E-mail:
 
Детские творческие конкурсы
 Гайдукова Юлия, 14 лет, "Мудрая"
  Хамето Ева, 13 лет, «Полевые цветы»
 


Календарь

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 



Подписаться на рассылку

рассылка

Подписаться



Бычкова Анна Владимировна, педагог дополнительного образования

Бычкова Анна Владимировна,

педагог дополнительного образования,

объединение изобразительного искусства «Декор»,

МАУ ДО «ДДТ» г. Печора,

Республика Коми

Конспект занятия

«День защитника отечества 23 февраля. Космическая защита»

Цель: Формировать представление о празднике 23 февраля, о космосе, космических войсках, Галактике, летательных аппаратах; формировать умение изображать космос, астрономические тела, космические корабли, с помощью различных живописных материалов.

Задачи:

  1. 1.      Формировать представления о празднике 23 февраля, традициях его празднования, истории возникновения;
  2. 2.      Формировать первичные знания о космосе, его единицах, об устройстве Галактики;
  3. 3.      Формировать первичные знания о космической отрасли страны, ее достижениях, исторических и научных победах страны;
  4. 4.      Формировать умения изображать космическое пространство при помощи различных живописных материалов и техник;
  5. 5.      Формировать умения создавать гармоничную композицию;
  6. 6.      Развивать фантазию, воображение, умение работать различными живописными материалами, в различных техниках;
  7. 7.      Развивать ассоциативное, образное мышление, широту понятия чести и её защиты «на всех фронтах»;
  8. 8.      Воспитывать интерес к техническим достижениям и научным, чувство патриотизма, гордости за достижения Родины;
  9. 9.      Воспитывать аккуратность и внимательность.

Оборудование: листы А3, альбомы, краски: акварель, гуашь, кисти, магнитола, ноутбук, мультимедиа, непроливайки, соль, ватные диски;

Зрительный ряд: презентации, фотографии по теме;

Музыкальный ряд: музыка для релаксации «Космос».

Ход занятия

  1. 1.      Организационный этап

Проверка рабочего места.

Психологический настрой учащихся на работу.

  1. 2.      Проверочный этап

 - Я попросила вас узнать у ваших пап место, где они служили и род войск

(рассказ учащихся)

 - Я тоже знаю, где служил мой папа.

 - А связали ли они свою деятельность с армией?

 - Есть ли такие папы, которые служат до сих пор?

 - Может, среди старшего поколения, дедушек есть военнослужащие?

  1. 3.      Подготовительный этап

 - Наверное, вы уже догадались, чему посвящено наше занятие сегодня?

 - Правильно, это праздник 23 февраля.

 - Кто знает, что же это за праздник? Почему он празднуется именно в этот день?

 - Праздник 23 февраля. День Защитника Отечества празднуется, по официальным данным, как день рождения Красной армии, которая одержала победу над немцами под Нарвой и Псковом. Эти события происходили 23 февраля 1918 года. 

 - Однако, из истории известно, что в более давние времена об этом празднике ни шло никаких разговоров.

 - Только в 1922 году, народный комиссариат вместе с Троцким, решили провозгласить праздник в честь этого военного события, который был прикреплён к Ленинскому декрету. И с этого дня (23 февраля 1922 года) берёт начало истинно мужской праздник - День Защитника Отечества, а точнее тогда – День Красной Армии.

 - Но почему такой праздник празднуется 23 февраля?

  - Ведь из истории известно, что события не совпадают с датой? И это на самом деле так.

 - Военные события в Пскове носят другой оппозиционный характер. Однако немцы захватили Псков 24 февраля 1918. Значит, ни о каких победах Красной армии не может идти и речи? Только потом нам удалось одержать победу. Так в чём же логика?

 - Оказывается всё дело в календарях! Именно они и спутали советский народ, который сомневался в истоках праздниках. Многие страны Зарубежной Европы жили по календарю под названием григорианский и жили по нему, начиная с середины 16 века.  -  -  - Мы же вплоть до 1918 года существовали по старому - юлианскому календарю. Лишь только в 1918 году СССР перешел на новый календарь. Вот и все объяснения.

