E-mail:
 
Детские творческие конкурсы
 Гайдукова Юлия, 14 лет, "Мудрая"
  Хамето Ева, 13 лет, «Полевые цветы»
 


Календарь

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 



Подписаться на рассылку

рассылка

Подписаться



Ивлева Светлана Александровна, педагог дополнительного образования

Ивлева Светлана Александровна,

педагог дополнительного образования,

МБУДО «ЦРТДиЮ города Нерюнгри»,

Республика Саха (Якутия

Лаборатория «Юный исследователь»

по программе «Опилковая живопись» 

1.   Тема.

Лабораторные исследования сыпучих материалов в технике «аппликации» для создания творческого проекта

2.  Тип занятия.

             Занятие формирования умений и навыков.

3. Цель.Создать условия для формирований основных навыков работы с сыпучим материалом в процессе лабораторных исследований

4.  Задачи.

Образовательные задачи

  • познакомить с понятием «свойства материалов»
  • формировать приёмы и способы работы с сыпучими материалами

· формировать конкретные представления о древесной крошке и ее свойствах, способах ее использования

Развивающие задачи

  • сформировать у обучающихся умение выделять основные свойства и параметры сравнения; анализировать, делать выводы, принимать самостоятельное решение,
  • развивать у обучающихся глазомер

Воспитательные задачи

  • прививать чувство ответственности, дисциплинированности,
  • развивать творческую активность детского коллектива в группах,

<!        способствовать воспитанию самостоятельности, инициативности

Формируемые результаты:

Предметные

способность использоватьв исследовательской деятельности различные художественные материалы, техники и приемы,

умение экспериментировать с сыпучими материалами, инструментами,

Личностные,

овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в группах под руководством педагога;

умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу других детей с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

Метапредметные.

Умение совместно и с педагогом выявлять и формулировать учебную проблему в ходе анализа предъявляемых заданий,

овладение умением творческого видения с позиций исследователя, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.

Оборудование (дидактические средства) (Приложение 1)

Технические средства - доска.

Инструменты и материалы: древесные опилки, соль, манка, рис, заготовки ДВП 30х30, клей ПВА, кисти щетина, газеты, клеенки, баночки, краски

Оформление:таблица

колпаки, нарукавники, фартуки

6.  Методы.

Практический,

Исследовательские задания

7.  Краткая аннотация.

Программа «Опилковая живопись» разработана на два года обучения и предназначена для детей в возрасте от 9 – 14 лет. Программа знакомит обучающихся с основами рисунка, живописи и композиции и их применением при выполнении работ в технике опилковой живописи. Обучающиеся получают некоторые сведения о культуре, истории и природе родного края. Знакомятся с технологией обработки опилковой крошки, учатся грамотно оценивать ее качество, различать крошку по классам крупности, что является очень важным в процессе работы.

Лабораторное исследование при работе с сыпучим материалом предполагает такие приемы работы, как: насыпание, смешивание, окрашивание. При исследовании  приемов и техник работ с различным сыпучим материалом детям предлагается проанализировать выполненную работу и отразить свои результаты в таблице. Все эти элементы творческой работы над заданием требуют от детей определенной мыслительной деятельности, умения анализировать, сравнивать, принимать самостоятельное решение. В результате исследования, дети должны выбрать тот сыпучий материал, который более приемлем и легко доступен для работы при создании творческого проекта в технике аппликации.

Данный конспект может быть полезен педагогам дополнительного образования при работе с сыпучим материалом. Для занятия необходимо подготовить таблицу для внесения результатов исследований, необходимые инструменты и материалы.

Занятие рассчитано на 12 человек.

Продолжительность занятия: 45 мин.

Техника безопасности: правила работы с клеем.

Структура открытого занятия:

1. Вступительная часть

Объявление темы и цели открытого занятия.

2.  Теоретически-демонстрационная часть

Представление материала для исследования.

Деление детей по группам и выбор материала для исследования.

Рассматривание и обсуждение правил оценивания каждого этапа исследования по таблицам.

3.  Практическая часть

Исследования приемов и техник работ с сыпучим материалом по выбору каждой группы

4. Заключительная часть. Рефлексия участников открытого занятия. Подведение итогов. 

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Вступительная часть.

1. Организационный момент. Встреча и размещение участников. Подготовка к практической части открытого занятия.

2. Целевые установки. Содержание открытого занятия.

Слова педагога:

Добрый день, дорогие ребята. Вы посетили лабораторию «Юный исследователь». Вы знаете что такое «лаборатория»?

Ответы детей: Это место где проводят опыты, исследуют что-либо.

Сейчас очень актуальны интерьерные модульные картины. Сюжеты картин самые разнообразные – природа, море, архитектура и даже портреты. Размер картины может быть любой. Это и миниатюры, и полотна, размеры которых приближаются к размерам стены. Композиция может состоять как из одного модуля, так и из двух, трех и т.д. модулей. Техника создания таких картин очень кропотлива. При помощи использования природного материала можно создать объем, рельеф, особую бархатистость…

И я предлагаю вам стать лаборантами, чтобы исследовать, какой из предложенных сыпучих материалов более приемлем для создания творческого проекта, используя доступные материалы и инструменты (клей пва и плотную основу – лист двп и т.д.). Чтобы вы стали настоящими исследователями, оденьте, пожалуйста, фартуки, нарукавники и колпаки.

