E-mail:
 
Детские творческие конкурсы
 Гайдукова Юлия, 14 лет, "Мудрая"
  Хамето Ева, 13 лет, «Полевые цветы»
 


Календарь

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 



Подписаться на рассылку

рассылка

Подписаться



Едрёнкина Светлана Смёновна, методист

 Едрёнкина Светлана Смёновна,

методист,

МБОУ ДО "ЦРТ "Радуга",

г. Уфа

Методическая разработка

«По страницам моды»  

Пояснительная записка

Костюм является эволюцией и самым важным признаком,

по которому мы можем судить о привычках,

обычаях и образе жизни каждого века. О. Уайльд

Едрёнкина Светлана Смёновна,  методист

«Часто о высокой моде ошибочно судят, как о неком воплощении гордыни. Разглагольствуют, что её цель – демонстрация высокого социального положения и богатства. На самом деле, искусство мировоззрения...  Для тех, кто стоит у руля моды, она является символом лёгкости и невесомости. Людям ужасно недостаёт красоты. Наша привилегия в том, что мы способны эту красоту подарить самим себе. Оценить же достоинства зрелища – роскошь, доступная каждому».  Так откровенно гордился своей профессией модельера  знаменитый парижский кутюрье Кристиан Лакруа.

Процесс создания костюма – постоянный поиск разнообразия форм и конструкцией одежды. Одежда появилась в далёкой древности на самых ранних этапах развития человеческого (40-25 тыс. лет назад согласно археологическим раскопкам).

Гораздо позже появилась обувь, так как она была менее распространённой, нежели другие элементы костюма.

Мы привыкли к одежде настолько, что кажется, будто она существовало во все времена. Тем более, что часто меняющийся её облик не даёт возможности одежде устаревать. Одежда стала жизненной необходимостью, поэтому она не могла не появиться, хотя это произошло не сразу. Менялись климатические условия, шло расселение людей. В северной полосе – холодно, в южной – значительно теплее. Частые  сюрпризы приносила природа: град, снег, дождь. Защита от холода для человека стала первой необходимостью. Спасаясь от холода, первобытный человек использовал шкуры животных, древесную кору, листья. Эти «подручные средства» сослужили человеку хорошую службу в борьбе за выживание. Создание одежды и явилось результатом борьбы за жизнь.

Таким образом, можно сказать, что одежда – одно из средств защиты тела человека от капризов природы.  Для изготовления одежды использовали шкуры зверей, а также различные волокна растений.

Форма тела и образ жизни человека определили первые примитивные формы одежды. Звериные шкуры или растительные материалы переплетали, образуя прямоугольные куски, их набрасывали на плечи или бёдра, завязывали или обматывали вокруг тела горизонтально, по диагонали или спирали, появились два основных типа одежды по месту крепления: плечевая и поясничная. Так люди в далёкой древности создавали для себя примитивные виды одежды.

Данное  методическое пособие представляет собой краткое изложение истории костюма, его характерных особенностей от античности до 19века. Оно позволяет понять взаимосвязь формы костюма и формы человеческого тела, познакомиться со свойствами используемых материалов, а также принципами ношения костюма, бытом разных исторических эпох и характерными чертами эстетического идеала на разных исторических ступенях его развития.

В методическом пособии есть иллюстрации костюмов, это даёт возможность детям иметь представление о красочном мире одежды и моды, что даёт возможность формированию и развитию творческого вкуса учащегося. 

       Практическое пособие предназначено для педагогов дополнительного образования занимающихся в области декоративно – прикладного и изобразительного искусства, как методический материал, который можно использовать на занятиях в объединение для общего развития детей.

Основная цель и задачи

Цель: познакомить с историей костюма разных эпох.

Задачи:

·                    изучение взаимосвязи формы костюма и формы человеческого тела;

·                    особенности культуры

Костюмы разных веков

              КОСТЮМ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА.

На протяжении веков люди проявляли большой интерес к культуре и искусству древнейшего государства мира – Египта. Скульптура, рельефы, фрески Древнего Египта позволяют нам судить об эстетическом идеале красоты человека, основных типах и формах его одежды. Сквозь условность изображения явственно проступают черты идеального образа древних египтян: высокий рост, широкие плечи, узкая талия и бёдра, крупные черты лица. Большое сходство с современным представлением о красоте ощущается в облике женщины: стройные пропорции, правильные тонкие черты лица, миндалевидный разрез глаз.

