E-mail:
 
Детские творческие конкурсы
  Хамето Ева, 13 лет, «Полевые цветы»
 Гайдукова Юлия, 14 лет, "Мудрая"
 


Календарь

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 



Подписаться на рассылку

рассылка

Подписаться



Тараканчикова А.А, преподаватель

Тараканчикова А.А,

преподаватель

МБУ ДО ДХШ № 3 Волгограда, 

г. Волгоград

  Авторская программа

по «Декоративно – прикладному искусству»

для I – X  классов Детской художественной школы  

Пояснительная записка 

Программа «Декоративно-прикладное искусство» прежде всего направлена на раскрытие творческого потенциала детей, на обучение навыкам творческого ремесла.

Целью данной программы является развитие творческих способностей детей и приобщение их к традиционным народным культурным ценностям, истокам народного искусства. Для достижения данной цели необходимо создание благоприятных условий для развития каждого ребенка с учетом его мотиваций и представлений, воспитания у детей интереса к занятиям.                      Занятия декоративно-прикладным творчеством развивают такие личностные качества, как: аккуратность, внимание, терпение.

Обучающая цель: Познакомить детей с декоративно -_прикладным  искусством народов России.

Задачи:

  • формирование знаний о народных промыслах и современном декоративном искусстве России;
  • закрепление и углубление знаний по цветоведению и композиции;
  • освоение навыков кистевого письма.

Развивающая цель:

  • Способствовать развитию у детей эстетического восприятия мира, художественного вкуса и творческого воображения

Задачи:

<         создание условий для проявления и формирования художественных способностей на основе личностно- ориентированного подхода;

           развитие памяти, композиционного мышления, способности анализировать, сравнивать;

  • развитие моторных навыков кистевого письма.

Определяясь прежде всего, спецификой искусства, постепенный переход от простого к сложному представляет собой систему, для которой важен процесс приобщения обучающегося к данному виду искусства, что позволяет вырабатывать техническое мастерство, художественный вкус, изобразительные умения и навыки.

Содержанием курса является формирование необходимых знаний о русской традиционной культуре, практических умений и навыков росписи деревянных и глиняных поверхностей (ложки, тарелки, игрушки, свистульки, пасхальные яйца, доски, подносы и пр.), овладение техниками   «Коллаж» и «Роспись по дереву», знакомство с цветным композиционным решением задачи.

Отличительной особенностью данной программы является объединение нескольких тем по декоративно-прикладному искусству. Знания и умения, полученные при обучении по программе «Декоративно-прикладное искусство», помогут учащимся в дальнейшем заниматься декоративно-прикладной деятельностью, создавать произведения для конкурсов и выставок.

Программа рассчитана на учащихся 1 класса художественной школы.

Перед началом работы ученики знакомятся с предложенной темой композиции. Если это растения, животные, рыбы и т.д., то предлагается просмотреть книги, фильмы по данной теме. Выбирается сюжет, компонуются фигуры, на которых будет сделан смысловой, цветовой и композиционный акцент.

            Методические основы программы «Декоративно-прикладное искусство» определяют следующие задачи образовательного процесса: обучение детей разнообразным техникам, обобщение знаний и умений, полученных за четыре года обучения по всем дисциплинам («Живопись», «Рисунок», «Композиция», «История искусств»), осознанное усвоение методов творческой работы.

На занятиях декоративно- прикладным творчеством формируется высокая степень подготовленности к жизненному самоопределению, выбору профессии. У детей развивается сенсорная сфера- глазомер, ориентация в пространстве, тонкость и точность различения цвета, света-тени; развивается моторика мелких мышц рук. Занятия формируют нравственные качества :гуманность, доброту, товарищество, дисциплинированность, вежливость, скромность, деликатность по отношению друг к другу, аккуратность, добросовестность, ответственность.

Занятия проводятся согласно учебно – тематическому плану по два академических часа.При реализации программы используются различные методы: словесные - лекции, беседы, рассказ, объяснение, пример; наглядные- просмотр иллюстраций, образцов изделий народного творчества, наблюдения в природе; практические- изготовление наглядных пособий, образцов и макетов изделий.

Условия реализации программы

 Для реализации программы используется следующее дидактическое обеспечение:

наглядные пособия, печатные и изготовленные детьми;

образцы изделий мастеров-умельцев;

образцы коллажа;

образцы изделий декоративно-прикладного искусства и народных ремесел: Хохлома, Городец  и Жостово, Гжель и т. д.;

дидактические, предметные, сюжетные игры;

технологические таблицы поэтапного выполнения росписи

Наименование задания

 Количество

      часов

Недели

 

I полугодие

34

 

1

Декоративная композиция по мотивам народного искусства (хохлома, городецкая роспись).

20

1,2,3,4,5,

6,7,8,9,11

2

Роспись деревянной доски в стиле «городец»

14

12,13,14,15,

16,17,18

 

II полугодие

38

 

3

Эскиз декоративной решетки.

8

19,20,21,22

4

Рельефная декоративная композиция (квиллинг).

12

23,24,25,26,

27,28

5

Аппликация из ткани.

8

29,31,32,33

6

Композиция «Волшебная сказка» (коллаж).

10

34,35,36,37,

38

 

Итого

72

 


Аронов В.Р. Художник и предметное творчество. М., Советский художник,1983

          Гуляев В.А. Русские художественные промыслы 20- годов. Ленинград, Художник РСФСР,1985

          Елкина Н.В.,Мариничева О.В., Учим детей наблюдать и рассказывать. Ярославль, Академия развития, 1997

          Изобразительное искусство. Творческая тетрадь 1 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений, 9-е изд., М., Просвещение, 2011

          Русская деревянная игрушка (ред. Тырса И.А.), Ленинград, Художник РСФСР, 1986

          Шорохов Е.В., Основы композиции, М., Просвещение, 1979

          Шорохов Е.В., Композиция, М., Просвещение, 1986

     Энгельмейер П.К., Бумажные изделия // Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона.- Спб.,1980-1907

  Наверх