E-mail:
 
Детские творческие конкурсы
 Гайдукова Юлия, 14 лет, "Мудрая"
  Хамето Ева, 13 лет, «Полевые цветы»
 


Календарь

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 



Подписаться на рассылку

рассылка

Подписаться



Фоминых Наталья Валерьевна, педагог дополнительного образования

Фоминых Наталья Валерьевна,

педагог дополнительного образования,

МКОУ ДО Дом детского творчества

Селтинского района УР

Методическая разработка

 "Художественная одаренность,

ее выявление и развитие в рамках реализации

дополнительной образовательной программы

"Природа и творчество""

Аннотация

Данная методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования, реализующих дополнительную образовательную программу художественной направленности и работающих нестандартно, стремящимся находить индивидуальный подход к способностям каждого обучающегося.

Цель разработки: раскрытие и описание работы с одаренными детьми через реализацию группового  образовательного маршрута.

В методической разработке представлен  групповой образовательный маршрут одаренных детей  в художественной деятельности и даны рекомендации по его реализации.

Пояснительная записка

 

«Слишком много на свете людей,

которым никто не помог пробудиться».

                                                                                                                   А.  Экзюпери

           В настоящее время является чрезвычайно актуальной проблема выявления, развития и поддержки одаренных детей. Именно талантливые дети и молодежь обеспечивают тот потенциал страны, который позволяет ей сделать качественный скачок в экономической и социальной сфере, понимание природы и специфики развития одаренности способствует реализации потенциальных возможностей одаренных детей. Одаренность свойство личности, обусловленное природными задатками и обеспечивающее успешное выполнение определенного вида деятельности на достаточно высоком (значительно превышающем средний) уровне. Но природная одаренность – это всего лишь потенциал. Для получения успешного результата необходимо постоянное и планомерное развитие способностей учащихся, требующее как самостоятельной работы, так и работы в коллективе. Раскрытие одаренности не сводиться к углубленному изучению предмета. Хотя и оно, безусловно, имеет место, важную часть здесь составляет обучение стилю и методам, свойственным данной области знаний, поддержание интереса к получению знаний, преодоление проблем, свойственных нестандартным детям. Педагогическая работа с одаренными детьми имеет ряд особенностей. Одной из главных особенностей является необходимость индивидуального подхода.

 С целью поддержки и создания оптимальных условий  для самореализации и самовыражения  одаренных детей в  художественной деятельности  была   создана  программа   художественной

Задачи:

  • овладение глубокими знаниями, умениями и навыками в области рисунка, живописи, композиции;
  • совершенствование технологических приемов  работы с соломкой и берестой
  • развитие интереса обучающегося  к освоению новых техник  и видов декоративно-прикладного и изобразительного искусства;
  • разработка авторских эскизов для своих работ и создание собственных проектов;
  • осуществление образовательного процесса в соответствии с познавательными потребностями; 
  • способствование развитию образного мышления посредством создания художественных образов;
  • развитие творческого мышления, способности создания и реализации задуманного образа, развитие интереса к изучению народных традиций;

Данная программа предназначена для детей, которым характерна высокая скорость развития творческой сферы, нетрадиционность мышления, детям,  имеющим доминирующую, активную познавательную потребность. Проявившим    высокие результаты деятельности по окончанию  трех годичных общеобразовательных программ дополнительного образования детей «Технология обработки бересты» и «Технология обработки соломы».  Программа  «Природа и творчество»,   рассчитана для обучающихся 13-16 лет, наполняемость объединения 5-6 человек. Режим занятий 1 раза в неделю по 1 часу (  72 часа в год) Данная программа является интегрированной составленной на основе изучения ремесла художественная обработка соломки  и художественная обработка бересты. Большое место отводиться изучению истории промыслов, секретов ремесла; совершенствованию умений и навыков работы с природным материалом. Анализом и результатом деятельности по данной  программе является создание авторских работ и оформление творческих проектов по проблемам исследования истории развития ремесел на территории Удмуртии.

