E-mail:
 
Детские творческие конкурсы
  Хамето Ева, 13 лет, «Полевые цветы»
 Гайдукова Юлия, 14 лет, "Мудрая"
 


Календарь

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 



Подписаться на рассылку

рассылка

Подписаться



Царенок Людмила Викторовна, преподаватель

Царенок Людмила Викторовна,

преподаватель,

МКОУДОД «Кореневская детская школа искусств

им. А. М. Руденко»

Кореневского района Курской области

 

 


Царенок Людмила Викторовна,  преподаватель

 

Методическая разработка по станковой композиции
«Из истории России»
Содержание

·         Содержание                                                                    2          

·         Введение                                                                        3

·         основная часть                                                                5

·         заключение                                                                    11

·         список использованной литературы                                 12

Композиция – один из самых сложных и принципиально важных учебных предметов в учебном процессе. Композиция призвана наиболее активно развивать творческую инициативу учащихся, их изобразительные способности, а также общую художественную культуру
Учащийся художественного отделения в процессе обучения получает огромное количество знаний и умений в области рисования. Умение рисовать – достаточно широкое понятие для выпускника ДХШ. Это и определенный уровень умения рисовать с натуры: умение делать зарисовки, наброски, длительные рисунки, но это также и умение рисовать по воображению, т. е. умение фиксировать свои мысли на бумаге с помощью рисунка.
Основы такого рисования, конечно, закладываются во время обучения в художественной школе. Они формируются различными путями. Этих путей достаточно много, но оптимальный результат возникает, когда задействованы все направления получения навыков и знаний. Эти базовые навыки должны быть реализованы в заданиях по станковой композиции, где дети сочиняют картины на заданные темы. Предварительное  эскизирование, поисковые рисунки к станковой композиции, по сути, и являются основой для средового рисунка, который так важен в будущей профессии.
Взрослея, ребенок теряет непосредственность, критически начинает относиться к своим рисункам по воображению, его уже не устраивает декоративность изображения фигуры, дома, предмета, и происходит такое явление, которое можно назвать сопротивлением материала – бумага – карандаш – рука не отвечают потребностям воображения. Картина возникает,  и тут же может умереть,  из – за нереализованных стараний автора  пространственно организовать лист.
Безусловно, есть учащиеся, одаренные пространственным воображением, у них не возникает проблем нарисовать ту систему образов, которая может быть ответом на обозначенную заданием тему. Но, чем старше такой ребенок, тем труднее ему это делать, поскольку он пытается разрешить противоречие между реалистическим изображением предметного мира и изображением своего авторского видения, а преподавателю все проблематичнее внедряться в мир юного автора, разрушая и выстраивая реалистическую картину изображения, предлагая «говорить» на общем, взрослом зыке профессии.
Выход может быть найден в декоративном решении станковой композиции, что, безусловно, имеет свои выразительные и положительные стороны, освобождая ребенка от решения проблем реалистического пространственного рисунка, возможно именно такие дети в будущем станут талантливыми художниками. Но и им в свое время, обучаясь в учебных заведениях следующей ступени академического образования, придется использовать средовой и эскизный рисунок при создании станковой картины и пользоваться не только декоративными, но и пространственными приемами при создании композиции.

 

