Оганесян Юлия Павловна,
преподаватель изобразительного искусства
Муниципального бюджетного учреждения
дополнительного образования
«Детская школа искусств им.И.О.Дунаевского»
Учебный предмет
Беседы об искусстве
Срок реализации 1 год
I. Структура программы учебного процесса
Пояснительная записка
- Актуальность данной программы
- Срок реализации учебного предмета
- Учебный план
- Цели программы
- Задачи
- Методы обучения
II. Содержание учебного предмета
- Изложение учебного материала.
- Коллективная практическая работа детей.
- Обсуждение.
III. Требования к уровню подготовки обучающихся.
- Ожидаемые результаты.
IV. Методическое обеспечение учебного процесса.
- Направленность программы.
- Разработка программы.
- Ориентированность программы.
- Приобретение знаний, умений, навыков
V. Тематическое планирование
VI. Содержание предмета
VII. Список литературы
- I. Структура программы учебного процесса
Пояснительная записка
Программа раскрывает задачи и содержание работы по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников с учетом их возрастных особенностей.
Предмет «Беседы об искусстве» занимает важное место в системе обучения детей истории искусств, являясь базовым для последующего изучения предметов в области истории изобразительного искусства. Программа «Беседы об искусстве» способствует формированию у учащихся комплекса первоначальных знаний об искусстве, его видах и жанрах, эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждению интереса к искусству, дает возможность приобщиться к духовному опыту прошлых поколений, усвоить и понять общечеловеческие идеалы, выработать навыки самостоятельного постижения ценностей культуры. Культурно-воспитательная функция искусства расширяет духовное пространство ребенка, помогает познать культурный смысл творчества, способствуя выявлению творческого потенциала самого учащегося.
Учащиеся узнают особенности языка различных видов искусства, получают первичные навыки анализа произведений искусства, развивают способность понимать главное в произведениях искусства, различать средства выразительности.
Программа направлена на художественное воспитание, которое понимается, как формирование эстетического отношения к окружающему миру посредством развития умения понимать и создавать художественные образы. Она предполагает комплексное решение обозначенных задач в различных формах работы с детьми (занятия, беседы, игры, просмотры мультипликационных фильмов).
В заданиях, связанных с изобразительной деятельностью, дети, на протяжении всего курса обучения, учатся организовывать композиционную плоскость, сообразуясь с композиционным центром формата, учатся обращать внимание на выразительность пятна, линии, образность цвета.
Знакомясь с различными техниками и видами декоративного творчества, они узнают о его многообразии, научатся создавать своими руками предметы, в которые вкладывают свои знания об окружающем мире, фантазию.
Актуальностьсоздания подобной программы обусловлена необходимостью совершенствования методов и средств эстетического воспитания детей, их духовного развития, раскрытия индивидуальных творческих способностей каждого ребенка, приобщения к работе в коллективе.
В основе передаваемого детям эстетического опыта лежит художественный образ, который является центральным связующим понятием в системе эстетического воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста, учитывая особенности их развития на данном возрастном этапе. Эстетическое отношение может быть сформировано только в установке на восприятие художественных образов и выразительность явлений. При этом становление эстетического отношения у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности и реализуется в активном участии, а не в созерцательном сопереживании. Таким образом, особый акцент программы – творческая деятельность детей.
Срок реализации
Учебный предмет «Беседы об искусстве» проводится один раз в неделю. Количество часов в неделю определяется учебным планом – 1 раз в неделю по 0,5 часа.
Цель программы:
1.Развитие художественно творческих способностей учащихся;
2. Развитие фантазии и воображения;
3.Помочь ребенку проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной и прикладной деятельности;
4.Формировать умения и навыки работать вместе, строить общение, развивать привычку к взаимопомощи;
5.Формирование устойчивого интереса к декоративно-прикладному искусству и живописи;
6.Формирование понимания художественной культуры, как неотъемлемой части культуры духовной.
