E-mail:
 
Детские творческие конкурсы
  Хамето Ева, 13 лет, «Полевые цветы»
 Гайдукова Юлия, 14 лет, "Мудрая"
 


Календарь

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 



Подписаться на рассылку

рассылка

Подписаться



Минасян Гоар Жораи, преподаватель теоретических дисциплин

Минасян Гоар Жораи,

преподаватель теоретических дисциплин,

 МКОУДО «Кореневская детская школа искусств

им. А. М. Руденко» Кореневского района Курской области

ИННОВАЦИИ В МЕТОДИКЕ
ПРЕПОДАВАНИЯ СОЛЬФЕДЖИО

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К СОЛЬФЕДЖИОННОЙ РАБОТЕ. 6

1.1. Что такое сольфеджио? 6

1.1.1. История развития сольфеджио как учебной дисциплины. 6

1.1.2. Задачи курса сольфеджио 8

1.1.3. Музыкальный слух. Музыкальный язык 9

1.2. Методы обучения сольфеджио 11

1.2.1. Абсолютная и относительная системы сольмизации 11

1.2.2. Сенсорно-моторный метод 18

1.2.3. Музыкальное воспитание и система К. Орфа 20

ГЛАВА 2. ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ  В ПРЕПОДАВАНИИ СОЛЬФЕДЖИО  (ИЗОПЫТА РАБОТЫ) 28

2.1. Система дополнительного образования (детская школа искусств) 28

2.1.1. Сольфеджио в детских школах искусств 28

2.1.2. Методика работы в подготовительной группе  и начальных классах 30

2.1.3. Сольфеджио в работе с детьми среднего школьного возраста  (старшие классы детской школы искусств) 38

2.2. Сольфеджио и сольфеджирование  в общеобразовательной школе 50

2.2.1. Запоет ли школа  (к проблеме воспитательно-образовательной работы  на уроках музыки)….. 50

2.2.2. Основные принципы  массового воспитания музыкального слуха 53

2.2.3. Реальные условия современной школы  и проблемы сольфеджирования при общем образовании 58

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 66

ЛИТЕРАТУРА. 69

ПРИЛОЖЕНИЕ. 

ВВЕДЕНИЕ

«Сольфеджио не должно быть системой натаскивания слуха. Оно должно стать методически проводимым учением – средством возбудить жизнедеятельность (активность, волеустремленность слуха)».

Б.В. Асафьев [11, c.7]

Актуальность темы состоит в том, что на пороге XXI века перед методикой сольфеджио с особой остротой стоит задача осмысления и подведения итогов в решении кардинальных проблем, связанных со слуховым освоением учащимися учебных заведений любого уровня музыкального наследия XX века. Обилие индивидуальных композиторских школ, стилевых направлений и резкое обновление музыкального языка в целом заставили современную педагогику по новому взглянуть на проблему слухового воспитания музыкантов-профессионалов, формирования и развития музыкального мышления на базе мировых историко-теоретических знаний, обеспечивающих осознанность процесса восприятия.

Задачи, стоящие перед учебной дисциплиной сольфеджио, заметно расширились, усложнились и нацелены теперь на обретение тех навыков, умений, которые нужны учащимся для охвата широкого спектра современных музыкально-языковых явлений.

Включение в учебный процесс музыки XX века без целенаправленной методики само по себе проблемы не решает. Необходима существенная перестройка концепции обучения, опирающейся, по меньшей мере, на два главных постулата. Первый из них обусловлен требованием исторического подхода к освоению музыкального языка; второй – совершенствованием самой методики преподавания, которая должна быть направлена на оптимизацию работы всех механизмов музыкального слуха.

Что такое инновации? Инновации (от английского innovation) – нововведения, в последнее десятилетие ставшие не только элементом педагогической деятельности буквально каждого учителя, но и система бытия вообще: буквально в каждой сфере собственного личностного приложения люди стремятся к изобретению нового, необычного, порой далеко уходящего от традиционных систем. Инновации в системе преподавания сольфеджио состоят в новых подходах к преподаванию, в осознании старых методов в новых условиях, в переосмысливании собственной деятельности в русле традиционных методик. То есть инновация – это внесение нового в традиционную педагогику. И этим занимается каждый творчески работающий учитель.

Проблема исследования проистекает из ее актуальности: изучение современных методов преподавания сольфеджио должно привести к выработке системы методов для инновационной практической работы.

