E-mail:
 
Детские творческие конкурсы
  Хамето Ева, 13 лет, «Полевые цветы»
 Гайдукова Юлия, 14 лет, "Мудрая"
 


Календарь

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 



Подписаться на рассылку

рассылка

Подписаться



Белкина Ольга Сергеевна, педагог дополнительного образования

Белкина Ольга Сергеевна,

педагог дополнительного образования

     творческого объединения «Бусинка»

Филиала МБУДО «ЦРТДиЮ»  

Дом детскоготворчества пос. Серебряный Бор

Конспект

вводного занятия для обучающихся 1-го года обучения

творческого объединения «Бусинка»

Тема занятия:  «Путешествие в мир бисероплетения»

Тип: вводное,  изучение нового материала

Цель: создать условия для знакомства детей с декоративно прикладным творчеством бисероплетения.

Задачи

·         познакомить с историей развития бисероплетения, материалами и оборудованием, с техникой французского плетения;

·         развивать интерес, воображение, эстетический вкус, образное мышление;

·         формировать усидчивость, зрительное внимание, память, творческие способности;

·         воспитывать чувство прекрасного, уважение к народным традициям и обычаям.

Оборудование и материал: презентация «Путешествие в мир бисероплетения», ячейки с материалами для бисероплетения, «волшебный мешочек», ножницы, проволока, нитки мулине зеленого цвета,  схемы, смайлики.

Технические средства: ноутбук, интерактивная доска.

Формы работы: коллективная и индивидуальная.

Методы: объяснительно-иллюстрационные; репродуктивные;игровые;практические.

Возраст: 7-10 лет (обучающиеся 1 года обучения).

Ход занятия:

I. Организационный момент:

1 слайд    

 - Здравствуйте, дорогие друзья!

 - Я рада приветствовать вас у нас в гостях! Наше творческое объединение называется  «Бусинка».

II. Актуализация:

2 слайд

- Добро пожаловать в творческое объединение «Бусинка».

- Это маленькая девочка, зовут ее Бусинка, которая увлекается декоративно прикладным творчеством – бисероплетением.

- Мы с вами будем заниматься по программе «Бусинка» 3 года.

Цель программы: развитие творческой личности ребенка, способной к самореализации через освоение основ искусства бисероплетения;  способствовать формированию личностной культуры и дальнейшему самоопределению.

Задачи:

Образовательные:

- научить детей изготавливать изделия из бисера;

- обучить различным приемам и техникам бисероплетения;

- расширить знания об истории и развитии бисероплетения;

- обеспечить усвоение знаний об основах композиции, цветоведения и материаловедения;

- обучить приемам исследовательской и проектной работы;

Развивающие:

- развивать художественный вкус, фантазию, интеллектуальные и творческие способности у детей;

-развивать образное восприятие, нешаблонного мышления через поиск нескольких -решений при выполнении изделия;

- развивать мелкую моторику пальцев, глазомер.

- развивать такие качества, как усидчивость, целеустремленность, бережливость, аккуратность, инициативность, самоконтроля;

 Воспитывающие:

- привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;

- совершенствовать экологическое восприятие и экономичное отношения к используемым материалом;

- формировать эстетическое отношение к действительности, трудолюбие, взаимопомощь при выполнении работы, умение довести начатое дело до конца;

- формировать основы личностной культуры и культуры труда.

- Бусинка хочет вас познакомит с правилами в творческом объединении.

III. Знакомство с правилами поведения на занятиях творческого объединения:

- Везде, в школе, дома, в библиотеке, и  в общественных местах, вы соблюдаете правила поведения.

- Как вы ведете себя на уроках в школе?  Дома?  (ответы детей)

- Ребята, на занятиях творческого объединения «Бусинка» надо:

- вести себя увлеченно, активно, развивать свои способности;

- примерно вести себя на занятиях, быть скромным, вежливым;

- проявлять уважение к труду педагога и своим товарищам;

- поддерживать чувство товарищества, взаимопомощи, помогать друг другу советом и делом;

- соблюдать порядок на рабочем месте;

- не пропускать занятия без уважительной причины;

- выполнять и поддерживать требования педагога.