В костюме Древнего Египта наиболее распространённый вид одежды – драпирующийся. Позже накладной, но никогда не распашной. Одежда женщины состояла из куска материи, обёртывавшего фигуру от щиколоток до груди и поддерживаемого одной или двумя бретелями. Эта одежда называлась калазирис и по форме была одинаковой и для царицы и для рабыни. Сословное различие в одежде выражалось лишь в качестве ткани. Одежду шили из льна, так как Египет по праву считался родиной льна, потому, как природные условия долины Нила способствовали разведению этого растения. Мастерство египетских ткачей достигло высокого совершенства. О внешнем виде и свойствах древнеегипетского льна позволяют судить образцы ткани, сохранившиеся до наших дней. На 1см такой ткани проложено 84 основных и 60 уточных нитей; 240 метров тончайшей почти не различаемой глазом пряжи весили всего 1грамм. Ткач ощущал такую нить только пальцами.

По тонкости такой лён не уступал натуральному шёлку: сквозь пяти слоёв льняной ткани надетой на человека, было отчётливо видно его тело. Наиболее почитаемым цветом был белый и его оттенки, фактура ткани была разнообразной:  сеткообразная, затканная блестящими бусинками, золотом, украшенная вышивкой. Орнамент на ткани носил геометрический характер (полосы, зигзаги) и располагался по всей поверхности ткани. Наряду с ними были обобщённые рисунки цветов и листьев лотоса, папируса, камыша, пальмы, стрелы как стилизованные солнечные лучи.

Основное декоративное значение в костюме египтян имели украшения, заключающие в себе элементы символики. Египтяне носили на шее всевозможные амулеты, магические подвески, бусы, круглые шейные украшения, символизирующие солнечный диск, всевозможные браслеты,  ручные и ножные, золотые диадемы и пояса. В Египте люди уже тогда пользовались косметикой, более  4000 тысяч лет она известна в этой стране. Женщины пользовались подводкой для глаз, бровей. Сначала глаза подводили краской серого или зелёного цвета, также красили помадой губы. Но искусством грима в основном владели мужчины, они подкрашивали глаза, брови, губы.  В древних погребениях сохранились сосуды с маслами, благовониями, мазями. Жрецы – служители храмов, занимались изготовлением косметических средств, только им были известны секреты этого искусства.

Древнейшими видами головных уборов фараона были двойная корона атев,украшенная коршуном и змеёй – уреем  - символом власти, иклафт – большой плащ из полосатой (синей с золотом) ткани,  сложенной треугольником.

Мужчины и женщины Древнего Египта носили парики из растительного волокна или овечьей шерсти. Знать надевала длинные парики с мелкими косичками или трубчатыми локонами. Рабы и крестьяне носили маленькие парики или шапочки из льняной ткани. Бороды мужчины брили, но часто носили искусственные из овечьей шерсти, покрывая их лаком и переплетая их металлическими нитями. Знаком могущества фараонов была золотая борода в форме куба или треугольника, она крепилась завязками на ушах.

КОСТЮМ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.

В 7 веке до нашей эры в южной части Балканского  полуострова расцвела замечательная культура Древней Греции. Впервые в истории человечества в основе эстетического идеала красоты человека лежит гармония духа и тела. Развитый умственный кругозор должны сочетаться с физической красотой: сильным тренированным телом, пропорциям которого уделяется много внимания в трудах мыслителей, художников и поэтов. По окраске древнегреческих статуй и описаниям героев литературных произведений можно судить о том, что древние греки предпочитали светлый колорит – златокудрые волосы, голубые глаза, светлую кожу.

Основой  древнегреческого костюма была драпировка. Прямоугольный кусок ткани различной длины и ширины, драпируясь на теле, подчёркивал гармонию тела и одежды. Одежду драпировали в форме складок. В своей одежде греки использовали мягкие, эластичные, прекрасно драпирующиеся ткани. Ткани ткали ручным способом на вертикальном станке шириной до двух метров. Искусство ткачества ценилось очень высоко. Согласно мифологии все богини Олимпа и другие героини были искусными ткачихами, состязались между собой в этом ремесле. Волокнистый состав греческих тканей – шерсть или лён. Одноцветные ткани украшались каймой вышивки, аппликации или раскраски. Узоры орнамента связаны с природой, носят стилизованный геометрический или растительный характер. В сочетании с вертикальным направлением линий драпировки это делает складки особенно чёткими и выразительными, подчёркивает красоту и пластику движений.

