E-mail:
 
Детские творческие конкурсы
 Гайдукова Юлия, 14 лет, "Мудрая"
  Хамето Ева, 13 лет, «Полевые цветы»
 


Календарь

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 



Подписаться на рассылку

рассылка

Подписаться



Лакмасова Оксана Васильевна, педагог дополнительного образования

Лакмасова Оксана Васильевна,

педагог дополнительного образования, МАУ ДО Центр "Радуга",Свердловская область, Нижнесергинский р-н,

г. Михайловск

 Методическая разработка: 

 Интегрированное занятие

                Развитие речи и социальный  мир: "Откуда хлеб пришел?"

                Обучение грамоте: "Знакомство детей с буквой Х"

Занятие 44

Тема:    Интегрированное занятие.

               Развитие речи и социальный  мир: "Откуда хлеб пришел?"

                Обучение грамоте:   Знакомство детей с буквой Х

             Цели :

 Образовательные:

ü  Сформировать представ­ления о труде хлеборобов, о необходимости и важ­ности их труда. Расширить и уточнить словарь по теме. Совершенствовать навыки рассматривания картины, формировать целостное представление об изображенном на ней.

ü  Сформировать представ­ления о труде людей в пекарне, о необходимости и важности их труда. Расширить и уточнить словарь по теме. Совершенствовать навыки рассматривания картины, формировать целостное представление об изображенном на ней.

ü  Познакомить детей  с буквой Х; с согласными звуками «X», «ХЬ».

ü  Познакомить с печатным написанием буквы «X».

ü  Учить читать несложный текст, находить в нем слова с буквой «X».

ü  Закреплять умение проводить фонетический разбор слов.

Развивающие:

  • Развивать слуховое восприятие звуков;
  • Развивать связную речь, мышление, зрительное внимание, творческое воображение, общую моторику и координацию речи с движением.

Воспитательные цели.

ü  Воспитывать инициатив­ность, самостоятельность, навыки сотрудничества на занятии.

          Оборудование: Ширма, кукла мышки и вороны (кукольный театр),  коробка с угощением- хлебобулочные изделия.

  Наглядный материал: Наглядный  материал  по О.Г.  буква Х , Картины В.М. Каратая «Золотая рожь» и  "В пекарне",  тематические  плакаты.;Букварь Жукова.

 Ход занятия:                      

             I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята.  Скажите. что вы сегодня замечаете необычного у меня на столе?    (  КОРОБКА)    Действительно. Как вы думаете, что в ней  может быть?  .......... (ответы  детей)    Но, к сожалению,  она не открывается....  И сейчас мы не сможем  в неё  заглянуть.  Откроется она тольк5о  в конце занятия, если мы выполним  все задания, которые я  сегодня для вас приготовила.

Объявление темы занятия.

II.. Обучение грамоте  и  окружающий мир:

1. Загадки:

1  -Весь мир кормлю, а сама не ем.

                                                 ( Дети. Это земля.)

1-     Стоит стеной,

Шумит волной, Волна золотая, Не видно края.

                                            (Дети. Это поле ржи.)

2-      Ходит дом ходуном На столбе золотом.

                                              (Дети. Это колос. )

3-  Вырос в поле дом, Полон дом зерном. Стены позолочены, Ставни заколочены.

Весь из золота отлит, На соломинке стоит.

                                            (Дети. И эта загадка тоже про колосок.)

Педагог.   Почему люди землю называют кормилицей, матушкой?

                                                                                                     Ответы детей.

 Педагог  Каждый человек любит свою род­ную землю. Но иногда людям приходится уезжать в другие страны, в путешествие или уходить на войну. И тогда они берут с собой горсточку род­ной земли, которая будет напоминать им о Родине.

 Не зря  говориться в пословице: 

                                      Береги землю родимую... Как мать любимую.

                                      Хлеб - всему  голова.

 Педагог. Объясните, почему так говорят?

Педагог.. Есть люди, которые ухаживают за землей, лелеют ее, удобряют, рыхлят, поливают. Кто эти люди? Назовите их профессии.

Дети. Это садоводы, огородники, овощеводы.