IV. Игра «Будем знакомы!» (знакомство).

- Ребята! А вы знакомы друг  другом? (ответы детей)

- Я предлагаю вам познакомиться.

- У меня в руках волшебный цветочек. Мы будем друг другу передавать его и называть свое имя.

- Меня зовут Ольга Сергеевна, передаю цветочек……..

- Вот мы с вами и познакомились и Бусинка нам предлагает отправится в  наше путешествие.

V. Введение в тему:

3 слайд. История развития бисероплетения

- Давайте мы  вами немного попутешествуем и познакомимся с историей возникновения и развития бисерного искусства.

4 слайд

- Первая остановка – первобытно-общинный строй.

- Как вы думаете, в это время первобытные люди носили украшение из бисера?

- Правильно, нет. Они украшали себя изделиями из костей и зубов животных, ракушек, растений нанизывая их на тонкие полоски кожи или на бечевку растительных волокон.

- Время шло, человечество продвигалось по пути  прогресса, люди научились изготавливать стекло в IV тысячелетии до н.э.

До сих пор не кто не знает точно, когда и где было получено стекло. Есть две версии.

5 слайд

- Существует одна легенда, согласно которой первыми открыли секрет его изготовления финикийцы (древний народ, жители Финикии). В легенде говорится о том, что финикийцы купцы, возвращаясь из Африки на корабле, груженном содой, оказались в Сирии. Они высадились на берегу и решили приготовить себе еду на огне, стали искать большие камни, чтобы поставить на них  горшок. Не найдя не чего, купцы использовали для этой цели крупные куски селитры (природной соли) из груза корабля. От сильного жара селитра распалилась, соединилась с речным песком и потекла струей жидкого стекла. Так или как-то по другому было изобретено стекло, но достоверно известно, что финикийские торговцы продавали изделия из него во всех средиземных странах.

6 слайд

- По другой версии родиной стекла был Древний Египет. Стеклянные бусы, амулеты, посуду находили в гробницах, которые относились к IV веку до нашей эры. Добавляя в стекломассу природные красители, египтяне получали стекло голубого, зеленого и  пурпурного цветов. Очень модные были бусы, изготовленные из такого стекла. Эти бусины они не только нанизывали, но и пришивали на одежду - появилась техника вышивания.  Носили их и мужчины и женщины, чаще с одеждой белого цвета. Дома египтяне одежду не носили, а украшали себя ожерельями из цветных бусин.

- Шли века бусины становились все меньше и меньше по размеру. Так на свете появились маленькая бусинка. Эти бусинки стали называться бисером.

7 слайд

- Само название «бисер» происходит от арабского «буера» или «бисер». Так называли маленькие бусинки из непрозрачного матового стекла. Дословно бисер переводится как «фальшивый жемчуг».

- Потом бисер появился в Сирии, Римской империи, Македонии. С первого века нашей  эры бисер уже производился во многих европейских странах – Италии, Греции, Германии, а с X в н.э. в Венеции. И так многие страны стали производить бисер.

- А как вы думаете изготавливали бисер на Руси?(ответы детей)

-  Да, но в малом количестве.

8 слайд

- На Руси бисер по сравнению с жемчугом ценилось не высоко: им украшали одежду лишь знатные люди. Бисерные отделки существовали параллельно с жемчугом,  но значительно меньшем количестве.  Большая часть украшений изготавливалась из речного жемчуга, которого в великом множестве добывался в реках , бисер же использовался в качестве дополнения к нему. Их применяли при создании ожерелье, браслетов или расшивали часть одежды.

9 слайд

- Идея массового производства бисера в России принадлежит М.В. Ломоносову, который в 1754 году в Усть-Рудицах организовал первую фабрику по изготовлению бисера.

