E-mail:
 
Детские творческие конкурсы
 Гайдукова Юлия, 14 лет, "Мудрая"
  Хамето Ева, 13 лет, «Полевые цветы»
 


Календарь

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 



Подписаться на рассылку

рассылка

Подписаться



Левонтьева Валентина Анатольевна, педагог дополнительного образования

Левонтьева Валентина Анатольевна,

педагог дополнительного образования,

МБУ ДО «Дом  творчества

Яшкинского муниципального района»

Методическая разработка

Использование деловой игры как метода активного обучения

в творческом объединении «Пресс-центр»

Левонтьева Валентина Анатольевна, педагог дополнительного образования

Пояснительная записка

Эффективным средством межличностного и коллективного общения людей является печатное издание и, прежде всего, газета. Цель программы «Поколение СМИ» - научить обучающихся использовать газету в качестве средства общения, выступая в ролях автора информации, её получателя. В процессе освоения программы обучающиеся должны научиться отображать все стороны жизни.

По программе «Поколение СМИ» работает творческое объединение «Пресс-центр», руководителем которого является автор работы, Левонтьева В. А. Программа разработана на 2 года обучения. Возраст обучающихся – 15-17 лет.

  Результатом теоретических и практических занятий в творческом объединении «Пресс-центр» становится подготовка  приложения «Орешек» (к районной муниципальной газете «Яшкинский вестник»); отдельные публикации в газетах «Яшкинский вестник», «Яшкино», на сайте Яшкинского Дома  творчества. А также участие в конкурсах различного уровня.

            Разработанный план занятия на тему «Короткая информация» входит в раздел «Информационные жанры» (по программе второго  года  обучения).

Особенностью занятия является то, что закрепление теоретического материала проводится с помощью деловой игры, на которой педагог становится редактором газеты, а обучающиеся – корреспондентами. Создаётся проблемная ситуация, которая стимулирует творческую активность обучающихся.  Результатом занятия становится подготовленная подборка информационных газетных материалов в районную газету  под рубрикой  «Школьные новости».

              Использование деловых игр в учебном процессе очень распространено.  Приблизить обучение к профессиональной деятельности помогают активные методы обучения. Благодаря  использованию на занятиях творческого объединения метода деловой игры (ролевой игры)   обучающиеся приобретают уникальные навыки, необходимые  для  реальной жизни. Атмосфера деловой игры создаёт ощущение, что всё происходит по-настоящему. После проведения игры необходимо проанализировать, подвести итоги. Надо, чтобы каждый участник дал свою оценку, стараясь избегать взаимных обид и строгой критики. Обязательно должны быть отмечены положительные стороны.   

          Данная разработка является индивидуальной, при составлении плана занятия была использована литература, указанная ниже.  План-конспект занятия может быть полезен  педагогам дополнительного образования, которые работают  по программе «Основы журналистики»  или в школьных пресс-центрах, а также для педагогов, использующих активные методы обучения.

План- конспект занятия

в творческом объединении «ПРЕСС - ЦЕНТР»

Тема занятия: «Короткая информация»

    Цель: углубление теоретических знаний по газетному жанру «короткая информация».

    Задачи:   

Образовательная: расширить знания обучающихся об информационных жанрах; научить видеть различия между короткой и расширенной информацией.

Воспитательная: воспитывать умение работать в команде,      ответственность за порученное дело, уважение к собеседнику.

Развивающая: развивать устную и письменную речь, ассоциативное      мышление, познавательный интерес к изучению особенностей газетных материалов; творческие способности детей, воображение.

      Возраст обучающихся:  15-17 лет.

      Тип занятия: Закрепление и совершенствование знаний, умений, навыков. 

       Методы и формы проведения: словесный метод, метод игры, метод практической работы.

        Этапы  занятия традиционные. При закреплении теоретического материала используются активные формы обучения. Теоретический материал подаётся заранее подготовленными учениками.

          Оборудование: Районные газеты «Яшкинский вестник»,  «Яшкино», областная газета «Кузбасс»,  карточки с творческим заданием,  карточки в  виде разноцветных  «смайликов».

Ход занятия:

      1.Организационная часть.

 Обучающимся предлагается пройти за стол, установленный по форме квадрата.

       Слово педагога:

      - Добрый день! Тема сегодняшнего занятия «Краткая информация». Сегодня мы больше узнаем об этом жанре, научимся отличать его от других жанров и подготовим информацию для ближайшего номера выпуска приложения «Орешек» к нашей районной газете «Яшкинский вестник».

      2. Изучение нового материала.

      Слово педагога: На прошлом занятии мы знакомились с особенностями  кратких информационных жанров. Напомню, что к ним относятся такие жанры, как хроника, короткая информация и расширенная информация. 

       Слово предоставляется ребятам, которые получили индивидуальные творческие задания на прошлом занятии. Им предстоит выступить с краткими сообщениями на темы: «Короткая информация», «Расширенная информация». Теоретические сообщения подтверждаются примерами из газет, указанных выше.

