Балабанова Ирина Алексеевна,
педагог дополнительного образования,
МБОУ ДО «Центр юношеского научно-
технического творчества»,
Архангельская область,
г. Северодвинск
План занятия
Тема: «Волшебная палитра»
Вид занятия: Проба красок на палитре
Вид занятия: «Волшебная палитра»
Цель занятия: Формирование художественно-творческой активности.
Знакомство с основными техническими приёмами работы.
Показать богатство и разнообразие искусства.
Задачи: Познакомить обучающихся с работой акварельными красками
Сформировать умение работать кистью на палитре. Овладеть
навыками правильно организовать своё рабочее место.
Задание Последовательное расположение красок на палитре.
Участники. Обучающиеся дошкольного отделения ЦЮНТТ
(возраст 4-5 лет)
Оборудование занятия
а) для педагога: акварельные краски, кисти (белка NQ 2), альбом или лист
белой бумаги, баночка с водой, шаблоны палитры.
Таблицы, выполненные учителем, репродукции.
б) для обучающегося: альбом, краски, баночка для воды, кисти, тряпочка.
Связь от занятия к занятию: «Игра в краски» продолжается на следующем
занятии.
Подготовка к занятию: Педагог заранее составляет сценарий, выдаёт
небольшой текст обучающемуся роли Незнайки;
предварительно делает костюм или его элементы
План занятия
- Организационная часть 2 минуты
- Сообщение новых знаний 5 минут
- Физкультминутка 5 минут
- Практическая работа обучающихся 15 минут
- Итог Завершение занятия. Сообщение задания на дом 3 минут
Ход занятия
1. Дежурные разносят баночки с водой. После звонка устанавливаю
дисциплину в группе. Отмечаю присутствующих на занятии детей.
Учитель: Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл?
Незнайка: Здравствуйте ребята, вы конечно, узнали кто я?
Учитель: Незнайка, ребята хорошо знают тебя.
Незнайка: А куда я попал?
Учитель: Ты, Незнайка, попал на занятие.
Незнайка: На какое занятие?
Учитель: На занятия по рисованию.
Незнайка: Ну. разве это занятие, берёшь краски, тяп-ляп и готово!
Быть художником очень просто!
Учитель: Незнайка, а знаешь ли ты какими красками надо рисовать, как
краски называются и как ими нужно пользоваться, ведь эти
краски не простые, они волшебные.
Незнайка: Нет, не знаю!
Учитель: Тогда оставайся Незнайка с нами и ты узнаешь много
интересного!
|
2. Ребята, прежде чем мы начнем работу с красками, давайте проверим, всё ли мы приготовили для занятия. Нам нужен альбом, давайте откроем его и положим перед собой. Даже самый великий художник всегда начинает с малого, он готовит своё рабочее место так, чтобы ему было удобнее заниматься творчеством. Откроем краски сухие, ими сразу нельзя
рисовать. Акварель - «аква» в переводе с греческого означает «вода», это
значит, что краски разводятся водой. Акварельная краска прозрачная, ею
хорошо работать на бумаге. Рисунок получается ярким. Баночка с водой
всегда должна стоять возле той руки, которой художник рисует.
Учитель показывает несколько разных кистей.
Ребята, нам нужны кисточки с мягкими волосками. Чем кисточка
толще, тем удобнее ею рисовать. Такая кисть берёт много воды и краски,
закрывают большое пространство. Острым кончиком кисти можно
нарисовать тонкие линии, мелкие детали рисунка. Конечно, желательно
иметь не одну кисточку, а целый набор кистей - от тонких до толстых.
Ребята, а знаете ли вы, - что такое палитра? Палитрой у художников
называется дощечка, на которой смешивают краски. Палитры для
работы акварельными красками делают из фарфора или пластмассы
белого цвета. Часто художники используют лист плотной белой бумаги.
3. Физкультминутка «Разноцветные часы»
- Солнышко в волшебной стране поворачивается медленно и
в зависимости от того какой цвет светит изменяется погода,
настроение, наступает утро или ночь и так далее. Попробуйте
угадать и изобразить это в движении.
ГОЛУБОЙ - утро, все просыпаются, подтягиваются, настроение лирическое, движения плавные.
КРАСНЫЙ - день, дети весело играют, бегают, звучит веселая, радостная музыка. Кто-то танцует или поет песенку.
СИНИЙ - вдруг набежала тучка и стал накрапывать дождик, все взяли зонтики или побежали прятаться под крышу.
ЖЕЛТЫЙ - выглянуло солнце, зазвучали веселые голоса, все
пришло в движение.
ОРАНЖЕВЫЙ - солнце припекает все сильнее, стало жарко. Люди
прячутся в тень, обмахиваются руками.
ЗЕЛЕНЫЙ - после обеда люди отдыхают. Малыши спят, а взрослые
сидят на скамеечках в тенистом парке. Под зеленой кроной
деревьев прохладно, тихо и спокойно.
ФИОЛЕТОВЫЙ - пришла ночь, наступила тишина, гаснут огоньки
в окошках домов, люди укладываются спать.
Педагог показывает и выполняет все движения вместе с детьми.
4. А теперь мы с вами нарисуем палитру и поближе познакомимся с
красками. Альбом у нас уже открыт, а вот краски ещё сухие. Ребята,
возьмите кисть, окуните в воду и несколькими каплями смочите краски.
Педагог включает музыку: П.П. Чайковский «Танец феи Драже» из балета «Щелкунчик».
Дети работают самостоятельно
Теперь я вам раздам вот такие палитры, и вы аккуратно, карандашом
обведёте их в своих альбомах. (Показываю таблицу с результатом). Краски у нас уже готовы, и мы можем приступать к работе.
Педагог показывает детям, как лучше набрать краску кистью.
Самые светлые краски белая и жёлтая обычно быстрее всех пачкаются, поэтому художники относятся к ним особо бережно, никогда не позволяя себе грязную кисть окунать в эти краски (постепенно обучающиеся заполняют палитру всеми цветами акварели). После практической работы закрываем краски, чтобы они не засохли до следующего раза
Промываем кисть и вытираем её.
5. По окончании работы педагог вместе с ребятами проводят мини
выставку, и отмечает лучшие работы, в которых ритмично расположены
цветные пятна, а цвета - наиболее чистые.
Учитель: Ну, Незнайка, просто ли быть художником?
Незнайка: Совсем не просто, очень нужно много знать и уметь. И на
следующее занятие я обязательно приду. До свидания, ребята!
Учитель: Ребята, постарайтесь дома правильно организовать своё рабочее
место, ещё раз попробовать все цвета на палитре, и убрать за собой
рабочее место
ЛИТЕРАТУРА
- Лопатина А.А., Скребцова М.В. Краски рассказывают сказки. Как научить рисовать каждого (Для занятий с детьми младшего и среднего возраста). – М.: «Амрита-Русь», 2004. – 224с.
- Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в
школе. - М.: «Агар», 1998. - Курочкина Н А. Знакомство с натюрмортом. – СПб.: «Акцидент», 1997.
- Неменский Б.М. Мудрость красоты. - М.: Просвещение, 1987.
- Курчевский В. Быль-сказка о карандашах и красках. - М.: 1980.
Посмотреть всю работу с приложением (нажмите здесь)