- В  конце XIX в. в Подмосковье, Тульской и Тамбовской губернии были созданы бисерные производства. Изделия русских умельцев с успехом демонстрировались на выставках   во Франции, Англии и пользовались большим спросом.

- С началом  научно-технической революцией, с появлением новых материалов, интерес к бисеру ослаб. Но все новое это забытое старое, и в наше время интерес к изделиям из бисера снова стал набирать  обороты, усовершенствовались существование технологий.

10 слайд - И появились новые – изготовление украшений для дома, одежды и интерьера.

                                                  Фантазии полет и рук творенье

                                                  С восторгом я держу в своих руках….

                                                  Не знает, к счастью красота старенья

                                                  Любовь к прекрасному живет в веках.

                                                  Умелец может сделать из железки,

                                                  Из камня, дерева – шедевры красоты.

                                                  Из разноцветья бисера, как в сказке

                                                  Чудеса создаешь и ты!!!!

 V I. Закрепление знаний:

- Итак, давайте еще раз вспомним как развивалось искусство бисероплетения от первобытного общинного строя и до наших дней.

- Молодцы!

VII. Продолжение:

- Итак,  наше путешествие мы продолжаем и познакомимся с материалами и оборудованием для работы с бисером

- Что представляет, из себя бисер? (ответы детей)

11 слайд. Виды бисера.

- Бисер бывает очень разнообразным по размерам, форме и цвету. Он может быть мелким или крупным, граненым как изнутри, так и снаружи, вытянутой формы, круглым или плоским, как колечки. Разнообразен и способ окраски бисера - прозрачный или цветной, матовый или блестящий, прокрашенный целиком или только изнутри (со стороны отверстия).

- У вас на столах стоят коробочки с бисером, рассмотрите его.

- Кроме бисера в работе могут быть использованы бусины, кристаллы (граненые бусины) и природные материалы  (они в другой коробочке)

- Еще один из материалов - стеклярус (трубочки длиной от 3 до 7 мм), а также рубленый стеклярус, так называемая «рубка» (он в следующей коробочке).

- Другой интересный материал - это «рис» (вытянутые, округлые бусинки в виде барбариса). Как и жемчуг, он может быть стеклянным или пластмассовым. В отличие от стекляруса, «рис» не режет нить и придает изделиям объемность (он в следующей коробочке)

- Кроме того, для работы могут применяться бусины других форм: в виде капли, плоские бляшки, листочки (они тоже находятся на вашем столе). Затем дети по очереди говорят названия материала.

Такое разнообразие материалов дает простор для фантазии и позволяет создавать уникальные, непохожие друг на друга изделия.

12 слайд. Материалы для творчества

- На своих занятиях мы будем использовать не только бисер, но и другие материалы: проволоку, нитки, мононить, пайетки, стразы.

VIII . Игра: «Волшебный мешочек»

- А сейчас поиграем в игру «Волшебный мешочек». Вы будите засовывать руку в мешочек и выберите что-нибудь на ощупь. Потом вынимайте его и  расскажите об этом предмете.

- Молодцы! Справились с заданием.

- А сейчас мы с вами немного отдохнем и приступим к практической части нашего занятия.

/перемена 15 мин/

- В начале занятия, когда мы с вами знакомились, держали в руках «Волшебный цветочек», он вам понравился? (ответы детей).

- Сейчас мы с вами выполним такой цветок, но прежде чем приступить к работе мы познакомимся с техникой безопасности

13 слайд. Инструменты и оборудование: ножницы, кусачки, круглогубцы, линейка, канцелярский нож, илы и булавки.

14 слайд. Техника безопасности.

Правила  безопасности при работе с различными материалами

- При работе с разными материалами необходимо строго соблюдать правила безопасности, санитарии и личной гигиены. Правила должны соблюдаться как педагогом, так и обучающимися. Правильно организованные занятия способствуют физическому развитию детей и укреплению их здоровья.