Педагог. А еще — хлеборобы. Это люди, ко­торые выращивают и убирают урожай хлеба.

Педагог.  Посмотрите на плакат. 

Все эти растения: пшеница, рожь, ячмень, просо, овес — называются злаками. А вы знаете, какие полезные вещества содержатся в зла­ках? Это витамины, жиры, углеводы, минеральные соли; они необходимы человеку.

Ребята, как вы думаете, какие блюда можно приготовить

из пше­ницы?

                       Дети. Манную кашу.

Из ячменя?

                      Дети. Перловую кашу.

Из проса?

                       Дети. Пшенную кашу.

Из овса?

                      Дети. Геркулесовую кашу, овсяное печенье.

 Изо ржи?

                       Дети. Черный ржаной хлеб.

Педагог.  Отгадайте еще одну загадку.

В землю теплую уйду,                                                                                                                             К солнцу колосом взойду.                                                                                                                         В нем таких, как я,                                                                                                                                   Будет целая семья.

                                                                 Дети. Это зерно.

Педагог Правильно, молодцы! Что нужно, чтобы зерна выросли? 

 

2. Чтение стихотворения В. Степанова «Слышен летом до заката...». Создание эмоционального фона восприятия картины.

Педагог напоминает детям, чтобы они сели пра­вильно.

Слышен летом до заката

    Гул комбайнов у реки,

И везут на элеватор

Урожай грузовики.

                                 По дорогам пыль клубится

                             Едет в кузове пшеница,

                           Кукуруза едет, рожь...

                         Урожай у нас хорош.

                               Убран хлеб, и тихо стало,

                             Мелют мельницы зерно.

                            Поле-полюшко устало,

                           И под снегом спит оно.

                                                              Над селом дымки плывут —

                                                              Пироги в домах пекут.

Педагог.  О чем в нем рассказывается?

Дети. В нем рассказывается об уборке урожая пшеницы, ржи, кукурузы.

3. Давайте посмотрим, как убирают с поля рожь.

Работа  с таблицей:

Дети. Для них нужны хорошая земля, тепло, свет и вода.

Педагог Кто из вас знает, как выросли эти колоски?

Дети. Весной в теплую землю посеяли зерна. Из зерен стали расти растения. На растениях по­явились колоски. В колосках созрели зерна

Педагог Поле дружно колосится, Даст нам хлебушек...

Дети. Пшеница.

Педагог Черный хлебушек хорош! Нам его подарит...

Дети. Рож

Педагог.. Из чего делают хлеб?

Дети. Хлеб пекут из муки, а муку делают из пшеничных и ржаных зерен.

Педагог. Правильно, ребята, такие зерныш­ки называют хлебными.

4. Ой! Что это за шум? Давайте посмотрим...

Сценка «Мышка и Воробей»

Педагог: заходит за ширму. Дети садятся на коврик. Роли Воробья и Мышки исполняют вос­питателе или подготовленные заранее дети.

Появляется Мышка. Навстречу ей летит Воро­бей.

Мышка. Здравствуй, милый Воробушек! Как по­живаешь?

Воробей. Спасибо, дорогая Мышка, я живу хо­рошо. Везде летаю, много интересного вижу.

Мышка. Воробушек, посмотри, что это на до­рожке лежит?

Воробей. Да это хлебные зернышки. Я очень люблю зернышки (тянет зернышки к себе). Надо их сосчитать: один, два, три.

Мышка (наскакивает на Воробья). Нет, это зер­нышки мои. Отдай, я их первая увидела!

Воробей. Нет, мои! Сейчас я их склюю!

Мышка. Нет, мои! Сейчас я их сгрызу!

Воробей и Мышка спорят, наскакивают друг на друга.

Педагог Постойте, дорогие друзья, не спорьте. Мы вам поможем. Ребята, что же делать Мышке и Воробью? Как поделить зернышки?

Дети. Можно дать каждому по полтора зерныш­ка, а потом найти много хлебных колосков, тогда они оба будут сыты.

Педагог. Где же нам найти много ржаных и пшеничных колосков?

Дети. На пшеничном или ржаном поле.