 - очень часто этот праздник хотели отменить.

 - В этот день мы отдаем дань уважения и благодарности тем, кто мужественно защищал родную землю от захватчиков, а также тех, кто в мирное время несет мирную службу.

 - Также, мы особое внимание уделяем юношам, мальчишкам, которым в будущем предстоит встать на защиту нашего Отечества.

  1. 4.      Основной этап

 - На сегодняшнем занятии мы говорим не только о защите наших рубежей на Земле

 - Знаете ли вы, воинская часть, каких род войск находится в нашем городе?

 - Где находится эта часть?

 - Дарьял – радиолокационная станция г. Печора

 - второе поколение советских надгоризонтных радиолокационных станций системы раннего предупреждения о ракетном нападении (СПРН). Эскизный проект был разработан к 1971 году, в 1984 году первая станция сдана в эксплуатацию.

 - Развитие средств воздушного нападения привело в начале 1970-х годов к появлению так называемых «сложных баллистических целей»  с разделяющимися боеголовками и большим количеством ложных целей, которые вместе с элементами ракеты-носителя увеличивают число одновременно сопровождаемых РЛС элементов.

 - Множественность элементов  и уменьшенная отражающая поверхность самих боевых блоков изменили требования к радиолокационным средствам. Возникла необходимость в высокоточных, многоканальных РЛС с высокой разрешающей и пропускной способностью.

 - В связи с этим советскими учёными были предложены два альтернативных проекта сверхмощной помехозащищённой РЛС, которая должна была стать основой новых и заменой существующих узлов СПРН.

 - Первый проект («Дарьял») был разработан в 1971—1972 годах группой сотрудников РТИ АН СССР во главе с В. М. Иванцовым, второй («Дарьял-С») — в 1973 году группой сотрудников НИРТИ во главе с А. Н. Мусатовым.

 - 14 апреля 1975 года вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о создании РЛС «Дарьял» в Заполярье и Азербайджанской ССР.

 - В 1977 году действующий на основе РЛС «Днепр» узел РО-1 (Оленегорск) был усилен вводом в его состав принципиально новой приёмной части, названной «Даугава» (код ГРАУ: 5У83, главный конструктор А. А. Васильев). Она представляла собой приёмный центр станции «Дарьял» с уменьшенной в 2 раза по высоте антенной.

-  19 июля 1978 года модернизированный двухпозиционный активно-пассивный радиолокационный комплекс, работающий на основе зондирующих сигналов РЛС «Днепр», был принят на вооружение и вошёл в состав СПРН. Это повысило достоверность информации и её оценки в сложной помеховой обстановке, вызванной полярным сиянием в ионосфере, а также живучесть всего комплекса. Технические решения, отработанные на станции «Даугава», использовались при создании приёмных ФАР для РЛС серии «Дарьял».

 - 20 января 1984 года головной образец новой станции, (1975 – 1983 гг) построенный на узле РО-30 (Печора), был принят на вооружение Советской Армии. В 1985 году сдан второй образец РЛС «Дарьял» на узле РО-7 (Габала). За создание РЛС «Дарьял» главному конструктору Виктору Иванцову присвоено звание Героя Социалистического Труда.

 - всего станций раннего предупреждения о ракетном нападении (СПРН) на территории СССР было 7.

 - 1) СПРН «Дарьял» в г. Печора введен в эксплуатацию и функционирует

2) СПРН «Дарьял - У» в Енисее так и не достроен и демонтирован в 2011 г.

3) СПРН «Дарьял - У» в г. Габала Азербайджан введен в эксплуатацию, арендуется Россией и функционирует.

4) СПРН «Дарьял УМ» в Скрунде – 1 Латвия. Передан государству. демонтирован в 1995 году.

5) СПРН «Дарьял - У» в г. Усолье – Сибирское в Иркутске. Не была достроена, разрушена в 2011 году.