        Правила работы с проволокой

- не ломай проволоку руками;

- не держи и не махай проволокой возле лица;

- режь проволоку только ножницами или кусачками;

- во время резания инструментами остерегайся порезов.

       Правила безопасной работы с клеем «Момент»

- при работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется;

- выдавливай то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе;

- излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая ее;

- помните, что клей токсичен, плотно закрывай тюбик;

- руки после работы хорошо вымой с мылом.

Правила  безопасности при работе с инструментами

     Правила безопасной работы с ножницами

- во время работы быть внимательным, не отвлекайся и не отвлекай других;

- храни ножницы в определенном   месте, клади их сомкнутыми   острыми концами от себя;

- не работай ножницами с ослабленным шарнирным креплением;

- во время резания придерживай материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия ножниц;

- передавайте ножницы нужно кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями;

- нельзя резать на ходу;

- при работе с ножницами необходимо следить за движением и положением лезвий во время работы;

- не размахивайте рукой с инструментом, не кладите его на край стола!

     Правила безопасной работы с кусачками, плоскогубцами, клещами, круглогубцами

- перед работай проверь исправность инструмента;

- при работе кусачками не держи  проволоку на уровне лица;

- вытаскивай гвозди, не тяни клещи кверху;

- при работе не подставляй пальцы левой руки (если левша – то за пальцами правой  руки) между лезвиями;

- передавай инструмент товарищу ручками вперед в закрытом виде;

- после работы клади инструмент на место.

IX. Практическая часть:

15 слайд. Последовательность выполнения цветка в технике «французского плетения»

- На столах у вас лежат схемы изготовления цветка.

Белкина Ольга Сергеевна, педагог дополнительного образования

- лепесток

1 шаг - отрезаем проволоку 15-20 см.;

2 шаг  - набираем 5 бисеринок, закручиваем;

3 шаг - набираем 11-13 бисеринок, закручиваем;

4 шаг – набираем 24-27 бисеринок, закручиваем;

5 шаг -  выполняем пять лепестков  цветка;

6 шаг -  сборка, скручивание цветка;

- тычинки

7 шаг – отрезаем проволоку 20 см, набираем 3 бисеринки, закручиваем;

8 шаг  - отступаем 5 мм,  набираем 3 бисеринки, закручиваем;

9 шаг - отступаем 5 мм,  набираем 3 бисеринки, закручиваем – получились тычинки;

10 шаг – выполняем 2 листика зеленого цвета, так же как лепестки.

11 шаг – прикручиваем листики и обматываем нитками

В ходе выполнения педагог с детьми  выполняет физ. минутки:

Для глаз: рисуй глазами треугольник (в лево, в право, в верх), теперь его переверни (круговорот), вершиной вниз, и снов глазами.

16 слайд. Гимнастика для рук:

Мы с бисером работали и надо отдохнуть,

Кулак вот так сжимаем, ну а потом встряхнём.

Зовем всех дружно в гости и отгоняем пчел

Рисуем дружно смайлики и руки на плече.

Веселые утята, чуть- чуть потанцевали

И бисерным занятием мы можем продолжать.

X. Итог занятия:

- Посмотрите, какие красивые у вас получились ваши цветы.

- Что нового вы узнали на нашем занятии

- Когда возник бисер?

- Что такое бисер?

- Какие виды бисера вы запомнили?

- Какие материалы и инструменты применяются при работе с бисером?

- Молодцы!!!

17 слайд.

X. Рефлексия  «Смайлики»

Белкина Ольга Сергеевна, педагог дополнительного образования

- Ребята!!! Вам понравилось наше путешествие?

- Если да то покажем – желтые смайлики,

- Если не очень – зеленые,

- Если нет – фиолетовые.

- На этом наше вводное занятие заканчивается.

- Спасибо за сотрудничество!

- А ваши цветочки подарите своим родным, как знак вашей любви и преданности.

Белкина Ольга Сергеевна, педагог дополнительного образования

  Наверх