При выборе методов, форм, приемов обучения преобладают те, которые способствуют развитию самостоятельности мышления. Инициативности и творчества, проявлению самостоятельности. На занятиях создается развивающая среда, стимулирующая любознательность ребенка и обеспечивающая возможность ее удовлетворения. Развитие творческого потенциала личности обучающегося осуществляется через систему творческих заданий, исследовательской и практико-ориентированной деятельности. Для развития креативности  используется многообразие эвристических технологий: ассоциативный метод, мозговая атака, метод сценарной разработки и драматизации, морфологический анализ, метод бинарных оппозиций, исследовательский метод, различные виды моделирования, медитативный метод, эвристическая беседа, игра, вовлечение ученика в творчество педагога.. Основной тенденцией в развитии креативности становится отход от методов «работы по образцу» к методам по созданию ребёнком образа «по представлению» посредством воображения и художественного мышления.

В основу обучения  заложены принципы работы с одаренными детьми:

  • индивидуализация обучения (разработка индивидуальных заданий);
  • создание условий для совместной работы обучающихся при минимальном участии педагога;
  • максимальное разнообразие представляемых возможностей;

В процессе работы по программе для обучающихся созданы все условия для личностного развития и профессионального самоопределения в ходе знакомства с различными профессиями художественного и культурологического цикла. С этой целью проводятся встречи со специалистами (Центра народного творчества, краеведческого музей, центрами национальных культур), встречи с выпускниками высших учебных заведений по соответствующим специальностям.

Прогнозируемый результат: желание обучающихся в дальнейшем расширять и углублять свои знания по народной культуре,  традициям и распространять свои знания через общение и изготовление изделий декоративно-прикладного творчества; подготовка к самостоятельной жизни в современном мире и дальнейшему профессиональному самоопределению.

 Ожидаемые результат учащиеся должны знать и уметь:

             - уметь   ставить цель, планировать и осознавать собственные действия по созданию продукта художественного творчества;

-  иметь представления  об истории и традициях ремесла художественной обработки соломы;

- владеть приемами и технологиями художественной обработки соломы;

- создавать  авторские работы;

Учебно-тематический план

название раздела, тема

форма контроля

количество часов

теория

практика

1.

Вводное занятие ( 1 час)

Анкетирование

0,5

0,5

2.

Технология подготовки природного материала к работе ( 2часа)

2.1. Сырье, подготовка к работе

 

0,5

0,5

2.2.  Инструменты, оборудование, правила техники безопасности

 

наблюдение,

контрольное задание

0,5

0,5

3.

Краеведческий блок ( 2часа)

3.1. Памятников истории и архитектуры Удмуртии

викторина, исследовательская работа

 

0,5

0,5

3.2 Национальные праздники, одежда и украшения.

0,5

 

4.

Художественно- теоретический блок ( 3 часа)

4.1.Основы и законы композиции

зачетное теоретическое задание,

 выставка

0,5

0,5

4.2. Стилизация в изделиях ДПИ.

0,5

0,5

4.3.Представление об орнаменте виды орнамента.

0,5

0,5

5.

Творческо – практический блок (63 часа)

5.2 Аппликация

 Сюжетная аппликация "Живая история

защита творческого проекта, выставка

2

12

 Цветочная аппликация "Вдохновение"

2

10

5.3.  Плетение

 

 

 

Сувенир в национальном стиле

защита творческого проекта, выставка

2

12

Кукла в традиционной национальной одежде

2

11

Подвеска оберег

2

12

6.

Итоговое занятие

фестиваль Ярмарка талантов"

0,5

0,5

           

 

Содержание программы

1.  Вводное занятие (1 ч). Знакомство с   целью, задачи и результатом  занятий по  программе ,  положениями по конкурсам, фестивалям  разного уровня с предоставлением творческих работ и проектов. Анкетирование.