6) СПРН «Дарьял - У» г. Балхаш 9 Казахстан, передано государству, демонтировано в 2011 году.

7) СПРН «Дарьял - УМ» Мукачево Украина, передано государству, строительство заморожено, планируется демонтаж.

 - мы должны гордиться, что на территории нашего города есть такой стратегически важный объект.

 - Каждый мальчишка, а быть может, и девчонка мечтает о Космосе

 - А что вы знаете о Космическом пространстве?

(презентация)

Космос историческая справка

 - Так откуда к нам пришло слово «космос»?  На самом деле это греческое слово, которое  обозначает упорядоченность и взаимосвязь Вселенной.

 - Окрестности Солнца захватывающее место. Солнечная система полна планет, спутников, астероидов, комет, малых планет  и многих других интересных объектов.

 - Существуют миллиарды галактик во Вселенной. Некоторые очень маленькие и имеют в своем составе  всего  несколько миллионов звезд. В то время как другие могут иметь до 400 миллиардов звезд или даже больше. Существую три вида галактик: спиральные, эллиптические, и нерегулярные. Наша собственная галактика, которая называется Млечный Путь, находится в пределах группы галактик, которую мы называем местная группа. Единственное чем они отличаются это формой.

 - Астероид – это большой камень в космическом пространстве. Некоторые астероиды, такие как Церера, могут быть очень большими, а другие, наоборот,  как маленькие песчинки. Из-за их маленького размера, астероидам не хватает силы тяжести, чтобы приобрести сферическую форму. Всего обнаружено 26 больших астероидов. Но существует еще миллионы более мелких, которые нам предстоит еще увидеть, так как они слишком мелкие: примерно милю в поперечнике или около того.

 - Кометы являются наиболее яркими и самыми редкими  объектами  в ночном небе. Эти парящие маяки с их красивыми хвостами прилетают к нам  из внешней сферы Солнечной системы. Кометы летают  миллиарды лет в поясе Койпера или облаке Оорта . Иногда две кометы приближаются очень близко друг к другу или даже сталкиваются. Когда это происходит —  направления комет  меняется. Иногда их новый путь пролегает внутрь солнечной системы

 - Существуют три основных типа метеоритов: каменистые, железные и железокаменные. Многие из них образовались в результате столкновений от очень больших кусков скалы, называемых астероидами, прежде чем, в конечном счете, они нашли свой путь к нашей планете. Железные метеориты, например, являются кусочками металла из железных сердечников крупных астероидов, которые когда-то были достаточно горячими, чтобы растаять, в результате чего все их железо просочилось в  центр.

 - Ребята, вам интересно, где образуются звезды? Сейчас вы узнаете об этом! Эти горячие шары газа начинают свою жизнь в месте, которое астрономы называют туманностью. Эти туманности являются своего рода яслями Вселенной. Туманности бывают не только различных размеров, они также имеют различные формы, которые похожи на некоторые животные, например лошадь (туманность Конская голова) или краб (Крабовидная туманность).

 - Квазары являются чрезвычайно удаленными объектами в нашей вселенной. Они являются самыми удаленными объектами от нашей галактики, которые можно увидеть. Название квазар на самом деле сокращение от квази-звездного радио сигнала или квази-звездного объекта. Квазары являются самыми яркими объектами во Вселенной, хотя на самом деле, в телескопе они не выглядят такими уж и яркими. Это потому, что они находятся очень далеко.

 - Когда вы смотрите в ночное небо можно увидеть множество красивых звезд. Если вы, находитесь в деревне или на кемпинге в горах, или в пустыне вдали от городских огней, вы можете увидеть тысячи звезд. Вы сможете даже увидеть часть Млечного Пути. В больших или малых городах вы не сможете увидеть столько звезд, потому что огни города создают свечение, маскируя множество из них.

 - Расскажите, кому из военных доступно наше космическое пространство?

