E-mail:
 
Детские творческие конкурсы
  Хамето Ева, 13 лет, «Полевые цветы»
 Гайдукова Юлия, 14 лет, "Мудрая"
 


Календарь

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 



Подписаться на рассылку

рассылка

Подписаться



Голубева Людмила Олеговна, педагог дополнительного образования

Голубева Людмила Олеговна,

педагог дополнительного образования,

ГБОУ АО «Ровдинский детский дом»

Конспект занятия

«Семья – это то, что со мною всегда»

Аннотация:

Раньше о доме и семье говорили с большим уважением. Семьи на Руси были большие и дружные, уважали старость, оберегали молодость. Вокруг каждого из нас много родных, с ними мы связаны незримыми нитями. Каждая семья имеет свою родословную. К сожалению, мало кто может назвать своих дальних родственников. Для этого сначала надо уметь разбираться в степени родства. На данном занятии происходит знакомство с этими понятиями. Еще идет разговор  о сути оберегов, их названии и призвании – оберегать и защищать людей, семью. О простейших технологиях в изготовлении оберегов, использовании подручных средств и  природных материалов.

Методическая разработка предназначена для проведения занятия с детьми среднего и старшего возраста и может быть использована педагогами в своей работе.

Данное занятие помогает развитию творческих способностей ребенка, формированию уважительного отношения к членам семьи.

Цель занятия:

- расширить представление детей о семье, ее особенностях, традициях.

- формировать доброе отношение к родным и близким людям.

- развивать внимание, мышление, воображение, речь.

Задачи:

- расширить представление детей об особенностях оберегов.

- способствовать наращиванию индивидуального и коллективного опыта в творческой деятельности.

- создать оберег из природных материалов, оказав помощь и поддержку.

Время проведения – 1час 20 мин.

Возраст – 10 – 14 лет

Оборудование – иллюстративный материал по классификации оберегов, предметы – сувениры (обереги), природный материал, злаки, монеты, ткань, заготовки  для оберегов,  клей.

                                   Эпиграф « Счастлив тот, кто счастлив  у себя дома».

 1.Эмоциональный настрой.

Добрый вечер, дорогие ребята! Прежде, чем начнем наше занятие обратите внимание – на столе разложены разные цветочки, на стене висит нарисованная корзинка, корзинка «чувств». Ваша задача взять один цветочек соответствующего цвета и поместить его в корзинку. Каждый цвет соответственно относится к какому-то чувству. С каким настроением вы пришли на занятие, постарайтесь его отразить выбранным цветочком. Приложение 1(соответствие цвета и настроения).

2.Работа с темой.

А сейчас начинаем наше занятие и я предлагаю вам послушать сказку.

Давным-давно, много веков тому назад, так много звёзд на небе, как теперь, не было. В ясную ночь можно было увидеть только одну звёздочку, свет которой был то ярким, то очень тусклым. Однажды Луна спросила у звездочки: «Звёздочка, почему твой свет такой разный: то яркий, указывающий дорогу даже ночью, то тусклый и незаметный»? Звездочка долго молчала, а потом, вздохнув, ответила: «Свет мой становится тусклым тогда, когда мне одиноко. Ведь рядом со мной нет ни одной звёздочки, похожей на меня. А так хочется видеть и слышать кого-то рядом с собой! «А в какие ночи твой свет становится ярким?» - спросила Луна. «Мой свет становится ярким тогда, когда я вижу спешащих странников. Мне всегда было интересно узнать, что их манит в дорогу, куда они так спешат»? «Ты узнала тайну спешащих странников»?- спросила Луна. «Да, - ответила Звёздочка.- Однажды я задала этот вопрос страннику, который был долгое время в пути. Он выглядел измождённым и очень усталым от долгого пути, каждый шаг давался ему с большим трудом, но глаза…». «А какими были его глаза»? – недоумённо спросила Луна. «Они светились в темноте от счастья и радости», - ответила, тяжело вздохнув, звёздочка и продолжила. - Чему ты радуешься, странник»? И он ответил: «Замерзая в снегу, голодая без куска хлеба, задыхаясь от жары, я шагал вперёд, преодолевая все преграды, потому что знал: дома меня ждёт тепло и уют, забота и сердечность моей семьи – жены, детей, внуков. Ради их счастливых глаз я готов совершить даже невозможное».Звёздочка замолчала, а затем ответила: «Вот с той самой поры я и стараюсь дарить как можно больше света тем путникам, которые несут счастье в свой дом, в свою семью». Луна посмотрела на Звёздочку и спросила: «Моя маленькая помощница! А ты хотела бы иметь свою семью?» «А разве это возможно»? – с надеждой спросила Звёздочка. Луна, не говоря больше ни слова, махнула рукавом золотого одеяния, и в тот же миг на небе засияли тысячи новых звёзд, которые мигали своим неповторимым мерцающим светом маленькой звёздочке, как будто говорили: «Мы рядом, мы здесь, дорогая, мы теперь – одна Семья»!

- Как вы думаете, почему прозвучала именно эта сказка? О чем мы с вами сегодня будем говорить? (Ответы детей.)