2. Технология обработки соломки ( 2 часа)

     2.1. Сырье, подготовка к работе. Повторение различных   видов  злаковых культур: пшеница, рожь, овсом, ячменем;  дикорастущих злаков ( тимофеевки, пырея, зубровки, вейника). Работа по подгруппам по составлению и презентаций по теме" Материал и его свойства". Подготовка к работе бересты.

    2.2. Инструменты, оборудование, правила техники безопасности. Повторение и закрепление правил техники безопасности при  работе с инструментами и оборудованием   необходимых на  занятии .

3. Краеведческий блок ( 2часа)

3.1. Памятников истории и архитектуры Удмуртии Путешествие по карте,  знакомство с православными храмами Удмуртии, Селтинского района. Составление альбома "Святые места Селтинского района. Вчера. Сегодня. Завтра" с фотографиями и исторической справкой. Подготовка материала к выставке "Зеркало природы" , номинация "Живая история".

3.2 Национальные праздники, одежда и украшения удмуртов).  Посещение краеведческого музея, изучение национальной особенности одежды удмуртов. зарисовка комплектов одежды. Составление  календаря традиционных праздников удмуртов.

4. Художественно- теоретический блок ( 3 часа)

     4.1.Основы и законы композиции. Просмотр и обсуждение  презентации " Основы  и законы композиции". Практическое задание по составлению композиций из подручного материала.

     4.2. Стилизация в изделиях ДПИ. Просмотр и обсуждение  презентации "Стилизация в декоративно-прикладном творчестве". Практическое задание по стилизации растительных и животных форм.

    4.3.Представление об орнаменте виды орнамента. Экскурсия в Дом ремесел , изучение значения солярных знаков на изделиях декоративно-прикладного творчества.

5. Творческо – практический блок (63 часа)

5.2 Аппликация.  Сюжетная аппликация "Живая история".  Подготовка работ к республиканской выставке "Зеркало природы", номинация "Живая история". Сюжет аппликации памятники истории и культуры Удмуртии.  Подготовка материала к работе ( чистка , пропаривание, сортировка, проглаживание).  Техника исполнения плоскостная аппликация . Составление эскиза. Переведение деталей композиции на кальку, наклеивание соломенных лент разного оттенка, вырезание деталей. Подготовка фона для аппликации. Наклеивание деталей аппликации на фон. Декоративное оформление рамочки. Составление и оформление  творческого проекта изделия.

     Цветочная аппликация тема  "Вдохновение". Подготовка работ к республиканской выставке "Зеркало природы", номинация "Флористические композиции". Подготовка материала к работе ( чистка , пропаривание, сортировка, проглаживание) Техника исполнения  аппликации "соломенная крошка". Составление эскиза. Переведение деталей композиции на кальку, наклеивание соломенных лент разного оттенка, вырезание деталей. Подготовка фона для аппликации. Наклеивание деталей аппликации на фон. Декоративное оформление рамочки. Составление и оформление творческого   проекта изделия.

5.3.  Плетение Сувенир в национальном стиле. Подготовка  к республиканской выставке "Рукотворные чудеса". Разработка эскиза, составление карты технологических операций.  Подготовка материала к работе ( чистка , пропаривание, сортировка, проглаживание). Плетение необходимых плетешков , сборка изделия. Составление и оформление творческого   проекта изделия.

        Кукла в традиционной национальной одежде. Подготовка  к республиканской выставке "Удмурт шомын, удмурт сямен". Разработка эскиза, составление карты технологических операций . Подготовка материала к работе ( чистка , пропаривание, сортировка, проглаживание). Плетение необходимых плетешков , сборка куклы из пучков соломы. Декоративное оформление куклы в национальный костюм. Составление и оформление творческого   проекта изделия.

Подвеска оберег. Разработка эскиза, составление карты технологических операций.  Подготовка материала к работе ( чистка , пропаривание, сортировка, проглаживание). Плетение необходимых плетешков , сборка изделия. Составление и оформление творческого   проекта изделия.