(Покорение космоса презентация)

 - Над Землей находится огромный воздушный океан – атмосфера, и мы каждый день, каждый час, каждую минуту, сами того не замечая, «купаемся» в нем.. Он очень важен для нашей жизни. Воздухом дышим мы с вами, дышат и звери, и птицы и растения – всё живое на земле не может обойтись без него. А если бы этот океан исчез, то наша Земля всего через несколько минут стала бы безжизненной планетой.

 - С глубокой древности человека манило и привлекало к себе звёздное небо. Мечта о создании летательных аппаратов нашла своё отражение в мифах, легендах и сказаниях практически всех народов Земли.

 - Константин Эдуардович Циолковский. Основоположником современной космонавтики по праву считается великий русский ученый-самоучка К.Э.Циолковский ,который еще в конце XIX века выдвинул идею о возможности необходимости освоения человеком космического пространства . Первоначально эти мысли были опубликованы им в виде научно - фантастических повестей , а затем , в 1903 г. была опубликована знаменитая работа "Исследование мировых пространств реактивными приборами" ,в которой он показал возможность достижения космических скоростей и иных небесных тел с помощью ракеты на жидком топливе. Самобытность и оригинальность таланта Циолковского проявилась в решении задач о движении ракет. Он вывел формулу для расчёта скорости ракеты, был первым, кто предложил использовать многоступенчатые ракеты. За заслуги перед отечеством в Москве слева от Дворца Красной Авиации установлен памятник К.Э.Циолковскому. Полвека спустя идеи Циолковского были развиты и реализованы советскими учёными под руководством С.П.Королёва.

 - Сергей Павлович Королёв. Сергей Павлович Королев - российский ученый и конструктор. Под его руководством были созданы баллистические и геофизические ракеты, первые искусственные спутники Земли, первые космические корабли, на которых впервые в истории совершены космический полет человека и выход человека в космос.

 - 4 октября 1957 года – начало космической эры – был запущен первый искусственный спутник Земли (ПС-1).

 - Прежде чем человек полетел в космос, там побывали животные. 3 ноября 1957 года - запущен второй искусственный спутник, в его кабине была собака Лайка. В то время люди ещё очень мало знали о космосе, а космические аппараты ещё не умели возвращать с орбиты. Поэтому Лайка навсегда осталась в космическом пространстве. В память о погибшей Лайке перед Парижским обществом защиты собак воздвигли гранитную колонну в честь всех животных, отдавших жизнь во имя науки. Ее вершину венчал устремленный ввысь спутник, из которого выглядывала Лайка. Памятник Лайке есть и в Москве.

 - 20 августа 1960 года запущен космический корабль, на борту – собаки Стрелка и Белка.

- Весь мир всколыхнула ошеломляющая весть: человек в космосе. Полёт продолжался сто восемь минут. Корабль "Восток" поднялся на высоту триста двадцать семь километров и сделал полный оборот вокруг Земли. Очень сложный был этот первый полёт. Множество опасностей подстерегало космонавта на каждом шагу. Ещё совсем мало информации было о таких явлениях, как невесомость, перегрузки при торможении и выведении корабля на орбиту. Но Гагарин благополучно вернулся на родную Землю, чтобы рассказать, как выглядит космос.

 - Первым космонавтом был Ю.А.Гагарин. 12 апреля 1961 года гражданин нашей страны впервые в мире совершил космический полет. Он облетел земной шар один раз за 108 минут. Но об этом узнал весь мир. Сейчас в мире насчитывается более 400 космонавтов. Они наблюдают за звездами, планетами и Солнцем, фотографируют и изучают Землю.

 - Валентина Николаевна Терешкова. Прошло совсем немного времени, и газеты всего мира опубликовали сообщение ТАСС: «16 июня 1963 г в 12 ч 30 мин в Советском Союзе на орбиту спутника Земли выведен космический корабль «Восток- 6» впервые в мире пилотируемый женщиной – гражданкой Советского Союза космонавтом товарищем Терешковой В.В.» Полёт продолжался с 16 по 19 июня. Позывными Терешковой с орбиты были: «Я – Чайка!» - в память о любимой героине Лизе Чайкиной.