Да, мы будем говорить о семье, потому что:

В семейном кругу мы с вами растём!
Основа основ – родительский дом!
В семейном кругу все корни твои!
И в жизнь ты выходишь из семьи!

  -  Да, сегодня мы с вами поговорим о семье. Что же такое семья? Семья – это родные друг другу люди, живущие вместе. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье – кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет, защитит? Конечно же, родные нам люди: мамы, папы, бабушки, дедушки, братья, сестры – наша семья, наша опора на всю жизнь.

Давайте мы сейчас условно создадим семью из сидящих здесь. Каждый из вас выбирает карточку, на которой написано слово, обозначающее степень родства (бабушка, мама, папа, дочка и др.- зависит от количества  участников). Попробуем разобраться кто кем приходится. ( Происходит знакомство с новыми словами – племянник, теща, зять и др.)

 А сейчас попробуем найти решение в некоторых ситуациях, которые могут произойти в любой семье.

- Дочь просит купить ей дорогое платье. А у вас нет денег на это... что вы скажете ей?

- Ваш сын вернулся домой гораздо позже назначенного времени…как вы его встретите?

- Дочка должна помыть после ужина посуду, но вместо этого смотрит телевизор…что делать?

Легко ли поддерживать семейный очаг, семейное тепло? В народных пословицах и поговорках как раз говорится о том, как нелегко это сделать.

Я зачитываю часть половицы, а вы должны ее продолжить и дать объяснение смысла сказанного.

Приложение 2 (пословицы и поговорки).

  В каждой семье есть свои ценности, традиции, семейные обряды, праздники, есть свои талисманы и обереги. Сегодня  хочется остановиться  на оберегах.

- Почему их так  называют  и что это такое?

    (Это небольшие сувениры, сделанные своими руками, обладающие магической силой).

- Назовите самые первые обереги, которые люди сделали для себя.

    (конек на крыше дома, резные ставни, ворота, подкова, тканые пояса, вышитые полотенца, народные тряпичные куклы и мн. др.)

В наше время появилось множество современных оберегов, в силу которых мы верим. Они очень разнообразны -  от красивых минералов до самодельных дешевых и интересных сувенирчиков (показ иллюстраций и самих оберегов).

  Обереги изготавливаются вручную  и делаются исключительно для родных и близких людей. Нельзя делать оберег для себя, т.к. теряется его магическая сила.

- Что можно использовать для изготовления оберега?

     ( злаки, крупы, ткань, монетки, ленточки, мелкая выпечка, например: сушки, сухарики.  Еще разные камушки, пуговки)

Прежде, чем мы перейдем к практической части нашего занятия нам надо набраться сил, энергии и просто отдохнуть. Выполняем упражнения.

   Я иду и ты идешь – раз, два, три. ( Шагаем на месте)

   Я пою и ты поешь – раз, два, три. (Хлопаем в ладоши)

   Мы идем и мы поем – раз, два, три. (Прыжки на месте)

   Очень дружно мы живем – раз, два, три.( Шагаем на месте)

3. Практическая часть

 Сегодня вы должны закончить те обереги, что начали делать на прошлом занятии. У вас сделаны только заготовки, поэтому используя предложенный материал, надо довести работу до конца.

   Каждый  самостоятельно доделывает свою работу, дает объяснение своему оберегу. Потом все выполненные обереги соединяем в одну общую картину, красиво оформляем и получаем один общий оберег для всей нашей большой семьи.

 Наше занятие я хочу закончить словами В.А.Сухомлинского « В семейной жизни надо считаться с мыслями и чувствами, убеждениями и стремлениями другого человека. Храня свое достоинство, надо уметь уступать друг другу».

Семья – это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку: и слезы и смех,

Взлет и падения, радость, печаль,

Дружбу и ссоры, молчанья печать,

Семья – это то, что с тобою всегда.

Пусть мчатся секунды, недели, года,

Но стены родные, отчий твой дом –

Сердце навеки останется в нем.

4.Рефлексия

Берем снова цветочки, сопоставляем их цвет со своим настроением и дополняем нашу корзинку. Посмотрите, какая красивая получилась картина.

Используемая литература:

  1. Шептуля А.Э. Обереги своими руками: Укрась и защити свой дом. Традиции. Символика. Технология. М.; Эксмо, 2007
  2. Значение оберегов – http;//suvenirtade.ru/obereg_desc.html
  3. Картинки оберегов – http;//stranamasterov.ru/node369738

      4 .http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2012/10/04/klassnyy-chas-semya-eto-to-chto-s-toboy-vsegda-7-8

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Классификация цвета  -  соответствие чувствам

                                       - красный -  восторженное

                                       - оранжевый – радостное,  теплое

                                       - желтый – светлое, приятное

                                       - зеленый – спокойное

                                       - синий – грустное

                                      - фиолетовый – тревожное, напряженное

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Народные пословицы и поговорки:

  1. В гостях хорошо, (а дома – лучше).
  2. Один за всех, (все за одного)
  3. Дома и стены (помогают)
  4. Сядем рядком, (да поговорим ладком)
  5. Чем богаты, (тем и рады)
  6. Яблоко от яблони (недалеко падает)
  7. Яйца курицу (не учат)
  8.  Вся семья вместе (так и душа на месте)
  Наверх