Объектом исследования послужили инновационные процессы, вносимые в работу по сольфеджио.

Предметом исследования стали формы и методы сольфеджионной работы в Кореневской общеобразовательной школе №1 и детской школе искусств.

Цель работы состоит в том, чтобы на основе изучения истории, теории и практики преподавания сольфеджио, выработать систему инновационных форм и методов работы, как в системе дополнительного образования, так и в общеобразовательной школе.

В соответствии с целью перед работой были поставлены следующие задачи:

  • изучить историю, теорию и практику преподавания сольфеджио;
  • исследовать задачи курса сольфеджио и существующие ныне программы системы дополнительного образования;
  • проанализировать основные современные методы обучения;
  • составить картину инновационных методов в преподавании сольфеджио в последние десятилетия;
  • апробировать инновации в работе с детьми общеобразовательной школы и системы дополнительного образования;

Методологической основой работы послужили труды классиков русской педагогики и музыкальной психологии К.Д. Ушинского, Б.М. Теплова [70], Л.С. Выготского [31-32], Е.В. Назайкинского [52] и др.

В основе исследования лежали разработки таких педагогов-музыкантов как Э.Б. Абдуллин [1], Л.А. Баренбойм [17-19], Н.М. Ладухин [49], И.В. Способин [64], практическая и теоретическая деятельность выдающихся хоровых дирижеров и сольфеджионных педагогов Д. Огороднова [54] и Г.В. Струве [66-67] и сольфеджистов-новаторов (в алфавитном порядке) Ю.Козырев [45-46], С.М. Мальцев, Т.Э. Тютюнникова [71], Г.И. Шатковский [74] и др.

Научная новизна исследования состоит в том, что достижения в инновационной работе по сольфеджио апробируются в занятиях с детьми поселковой провинциальной реальности: общеобразовательной и специальной школ.

Апробацию научные идеи маститых педагогов проходили в процессе педагогической практики в Кореневской детской школе искусств Курской области на уроках сольфеджио (в 2002-2005 годах), а также в общеобразовательной школе №1 поселка Коренево (4-8 классы).

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 74 наименований и приложений.

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К СОЛЬФЕДЖИОННОЙ РАБОТЕ

1.1. Что такое сольфеджио?

1.1.1. История развития сольфеджио как учебной дисциплины

Термин «сольфеджио» неоднозначен. Сольфеджио – это пение мелодий с произнесением названий звуков, один из приемов музыкального обучения.

Сольфеджио – учебная дисциплина, предназначенная для развития слуха музыкального и музыкальной памяти. Включает сольфеджирование (одно или многоголосное пение с сопровождением названий звуков), диктант музыкальный, анализ на слух.

Историю сольфеджио можно вести с Гвидо Аретинского (990-е  – 1050), который предложил специальные слоговые обозначения ступеней мажорного гексахорда: Ut, Re, Mi, Fa, Sol, La. В музыкальном воспитании ведущая роль принадлежит пению. Сольмизация – пение с названием звуков не только аретинскими слогами, но и другими обозначениями. Все существующие сольмизации делятся на две группы: абсолютная (слоги обозначают абсолютную высоту), относительная (если слоги обозначают ступень лада). Первая в России, Италии, Франции, Вторая в Германии, Венгрии, Швейцарии, Англии. В 1709 году в Париже возникает «натуральное сольфеджио». Утверждается абсолютная сольмизация, когда за каждым звуком закреплен постоянный слог.

Именно итальянские мадригалы не поддавались относительной сольмизации и ввели седьмой звук – Si.

Во Франции Ж.Ж. Руссо предложил цифровую систему:

-       ступени обозначались цифрами (1, 2, 7);

-       поются слогами (уж, ре, си);

-       абсолютная высота тональности обозначается элементом-слогом, соответствующим Т (С-dur, c-moll) ре, ми;

-       октава указывается вначале нотоносца;

-       повышение, понижение вместо размера цифры 2,3,4;

-       перед сильной долей тактовая черта;

-       при модуляции дважды обозначаем ступень (была 2 стала 6:2=6)

В Германии разновидность относительной сольмизации система «Тоника - до» или «Подвижное до». При пении использованы буквенные обозначения а, в, с, что давало возможность назвать любую альтерацию. Такая система называется клавизация, в настоящее время используется в Эстонии.

