Чибирко Елена Вячеславовна,
педагог дополнительного образования,
МБОУ ДОД «МЦРТДиЮ»,
г. Майкоп
РОЛЬ УЧЕНИЧЕСКОГО АКТИВА, ДЕТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ОБЪЕДИНЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ ПОЗИЦИЙ, ЛИДЕРСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЮНЫХ ГРАЖДАН РОССИИ
Одним из приоритетных направлений
в воспитательной работе в школе является работа по гражданскому и патриотическому воспитанию школьников. В школе создана система работы по патриотическому воспитанию, которая введена в рамки программы «Отечество».
Цель программы: воспитание активной гражданской позиции, высоких нравственных качеств и духовной культуры, интернационализма, патриотизма.
Руководящим органом в этой структуре является Совет школы, в который входит: директор школы, представители администрации, педагоги, родители и учащиеся. Совет школы контролирует деятельность объединений и клубов, Совета старшеклассников, музея и уголков по патриотическому воспитанию.
В школе существует ученическое самоуправление. Смысл его заключается, прежде всего, не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе.
Школьное самоуправление – это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить свое место и реализовать свои способности и возможности.
Основными целями и задачами Совета старшеклассников являются:
1.Создание условий для формирования и развития социально активной личности, ее интересов, и способностей через разнообразные формы деятельности.
2.Развитие основ демократических отношений.
3.Развитие коммуникативных умений, воспитание культуры поведения, общения и культуры досуга.
4.Воспитание нравственно-волевых качеств личности и самоуправления личности.
5. Формирование у воспитанников умений самоорганизации и самоуправления.
6.Вовлечение школьников в общественную деятельность, развитие творческой инициативы детей.
7.Стремление к созданию содружества обучающихся разных ступеней.
В Совет Старшеклассников входят подростки 8-11 классов.
Деятельность Совета Старшеклассников ведется согласно плану работы на учебный год.
Используются следующие формы работы:
заседания, собрания, конкурсы, лектории, КТД, походы, социальные акции, смотры.
Направления деятельности Совета старшеклассников определяются задачами работы следующих секторов, составляющих структуру данного органа ученического самоуправления:
1.Учебный сектор: выявление и раскрытие интересов и склонностей воспитанников в научно – поисковой и творческой деятельности, сотрудничество со штабом Всеобуча и НОУ (Научной организации учащихся)
Содействие в развитии интеллектуальных возможностей и способностей обучающихся, помощь администрации образовательного учреждения в подготовке и проведении недели наук и научно – практической конференции
«Способности, труд, таланты».
2.Культурно - досуговый сектор: формирование и развитие организаторских способностей, организация и проведение КТД, развитие навыков культуры общения и проведения массовых мероприятий.
3.Спортивный сектор: оказание помощи в подготовке, организации и проведении спортивных праздников, соревнований.
4.Туристско-краеведческо-экологический сектор: формирование культуры отношения к природе и с природой, привитие чувств любви к родному краю.
5.Пресс-центр: своевременное доведение информации , отражающей жизнь школьного коллектива, выпуск газеты, информационных листов, видеоотчет проведенных мероприятий.
6.Сектор гражданско-патриотической работы: формирование нравственного отношения к обществу, к каждому его члену в целом, любви к Родине, воспитание чувств уважения к окружающим, оказание помощи в организации и проведении социальных и благотворительных акций, мероприятий по гражданскому и патриотическому воспитанию.
Члены Совета старшеклассников являются активными участниками всех школьных, городских и республиканских мероприятий.
На базе Совета старшеклассников создана агитбригада, которая является организатором и активным участником городских и республиканских конкурсов агитбригад по пропаганде здорового образа жизни, ПДД, противопожарной безопасности, бережного отношения к животным и природе.
