E-mail:
 
Детские творческие конкурсы
  Хамето Ева, 13 лет, «Полевые цветы»
 Гайдукова Юлия, 14 лет, "Мудрая"
 


Календарь

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 



Подписаться на рассылку

рассылка

Подписаться



Ильченко Елена Александровна, воспитатель

Ильченко Елена Александровна,

воспитатель,

ГКОУ РО школа-интернат VIII вида,

с.Развильное

Внеклассное занятие

«Природа не прощает ошибок»

Цель:

- воспитывать чувство любви к природе, уважения ко всему живому;
  - помочь учащимся осознать свою моральную ответственност за судьбу родной земли;

  - формировать экологическую культуру.

                                                     Ход устного журнала
I.     Организационный  момент.

       Сообщение темы устного журнала и его задачи.
II.    Вступительное слово

Слайд 1

                                                                                           Эпиграф

Есть на земле огромный дом под крышей голубой.

Живут в нём солнце, дождь и гром, лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы, весенний звон ручья.

Живешь в том светлом доме ты и все твои друзья.

Куда б дороги не вели, всегда ты будешь в нем.

Природою родной земли зовется этот дом.

                                                                                                                Л. Дайнеко.

Слово воспитателя

Экология, экологическая обстановка, экологическое бедствие... Эти слова, без сомнения, знакомы всем и вряд ли вызывают положительные эмоции. Экологическая проблема - одна из самых острых проблем во всем мире, актуальна она и для нашего региона.

Слайд 2

Слово обучающегося:

Вот экология - модное слово,
Раньше природа не знала такого,
Банки, бутылки в кусты не бросали,
В реку отходы и нефть не сливали.

Крысы и мыши теперь процветают,
Ценные виды, увы, исчезают,
Кто сигаретой себя отравляет,
Кто-то наркотики употребляет.

Те, кто на свалках сжигают отходы,
Все отравляют, и воздух, и воду!

Наша планета пока - что жива,
Но без защиты погибнет она!
Если ты хочешь, чтоб мир стал зеленым,
Не вырубайте березы и клены!

III. Основная часть:

Слово воспитателя:

Это чудо – Природа. Человек – её частица. Люди неразрывно связаны с природой тысячами нитей. От состояния природы зависит жизнь человека.

Слайд 3

Тема нашего устного журнала «Природа не прощает ошибок».

Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы. Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушение законов биосферы человек уже расплачивается своим здоровьем. Но самое страшное, что за это придётся платить и будущим поколениям. Единственное спасение – в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться её законам, отказаться от потребительского отношения к Земле и её богатствам.

Слайд 4

 Единственное спасение – в экологической культуре.

Слайд 5

Проблемная ситуация «Нужны ли комары?».

Слайд 6

Один знакомый рыбак на всю жизнь запомнил урок экологической культуры, который дал ему старый эвен – житель колымской тайги. Они ловили рыбу на берегу реки, но в тайге были тучи комаров. «Эх, нашёлся бы учёный, который бы истребил всю эту «нечисть»!» - в сердцах воскликнул рыбак. Эвен, который сидел рядом, не говоря ни слова, взял только что пойманного хариуса и разрезал ножом его толстое брюшко. Желудок рыбы был наполнен … комарами.

Какой же экологический урок дал старый эвен рыбаку?

Слайд 7

Примерные ответы:

- если уничтожить комаров, то исчезнет и рыба, которая ими питается. А если исчезнет рыба, будут голодать люди.

- в природе всё находится в равновесии, всё связано.

- природа очень разумна. Она сама регулирует количество всех живых организмов.

Да, в природе всё взаимосвязано, эту взаимосвязь и изучает экология. Вот несколько примеров такой взаимосвязи.

Слайд 8

- Аральское море, которое обмелело и высохло оттого, что из него забрали много воды на полив хлопка.

Слайд 9

- в Китае были уничтожены миллионы воробьёв, после чего развелось огромное количество  вредителей. И китайцы стали покупать воробьёв в других странах.

Слайд 10

- в Норвегии уничтожили хищных птиц, чтобы сохранить куропаток. Но куропатки вскоре погибли от эпидемии. Оказывается, ястребы и совы поедали больных птиц, выполняли роль санитаров, а значит  предотвращали эпидемии.

Слово воспитателя

Мы  почти незаметно для себя оказались и свидетелями, и виновниками этих изменений.

Как видим, природа очень жестоко наказывает тех, кто не выполняет её законов. А между тем этих законов всего четыре. Их так легко запомнить!

Слайд 11

Итак, четыре закона экологии. Их сформулировал американский учёный Барри Коммонер. 

Первый закон: «Всё связано со всем». Действие этого закона мы уже видели на наших примерах.

Второй закон гласит: «Всё должно куда-то деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.

Третий закон: «Ничто не даётся даром». Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберёт у нас другими путями. Уничтожили воробьёв – вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц – исчезли куропатки. За всё приходится платить.

Четвёртый закон: «Природа знает лучше». Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её.

Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и выполнять эти законы.

Слайд 12

А сейчас мы проведём экологический  рейд  и увидим, выполняются  ли его  экологические законы? А вот и первое  нарушение.