       Короткая информация. Этот информационный жанр широко распространён в газетах, журналах, радио- и телепередачах. Иногда её называют заметкой. Размер короткой информации -  10-15 газетных строк, она имеет свой заголовок.  Этот жанр сообщает не только о факте, но и рассказывает о некоторых подробностях. Это даёт яркое и убедительное представление о случившемся событии. Подобные материалы могут помещаться как самостоятельные, но могут быть и под общим заголовком. Примерные рубрики: «День за днём», «Новости района», «Новости культуры».

       Расширенная информация. Этот жанр также относится к информационным.  По размерам расширенная информация превосходит хронику и краткую информацию. Чаще содержит 40-50  газетных строк, имеет свой заголовок, иногда – подзаголовок над текстом или в тексте. Расширенная информация излагает события более широко с многочисленными подробностями. Можно в тексте дать историческую справку, привести сравнение, характеристику людей, описать местный колорит (только кратко). Расширенная информация печатается на газетных полосах самостоятельно или в информационных подборках основным материалом.

     3.  Закрепление. Беседа по вопросам:

      - В чём основное отличие короткой информации от расширенной информации?

      -  Обязателен ли заголовок у короткой информации?

      -  Под какими рубриками формируется материал жанра «короткая информация» в районной газете, в областной газете?

     4. Проверка понимания изученного. Деловая  игра.

     Слово педагога:

    - Ребята сейчас мы находимся не просто в кабинете Дома творчества, а в кабинете редактора нашей районной  газеты, а вы превращаетесь в корреспондентов. Я временно исполняющая обязанности главного редактора.

Итак! У нас случился небольшой казус. Заканчивается время формирования газеты, но остались пустоты на третьей (новостной) полосе. Нужно за 10 минут собрать информацию про события, которые произошли в школах посёлка. Подумайте, под какой рубрикой они будут размещены?   (Проводится  деловая игра «В кабинете редактора»,  во время которой  разрешается проблемная ситуация.  За установленное время юные корреспонденты составляют  короткую информацию под  рубрику  «Школьные новости»  и зачитывают её на редакционной «летучке»).  Обучающимся предлагается обсудить удачи и ошибки подобранных информаций, определить жанр материала и доказать это.

5.  Минута отдыха. Психологическая игра «Ассоциации».

Педагог предлагает поиграть в ассоциации с цифрами, таким образом, у детей развивается ассоциативное мышление и отдыхают руки. Задание: показать пальцами ту цифру, которая ассоциируется с определённым именем существительным (Один – столб, два – лебедь и т.д.).

6. Информирование о творческом задании.

    Обучающимся предлагаются индивидуальные задания с помощью билетов – карточек, которые разложены на столе в виде перевёрнутого веера. На карточках написаны задания , которые предлагаются  детям подготовить к следующему занятию:

- Написать короткую информацию под рубрику: «Новость сегодняшнего дня», «Школьная новость», «Спортивная жизнь школы» и др.

- Подготовить расширенную информацию на темы «Школьный праздник», «Подготовка к празднику», «Школьное самоуправление».

- Найти короткую информацию в местных газетах  «Яшкино» и «Яшкинский вестник».

    7. Подведение итогов занятия.

  - Какие трудности возникли сегодня во время занятия?

  - Что нового узнали?

  - Чему научились?

    8. Рефлексия.

    Дорогие ребята! На столе у вас лежат карточки - смайлики, которые выражают разные эмоции. Какое настроение у вас вызвало сегодняшнее занятие? Поднимите карточку - «смайлик» вашего настроения.

    Сегодня мы плодотворно потрудились, все молодцы!  Главное, поняли, что можем выручать других, когда нужна будет  помощь. На следующем занятии мы научимся писать материалы жанра «Расширенная информация».

  Спасибо всем! До встречи на следующем занятии!

Список литературы

  1. Будакова, Г. П. Справочник классного руководителя : пособие для учителя [Текст] /  Г. П. Будакова,  Л. Н. Буйлова. – М.: Просвещение, 2011. – 256 с.
  2. Власенкова, А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык.10-11:учебник [Текст].- М.:2011. - 287 с.
  3. Ворошилов,  В.  В. Журналистика. Базовый курс [Текст]: Учебник. 5-е издание.-  СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2004.- 540 с.
  4. Гин, А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. / А. Гин. - 3-е изд. - М. : Вита-Пресс, 1999,2001. - 88с.
  5. Гуревич, С. М. Газета: вчера, сегодня, завтра [Текст ]: учеб.пособие /С. М. Гуревич. – М.: Аспект пресс, 2004. – 288 с.
  6. Грабельников, А.А.Работа журналиста в прессе[Текст]: учеб.пособие/ А. А. Грабельников. – М.: РИП-холдинг, 2003.- 188 с.
  7. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. [Текст] / Д. В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
  8. Данилюк, А. Я. и др. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В. А. Тишков. – М.: Просвещение, 2010. – 23 с.
  Наверх