Функции Совета старшеклассников:
- обсуждение и составление плана работы;
- подбор и назначение ответственных за выполнение творческих коллективных дел;
- организация трудовых дел (уборка, субботники, ремонтные дела, утепление школы в зимний период, благоустройство территории школы);
- организация досуга;
- ведение «Экрана чистоты»;
- рейды по проверке внешнего вида;
- подготовка и помощь в проведении традиционных общешкольных праздников: «День учителя», «День гимназиста», «Осень золотая», Новогодние утренники и дискотеки, «День всех влюбленных», «Книжкина неделя», «Последний звонок» и т.д;
- выпуск стенных газет по итогам школьных, городских и республиканских мероприятий;
- работа с активами классов;
- участие в городских мероприятиях (например: декада «За здоровый образ жизни», декада правовых знаний и т.д.);
- участие в военно-патриотической работе;
- работа с ветеранами войны и труда микрорайона.
Детское общественное объединение «Наследники России
Девиз организации: «Любить Россию всей душой, всем сердцем, разумом и помышлением!»
Наша деятельность:
Познавательная:
-Направлена на изучение истории и культуры страны и Республики Адыгея.
Просветительная:
-Направлена на передачу полученных знаний жителям Республики Адыгея, обмен литературой, видео- и аудиоматериалами.
Культурная деятельность:
Направлена на подготовку праздничных школьных, городских и республиканских мероприятий: спектакли, литературно - музыкальные композиции духовно-нравственного, гражданско - патриотического содержания.
Благотворительная:
Подготовка и проведение концертных и развлекательных программ для детских домов, домов-интернатов, для пожилых людей ,детей – инвалидов, детских садов.
Наши заповеди:
- Любить Россию и служить ей.
- Уважать людей всех национальностей.
- Изучать историю Отечества.
- Любить и нести людям русскую и национальную культуру.
- Хранить культурные традиции России и Республики Адыгея.
- Отдавать душевное тепло и любовь людям.
Устав общественного объединения «Наследники России»
Создание
на добровольной основе, по желанию учащихся, родителей, классного руководителя.
Обучение
Вокальное:
- произведения духовной, нравственной направленности;
- патриотическое направление;
- народное.
Театральное:
- сценическая речь;
- сценическое движение.
Организация работы
- по группам, индивидуально, сводные репетиции;
- по расписанию, согласованному с администрацией школы.
Цели и задачи: возрождение духовно-нравственных и национальных традиций - пробуждение интереса к русской и адыгейской истории, литературе, народной и духовной музыке. Любовь к Отечеству, к своей малой Родине.
Информация о деятельности общественного объединения
«Наследники России»
Общественное объединение «Наследники России» было создано в 2000 году. Это объединение действует на добровольной основе, по желанию учащихся, родителей, классного руководителя.
Творческое объединение имеет свой Устав, в котором определены цели и задачи деятельности объединения:
- Возрождение духовно-нравственных и национальных русских и адыгейских традиций.
- Поддержание интереса к русской и адыгейской истории, литературе, народной и духовной музыке. Любовь к Отечеству и к своей малой Родине.
- Просветительская деятельность
- Участие в школьных, районных и городских мероприятиях.
- Благотворительная деятельность: через проведение социальных и благотворительных акций, выступлений перед воспитанниками детских садов, детских домов, домов-интернатов.
СИСТЕМА ЭКСПЕРТНОГО КОНТРОЛЯ НА ОСНОВЕ ДИАГНОСТИКИ ПРОДУКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Психолого-педагогическая диагностика – это оценочная практика, направленная на изучение индивидуальных особенностей учащихся и социально- психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учено-воспитательного процесса.
Педагогическая диагностика помогает решать важнейшие учебно-воспитательные задачи через оперативное получение информации.
Эти задачи следующие:
- получение информации об уровне готовности детей к школьному обучению при их наборе в 1-й класс, что позволяет спланировать состав классов, обучающихся по программам разного уровня;
- оценка возможностей учеников, выявление уровня сформированности у них умственных операций и учебных действий, характера учебной мотивации;
- изучение развития подростков познавательной сферы, взаимоотношений в коллективе класса, особенностей характера детей, позволяющее организовать саморазвитие подростков на основе самопознания;
- изучение интересов, склонностей, способностей и личностных особенностей, школьников для организации профессиональной ориентации учащихся;
- получение информации о взаимоотношениях в педагогическом коллективе, об особенностях личности учителя в целях управления жизнедеятельностью педагогического коллектива, создания хорошего психологического климата в коллективе, совершенствования стиля деятельности отдельных учителей;
- диагностика уровня развития отдельных учащихся младших и средних классов и на ее основе организация коррекционной работы с ними.