5. Работа над картиной и беседа по ней. Раз­витие диалогической речи.

 Педагог. Молодцы! Вы отгадывали загадки. И не случайно они были про землю, поле ржи и про колоски. Се­годня мы с вами будем рассматривать картину «Золо­тая рожь» и составим рассказ по этой картине. Педагог помещает на мольберт картину и орга­низует беседу.

Рассмотрите картину. А описать ее нам поможет чудесная шкатулка. Разноцветные кру­жочки будут обозначать какой-нибудь предмет или явление природы. Мы будем ставить кружочки на

наборное полотно. Выберите из шкатулки такие кру­жочки, которые помогут нам рассказать о погоде.

К шкатулке подходят трое детей. Они выбирают кружки желтого, голубого и белого цвета.

 Скажите, почему вы выбрали эти кружочки, и постарайтесь красиво рассказать о том, какая стоит погода.

           ребенок (держит в руках кружок желтого цвета). Летнее солнышко очень яркое, теплое. Оно освещает все вокруг и греет своими лучами землю, колоски и людей на поле.

2й           ребенок (держит в руках кружок голубого цвета). Небочистое, ясное, голубое, бескрайнее.

3й            ребенок (держит в руках кружок белого цвета). По небу плывут легкие белые облака. Стоит ясная, тихая, безветренная погода.

Дети ставят кружки на наборное полотно.

Педагог. Посмотрите внимательно на картину и подумайте, почему художник назвал ее «Золотая рожь»?

Дети. На картине нарисовано поле ржи. Рожь созрела, она желтая, кажется золотой.

Педагог. Правильно. А что вы можете сказать о поле? Какое оно?

 Дети. Большое, широкое, привольное, раздоль­ное.

Педагог. Сравните хлебное поле с морем. Чем они похожи?

Дети. Хлебное поле похоже на большое море, по которому катятся волны.

Педагог. Скажите, почему так говорят: «Хлеб в колосу, пора жать полосу»?

Дети. Колоски стоят спелые, зрелые, золотые, полные зерна. Значит, пора убирать урожай.

Педагог Выберите из шкатулки кружочек такого цвета, который поможет нам рассказать о хлебных колосках.

Дети выбирают золотистый кружок, ставят его на наборное полотно.

Педагог. Что художник изобразил на заднем плане картины?

Дети. На краю поля мы видим зеленый лес.

Педагог. Верно. Лето еще не закончилось. Стоит конец августа. Хлеборобы начали убирать рожь с полей. Какую технику вы видите на перед­нем плане?

Какого цвета кружочки напомнят нам о машинах, которые помогают людям на поле?

Дети выбирают кружки красного и синего цвета.

Педагог. Расскажите об этих машинах и о людях, которые на них работают.

Дети. По полю ездят большие красные комбай­ны. Ими управляют  комбайнеры. Комбайнер управляет большой и сильной машиной. Он работает с утра до вечера. У него интересная и трудная работа. Рядом с комбай­ном едет синий грузовик. Им управляет шофер.

Педагог. Как работает комбайн?

Дети. Комбайн срезает колоски, отделяет зер­нышки от соломы и сора. Затем очищенное зерно высыпается в кузов автомобиля.

Педагог. Ребята, как вы думаете, куда шо­феры отвозят зерно?

Дети. В зернохранилище, на мельницу или на мукомольный завод.

Педагог. Как вы думаете, какие звери и птицы, какие домашние животные обрадуются, когда увидят, сколько выросло хлеба?

Ответы детей.

Педагог. Наступила горячая пора, когда хлеборобы не могут терять ни одного часа. Они работают целыми днями и даже ночью. Почему они так торопятся?

Дети.

—    Они боятся, что погода испортится.

—   Может начаться дождь; колоски все намок­нут, станут тяжелыми и лягут на землю.

—   А если подует  сильный ветер или начнётся ураган, зёрнышки осыплются.

Педагог. А теперь скажите, понра­вилась ли вам картина и почему.

Дети. Нам понравилась картина. На ней изо­бражена красивая природа. Приятно смотреть на людей, которые хорошо работают.