Важно и полезно укрепить связь между предметом «рисунок» и предметом «станковая композиция». Во всех заданиях по предмету «рисунок» учащиеся получают знания и осваивают наблюдательную перспективу. Рисуя предметы, интерьер, фигуру в интерьере, натюрморт с линией горизонта на разном уровне, фигуру и голову в ракурсе, они получают от преподавателя объяснения по построению изображения в пространстве, основные понятия наблюдательной линейной перспективы – способа создания иллюзии пространства на плоском листе, и это является критерием грамотного рисунка.
И главное, чтобы активизировать деятельность учащихся, преподаватель сам в первую очередь должен быть творческой личностью, любить свое дело и жить интересами детей. Свеча, которая не горит, не может зажечь другую свечу. Также и здесь, пассивный учитель, не способный творчески действовать, не сможет пробудить интерес школьников, зажечь их фантазию и воображение. Настроение преподавателя всегда передается детям
В своей работе я всегда чту  такие воспитательные установки:
Все дети талантливы.
Доказано, что каждый ребёнок от рождения наделён огромным потенциалом.
Свою работу я строю так, чтобы у ребенка возникала потребность в творчестве, желание преобразовать окружающее (через такие приемы, как удивление, озарение, противоречие).Дети должны удивляться и восхищаться. Так как эти способности человека содержат активное, творческое, познавательное отношение к миру.
Детям нужна благоприятная психологическая обстановка для творчества. Терпение, доброжелательность, сочувствие, ненавязчивость, поддержка — это атмосфера, благоприятствующая проявлению творческих способностей детей.
Соблюдение границ личности ребёнка. Чрезмерная опека и навязанная помощь может заглушить творчество.
Учить ребёнка думать. Думающий человек стремиться познавать мир, учиться выбирать для себя знания нужные и полезные.
Научить ребёнка — смотреть, чтобы видеть красоту окружающего мира, слушать, чтобы услышать других, говорить, чтобы услышали, быть самим собой, уважать каждого человека и его труд.
В процессе рождения композиции очень важным моментом является этап вхождения в тему.  От того насколько эмоционально ярко он прошел, часто зависит необычность и оригинальность художественного решения. Провести интересно этот этап можно с помощью демонстрации  наглядного материала, помогающего раскрытию образа, проведения игровых моментов, в том числе ролевых игр, где каждому ребенку отводится определенная роль.  Можно использовать метод обсуждения темы, на котором каждый учащийся предлагает свою  трактовку темы, вкладывая свое смысловое значение в содержательную часть. И тогда тема зазвучит неоднозначно и поразит своей неожиданной многогранностью.
Один из интересных этапов – сбор материала к теме, который включает наблюдения окружающей жизни, выполнение набросков и зарисовок дома, на улице, в библиотеке. Ребенок, готовясь к занятию, может использовать и фотоматериалы, делая снимки гуляя по городу.  Интересно провести коллективное обсуждение собранного материала, выслушать мнение ребят, какую зарисовку или фотоматериал можно использовать в будущей композиции, подвести их к пониманию того, что они хотят изобразить.
Следующий немало важный этап работы над композицией – выполнение  эскиза. Эта форма работы очень важна для последующей реализации творческой идеи. При работе над тематическим заданием, в процессе поиска сюжета и изобразительных средств, учащиеся должны понимать, что одна и та же тема может быть решена по-разному, вариативно. Кроме того, нужно ориентировать учащихся на самостоятельный поиск проблемы и темы в искусстве. Таким образом, получаемые знания являются основой, направленной на умение грамотно, творчески, избирательно, а значит осознанно вести работу в дальнейшем.
Для примера мною выбрана работа над станковой композицией обучающейся, которая уже не первый год занимается в нашей школе это Копцева Эльвира.
Эля  учится в 5 классе, выпускница. Она очень трудолюбивая, с характером, ответственно относится к работе. Любит живопись, особенно натюрморты, темы станковой композиции всегда ей интересны, ее идеи их решений всегда интересны и неожиданны. Я ей предложила поработать со мной и сделать методическое пособие. Она согласилась и работа началась. Тема рисунка не заставила нас долго искать , у нас в школе уже традиционно проводится конкурс «Героическое прошлое России» вот решили немного расширить тему и выбрать просто « Из истории России». Многие из работ Эли подходят под эту тему. Представлены работы за несколько лет ее обучения

Царенок Людмила Викторовна,  преподаватель

 

Задачи, которые хотим показать – это развитие композиционного мышления, освоение определённого объёма знаний, умений и навыков, которые чётко позволят грамотно вести самостоятельную работу над станковой композицией. С Элей в процессе работы мы анализировали, давали оценку каждому этапу работы. С моей стороны был активный контроль за работой девушки, добивались законченности работы, выделение главного, занятие строилось с учётом возрастных особенностей. И в первую очередь с учётом пространственного мышления. В станковой композиции ставятся задачи перспективного построения, выявление объёмов, грамотно владение тоном и цветов

Основные педагогические задачи:

— развитие творческих способностей и навыков, расширение диапазона воображения, фантазии, восприятия, пространственного мышления, формирование навыков практического решения творческих задач;
— обучение основам изобразительной грамотности, формирование практических навыков работы в различных видах художественной деятельности;
Именно в эскизе можно отразить общую и самую главную суть будущей композиции, абстрагируясь от ненужных на данном этапе мелочей. Работа над эскизом индивидуальна. Одни выполняют  эскиз схематично (карандашом), вынося последующие этапы работы (цвет, тон, фактуру) на основной формат. Другие выполняют детально разработанный эскиз, стараясь уже на маленьком формате увидеть черты будущей композиции. Эля выполняет эскизы акварелью.
В процессе рождения композиции очень важным моментом является этап вхождения в тему.  От того насколько эмоционально ярко он прошел, часто зависит необычность и оригинальность художественного решения. Провести интересно этот этап можно с помощью демонстрации  наглядного материала, помогающего раскрытию образа, проведения игровых моментов, где каждому ребенку отводится определенная роль.  Можно использовать метод обсуждения темы, на котором каждый учащийся предлагает свою  трактовку темы, вкладывая свое смысловое значение в содержательную часть. И тогда тема зазвучит неоднозначно и поразит своей неожиданной многогранностью.
Следующий немало важный этап работы над композицией – выполнение  эскиза. Эта форма работы очень важна для последующей реализации творческой идеи. При работе над тематическим заданием, в процессе поиска сюжета и изобразительных средств, учащиеся должны понимать, что одна и та же тема может быть решена по-разному, вариативно. Таким образом, получаемые знания являются основой, направленной на умение грамотно, творчески, избирательно, а значит осознанно вести работу в дальнейшем.