Задачи:
Образовательные:
- знакомство с различными стилями в изобразительном искусстве, с творчеством выдающихся мастеров искусства;
- формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;
- приобретение знаний об искусстве и культуре как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, живописи, графики, скульптуры, архитектуры.
- сформировать умения и навыки, раскрыть важные закономерности сложного процесса развития культуры и её роль в жизни общества;
- грамотное изложение впечатлений и мыслей о произведениях искусства, о художниках, их творчестве, произведениях, свободно пользуясь при этом необходимой терминологией;
- формирование первичных навыков анализа произведений искусства;
- обеспечение индивидуального подхода к обучению для определения перспективы развития каждого ребенка.
Развивающие:
- расширение кругозора, содействие всестороннему, гармоничному развитию личности;
- организация внеурочной воспитывающей деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся;
- активизация познавательного интереса к отечественному искусству и художественной культуре народов мира для увеличения диапазона творческого выбора, для формирования представления о безграничности сферы художественного общения и развития;
- приобщение к мировому и национальному культурному наследию;
- формирование общей культуры учащихся;
- углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;
- развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социально-культурной форме освоения мира,
- развитие образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;
Воспитательные:
-приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;
- воспитание художественного вкуса;
- воспитание культуры восприятия художественных произведений.
- воспитательные:
-воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
-развитие самостоятельности, организованности, умения логически мыслить, ответственности, активности, дисциплинированности, трудолюбия, целеустремленности.
-формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями.
-воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов.
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
-словесный (объяснение, беседа, рассказ);
-наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
-практический;
-эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.
II. Содержание учебного предмета
1.Изложение учебного материала.
Программа включает в себя широкое использование иллюстративного материала, наглядных пособий, использование методических пособий и художественных произведений для детей.
В процессе обучения дети знакомятся с особенностями, свойствами и возможностями многих природных и искусственных материалов, с разными инструментами, а также с основными приемами их применения. В их числе: краски (гуашь, акварель), природные материалы (шишки, сучки, ветки, древесина, кора, глина), клей, ножницы. Введение новых способов художественной деятельности, новых материалов и инструментов через творческие задачи, которые дети решают совместно с педагогом и коллективно, способствует решению учебных задач и заданий.
2.Коллективная практическая работа детей.
В процессе выполнения коллективных работ осуществляется нравственно-эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения:
-работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать;
-договариваться о совместной работе, ее содержании;
-планировать свою работу, определять ее последовательность, содержание, композицию, дополнения;
-радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.
- 3. Обсуждение.
Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека.
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
1. Ожидаемые результаты.
К окончанию периода реализации программы дети могут:
-знать направления развития декоративно прикладного искусства и виды народных ремесел.
-знать характерные особенности ремесел и уметь отличить одно направление от другого.
-уметь аккуратно владеть ножницами, иглой, кистью.
- обогатить творческий потенциал и получить стимул для развития воображения.
-создавать образы разных предметов и игрушек.
-использовать все многообразие усвоенных приемов и навыки работы с различными материалами.
К концу освоения данной программы обучающиеся должны овладеть теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками.
- IV. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Направленность программы
Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлена на:
-выявление одаренных детей в области искусства в раннем детском возрасте;
-приобретение детьми опыта творческой деятельности в раннем детском возрасте;
- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
-подготовку детей к продолжению обучения в школе по дополнительным пред профессиональным общеобразовательным программам в области изобразительного искусства.
2. Ориентированность программы на:
-воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально
-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности.
4. К концу учебного года обучающиеся должны
1. Знать:
-виды народных ремесел.
-знать отличительные черты похожих направлений.
-свойства различных материалов используемых при изготовлении изделий.
2. Уметь:
- уметь применить свою фантазию и воображение в изготовлении сувенира;
- уметь правильно пользоваться кистью при рисовании орнамента,
-уметь правильно намешивать цвета
-уметь аккуратно и правильно пришить одну деталь к другой, шить не сложные изделия.