В Англии система «Тоника соль-фа» Дж. Кервин. Относительная высота – аретинскими слогами, абсолютная – буквами. Дж. Кервин создал:

-       наглядные таблицы звукорядов;

-       таблицы с разными знаками;

-       каждой ступени – своя характеристика;

-       часто менять тональность;

-       учитель поет, ученик подражает.

В Венгрии тоже относительная сольмизация. Основа – не мажор, как в Англии, а пентатоника.

В Болгарии – метод «столбица».

В России – связь с церковными хорами. Пели по «знаменам». Певчие механически учили «гласы». Известные коллективы в то время: Придворная певческая капелла, Синодальный хор в Москве. В XIX веке для церковных хоров писали Глинка, Варламов, Даргомыжский и другие.

В Бесплатной школе преподавали по Э. Шеве «Цифирным методом» и это было примитивно.

В XX веке – абсолютная сольмизация стала преобладать, на первом плане – теория воспитания «интервального слуха».

Согласно взглядам Асафьева и Яворского воспитание музыкального слуха – это воспитание музыкального мышления, умение находить сходство и различие, анализировать и обобщать. Именно одной из главных проблем обучения музыкантов является развитие музыкального слуха до профессионального уровня. Большой процент лиц, получивших среднее музыкальное образование, но не сумевших из-за неудовлетворительных оценок по сольфеджио и гармонии поступить в музыкальный вуз, говорит о том, что общепринятая методика развития слуха нуждается в дальнейшей разработке. Данная проблема осложняется тем, что из-за групповых занятий на уроках сольфеджио трудно учесть индивидуальные особенности музыкального слуха каждого учащегося.

Хорошо развитый внутренний слух имеет большое значение для музыкантов. Он расширяет возможности чтения с листа, ускоряет заучивание на память, повышает самоконтроль над исполнением музыки.

Вопросы, рассматривающие систему свойств внутреннего музыкального слуха, не получили до сих пор достаточного научного развития, поэтому нередко возникают противоречивые представления о природе внутреннего слуха и способах его развития и дальнейшего совершенствования

1.1.2. Задачи курса сольфеджио

Сложность и ответственность задач начального музыкального образования глубоко понимали выдающиеся композиторы разных времен и народов.

При изучении основ теории музыки и сольфеджио ставятся следующие задачи:

-       формирование ценностного отношения к музыке как виду искусства и средству воспитания;

-       эмоциональное, когнитивное и креативное развитие студентов;

-       формирование музыкального восприятия как основы музыкальной культуры личности;

-       совершенствование музыкальных способностей студентов;

-       воспитание интонационной культуры будущих учителей технологиями музыкального образования.

Музыкально-теоретическая подготовка педагогов есть процесс и результат освоения системы музыкально-теоретических знаний, умений и навыков.

Учитель музыки должен владеть следующими знаниями, умениями и навыками:

-       системой знаний по теории и истории музыки;

-       навыками чтения с листа, транспонирования;

-       умением самостоятельного анализа музыкальных произведений;

-       навыками пения под собственный аккомпанемент произведений различной трудности, предусмотренной школьной программой;

-       навыками импровизации, а также инструментальной обработки мелодии.

Курс теории музыки выполняет информационную и методологическую функцию.

1.1.3. Музыкальный слух. Музыкальный язык

Музыкальный слух представляет собой своеобразную человеческую способность, значительно отличающуюся с приобретением знаний, навыков, опыта. Это явление исключительно сложное, комплексное, имеющее различные формы, разновидности, свойства и обладающее бесконечным разнообразием индивидуальных качеств. Различают две разновидности музыкального слуха: первая – способность слухового восприятия реально звучащей музыки, или внешний музыкальный слух; вторая – способность внутреннего слышания и воспроизведения музыки – внутренний музыкальный слух, или внутреннее слуховое представление.

Идеальный внутренний слух обладает свойствами развитыми самым наилучшим образом. Относительный или абсолютный, он должен быть мелодическим и гармоническим, отличаться яркостью представлений, произвольно или непроизвольно опираться на чувство музыкальной логики, быстрое, точное, полное вспоминание, иметь значительный объем памяти и охватывать все формы внутреннего воспроизведения.

Как показывает педагогическая практика, музыкальный слух встречается в самых разных формах и степенях развития. Большей частью мы наблюдаем благоприятные или неблагоприятные сочетания свойств внутреннего слуха, которые дают бесконечное количество его разновидностей. Нет двух людей с одинаковым качеством музыкального слуха.