6. Итоговое занятие.  Оформление выставки творческих  работ "Радуга талантов". Подведение итогов за год, анкетирование  награждение.

Методическое обеспечение программы

№ п\п

Название раздела

Форма занятий

Приемы  и методы

Дидактический материал

Техническое оснащение

1.

Вводное занятие

экскурсия по ДДТ

рассказ демонстрация

репродукции, фотоматериал, выставочные работы

видеопроектор, ноутбук

2.

 Технология обработки соломки

лабораторные работы

демонстрация , практическая работа

технологические карты, схемы, рисунки

презентация "Правила ТБ на занятиях кружка", видеопроектор, ноутбук, видеопроектор

3.

Краеведческий блок

экскурсия в краеведческий музей

Рассказ, объяснение

репродукции, фотоматериал, выставочные работы

Видеопроектор, ноутбук

4.

Художественно- теоретический блок

экскурсия в Дом ремесел

рассказ, круглый стол

репродукции, фотоматериал, выставочные работы

видеопроектор, ноутбук

5.

Творческо – практический блок

работа в творческих мастерских

самостоятельная творческая деятельность

интернет – ресурсы, схемы, рисунки, эскизы, методическая разработка

видеопроектор, ноутбук

6.

Итоговое занятие

выставка творческих работ

презентация  работ учащихся

дипломы, благодарственные письма

презентация "Творческие достижения учащихся за год" видеопроектор, ноутбук

 

Организационно-педагогические условия реализации программы

Формы организации образовательного процесса

Основными формами организации образовательного процесса являются:

1. Индивидуальные занятия проводятся для удовлетворения познавательного интереса с отдельным обучающимся, на которых решаются задачи повышенной трудности, которые выходят за рамки дополнительной образовательной программы, даются рекомендации по самостоятельному освоению интересующих тем.

2. Проектная деятельность способствует развитию таких качеств, как коммуникабельность, самостоятельность, предприимчивость, а так же творческих способностей. В ходе проектирования перед обучающимся всегда стоит задача представить себе еще не существующее, но то, что он хочет, чтобы получилось в результате его активности. Он должен представить себе, что это должно быть и чем это должно быть для него.

4. Выставки  активизируют познавательную и творческую деятельность обучающихся, способствуют повышению уровня восприятия, вызывая всплеск эмоций.

Требования к учебно-методическому и материально-техническому обеспечению образовательного процесса

Для реализации данного индивидуального образовательного маршрута должны быть привлечены следующие материально-технические ресурсы и средства обучения: учебный кабинет, компьютер, мультимедиа-проектор, инвентарь для декоративно-прикладного творчества: природные материалы ( ржаная солома, береста) оборудование и инструменты ( электрический утюг, плитка, ножницы,резаки, кисти клеевой, пищевые красители, клей ПВА, Момент, калька, бумага формата А 4, простой карандаш.

Заключение

Дополнительное образование детей, не имеющее фиксированных сроков завершения обучения и последовательно переходящее из одной стадии в другую, может в отличие от общеобразовательных учреждений, предоставить каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей.

Особенность обучения детей в системе дополнительного образования заключается в том, что ребенок идет на занятия, исходя из своих интересов и возможностей. То, что ребенок делает с любовью, он постоянно совершенствует, реализует новые замыслы.

Проанализировав результаты деятельности  по программе  "Природа и творчество"  можно с уверенностью сказать она позволяет удовлетворять запросы конкретных детей и решать одну из основных задач дополнительного образования – выявление, развитие и поддержку одаренных детей.

Как показывает практика наиболее эффективный метод взаимодействия педагога с одаренным ребенком – это индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу.