Теоретически -демонстрационная часть

А сейчас я предлагаю приступить к исследованию. Для этого нужно разбиться на небольшие группы по 3 человека. Обратите внимание, на столе стоят стаканчики (на центральном столе стоят 4 стакана с надписями: опилки, рис, манка, соль) с сыпучими материалами. Прочитайте, пожалуйста, названия предложенных материалов.

- Опилки, рис, манка, соль.

Каждая группа выбирает материал, с которым будет работать, и занимает рабочее место за столом (дети занимают рабочие места). Обратите внимание, у каждой группы на столе даны все необходимые инструменты и материалы, давайте их перечислим. (Один из детей перечисляет все материалы, находящиеся на столе). Каждая группа обучающихся выполняет свой лабораторный опыт и составляет отчет о работе, используя таблицу: Название операции. Наблюдения. Результат. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Отчеты представителей каждой группы обсуждаются и оцениваются после всего исследования.

Техника безопасности. Давайте вспомним технику безопасности работы с клеем.

1. При работе с клеем необходимо иметь на столе клеенку.

2. При попадании клея в глаза, необходимо немедленно промыть их водой.

3. При работе с клеем пользоваться салфеткой.

4. По окончании работы обязательно вымыть руки и кисть.

Практическая часть

Исследовательская работа по группам.

1 задание для групп. Свойства материалов. Опишите свойства материала. Цвет, твердость, легкость (вес), объемность

Примерные ответы групп (характерные свойства материалов):

Опилки – легкие, сыпучие, мягкие, мелкие.

Рис – сыпучий, зерна твердые, зерна объемные, крупные,  цвет белый.

Манка – имеет белый цвет, состоит из мелких крупинок, крупинки твердые, сыпучие.

Соль – кристаллические вещества, твердые, соль растворима, сыпучая.

Наблюдения  исследования описываем в таблице.

2 задание для групп. Окрашивание. Окраска выбранного материала гуашевыми красками (на столе находятся баночка с водой, гуашь, ложка для размешивания, газеты для просушки). Выкладываем гуашь в баночку с водой, размешиваем до однородной массы. Теперь небольшими порциями насыпаем выбранный материал, хорошо перемешиваем, чтобы масса получилась рассыпчатой, слегка подсушенной. Если опыт удался, массу выкладываем сушить на газету.

После выполнения исследования составляем отчет о работе, используя таблицу. Приступаем.

3 задание для групп. Аппликация. Нанести клей объемным слоем на рисунок и насыпать выбранный материал. Через несколько секунд стряхнуть.

После выполнения исследования составляем отчет о работе, используя таблицу

Физминутка «Дружно встали на разминку»

Дружно встали на разминку

И назад сгибаем спинку.

Раз-два, раз-два, раз-два-три,

Да не упади, смотри. (Дети наклоняются назад, для страховки упираясь ладонями в поясницу.)

Наклоняемся вперёд.

Кто до пола достаёт?

Эту сложную работу

Тоже делаем по счёту. (Наклоны вперёд.)

4 задание для групп.  Рельефная аппликация. Получить однородную массу (смесь) для использования рельефа в аппликации. В небольшой баночке развести клей пва с выбранным материалом. Выложить в определенной форме на основу двп.

После выполнения исследования наблюдения о своей работе составляем, используя таблицу.

Цель нашего исследования сравнить и проанализировать, какой из предложенных сыпучих материалов более приемлем для создания творческого проекта, используя доступные материалы и инструменты.

Результаты наблюдения исследования детьми каждой группы фиксируются в таблице на доске. (Проходит обсуждение и анализ между группами под руководством педагога). Выводы детей.

Вывод педагога. Опилки хорошо окрашиваемый материал, поддается хорошему приклеиванию на основе, может использоваться для рельефа композиции, поэтому это превосходный материал для выполнения творческого проекта в технике «аппликация» из сыпучих материалов.

Итак, опилки – уникальный, вполне доступный материал. Древесные опилки – это мелкие крошки, оставшиеся после обработки дерева. Его достоинства – это многообразие его применения. Используется опилковая крошка в строительстве (ДСП, ДВП), в целлюлозно-бумажной промышленности (бумага, картон), в фармацевтике, в животноводстве, растениеводстве и т.д.

Одна их областей применения этого уникального материала - живопись опилковой крошкой. Превосходно сочетается опилковая крошка с такими материалами, как бисер, бусины, стекло.

Картины, созданные с помощью древесных опилок, не боятся солнечного света и не теряют насыщенности красок. Такие опилковые картины могут украшать любой интерьер и создавать неповторимую атмосферу.

Заключительная часть

Рефлексия участников открытого занятия.Игра «вопрос-ответ»

А сейчас я предлагаю поиграть с мячом. Я задаю вопрос, вы - отвечаете.

Педагог проговаривает вопрос и кидает мяч участнику игры:

1.Тебе понравилось занятие?

2.Какое у тебя настроение?

3.Ты бы хотел стать исследователем еще раз?

4.Что тебе больше всего понравилось на занятии?

5. Доволен ли ты своим исследованием?

6. Тебе было интересно?

7. Задание для тебя было трудным?

8. Тебе понравилось работать в группе?

9. Занятие было полезно для тебя?

10.Тебе было скучно на занятии?

Слова педагога:

Дорогие ребята, я благодарю вас за работу. На следующем занятии мы продолжим работать над творческим проектом.

Желаю творческих успехов.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Название материала

                                                                    

Название операции

 Наблюдения

 Результат

1

Свойства материала

(Цвет, твердость, легкость (вес), объемность)

 

 

 

 

 

2

 Окрашивание

 

 

3

Аппликация насыпная

 

 

4

Рельефная аппликация

 

 

  Наверх