В конкретных случаях музыкальный слух отличается как положительными особенностями, так и недостатками, которые у одних людей проявляются в большей степени, у других в меньшей, у одних легче исправляются, у других труднее.

Российская методика главным считает воспитание ладового слуха.

В современном потоке информации (радио, телевидение, театр, эстрада) возникают и отрицательные моменты: слуху навязываются шаблоны – интонаций.

В силу того, что музыкальное образование стало всеобщим, возникли поиски новых методов музыкального воспитания. Как это было уже ни раз, внимание педагогов обращалось к традициям прошлого, к относительной сольмизации. Самый сильный источник, питающий современную методику музыкального воспитания в любой стране – это национальные традиции и народная музыка.

Изучение различных языков искусства, их грамматических особенностей и правил является важнейшей составляющей художественного воспитания личности. Как вид искусства, музыка характеризуется особой системой выразительных средств, специфическими знаками и символами, участвующими в создании и восприятия художественного образа. Музыкальный язык – универсальное средство общения, выражения человеческих мыслей и чувств, поэтому его теоретическое и практическое освоение занимает важное место не только в системе профессионального, но и общего музыкального образования.

Слово «музыка», в переводе с греческого, означает «искусство муз». В древнегреческой мифологии музы – девять дочерей Зевса.

В науке о музыке существуют несколько относительно самостоятельных областей. Наиболее тесные связи объединяют теоретическое и историческое музыкознание. Теория музыки – основная часть музыковедения, обширная отрасль музыкальной культуры, прошедшая длительный путь исторического развития. Она запечатлела стремление человека постичь тайны искусства звуков, описать и объяснить законы красоты и гармонии, и передать опыт общения с музыкой последующим поколениям.

Музыкально-теоретические дисциплины служат общему музыкально-эстетическому развитию личности, воспитывают музыкальную грамотность во всех смыслах этого понятия, способствуют формированию научной и художественной картины мира. На всех ступенях обучения музыке теоретическая подготовка играет основополагающую роль.

1.2. Методы обучения сольфеджио

1.2.1. Абсолютная и относительная системы сольмизации

С незапамятных времен в преподавании сольфеджио утвердились две системы: относительная и абсолютная.

Абсолютная система сольмизации исторически более ранняя и сложилась она с тех времен, когда звуки получили свое название, независимо от языка их существования, будь то A – B – C – D… или «ут», «ре», «ми», «фа»… Исполнение звуков определенной высоты с неизменными названиями ведет к развитию абсолютного слуха, когда человек безошибочно определяет высоту звука. И это – понятная и известная всем система.

Второе направление – относительная сольмизация – объединяет такие системы, как цифровая (Ж.Ж.Руссо, Э.Шеве, Э.Я. Смеловой), подвижного «до» и болгарской столбицы. Относительная сольмизация используется в Венгрии, Англии, Голландии, США, Канаде, Японии, Прибалтике, России, Украине. Он многим известен как метод Кодая (венгерский композитор). Сущность, статьи Кодая «Детские хоры»:

-       Музыкальное воспитание должно иметь такое же значение, как в Древней Греции, где оно было центральным;

-       музыкальная неграмотность тормозит музыкальное образование;

-       «предохранительную» «прививку» против плохой музыки следует делать в раннем детстве, потом уже поздно;

-       задача школы – приобщить учащегося к серьезной музыке;

-       ежедневное пение, как гимнастика развивает тело и душу детей;

-       хоровое пение воспитывает коллективизм;

-       родной должна стать народная песня;

-       при помощи пения следует осваивать великие музыкальные творения;

-       создание системы музыкального обучения – государственная задача.