Рекомендации для педагога дополнительного образования по внедрению и реализации программы с одаренными детьми :

- педагог организует аудиторную и самостоятельную работу обучающегося в соответствии с программой, контролирует деятельность обучающегося, диагностирует изменения, фиксирует результаты (проводит мониторинг достижений), корректирует маршрут (если требуется), создает ситуацию успеха ребенка в ходе реализации программы;

- в ходе реализации программы  оформляет (ведет) карту сопровождения (совместно с психологом ОУ, классным руководителем и/или учителем-предметником, родителями) (приложение 1);

- обучающиеся заполняет маршрутный лист (приложение 2), создает запланированные образовательные продукты, оформляет портфолио достижений и демонстрирует их на мероприятиях (мастер-классы, конкурсы, выставки, олимпиады и т. д.) различного уровня;

- родители фиксируют изменения в ребенке, его достижения в карте сопровождения;

- классный руководитель  фиксирует изменения в ребенке, его достижения в карте сопровождения и использует данные, зафиксированные в карте педагогом УДОД и родителями, при планировании своей работы с ребенком.

Используемая литература

1. Джумагулова Т.Н., Соловьева И.В. Одаренный ребенок: дар или наказание. -  СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009

2. Кунаш М.А. Индивидуальный образовательный маршрут школьника. Методический конструктор. Модели. Анализ . – Волгоград: УЧИТЕЛЬ, 2013

3. Пахомова Н.Ю. метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: АРКТИ, 2012

4. Сергеев И.С. как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: АРКТИ, 2012

Электронные образовательные ресурсы

CD – диск. Одаренные дети. Система работы в школе. Изд. «УЧИТЕЛЬ»

http: //www.uchitel-izd.ru

Приложение 1.

Карта индивидуального сопровождения ребёнка

Наименование учреждения 

  1. 1.                  Сведения о ребёнке
  • Ф.И.О._______________________________________________________
  • Дата рождения _____________________________________
  • Адрес ________________________________________________________
  • Краткая характеристика ребёнка, сильные стороны ребёнка  _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  1. 2.                  Информация для контакта с родителями
  • Мать (Ф.И.О., контактный телефон, e-mail)

__________________________________________________________________

  • Отец (Ф.И.О., контактный телефон, e-mail) _________________________________________________________________
  • Другое лицо, участвующее в воспитании (степень родства, Ф.И.О., контактный телефон, e-mail) _________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Запрос родителей ____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. 3.                  Цель сопровождения __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

  1. 4.                  Возможные риски_____________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. 5.                  Ресурсы учреждений, в т.ч. кадровый ресурс (группа сопровождения и координатор)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. 6.                  Мероприятия (примерный перечень мероприятий с указанием конкретных сроков

Психолого – педагогическая коррекционная работа:

Наименование

 мероприятия

Сроки

Ответственные

Промежуточные результаты

Оценка результатов

Перспективные задачи развития/рекомендации

1. Входная диагностика

 начале учебного года

педагог дополнительного образования

 

 

 

 

2. Итоговая диагностика

в конце учебного года

 

 

 

3. Психолого-педагогическое просвещение родителей:

 - информирование о результатах диагностических исследований;

- совместные творческие работы родителей и ребенка;

- открытое занятие перед родителями

в течении года

 

 

 

 

4. Режим занятий  по программе

1 раз в неделю

 

 

 

5. Оформление выставки творческих работ

Ррз в квартал

 

 

 

6. Организация участия в конкурсах различного уровня

раз в квартал

 

 

 


Приложение 2

Маршрутный лист обучающегося

ФИО______________________________________________________________

Объединение_______________________________________________________

Руководитель_______________________________________________________

Ожидаемые результаты:______________________________________________

__________________________________________________________________

Критерии оценки ожидаемых результатов:______________________________

__________________________________________________________________

 

Рефлексия индивидуальной образовательной деятельности:

  1. Полученные результаты _______________ соответствуют (указывается в какой степени) поставленным целям
  2. Мне удалось __________________________________________________
  3. Я создал (достиг, участвовал и т.п.)_______________________________
  4. Я научился ___________________________________________________
  5. Самооценка результатов на основании критериев

Полученные образовательные продукты

Критерии оценки

1 критерий

2 критерий

3 критерий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В дальнейшем мне бы хотелось изучить (научиться, освоить) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  Наверх