Мужская одежда состояла из двух частей: хитона и гиматия. Хитон был нижней одеждой, чаще его изготовляли из куска шерстяной или льняной ткани, сложенной по вертикали вдоль левого бока туловища и скреплённой на плечах двумя пряжками – фибулами. Хитон был сшит с одной стороны или же открыт по бокам, затем опоясывался и костюм приобретал напуск. Обычно хитон доходил до колен, пожилые люди, государственные деятели, аристократы носили - подлиннее, а молодые и воины – покороче. Самой распространённой  верхней одеждой был гиматий- драпированный плащ. Это прямоугольный кусок шерстяной ткани размером 1.74 мх4м,   который драпировался различными способами.

Женская одежда, как и мужская, состояла из хитона и гиматия, но была значительно красочнее и разнообразнее. Хитон сначала подбирали посредством пояса на талии, таким образом, над талией образовывался напуск, называемый колпасом. Позже хитон стали подбирать, опоясывая крест-накрест под грудью так, что поверх пояса свисала складка материи – диплодин. Таким образом, верхняя часть хитона напоминала короткую безрукавную кофточку. Нижний край хитона украшался орнаментом. Часто греческие женщины грудь под хитоном пеленали специальным бинтом – страфионом, его использовали для того, чтобы изящнее сидела одежда на фигуре. Спартанки носили хитон – пеплос; его правые боковые срезы оставляли  несшитыми и украшали каймой из орнамента и драпировкой. Верхней одеждой был гиматий, который драпировался различными способами, в отличие от мужского - меньше по размеру, но гораздо богаче орнаментирован.

Обувь гречанок – сандалии  различных форм, нарядные, из кожи ярких расцветок, украшенные золотом и серебром.

Головные уборы гречанки носили редко, прикрываясь в непогоду верхним краем гиматии.

Причёски гречанки делали из длинных и коротких волос. Греческий узел сохранился и в наши дни. Это расчёсанные на прямой пробор волосы, завитые волнами, низко спущенные на лоб и вдоль щёк, сзади приподнятые и уложенные узлом на затылке. Короткие стрижки украшали обручем или лентой, использовали шпильки, гребни. Гречанки белились, румянились, подводили брови, тенями акцентировали веки, тушью красили ресницы, губной помадой подкрашивали губы, душились. Широко использовали благовония, различные душистые масла.

В античной  Греции было высокоразвито  ювелирное искусство, представленное в женском костюме металлическим литьём, филигранью, гравировкой. Это серьги, ожерелья, пряжки, браслеты, перстни, диадемы.

Костюм женщин бедных слоёв общества по силуэту и формам повторял костюм женщин знати, имел традиционные драпировки, но был меньшего объёма, из дешёвых тканей, без дорогих декоративных украшений.

КОСТЮМ  ДРЕВНЕГО  РИМА.

Само слово «Рим»  в древнем мире ассоциировалось с величием и славой, воинской доблестью и богатством. Рим – центр великой державы, с мощными крепостными стенами, красивыми храмами и домами на крепком фундаменте из камня. Военизированный характер римского рабовладельческого государства в течение нескольких веков превратил небольшой город – государство Рим -  в могущественную мировую державу, под властью которой находилась территория современной  Европы, Малой Азии, Египта. Захватнические войны, резкая классовая дифференциация, богатство и роскошь на одном полюсе, нищета и бесправие на другом придают римскому обществу облик, в котором утрачиваются черты сходства с античной  Грецией.

Древние римляне предстают перед нами суровыми, физически сильными, развитыми, выносливыми людьми. Основные черты идеала, сформировавшегося на ранних стадиях римского государства, – это суровость и мужество воина, приспособленность к любым условиям, строгость и простота. В идеале римлянки воплотили величественность, медлительность и определённая статность.

Прекрасной считалась фигура с округлой линией плеч, широкими бёдрами и плоской грудью. В одежде использовали шерсть и лён, постепенно стали завозить  с Востока дорогие шёлковые ткани, особо модными были ткани из парчи. Использование плотных и тяжёлых тканей приводили к постепенному переходу формы одежды,  от  драпированной -  к плоской накладной, футлярообразной.  Цветовая гамма в римском костюме – яркая, красочная, основные цвета – пурпурные, коричневые, жёлтые. Нижней одеждой римлян была туника. Туника представляла собой рубаху с округлым или квадратным вырезом горловины с рукавами различной длины и  подвязывалась поясом. Чем богаче и знатнее был хозяин туники, тем  искуснее она украшалась. Верхней одежде – тоге – римляне придавали глубоко символическое значение. Надевая  тогу,  молодой человек получал права римского гражданина. «Владыки мира  - народ, одетый в тоги» - писал римский поэт Вергилий. Она (тога) – это ещё и символ принадлежности к Римской империи. Тога представляет собой сложную драпировку, прямоугольного или эллипсообразного куска шерстяной ткани размером 6 х 1.8 метра. Судя по размерам, драпироваться в неё было непросто, и эту работу обычно выполняли рабы. Величественная,  но неудобная, стесняющая движения тога в дальнейшем сохраняется только как народный костюм, а повседневной становится лёгкий плащ – лацерна. Красота тоги заключалась в её белизне. Парадным и почитаемым цветом был белый.

