение рисовать по воображению, т. е. умение фиксировать свои мысли на бумаге с помощью рисунка.Основы такого рисования, конечно, закладываются во время обучения в художественной школе. Они формируются различными путями. Этих путей достаточно много, но оптимальный результат возникает, когда задействованы все направления получения навыков и знаний. Эти базовые навыки должны быть реализованы в заданиях по станковой композиции, где дети сочиняют картины на заданные темы. Предварительное эскизирование, поисковые рисунки к станковой композиции, по сути, и являются основой для средового рисунка, который так важен в будущей профессии.Взрослея, ребенок теряет непосредственность, критически начинает относиться к своим рисункам по воображению, его уже не устраивает декоративность изображения фигуры, дома, предмета, и происходит такое явление, которое можно назвать сопротивлением материала – бумага – карандаш – рука не отвечают потребностям воображения. Картина возникает, и тут же может умереть, из – за нереализованных стараний автора пространственно организовать лист.
|
Основные педагогические задачи:
— развитие творческих способностей и навыков, расширение диапазона воображения, фантазии, восприятия, пространственного мышления, формирование навыков практического решения творческих задач;
— обучение основам изобразительной грамотности, формирование практических навыков работы в различных видах художественной деятельности;
Именно в эскизе можно отразить общую и самую главную суть будущей композиции, абстрагируясь от ненужных на данном этапе мелочей. Работа над эскизом индивидуальна. Одни выполняют эскиз схематично (карандашом), вынося последующие этапы работы (цвет, тон, фактуру) на основной формат. Другие выполняют детально разработанный эскиз, стараясь уже на маленьком формате увидеть черты будущей композиции. Эля выполняет эскизы акварелью.
В процессе рождения композиции очень важным моментом является этап вхождения в тему. От того насколько эмоционально ярко он прошел, часто зависит необычность и оригинальность художественного решения. Провести интересно этот этап можно с помощью демонстрации наглядного материала, помогающего раскрытию образа, проведения игровых моментов, где каждому ребенку отводится определенная роль. Можно использовать метод обсуждения темы, на котором каждый учащийся предлагает свою трактовку темы, вкладывая свое смысловое значение в содержательную часть. И тогда тема зазвучит неоднозначно и поразит своей неожиданной многогранностью.
Следующий немало важный этап работы над композицией – выполнение эскиза. Эта форма работы очень важна для последующей реализации творческой идеи. При работе над тематическим заданием, в процессе поиска сюжета и изобразительных средств, учащиеся должны понимать, что одна и та же тема может быть решена по-разному, вариативно. Таким образом, получаемые знания являются основой, направленной на умение грамотно, творчески, избирательно, а значит осознанно вести работу в дальнейшем.
При выполнении эскиза и композиции в цвете необходимо напомнить, что цвет является мощным источником эмоционального воздействия на человека. Художник, создавая произведение искусства, должен ясно представлять, какой эмоциональный импульс будет оказывать цветовое решение полотна на зрителя, учитывать все нюансы цветовых сочетаний, их влияния на чувства и настроения, и согласовывать выбор того или иного колорита с идейным содержанием своей композиции.
Следует внимательно отнестись к прорисовке главных персонажей, характеру их пропорций, движению, к соотношению частей композиции друг с другом.
Очень часто возникают затруднения при изображении человека в композиции.
В этом случаи сами ребята могут прийти на выручку друг другу, и для воссоздания сюжетной ситуации временно выступить в роли натурщиков. Установленный порядок при работе над композицией, соблюдение правил помогает достигнуть максимально хороших результатов, способствует созданию наиболее яркого художественного образа.
Весной 2015 года Курская область отмечала юбилей поэта – фронтовика Николая Корнеева,
Эльвира принимала участие в областном конкурсе рисунков, она иллюстрировала его стих
«Катюша»
Нет, не докопаться:
кто впервые,
Удивив находкою свой взвод,
В те денечки злые, штурмовые,
Так назвал гвардейский миномет.
Нет, не сохранилось точной даты,
Неизвестны месяц и число,
Только имя — помните, солдаты? -
Сразу к миномету приросло.
И повсюду утвердилось сразу,
Словно все мы думали одно.
От лесов карельских до Кавказа
Нами узаконено оно.
Ласковое: мы не озверели
И не растеряли доброты.
Мирное: не мы ведь захотели,
Чтоб росли у холмиков кресты.
Сколько человечности и веры
В имени роднейшем из родных!
Шли на нас и «тигры», и «пантеры»,
Мы с «катюшей» нашей шли на них.
Чтоб не ошибиться, кто впервые
Так назвал гвардейский миномет,
Надо прямо говорить:
Россия!
Надо прямо говорить:
народ!
В процессе обучения педагог должен найти индивидуальный подход, ведь у каждого обучающегося есть свои ориентиры в жизни, своя творческая направленность. Художник – преподаватель, наблюдая в течение ряда лет за творческим развитием ученика в разных направлениях пластических искусств, помогает ему выбрать приоритеты дальнейшего творческого пути. На занятиях выполняются разнообразные виды учебной деятельности с преобладанием самостоятельных работ, сочетанием умственных и практических действий учебной деятельности во всех проявлениях творчества.
Каждому учащемуся хочется возможность проявить себя в разных областях искусства.
Развитие композиционного мышления детей является одним из самых интересных и непростых вопросов изобразительного искусства. Выполнение композиции – очень творческий и увлекательный процесс, требующий применения всего накопленного объема знаний, умений и навыков, а также развивающий воображение и фантазию ребёнка, активизирующий мыслительную деятельность.
Главная цель в композиции — создание выразительного художественного образа. При выборе темы, сюжета, композиционного решения привлекается весь опыт, накопленный детьми: зрительная память, мир внутренних переживаний, способность образно мыслить. Иногда разработка идеи, выбор темы, может проводиться совместно с педагогом – на этом этапе происходит момент сотворчества.
Список использованной литературы