 - Первый шаг в космос был сделан, а за ним последовали всё новые – смелые и удивительные. Например, выход в открытый космос. Это очень сложная операция, но она может понадобиться для разных нужд – для устранения неисправностей, для осмотра космической станции и ремонта, для сборки больших конструкций. Ведь если конструкции очень велики, их можно доставить с Земли на космическую станцию только по частям. Первый выход был совершён в марте 1965 года. Подготовка к нему была не малой – три года. На космическом корабле "Восток- 2" находились два космонавта – Павел Беляев и Леонид Леонов.

 - Леонов первый шагнул в открытый космос. Представьте себе: космонавт оказался совершенно один в бесконечном пространстве, без всякой опоры, летящим с громадной скоростью высоко-высоко над планетой и связанным с кораблём лишь тонким, прозрачным кабелем. Десять минут пробыл космонавт в открытом космосе. Это была ещё одна победа, приблизившая людей к покорению космоса.

 - Затем это повторила 2-я женщина – космонавт Светлана Савицкая. Дважды побывала в космосе и 3-я женщина – космонавт Елена Кондакова.

 - 12 апреля, 1961 г. С этой знаменательной датой прошло много времени. Многое изменилось в космонавтике: и техника, и подготовка экипажей, и работа на орбите. Работа в космосе длится долго. Уходят в космос одна экспедиция за другой. В космосе работают мужественные люди.

-  в космос летят экспедиции, женщины, мужчины, животные растения, изучается много разных проектов, в космос даже туристы уже летают.

 - а нам сегодня надо подумать, как же защищают наше космическое пространство.

- Сегодня мы попробуем объединить эти две темы и нарисовать рисунок на тему: «праздник 23 февраля, космическая защита»

 - Давайте представим, что наши военные продвинулись далеко в космос и защищают космическое пространство.

 - Давайте изобразим это, используя различные живописные материалы и техники

(техники по – сырому, по – сухому, набрызг, используя соль)

 - Перед работой давайте вспомним правила композиции, без которых рисунок просто может не получиться

 - При решении композиционных задач нельзя пренебрегать такими понятиями, как масштаб, пропорции, соразмерность, равновесие, тема, сюжет, образ, тон, форма, объем, конструкция, пространство (перспектива), симметрия, контраст, ритм, динамика, статика, а также главное и второстепенное, единство и целостность, и, разумеется, выразительность и гармония.

 - конечно сразу и все воплотить в работе просто невозможно, но мы с вами учимся, а поэтому, главной задачей композиции в учебном рисунке является умение размещать предметы и их части так, чтобы создать единое гармоническое выразительное целое.

  - Одним из главных требований в учебном рисунке является умение правильно размещать изображения предметов на листе бумаги. И любой рисунок начинается с композиционного размещения изображений на листе, в плоскости листа. А от того, как скомпоновано то или иное изображение, во многом зависит и общее впечатление от рисунка.

 - то есть кроме фона важным в рисунке будет правильное расположение объектов.

1)      Практическая работа (показ педагога)

 - Давайте вспомним, как рисовать в техниках «по-сырому», «по-сухому»

 - "Сырым по сырому" - это техника выполнения художественного произведения за один раз, она пришла к нам из Англии. В этой технике выполняются наброски, зарисовки, эскизы..
В этой технике можно выполнить не большую и не сложную работу за один раз. И в результате мы получаем сочную и эффектную живопись.
 - Техника "сухим по сухому" пришла к нам из Голландии. Как можно будет увидеть дальше, сочетание этих двух техник дает прекрасный, ошеломляющий живописный результат.
 - Для начала прикрепим наш лист на планшет с помощью малярного скотча. Крепить надо тщательно, по всему периметру, в противном случае во время работы бумага покоробится и нужного результата мы не достигнем.