Женская туника по покрою не отличалась  от   мужской.  Поверх туники римлянки носили столу, низ обшивали плиссированной оборкой.

Стола подпоясывалась с напуском, который создавал определённые пропорции. Верхней женской одеждой был плащ – палла.  Голову покрывали вуалью или краем паллы.

В цветовой  гамме  женского костюма  преобладали  сочетания тонов: коричневого с золотисто -  жёлтым, лилового с зелёным, голубого с серым. Основными видами отделки и украшений служили: вышивка, бахрома, ювелирные изделия из золота, жемчуга, драгоценных камней.

В Риме высоко ценили светлые золотистые волосы. Секрет изготовления  обесцвечивающего средства для волос не сохранился и до сих пор не разгадан. В моду вошла завивка, да ещё и с начёсом, но истинно римскими являлись причёски на каркасе. Косметические средства использовались в большом количестве: душистые масла, эссенции для высвечивания волос, пудра,  крем, тушь, губная помада,  румяна, мыло.

Обувь римлянок – мягкие башмаки из цветной кожи, отделанные вышивкой или металлическими бляшками.

КОСТЮМ  ЗАПАДНОЙ  ЕВРОПЫ  В  ПЕРИОД  СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.

В течение 5 в. по западной территории павшей  Римской империи расселялись различные племена варваров – германцев. Они заняли территорию современных  Италии, Франции, Испании, Германии, Англии, Нидерландов. Варварские государства характеризовались новыми социально- экономическими отношениями – феодальными, христианской религией, сменившие древние языческие верования варваров, и новой европейской культурой, сформировавшейся в сфере религии. Под глубоким влиянием религии, пронизывавшей все сферы общественной жизни, в период средневековья, появляется новый эстетический идеал человека – аскета, отрёкшегося от радостей земной жизни. На фресках соборов изображаются непропорциональные бесплотные фигуры с выражением неистовых страданий на лице. Образ  мадонны, богоматери, получившие широкое распространение в раннем – христианском искусстве, определяет идеал красоты женщины.

Не менее важными были идеалы рыцарства – сила, храбрость, защитника своей страны, своего короля, определяли мужественность его внешнего облика.

Костюмы средневековья – это совершенно новое, это разделение формы мужской и женской одежды, создания облегающих скульптурных её форм.

Это большая и важная реформа европейского костюма осуществляется на  протяжении почти 4000 лет  (12 – 15 вв.) Наиболее распространёнными материалами были лён, домотканый холст, сукно, мех, кожа, восточный и византийский шёлк. Великолепную шерстяную ткань – шарлах– преимущественно красного цвета изготовляли в Англии, Нидерландах, бархат – в Германии, шёлк -  в Венеции.

Нижняя одежда мужчин состояла из двух туник, носивших одновременно. Первая (нижняя) – камиза– довольно широкая с длинными узкими  цельнокройными рукавами, рубашкообразная. Вторая (верхняя)  - кошт довольно широкая  безрукавная с прямоугольными  или  круглыми декольте, подпоясанная на талии. С 11 века появляется плащ – манто с декоративной отделкой по краю, длиной до земли и с застёжкой на правом плече. Для одежды прилегающего силуэта характерна короткая облегающая  куртка – котарди  сзастёжкой спереди и декоративным поясом по бёдрам. Мужчины носили шоссы – узкие облегающие штаны – чулки из эластичного сукна. Большое разнообразие представляли головные уборы этого периода: капюшон, шаперон – драпированный головной убор с длинными спускающими концами, суконные и фетровые шляпы с конусообразной тульей. Причёски -  длинные с локонами и короткие с чёлкой на лбу.