Педагог. Вы тоже хорошо работаете на заня­тии, но сейчас пришло время отдохнуть.

                                                         физ.пауза

6.   Подвижная игра «Золотая рожь». Координа­ция речи с движением.

Педагог приглашает детей на ковер и предлагает выполнить упражнение.

Заучиваем  слова игры!

                         Ветерок спросил, пролетая:     Дети бегут по кругу на носоч­ках, руки на поясе.

Отчего ты, рожь, золотая?        Меняют направление бега.

                          А в ответ колоски        Останавливаются, руки вверх,

  шелестят:                                   наклоны в стороны.

                           Золотые руки растят!             Два наклона к носочкам.

                                                                                                     Е. Серова

7 Сообщение педагогом плана рассказа по кар­тине. Развитие слухоречевой памяти.

Педагог приглашает детей сесть на стульчики.

Педагог. А теперь послушайте, по какому плану вы должны будете составить рассказ. Сначала вы опишете природу: поле, небо, лес вдалеке. Потом расскажете о технике, изображенной на кар­тине. Не забудьте рассказать о комбайнере. И на­конец вы должны рассказать, почему вам понрави­лась картина.

8. Пауза для подготовки детей к рассказыванию.

9. Рассказ по картине «Золотая рожь». Создание целостного впечатления об изображенном на кар­тине, развитие связной речи, мышления.

Педагог вызывает троих детей для составления рассказа по частям, а потом одного ребенка для по­вторения рассказа целиком.

1-     й   ребенок. Художник нарисовал на карти­не раздольное поле ржи. Рожь созрела и кажется зо­лотой. Над золотым полем — высокое голубое небо с белыми облаками. Вдалеке — еще зеленый лес.

2-      й   ребенок. Убирать рожь в поле вышли комбайны. В центре картины изображен большой красный комбайн. Он убирает рожь. Золотое зерно сыплется в кузов голубого грузовика. В кабине мы видим комбайнера. Он управляет большой маши­ной. У него трудная и очень нужная работа. Вдалеке мы видим еще один комбайн.

3-     й   ребенок. Нам понравилась картина, по­тому что на ней изображена красивая природа. Нам нравится смотреть на комбайнера, который хорошо работает.

Затем педагог вызывает одного из детей для по­вторения рассказа целиком.

10.                           Чтение рассказа Я. Тайца «Все здесь».

Педагог предлагает детям удобно расположиться на ковре и послушать рассказ.

Педагог. Надя с бабушкой пошли в поле. Ко­лосьев в нем видимо-невидимо. И все немного уса­тые. Надя спросила:

—   Бабушка, а что тут растет?

—   Хлеб, внученька.

—   Хлеб? А булки?

—   И булки здесь, внученька.

—   А баранки?

—   И баранки здесь.

—   А пряники?

—   И пряники здесь.

Надя смотрит на усатые колосья, хочет угадать, где хлеб, где булки, а где пряники.

11. Уточнение представ­лений по теме. Развитие диалогической речи.

Педагог приглашает детей сесть за столы и продолжает беседу.

Педагог. Вот такой рассказ. А вы поняли, что растет в поле?

Дети. В поле растут рожь и пшеница.

Педагог. Что люди делают, когда рожь и пше­ница созреют?

Дети. Они убирают их с поля.

Педагог. Куда везут зерно?

Дети. На элеватор.

Педагог. Верно. Там зерно просушат. А потом?

Дети. Его отвезут на мельницу и сделают муку.

Педагог. Муку привезут в пекарню. Что с ней там делают?

Дети. Из муки делают тесто.

Педагог. А потом?

Дети. Из теста пекут хлеб, булки, пряники, бублики.

Педагог. Вы очень хорошо запомнили, откуда к нам приходит хлеб.

А сегодня мы рассмотрим картину «В пекарне»

12. Рассматривание картины и беседа по ней. Раз­витие диалогической речи.

Педагог помещает картину на мольберт.

Педагог. Кого художник изобразил на карти­не?

Дети. Это пекари.

Педагог. Что они делают?

Дети. Они пекут булку.

Педагог. Давайте рассмотрим, что делает пе­карь, изображенный на переднем плане картины, возле печи.