-умение применять все приёмы лепки
3. Приобрести навыки:
-умения пользоваться стеками, ножницами, иглой и пластическими материалами.
-всегда в начале работы обдумывать компановку и сюжет произведения.
-приобрести навык аккуратности в работе.
V. Тематическое планирование
Формы организации учебной деятельности, виды и типы уроков
Для реализации рабочей программы на уроках используются: фронтальная беседа, устная дискуссия, в малых группах предусматриваются различные виды проверок (самопроверка, взаимопроверка), Внедряются наглядно-образные методы обучения. Применяются разнообразные средства обучения: индивидуальные карточки, тесты, демонстрационный материал, таблицы. В процессе такой деятельности формируются общеучебные умения и навыки, развивается мышление, память, формируется культура общения. Практическая реализация программы предполагает наличие заданий на размышление, на усвоение цветоведения и ощущение формы.
VI. Содержание предмета
№
|
Наименование темы |
Кол-во часов |
1 |
Вводная беседа. |
1 |
2 |
Народные промыслы, как вид декоративно-прикладного искусства. |
1 |
3-4-5 |
Дымковская игрушка. |
3 |
6 |
Филимоновская игрушка. |
1 |
7 |
Плешковская игрушка-свистулька. |
1 |
8 |
Абашевская игрушка. |
1 |
9 |
Петровская глиняная игрушка. |
1 |
10 |
Знакомство с историей возникновения куклы. |
1 |
11-12 |
«Матрешка». |
2 |
13-14 |
Кукла «Мартиничка». |
1 |
15 |
Текстильные куклы. |
1 |
16 |
Кукла «Колокольчик». |
2 |
17 |
Кукла «Тильда». |
1 |
18 |
Кукла «Тыквоголовка». |
1 |
19 |
Куклы из капрона. |
1 |
20 |
Куклы из капрона с фильцеванием. |
1 |
21 |
Куклы из пластики. |
1 |
22 |
Фарфоровые куклы. |
1 |
23 |
Куклы марионетки |
1 |
24 |
Керамическая посуда |
1 |
25-26 |
«Гжельская роспись». |
2 |
27 |
«Жостовская роспись». |
1 |
28-29 |
«Хохломская роспись» |
2 |
30 |
«Федоскинская миниатюра». |
1 |
31 |
«Тагильская роспись». |
1 |
32 |
«Палехская миниатюра». |
1 |
Содержание программы
Предмет «Беседы об искусстве»
Занятие 1. «Вводная беседа»
На первом занятии по беседам об искусстве учащиеся знакомятся с обзорным планом работы на год по предмету. Ведется разговор о видах, и роли искусства в жизни человека.
Занятие 2. Народные промыслы, как вид декоративно-прикладного искусства.
Разговор о многообразии видов народных промыслов с демонстрацией фото материалов и о нужности многообразия видов народных промыслов для человека.
Занятие 3. «Дымковская игрушка».
Рассказ о видах игрушки, материалах, используемых для ее изготовления, сюжетах, росписи, красках.
Занятие 4. «Дымковская игрушка».
Вспомнить сюжеты, используемые для лепки дымковской игрушки. Из каких форм вылепливается каждая часть тела и одежда. Лепка из пластилина дымковской игрушки.
Занятие 5. «Дымковская игрушка».
Вспомнить виды росписи характерные для дымковской игрушки, используя шаблон самостоятельно расписать изображенную на листе бумаги игрушку. Оценка росписи.
Занятие 6. «Филимоновская игрушка».
Рассказ о видах игрушки, материалах, используемых для ее изготовления, сюжетах, росписи, красках. Характерные особенности игрушки. Выявление отличий ее от дымковской игрушки.
Занятие 7. «Плешковская игрушка-свистулька».
Как выглядит игрушка свистулька. Почему она свистит. Сравнить наглядно одинаковый свист издают разные игрушки или он у каждой игрушки свист особенный. Рассказ о видах игрушки, материалах, испо
Занятие 8. «Абашевская игрушка».