 - Далее готовим в палитре четыре достаточно насыщенных раствора: синего, желтого, красного, черного цвета. Можно набор цветов менять, в зависимости от того, что вы рисуете.

 - Лист бумаги смачиваем широкой кистью, но не сильно, а так чтобы был матовый блеск. Стараемся отжимать кисть о края банки. Много воды - плохо, на листе образуются лужицы.
 - Наносим краску на лист.

 - Ополоснув кисть, набираем красный раствор и повторяем движение, спустившись чуть ниже.

 - Нужно писать, как и всегда при работе акварелью, сначала светлое и теплое, а затем темное и холодное.
Сначала пишем общие массы по мокрому, а мелкие детали - всегда в конце и по просохшей бумаге.

Хорошенько ополоснув кисть, приступаем к работе холодными цветами. Я набираю синий раствор и знакомым движением наношу его большой кистью на бумагу. Наношу широко, не стесняясь.

 - Во время работы следите за чистотой кисти, но если вам нужно смешение цветов, то и это приветствуется.

 - Итак, бумага высохла. Мы берем кисть щетинку, пальцами расправляю слегка влажную кисть.

 - Прорабатываю фон, набрав на кисть яркой краски, кисть у нас почти сухая, воспользуйтесь салфеткой для удаления лишней влаги. Имитируем планеты. Делаем темные и светлые округлые пятна.

 - Такой способ позволяет получить легкие, прозрачные, нежные цвета с мягкими переходами. Именно этим способом можно изобразить дождь, туман, снег, отражения в воде и конечно же - звездное небо. Такие быстрые этюды очень полезно для развития зрительной памяти.

 - Как показать набрызг?

 - только ли акварелью можно делать набрызг?

 - а вот соль поможет нам в изображении планет и звезд.

 - еще в работе нам может помочь восковой карандаш, нанеся его перед работой красками,  вы сможете изобразить звезды, они не будут закрашены краской.

 - давайте перед работой немного отдохнем.

Физминутка (релаксация под космическую музыку)

2)      Самостоятельная работа учащихся

 - Подготовьте сначала фон для изображения Галактики

 - Затем, когда высохнет фон, подумайте, где будут располагаться космические объекты и корабли.

- Посмотрите на фотографии реальных космических кораблей.

 - вы можете придумать свои космические корабли и станции, орбиты и защитников Космоса.

  1. 5.      Контрольный этап

 - Мы уже сделали половину работы, давайте оценим свою работу и работу соседа.

 - Посмотрите, может чего не хватает?

 - Может, что - то нужно исправить?

 - Поговорите, друг с другом, походите, посмотрите работы других, откорректируйте, попробуйте исправить, если не получилось.

  1. 6.      Итоговый этап

 - А теперь давайте сделаем небольшую выставку.

 - Как вы думаете, достигли ли мы цели занятия? Получилось ли у нас изобразить космическое пространство?

 - Расскажите, что нового вы узнали?

 - Вы все молодцы, были активны, позитивны, поэтому и работа получились и рисунки красивые  и соответствующие теме.

  1. 7.      Рефлективный этап

 - Скажите, где могут пригодиться нам знания полученные сегодня на занятии?

 - Мне очень понравилось, как вы работали.

 - Вы улыбались, значит, сегодняшняя работа вам понравилась.

 - Скажите, полезна ли для каждого из вас данная работа?

 - Закройте глаза и представьте Галактику…(психологический настрой)

  1. 8.      Информационный этап

 - Найдите информацию о космических кораблях и летательных аппаратах.

Приложение

Конспект занятия

Цель:

Задачи:

Оборудование:

Зрительный ряд:

Музыкальный ряд:

Литературный ряд:

Ход занятия

  1. 1.      Организационный этап
  2. 2.      Проверочный этап
  3. 3.      Подготовительный этап
  4. 4.      Основной этап
  5. 5.      Контрольный этап
  6. 6.      Итоговый этап
  7. 7.      Рефлективный этап
  8. 8.      Информационный этап
  Наверх