Дети. Пекарь выдвинул из печи противень. На противне много румяных батонов. В печи еще не­сколько противней с батонами.

Педагог. Расскажите, как выглядит печь.

Дети. Печь большая. Она ярко освещена. От нее пышет жаром.

Педагог. А что вы можете сказать о том, как выглядит пекарь?

3-      й   ребенок. Пекарь молодой, веселый. Он улыбается. Наверное, ему нравится работать в пе­карне.

4-      й   ребенок. У него белый костюм: белые брюки и куртка, белая шапочка и белые перчатки.

5-       й  ребенок. В пекарне пекут хлеб, там должно быть очень чисто, поэтому пекари в белых костюмах, как врачи.

Педагог. Правильно. Теперь давайте рассмот­рим пекаря на заднем плане картины.

Дети. Он ставит поддоны с батонами на полки.

Педагог. Правильно. Что вы можете расска­зать о пекарне?

Дети. Пекарня большая и светлая. В ней чисто и тепло, вкусно пахнет свежей булкой. Пол так и блестит!

13 Сообщение педагогом плана рассказа по кар­тине.

Педагог. А теперь послушайте, по какому плану вы будете рассказывать. Сначала расскажете, что за помещение изобразил художник, какое оно. Затем расскажете о пекаре, которого вы видите на переднем плане: как он выглядит, во что одет, что делает. Не забудьте рассказать про печь, около ко­торой стоит пекарь. Потом вам необходимо в таком же порядке рассказать о пекаре на заднем плане картины. Закончите рассказ описанием настроения, которое вызывает картина.

Рассказ по картине . Формирование целостного представления о картине. Развитие связной речи.

Педагог сначала вызывает нескольких детей и на­поминает каждому из них план части рассказа. Затем, по желанию, один ребенок повторяет рассказ целиком.

1й       ребенок. Художник изобразил на картине пекарню. Она большая и светлая, в ней вкусно пах­нет свежей булкой. В пекарне пекут хлеб, поэтому там должно быть очень чисто. Пол так и блестит!

2й        ребенок. На переднем плане картины нарисован пекарь. Он молодой и веселый. Пекарь вынимает из горячей печи противни с румяными батонами. На пекаре белый костюм, как у доктора. Видно, что пекарю нравится его работа.

3й       ребенок. На заднем плане картины вто­рой пекарь ставит поддоны с батонами на полки. Он тоже в чистом белом костюме. Сейчас за бато­нами приедут машины и повезут их в магазины.

4й        ребенок. Нам понравилась картина. На ней нарисованы люди, которым нравится их работа. Работа пекарей нужная и важная.

Педагог. А теперь послушайте стихотворение «Пекари».

Когда под звездным небом

Все по домам уснут

 Запахнет город хлебом,

Что в темноте везут.

Ночными переулками

Бегут машины с булками.

На цыпочках машина,

Чтоб спящих не будить,

Спешит по магазинам

Поклажу развозить.

Машина за машиной —

Шуршат неслышно шины...

Заря займется алая,

И пекари усталые

Халаты снимут белые:

— Мы эти булки сделали,

Высокие батоны,

И плюшки всех фасонов,

И халы, и ватрушки,

И калачи, и сушки.

Катали мы рогалики

И маком посыпали.

Шоферы помогали нам:

Возили их — не спали.

Мы все трудились от души —

Садитесь, ешьте, малыши

                                                   переменка

III. Обучение  грамоте . Познакомить детей  с буквой Х;

1.Педагог.  С какой буквы начинается слово "ХЛЕБ"?  (Х)

- Буква Х  обозначает  2 согласных глухих  звука --твёрдый  /Х/ и  мягкий   /Х,/

2. Работа с наглядными пособиями Е.В. Колесниковой "Звуки и буквы"стр 34, занятие 23, лист 30:

ЗАНЯТИЕ 23 (ЛИСТЗО)1

ТЕМА. Звуки «Х-ХЬ» и буква «X»

Задания и вопросы

Кто спит в норке? (Хомяк.)

Какой первый звук в слове «хомяк»? («X».)