Характерные особенности абашевской игрушки. Рассказ о видах игрушки, материалах, используемых для ее изготовления, сюжетах, росписи, красках.
Занятие 9. «Петровская глиняная игрушка».
Характерные особенности петровской игрушки. Рассказ о видах игрушки, материалах, используемых для ее изготовления, сюжетах, росписи, красках.
Занятие 10. «Знакомство с историей возникновения куклы».
Разговор о том, кто такая кукла, для чего она изготавливается. Материалы, используемые для изготовления кукол. Как давно на Руси появились первые куклы, что они символизировали раньше и как изменилось сейчас их назначение.
Занятие 11 «Матрешка».
Кто такая «Матрешка. Как давно она появилась. История ее появления на Руси. Демонстрация наглядных изображений. Первые куклы матрешки и чем они отличаются от современных. Что она символизирует. Как изготавливается. Роспись и виды орнаментов.
Занятие 12 «Матрешка».
(Необходимые материалы: бумага формат А4, карандаш, ластик, гуашевые краски, кисти.)
Вспомнить о орнаментах и сюжетах, используемых для росписи Матрешек. Используя шаблон из бумаги нарисовать и росписать Матрешку. Оценивание получившихся работ.
Занятие 13 Кукла «Мартиничка».
Кто такая кукла «Мартиничка? Почему ее так называют? Когда она возникла, где и из чего изготавливается. Что она символизирует? Показ фото материалов.
Занятие 14 Кукла «Мартиничка».
(Необходимые для занятия материалы: цветные нити марки Ирис, ножницы).
Секрет изготовления куклы Мартинички. Выполнение работы на уроке. Оценивание работы.
Занятие 15 «Текстильные куклы».
(Подборка наглядности и фотоматериаллов).
Что такое текстильная кукла? Из чего она изготавливается? Как давно и где она впервые появилась? Какое значение она имела? Многообразие текстильных кукол.
Занятие 16 Кукла «Колокольчик».
Что это за кукла? Почему ее так называют? Из чего она изготавливается? Как давно и где она впервые появилась? Какое значение она имела?
Занятие 17 Кукла «Тильда».
Создательница Тильды. Из чего она изготавливается. Характерные особенности куклы и ее пошива. Виды Тильд. Поэтапность выполнения.
Занятие 18 Кукла «Тыквоголовка».
Чем отличается кукла тыквоголовка от Тильды. Почему ее так назвали. Как сделать куклу подвижной. Что такое шплинты. Для чего они нужны. Виды тыквоголовок. Тонкости создания куклы.
Занятие 19 Куклы из капрона.
Что представляют из себя эти куколки. Из чего изготавливаются куклы. Чем они отличаются от тряпичных? Примитивные юмористические куклы в технике утяжка. Кукольный мастер Елена Лаврентьева. Техника изготовления кукол.
Занятие 20 Куклы из капрона выполненные в технике фильцевания.
Виды кукол (примитивные юмористические, портретные, скульптурные). Чем они отличаются от капроновых в технике утягивания. Что такое техника фильцевания? Известные мастера, работающие в этой технике. Куклы и животные, выполненные в этой технике.
Занятие 21 Куклы из пластики.
Что такое пластика и как с ней работать. Реалистичность кукол, выполненных в этой технике. Тонкости изготовления. Известные мастера, работающие в этой технике.
Занятие 22 Фарфоровые куклы.
История возникновения фарфоровой куклы. Из чего и как она изготавливается. Виды куколок. Понятие «Шарнирная кукла» Преимущества шарнирной куклы перед другими куклами.
Занятие 23 Куклы «Марионетки»
Кто такие марионетки. Когда возникли и почему они так называются. Из каких материалов можно изготовить куклу марионетку. Кто такой кукловод? Тонкости изготовления марионеток.
Занятие 24 Керамическая посуда.