Царенок Людмила Викторовна,  преподаватель

При выполнении эскиза и композиции в цвете необходимо напомнить, что цвет  является мощным источником эмоционального воздействия на человека. Художник, создавая произведение искусства, должен ясно представлять, какой эмоциональный импульс будет оказывать  цветовое решение полотна на зрителя, учитывать все нюансы цветовых сочетаний, их влияния на чувства и настроения, и согласовывать выбор того или иного колорита с идейным содержанием своей композиции.

Царенок Людмила Викторовна,  преподаватель

Царенок Людмила Викторовна,  преподаватель

Следует внимательно отнестись к прорисовке главных персонажей, характеру их пропорций, движению, к соотношению частей композиции  друг с другом.

 

Царенок Людмила Викторовна,  преподаватель

 

 

Очень часто  возникают затруднения при изображении человека в композиции.
В этом случаи сами ребята могут прийти на выручку друг другу, и для воссоздания сюжетной ситуации временно выступить в роли натурщиков. Установленный порядок при работе над композицией, соблюдение правил помогает достигнуть максимально хороших результатов, способствует созданию наиболее яркого художественного образа.

Царенок Людмила Викторовна,  преподаватель

Царенок Людмила Викторовна,  преподаватель

 

Весной 2015 года Курская область отмечала юбилей поэта – фронтовика Николая Корнеева,

Эльвира принимала участие в  областном конкурсе рисунков, она иллюстрировала его стих

Царенок Людмила Викторовна,  преподаватель

«Катюша»

Нет, не докопаться:

кто впервые,

Удивив находкою свой взвод,

В те денечки злые, штурмовые,

Так назвал гвардейский миномет.

Нет, не сохранилось точной даты,

Неизвестны месяц и число,

Только имя — помните, солдаты? -

Сразу к миномету приросло.

И повсюду утвердилось сразу,

Словно все мы думали одно.

От лесов карельских до Кавказа

Нами узаконено оно.

Ласковое: мы не озверели

И не растеряли доброты.

Мирное: не мы ведь захотели,

Чтоб росли у холмиков кресты.

Сколько человечности и веры

В имени роднейшем из родных!

Шли на нас и «тигры», и «пантеры»,

Мы с «катюшей» нашей шли на них.

Чтоб не ошибиться, кто впервые

Так назвал гвардейский миномет,

Надо прямо говорить:

Россия!

Надо прямо говорить:

народ!

     В процессе обучения педагог должен найти индивидуальный подход, ведь у каждого обучающегося есть свои ориентиры в жизни, своя творческая направленность. Художник – преподаватель, наблюдая в течение ряда лет за творческим развитием ученика в разных направлениях пластических искусств, помогает ему выбрать приоритеты дальнейшего творческого пути. На занятиях выполняются разнообразные виды учебной деятельности с преобладанием самостоятельных работ, сочетанием умственных и практических действий учебной деятельности во всех проявлениях творчества.
Каждому учащемуся хочется возможность проявить себя в разных областях искусства.
     Развитие композиционного мышления детей является одним из самых интересных и непростых вопросов изобразительного искусства. Выполнение композиции – очень творческий и увлекательный процесс, требующий применения всего накопленного объема знаний, умений и навыков, а также  развивающий воображение и фантазию ребёнка, активизирующий мыслительную деятельность.
     Главная цель  в композиции — создание выразительного художественного образа. При   выборе темы, сюжета, композиционного решения привлекается  весь опыт, накопленный детьми: зрительная память, мир внутренних  переживаний, способность образно мыслить. Иногда разработка идеи, выбор темы,  может проводиться  совместно с педагогом – на этом этапе происходит момент сотворчества.
Список использованной литературы

 

1. Мастера искусства об искусстве, т. 1-7; Искусство, 1965 – 1970.
2. Сокольникова Н.М., «Основы живописи» — Обнинск; Титул, 1996 г.
3. Шорохов Е. В., «Композиция» — М.; 1985 г.
4. Аксенов Ю., Левидова М. «Цвет и линия» — М.; Сов.Художник, 1976
5. Беда Г.В. Живопись. М.: Просвещение, 1986.
6.Волков Н.Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1965.
  Наверх