Основной инструмент диагностики - ТЕСТ. Большинство тестов - это совокупность стандартизированных заданий, позволяющих качественно или количественно оценить изучаемое свойство.
Каждый тест должен отвечать критериям валидности, надежности и точности.
Психолого-педагогическую диагностику в школе осуществляет в первую очередь педагог-психолог, но работа по решению задач диагностирования настолько велика, что без помощи всех учителей и классных руководителей их решить невозможно.
Технология диагностики:
- Постановка диагностируемой цели.
- Постановка конкретных задач изучения личности или коллектива на основе диагностируемых целей.
- Отбор диагностических методов изучения свойств и качеств отдельной личности или социально-психологических особенностей коллектива.
- Диагностическое изучение.
- Анализ полученных результатов, сопоставление их с уже известными данными о личности или коллективе, сравнение с нормой.
- Сообщение результатов диагностического исследования учащимся, родителям, педагогам (сообщение должно быть строго конфиденциальными, способствовать позитивному развитию личности).
Реализуя диагностическую функцию, педагог может преследовать двоякую цель:
я прослеживать результаты своей деятельности;
- диагностика из инструмента исследования и изучения ребенка может превратиться в инструмент формирования личности и развития индивидуальности.
Журнал заместителя директора школы по воспитательной работе
Диагностические методики должны ответить на вопросы: ЗАЧЕМ? ЧТО? КАК? Диагностика воспитательного и образовательного процессов должна позволить:
- проанализировать возможности школьной среды, которые она может предоставить для обучения и развития школьников, их воспитания в контексте достижений общечеловеческой культуры;
- определить психологические критерии эффективного обучения и развития учащихся;
- разработать и внедрить определенные мероприятия, формы и методы работы, которые создадут условия для успешного обучения, развития и воспитания в ситуациях школьного взаимодействия;
- привести созданные условия в систему постоянной работы, дающей максимальны результат.
Психолого-педагогический статус школьника
Психолого-педагогический статус школьника (ППСШ) - это совокупность психологических характеристик важнейших видов деятельности, поведения и внутреннего психологического состояния, оказывающих существенное влияние на успешность его обучения и развития в школьной среде.
Критерии эффективности воспитательного процесса:
Уровень воспитанности учащихся. Защищенность и комфортность ребенка в классе.
Удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью школы и класса.
Характер межличностных отношений в классе. Место класса в школе.
Диагностика успешности воспитательного процесса в школе
|№ |
Цель диагностики |
Методики |
I |
Изучение взаимоотношений в классе, степени комфортности для каждого ученика, адаптации к новым учебным условиям (1-й, 5-й, 10-й классы) |
Социометрические методики |
1 |
Изучение внутрисемейных отношений, выявление асоциальных семей |
Рисуночные тесты «Моя семья», «Несуществующее животное», сочинение на тему «Моя семья», методика незаконченных предложений (МНП) |
2 |
Выявление групп «проблемных» школьников, причин отклонения поведения |
Рисуночный тест «Несуществующее животное», МНП |
3 |
Изучение мотивационной сферы обучения учащихся |
Анкеты «Новогодние пожелания», тест-игра «Мое место в учебных делах» |
4 |
Выявление ценностных ориентиров, направленности школьника |
Метод ранжирования, цветограмма «Моя жизнь», анкета «Кругозор школьника» |
5 |
Выявление отношения школьника к себе, развитие его самосознания |
Тест «Несуществующее животное», «Я - сейчас, я - в будущем» |
6 |
Изучение уровня удовлетворенности школьной жизнью, взаимоотношениями со сверстниками и учителями |
Цветограмма «Моя жизнь», мотивационные анкеты, рисуночный тест, МНП |
7 |
Выявление отношения школьников к здоровому образу жизни |
Анкеты, тесты |
8 |
Профессиональная ориентация учащихся |
Профориентационные методики |
9 |
Определение уровня тревожности |
Тест «Несуществующее животное», опросники для определения уровня тревожности, цветовой тест Люшера, методика сочинений, анкеты для родителей |
10 |
Определение уровня воспитанности |
Анкеты |