Женский костюм носит облегающие формы. Линия талии в сюрко (безрукавное длинное платье из дорогих тканей) переносится под грудь. Юбка сзади удлиняется шлейфом, который достигает нескольких метров длины. Спереди сюрко укорочено, как бы вздёрнуто в центре на талии. Остроугольное декольте  отделывают воротником шалевидной формы, сильно расширенным к плечам. Широкий пояс обильно украшен золотом и серебряными пластинами. Костюм дополнен конусообразным головным убором с вуалью, высота которой достигает 70см. Причёска- в женском костюме, отступала на второй план, так как основной акцент делался на головной убор.

КОСТЮМ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (15-16 вв.)

Основным идейным стержнем культуры и искусства эпохи Возрождения является гуманизм – новое представление о человеке, как о свободном, всесторонне развитом, способном к безграничному прогрессу.

Центром  производства тканей была Италия. По фактуре, плотности и внешнему виду итальянские  шёлковые ткани были чрезвычайно разнообразные. В орнаменте преобладали стилизованные формы ананаса, тюльпана, виноградной лозы, аканта на фоне растительных завитков и узоров.

Основными видами мужской одежды были: сорочка, колет, чулки – штаны, симара, табар, плащ. Сорочка чаще всего была из тонкого белого полотна длиной до середины бёдер. Её носили заправленной в штаны. Горловина имела широкую овальную или квадратную форму и отделывалась по краю тесьмой, кружевом. Колет– верхняя плечевая одежда, короткая до талии или бёдер с застёжкой на пуговицы или шнуровкой. Колет прилегал по линии груди, талии, бёдер, имел отрезную баску и разнообразно оформленную горловину. Чулки – штаны из эластичной ткани плотно облегали ноги, они привязывались к колету шнурками через  специальные отверстия.  В конце 15 века сверху  чулок – штанов стали надевать набедренные короткие штаны до середины бёдер.  Симара – распашная верхняя одежда с длинными широкими рукавами.Табар -  верхняя одежда,  в виде короткого  нарамника,  со свободной спинкой и подпоясанной по талии полой. Мужской костюм дополняла удобная мягкая кожаная обувь с широкими носами. Головные уборы были очень разнообразной формы: низкие шляпы, береты.

В Италии женщины носили одновременно два платья и оба они из дорогих тканей. Нижнего белья пока не было. Верхнее платье – симара – с декольте характерной формы: спереди – квадратной, сзади треугольной (вырез удлинял шею) и узкой шнуровкой спереди. Это платье было отрезным по талии. Юбка широкая до полу и со шлейфом. Платье с длинными рукавами, немного расширенными к плечу рукавами. Рукава пристёгивались или примётывали  к лифу, таким образом, к одному платью можно было надевать разные рукавами. Иногда на платье набрасывали дорогие лёгкие накидки. Женщины носили длинный плащ на подкладке, часто с прорезями для рук. Головные уборы итальянок – чепцы, мягкие шляпы, тюрбаны. Причёски – гладкие, низкие, украшенные жемчугом, вуалями, лентами, цветами. В качестве отделки применяли кружево, которым украшали воротник, перчатки, пояс, чулки.

ИСПАНСКИЙ   КОСТЮМ.(16 в.) 

Основными частями испанского мужского костюма были – сорочка, колет, набедренные штаны, верхняя одежда.

Верхней одеждой служили плащи и ропы. Ропы– распашная одежда с декоративными висячими рукавами и наплечниками. Головной убор – берет с жёстким, опущенным бортиком. В костюме широко использовались цепи, пояса, перстни, дополнением к одежде обязательно были шёлковые перчатки. Мужчины всегда носили кинжал и меч.

По эстетическим представлениям испанцев идеальной считалась худая и стройная женская фигура. Платье испанки было отрезным по талии с глухим закрытым лифом на корсете. Юбка была распашной широкой на каркасе. Воротник был белоснежным, широким, гофрированным из кружева и шёлка. Платье часто украшалось нагрудной вставкой – сеткой из золочёных шнуров и жемчужных нитей.

Женщины надевали на голову мантилью – накидку типа кружевной вуали, чепчики, большие шляпы с широкими полями и узкими тульями из дорогих тканей и богатой отделкой. Так – любимый головной убор с высокой тульей и маленькими полями. Причёска была простая и строгая, косметикой не пользовались, была запрещена церковью. В испанском женском и мужском костюмах широко распространенны были навесные украшения: жемчужные ожерелья, ювелирные пояса, серьги, перстни, цепи, камеи.

Посмотреть всю работу (нажмите здесь) Metodicheskaya-razrabotka-Po-stranicam-mody.doc [117,5 Kb] (cкачиваний: 14)

  Наверх