Разберем основные моменты системы относительной сольмизации:

  1. В качестве названий ступеней диатонического звукоряда, применяются слоги Г. Аретинского (до, ре, ми и так далее).
  2. Одновременно с основами пения ладовых ступеней дети знакомятся с основами ритма. Широко используются ритмослоги. Четверть – «та»; восьмая «ти-ти» и так далее. Ритм записывается сначала одними штилями. Хорошо если параллельно есть занятия ритмикой.
  3. При овладении ступенями используют ручные знаки. Они каждой ступени придают как бы осязаемость, конкретность. Их можно использовать для отгадывания мелодий, для развития внутреннего слуха.
  4. Формирование лада у детей начинают с интонации «зова» - м3↓, а затем к ней постепенно добавляются и другие: V – III – VI – I – I – IV – VII. Для славянских песен V ступень – опорный звук. Поэтому формирование лада можно начинать с V ступени.
  5. Хроматические звуки имеют свои обозначения: #(диез).- «и», b(бемоль).- «у». Эта тема изучается в третьем классе:

- предшествуют песни с данным звуком,

- закрепление с помощью ручных знаков,

- вводится запись нового звука,

- все усвоенное записывается в скрипичном ключе

Нотная запись вводится уже в донотном периоде. Овладение формой, но без теории. Например, трехчастное сочинение. Дети первую часть обозначают как цветочек, вторую – листик, третью – опять цветочек. «Вопрос - ответ» формируют понятие фразы, предложения.

Импровизация – неотъемлемая часть занятий. Досочиним, продолжи (до фразы), а затем лишь самостоятельно.

К абсолютной сольмизации переходят постепенно. Изучение тональностей начинается после 1,2 лет занятий.

Пение в удобном диапазоне – важное условие при работе с детьми.

Создаются оптимальные условия для развития творческих способностей детей: сочинять они начинают, научившись петь два звука и не оставляют это занятие далее.

Игровая занимательная форма занятий, частая смена деятельности не уроке, большое количество упражнений с движениями, постоянное общение с музыкой, песней увлекают детей.

В русле относительной системы сольмизации сложился и болгарский метод «Столбицы», который называют еще системой «сознательного пения по нотам». Возникла она в 1923 году, основателем его стали композиторы Б. Тричков, В. Мирчев, Б. Бояджиев. Термин «столбица» (лестница) имеет три значения:

-       метод,

-       наглядное пособие, чертеж,

-       гамма.

Ода из главных задач метода – развитие координации слуха и голоса («лестнификация горла»), что достигается на начальном этапе обучения пением по слуху (слухо-подражательным пением). Тричков назвал свой метод «лестницей», так как каждая форма работы является новой ступенью познания. В основе лежит принцип систематичности и последовательности, единства анализа и синтеза.

Пение по нотам – осознанный момент. Пение по слуху – неосознанный, инстинктивный.

Понятие «лестнификация горла», «лестнификация слуха» - это способность петь современно точно основную тоновую величину – лестницу – мажорную гамму.

Задачей подготовительного этапа является развитие слуха и голоса: дети по слуху изучают именно те песни, которые в будущем году будут петь по нотам.

Воспитание чувства ритма, по мнению Тричкова, лучше всего развивать при помощи ритмичных ударов, но не дирижирования. Учащиеся при этом получают четкие слуховые, двигательные и зрительные ощущения. В урок вводятся также элементы танца и гимнастики.

Итак, задачи подготовительного этапа:

-       полностью закончить координацию слуха и голоса,

-       развить тональное чувство по отношению к народной, западно-европейской музыке, на основе которых начнется «сознательное пение по нотам»,

-       развить чувство ритма,

-       воспитывать любовь к музыке, активное желание петь

Первый класс – это переходный этап от пения по слуху к пения по нотам . Пение вводится на основе игры. Важно выявить детей со слабой координацией слуха и голоса.

При разучивании песен Б. Тричков рекомендует следующие приемы:

-       пение с закрытым ртом,

-       тихое пение,

-       прохлопать ритм песен до полного разучивания

Начальные песни - (основа народная), цель – освоение мажорной гаммы, расширении диапазона от б3 и далее. Ритмические упражнения в размерах две четверти, три четверти, четыре четверти.

Основное требование к пению – оно должно быть художественно-выразительным. При разучивании песен необходимо:

-       осознание направления мелодии с помощью рук.

Болгарская «столбица» (устойчивые ступени обозначаются красным цветом, а неустойчивые – синим цветом).

III --------------------------------

II ------------------

I ----------------------------------

VII ----------------

VI -----------------

V ---------------------------------

IV -----------------

III --------------------------------

II ------------------

I ----------------------------------

VII ----------------

VI -----------------                                        Мажор - натуральный

V ---------------------------------

Во втором классе начинается осознанное пение. Сначала постепенное

Посмотреть всю работу (нажмите здесь) metodicheskaya-rabota.docx [5,9 Mb] (cкачиваний: 63)

  Наверх