Слайд 13

Фабрика сбросила в реку сточные воды, загрязнённые ядовитыми веществами. Чем это грозит водоёму и жителям города? Какой экологический закон нарушен? И как правильно действовать в этой ситуации?

Слайд 14

Примерные ответы:

- эти вещества обязательно осядут на растениях и водорослях, живущих в реке. Растения и  водоросли попадут в желудок травоядным рыбам вместе с ядовитыми веществами. Если  травоядную рыбу съест хищная, токсичные вещества переселятся уже в её организм.   Последняя же может попасться на крючок человеку, и тогда человек по закону получит  пищевое отравление.

- нарушены первый и второй экологические законы.

- нужно пропустить промышленные отходы через очистку.

Идём дальше.

Слайд 15

Что-то трудно становится дышать! Ага, это дворники сжигают листву, чтобы не вывозить её за город. Чем это грозит нам, и какой экологический закон дворники нарушают?

Слайд 16

Примерные ответы:

- листва городских деревьев накапливает огромное количество токсических веществ: от  автомобилей, заводов. Её обязательно нужно уничтожать.

- типичное нарушение второго закона: дворники думают, что листья сгорят и просто исчезнут, но это не так: листья, сгорая, отравляют воздух, вызывая болезни людей.

- листья категорически запрещается сжигать, их нужно вывозить за город.

Слайд 17

В цветочном магазине покупаем упаковку удобрения «биогумус».На упаковке написано, что это удобрение произведено из обыкновенного мусора, а произвёл его необыкновенный червяк, выведенный калифорнийскими учёными! Интересная информация! Читаем дальше. Эти черви пожирают любой органический материал: опилки, бумагу, картон, гнилые овощи и т.д., превращая всё это в чрезвычайно ценное органическое удобрение – биогумус. А вот полиэтилен, металл и стекло червяк не ест, он его просто не переваривает. Калифорниец удивительно прожорлив: он съедает в сутки два раза больше, чем весит, а ещё он не прихотлив и прекрасно чувствует себя при температуре от +4 до +40 градусов С. Живёт этот труженик целых 16 лет.

Как вы думаете, люди, которые вывели такого червяка, нарушили законы экологии или нет?

Слайд 18

Примерные ответы:

- это, наоборот, строгое выполнение законов экологии.

- тут выполняется второй закон: «Всё должно куда-то деваться». Мусор не превращается в токсические отходы, а даёт пищу червяку и становится ценным удобрением.

- а ещё и четвёртый закон выполняется: «Природа знает лучше». Червяк существо природное, он и знает, как лучше переработать отходы.

Слайд 19

Мы выехали за город, в дачный посёлок. Когда-то тут было болото, весело квакали лягушки, тучей клубились комары. Но дачники решили избавиться от болота и начали его осушать. К каким последствиям для леса и речки это может привести? Какой закон нарушают люди, желая улучшить природу?

Слайд 20

Примерные ответы:

- ни в коем случае нельзя этого делать! Осушив болото, можно потерять речку, да и лес пропадёт!

- нарушается четвёртый закон природы: «Природа знает лучше». Если тут , в этом месте  природа создала болото, так тут ему и нужно быть.

- для экологического равновесия в этом месте очень нужно и болото, и лягушки, и комары, иначе будет засуха.

Ну что ж, я вижу, вы неплохо усвоили законы экологии. А это уже один из признаков экологической культуры.

Заключение:

Слово воспитателя

Сегодня мы узнали законы экологии. К сожалению, многие не знают этих законов и загрязняют Землю, нарушают хрупкое экологическое равновесие в природе. А если бы Природа могла говорить, что бы она сказала своим детям?

Слайд 21

Слово воспитателя: 

Всякое загрязнение вызывает у природы защитную реакцию, направленную на её нейтрализацию. Эта способность природы долгое время эксплуатировалась человеком бездумно и хищнически. Отходы производства выбрасывались в воздух в расчете на то, что будут обезврежены и переработаны самой природой. Однако способность атмосферы к самоочищению имеет определенные границы.

Уже через несколько лет мы все рискуем оказаться в незнакомом и пугающем мире.

Слайд 22

Что для сохранения природы может сделать каждый человек? Соблюдайте правила поведения в лесу, на берегу водоёмов! Соблюдайте правила сбора даров леса: грибов, лекарственных растений. Заботьтесь о братьях наших меньших: муравьях, птицах, ёжиках. Украшайте в зелёный наряд города и сёла.

Итак, защита природы касается всех нас. Все мы дышим одним и тем же воздухом Земли, пьём воду и едим хлеб, молекулы которых непрерывно участвуют в бесконечном круговороте веществ. И мы сами – мыслящие частицы Природы. Это налагает огромную ответственность за её сохранность на каждого из нас, на каждого без исключения. Каждый из нас может и должен вносить свой вклад в борьбу за сохранение Природы, а следовательно, жизни на Земле.

Слайд 23

Слово обучающегося:

Слайд 24

Спасибо за внимание.

Посмотреть работу полностью (нажмите здесь) Priroda-ne-proschaet-oshibok.docx [7,35 Mb] (cкачиваний: 15)

  Наверх