История возникновения керамической посуды. Изготовление керамики. Виды керамической посуды. Фарфоровая посуда. Фаянсовая посуда. Терракотовая посуда. Преимущества и недостатки посуды из керамики.
Занятие 25 «Гжельская роспись».
История происхождения росписи. На каких изделиях она используется. Технология изготовления изделия. Виды росписи и используемые сюжеты. Цвета, используемые для росписи изделий.
Занятие 26 «Гжельская роспись»
(Необходимые для работы материалы: бумага формат А4, карандаш, ластик, гуашевые краски).
Орнаменты и мотивы, используемые в росписи. Выбор сюжета. Техника выполнения росписи. Выполнение на листе бумаги отдельных деталей. Роспись изделия в технике «Гжельская роспись
Занятие 27 «Жостовская роспись»
История происхождения росписи. На каких изделиях она используется. Технология изготовления изделия. Виды росписи и используемые сюжеты. Цвета используемые для росписи изделий. Техника выполнения росписи.
Занятие 28 «Хохломская роспись».
История происхождения росписи. На каких изделиях она используется. Технология изготовления изделия. Виды росписи и используемые сюжеты. Цвета используемые для росписи изделий. Техника выполнения росписи.
Занятие 29 «Хохломская роспись»
(Необходимые для работы материалы: Бумага формат А4, карандаш, ластик, гуашевые краски).
Орнаменты и мотивы используемые в росписи. Выбор сюжета. Техника выполнения росписи. Выполнение на листе бумаги отдельных деталей. Роспись изделия в технике «Хохломская роспись»
Занятие 30 «Федоскинская миниатюра»
История происхождения росписи. На каких изделиях она используется. Технология изготовления изделия. Виды росписи и используемые сюжеты. Цвета используемые для росписи изделий. Техника выполнения росписи.
Занятие 31 «Тагильская роспись»
История происхождения росписи. На каких изделиях она используется. Технология изготовления изделия. Виды росписи и используемые сюжеты. Цвета используемые для росписи изделий. Техника выполнения росписи.
Занятие 32 «Палехская миниатюра»
История происхождения росписи. На каких изделиях она используется. Технология изготовления изделия. Виды росписи и используемые сюжеты. Цвета используемые для росписи изделий. Техника выполнения росписи.
III. Ожидаемый результат.
Результатом освоения программы «Беседы об искусстве» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
- первичные знания основных эстетических и стилевых направлений в области театрального, музыкального и изобразительного искусства;
- знания основных средств выразительности театрального, музыкального и изобразительного искусства;
- первичные знания об истории возникновения жанров театрального искусства;
- знания отечественных и зарубежных произведений искусства в области театрального, музыкального и изобразительного искусства;
- знания театральной терминологии;
- первичные знания музыкальной грамоты, знания основных музыкальных жанров в их взаимосвязи с другими видами искусств.
Литература:
- Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду. Занятия в изостудии. – М.: издательский дом «Карапуз», 2008.
- Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: «Карапуз-дидактика», 2007г.
- Яковлева Т.Н пластилиновая живопись. Методическая пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010г.
- Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика –Синтез,2005г.
- И.А. Лыкова «Наши игрушки (лепка из пластилина) 4-6 лет. Москва. Карапуз-Дидактика. Творческий центр СФЕРА -2008г.
- М.Б. Холезова –Зацепина; А.А. Грибовская Лепка в детском саду для детей 5-7 лет. Москва, ТЦ Сфера» - 2009г.
- М.Б. Холезова –Зацепина; А.А. Грибовская Лепка в детском саду для детей 2-4лет. Москва, ТЦ Сфера» - 2009г.
- Горичева В.С., Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. Популярное пособие для родителей и педагогов \Художники М.В. Душин, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», «Академия Ко», 1998.- 192., ил. – (Серия: «Вместе учимся мастерить»).
- Н.В. Дубровская. Аппликация из природных материалов. Москва АСТРЕЛЬ, 2010 г.