      БУКВА «X»

Показать детям букву «X», прочитать стихотворение И. Блюмкина.

Две доски я накрест сбил. Стул себе я смастерил, Он похож на букву «ХА», Но конструкция плоха.

      ЧТЕНИЕ ТЕКСТА. ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВ

Задания и вопросы

Прочитайте стихотворение В. Лунина.

Хитрец хомяк Холодною порой Храпит в хоромах Под землей.

Педагог. Назовите в стихотворении слова с буквой «X». (Хитрец, хомяк, холодною, храпит, хоромах.)

Провести с детьми фонетический разбор слова «хомяк», используя схему.

Предложить детям сделать фонетический разбор слова «хитрец» самостоя­тельно.

3.Педагог.  Запомните слова со звуком [х, х'], которые встретятся вам в  сказке.

ХОМЯК-ХВАСТУН

Жил-был хомяк-хвастун. Каждый вечер на холме собиралось множество хо­мяков, чтобы послушать его удивительные истории.

Хотите верьте, хотите нет, - начинал хомяк, - а однажды я прорыл ход сквозь землю и вылез в Африке. А там такой холод - хуже нашего! Только я вылез, смотрю - стоит слон, хоботом крутит и хрюкает. Я ему говорю: «Чего расхрюкался?! Хомяков не видал, что ли?» А он «хрю-хрю» да «хрю-хрю»! Разозлился я, схватил его за хобот, раскрутил хорошенько и забросил на самую верхушку дерева.

Ух ты! — восхитились хомяки.

Иду себе дальше. Снег под ногами - хруст-хруст.

Смотрю - лежат две большие змеи и спят. Храпят на всю Африку! Я ти­хонько подкрался и связал их хвосты узлом! А потом... я...

Что потом, что?! -- хором спросили хомяки.

Хорошенькое дело! - обиделся хвастунишка. - Вы думаете, так легко при­думывать про то, чего никогда не видел?!

Педагог:  -Назовите слова, которые вы запомнили. ... (ответы детей)

               - Как можно было догадаться хомякам,  что хвастун всё выдумал?                          (ответы детей)

 Физкультминутка.

4.                                                                Хомка-хомка-хомячок,

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встает,

Щеки моет,

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять!

Хомка хочет сильным стать.

Хомка

Шейку трет.

5. Работа в тетради И.П Бурдиной  "Изучаем грамоту" ч.1 стр  26 .

6. Развитие словарного запаса: 

Педагог.  Какие ещё слова с этими буквами вы знаете?  .... (ответы детей)

- Отгадайте загадки. Где в словах слышится звук /Х/ ? ( в начале, середине или  в конце слов)

(Книга Ф.З. Сиафетдинова "Занимательная, живая,загадочная и цирковая азбука")

7 .     Физ.пауза

-  Игра на слух.  Педагог читает  стихотворение, дети хлопают, когда слышат звук/Х/

- (Т.П. Воронина "Азбука  на кончиках пальцев")

8.  Чтение.  Букварь Жукова  стр 18-19.

Закрепление.    Работа в тетради " Рисуем по клеточкам"           стр 23  - Д/З

IY Организация окончания занятия. Оценка ра­боты детей.

1.Педагог. Чем мы занимались сегодня?

Дети. Мы рассматривали картину «Золотая рожь» и составляли рассказ по ней.

Педагог. Как называются люди, которые вы­ращивают хлеб?

Педагог. Как называется вторая  картина, по которой мы составили рассказ?

Дети. Картина называется «В пекарне».

Педагог. О ком художник рассказал нам?

Дети. Художник рассказал нам о пекарях.

Педагог. Чем они занимаются?

Дети. Они пекут хлеб, булку, бублики.

Педагог. Почему у них трудная работа?

Дети. Они работают около горячих печей. Им приходится работать по ночам, когда все спят.

2.Педагог. С  какой буквой и каким звуком вы познакомились?

3.    Педагог.    Вы большие молодцы. Я думаю, что сейчас наша коробочка обязательно откроется... Открываем коробку  ...

Угощает детей    хлебобулочными изделиями.

 

  Наверх