Тараканчикова А.А,
преподаватель
МБУ ДО ДХШ № 3 Волгограда,
г. Волгоград
Авторская программа
по «Декоративно – прикладному искусству»
для I – X классов Детской художественной школы
Пояснительная записка
Программа «Декоративно-прикладное искусство» прежде всего направлена на раскрытие творческого потенциала детей, на обучение навыкам творческого ремесла.
Целью данной программы является развитие творческих способностей детей и приобщение их к традиционным народным культурным ценностям, истокам народного искусства. Для достижения данной цели необходимо создание благоприятных условий для развития каждого ребенка с учетом его мотиваций и представлений, воспитания у детей интереса к занятиям. Занятия декоративно-прикладным творчеством развивают такие личностные качества, как: аккуратность, внимание, терпение.
Обучающая цель: Познакомить детей с декоративно -_прикладным искусством народов России.
Задачи:
- формирование знаний о народных промыслах и современном декоративном искусстве России;
- закрепление и углубление знаний по цветоведению и композиции;
- освоение навыков кистевого письма.
Развивающая цель:
- Способствовать развитию у детей эстетического восприятия мира, художественного вкуса и творческого воображения
Задачи:
< создание условий для проявления и формирования художественных способностей на основе личностно- ориентированного подхода;
развитие памяти, композиционного мышления, способности анализировать, сравнивать;
- развитие моторных навыков кистевого письма.
Определяясь прежде всего, спецификой искусства, постепенный переход от простого к сложному представляет собой систему, для которой важен процесс приобщения обучающегося к данному виду искусства, что позволяет вырабатывать техническое мастерство, художественный вкус, изобразительные умения и навыки.
Содержанием курса является формирование необходимых знаний о русской традиционной культуре, практических умений и навыков росписи деревянных и глиняных поверхностей (ложки, тарелки, игрушки, свистульки, пасхальные яйца, доски, подносы и пр.), овладение техниками «Коллаж» и «Роспись по дереву», знакомство с цветным композиционным решением задачи.
Отличительной особенностью данной программы является объединение нескольких тем по декоративно-прикладному искусству. Знания и умения, полученные при обучении по программе «Декоративно-прикладное искусство», помогут учащимся в дальнейшем заниматься декоративно-прикладной деятельностью, создавать произведения для конкурсов и выставок.
Программа рассчитана на учащихся 1 класса художественной школы.
Перед началом работы ученики знакомятся с предложенной темой композиции. Если это растения, животные, рыбы и т.д., то предлагается просмотреть книги, фильмы по данной теме. Выбирается сюжет, компонуются фигуры, на которых будет сделан смысловой, цветовой и композиционный акцент.
Методические основы программы «Декоративно-прикладное искусство» определяют следующие задачи образовательного процесса: обучение детей разнообразным техникам, обобщение знаний и умений, полученных за четыре года обучения по всем дисциплинам («Живопись», «Рисунок», «Композиция», «История искусств»), осознанное усвоение методов творческой работы.
На занятиях декоративно- прикладным творчеством формируется высокая степень подготовленности к жизненному самоопределению, выбору профессии. У детей развивается сенсорная сфера- глазомер, ориентация в пространстве, тонкость и точность различения цвета, света-тени; развивается моторика мелких мышц рук. Занятия формируют нравственные качества :гуманность, доброту, товарищество, дисциплинированность, вежливость, скромность, деликатность по отношению друг к другу, аккуратность, добросовестность, ответственность.
Занятия проводятся согласно учебно – тематическому плану по два академических часа.При реализации программы используются различные методы: словесные - лекции, беседы, рассказ, объяснение, пример; наглядные- просмотр иллюстраций, образцов изделий народного творчества, наблюдения в природе; практические- изготовление наглядных пособий, образцов и макетов изделий.
Условия реализации программы
Для реализации программы используется следующее дидактическое обеспечение:
наглядные пособия, печатные и изготовленные детьми;
образцы изделий мастеров-умельцев;
образцы коллажа;
образцы изделий декоративно-прикладного искусства и народных ремесел: Хохлома, Городец и Жостово, Гжель и т. д.;
дидактические, предметные, сюжетные игры;
технологические таблицы поэтапного выполнения росписи
№ |
Наименование задания |
Количество часов |
Недели |
|
I полугодие |
34 |
|
1 |
Декоративная композиция по мотивам народного искусства (хохлома, городецкая роспись). |
20 |
1,2,3,4,5, 6,7,8,9,11 |
2 |
Роспись деревянной доски в стиле «городец» |
14 |
12,13,14,15, 16,17,18 |
|
II полугодие |
38 |
|
3 |
Эскиз декоративной решетки. |
8 |
19,20,21,22 |
4 |
Рельефная декоративная композиция (квиллинг). |
12 |
23,24,25,26, 27,28 |
5 |
Аппликация из ткани. |
8 |
29,31,32,33 |
6 |
Композиция «Волшебная сказка» (коллаж). |
10 |
34,35,36,37, 38 |
|
Итого |
72 |
Аронов В.Р. Художник и предметное творчество. М., Советский художник,1983
Гуляев В.А. Русские художественные промыслы 20- годов. Ленинград, Художник РСФСР,1985
Елкина Н.В.,Мариничева О.В., Учим детей наблюдать и рассказывать. Ярославль, Академия развития, 1997
Изобразительное искусство. Творческая тетрадь 1 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений, 9-е изд., М., Просвещение, 2011
Русская деревянная игрушка (ред. Тырса И.А.), Ленинград, Художник РСФСР, 1986
Шорохов Е.В., Основы композиции, М., Просвещение, 1979
Шорохов Е.В., Композиция, М., Просвещение, 1986
Энгельмейер П.К., Бумажные изделия // Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона.- Спб.,1980-1907