E-mail:
 
Детские творческие конкурсы
  Хамето Ева, 13 лет, «Полевые цветы»
 Гайдукова Юлия, 14 лет, "Мудрая"
 


Календарь

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 



Подписаться на рассылку

рассылка

Подписаться



Коробицина Ольга Владимировна, учитель изобразительного искусства

Коробицина Ольга Владимировна,

учитель изобразительного искусства,МОУ  Байновская  СОШ

                        Свердловская область, село Байны

                    

Игра

как активизация познавательной деятельности

на уроках ИЗО

Коробицина Ольга Владимировна, учитель изобразительного искусства

Могут ли дети прожить без игры? Естественно нет, игра основная форма познания ими жизни. Игра – зеркало душевных переживаний маленького человека.

Новое содержание обучения - повышенное внимание к предметам эстетического цикла, в том числе изобразительному  искусству, требуют включения в  учебно – воспитательный процесс эффективных методов для развития личности. Имеет смысл обратиться к игровым методам обучения и воспитания, таким, как художественно – дидактические игры и упражнения.

 Использования во время урока ИЗО игр и упражнений вызывает у младших школьников положительные эмоции и интерес к уроку изобразительного искусства.

Это позволяет безболезненно осуществить переход от игрового вида деятельности к учебной. В условиях занимательной игры более успешно усваиваются разнообразные знания, умения и навыки, осуществляются умственное, эстетическое, нравственное воспитание ребёнка.

Дидактическая игра на уроках у младших школьников обеспечивает переход к осознанной, самостоятельной и целенаправленной учебной деятельности. Она формирует потребность оказывать активное воздействие на окружающее действие.  Игра создаёт благоприятные  условия для активизации познавательной деятельности.

В условиях школы дидактические игры и упражнения направлены на сенсорное развитие детей, совершенствования их мышления и речи, произвольного внимания, наблюдательности и памяти, быстроты и ловкости.

Игры помогают снять напряженность и тревогу, страх перед окружающими, закомплексованность, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения.

Предлагаемые игры и упражнения можно использовать как на уроках изобразительного искусства, так и во внеурочное время.

Все игры нацелены на воспитание художественного вкуса, развитие творческих способностей, умения понимать и ценить прекрасное.

Нужно помнить, что главное условие успеха – это хорошее настроение учителя и игроков, их желание включиться в игру и в решение учебной задачи, добиться хорошего

результата.

            Предлагаемые игры  могут быть использованы учителем или воспитателем независимо от того, какой программе он отдаёт предпочтение, так как все они нацелены на воспитание художественного вкуса, развитие творческих способностей, умения понимать и ценить прекрасное.

Игры  для приобретения творческого опыта 1 – 4 класс

1. Игра – упражнение «Цветовой ряд» 1 класс

Игра может проводиться при знакомстве с красками (акварель, гуашь)

Задача:  закреплять знание цветов; учить получать нужные цвета путём смешивания нужных красок на палитре.

Материал: набор цветовых кругов на каждого ученика.

Содержание: педагог просит играющих, быть очень внимательными, и  при чтении стихотворения Т. Белозёрова «На радуге» отобрать из набора круги тех цветов, о которых будет идти речь.

Не во сне, а наяву –                    Там, где свищут соловьи                

Что же здесь такого?                  В закоулках бора,          

Я на радуге живу,                       Пробираются ручьи

В домике лиловом.                     К розовым озёрам,

Выбегаю поутру                         Машет белка за кустом,

В бежевых сапожках,                 Фиолетовым хвостом,

Ем в сиреневом бору                  Белорыбицы плывут

Алую морошку.                          Под вишнёвый мостик…

С листьев падает роса               Я на радуге живу,

В тёмно – синей чаще,               Приходите в гости!

Филин жёлтые глаза

На меня таращит.

К моменту окончания чтения  у каждого учащегося на парте разложен весь «цветовой ряд» стихотворения. Затем дети получают эти цвета (кроме белого и жёлтого), смешивая краски на палитре.

2. Игра «Палитра праздника» 1 класс

Задача: формировать понятие о цвете как средстве художественной выразительности.

Материал для игры: 3-4 листа бумаги в виде палитр с различными цветовыми сочетаниями красок (гуашь или акварель).

Содержание. Создаётся игровая ситуация.

Слова учителя:

- Однажды художнику Кисточке стало очень грустно, и он решил написать картину, и непросто картину, а картину, посвящённую одному из праздников. Картина получилась очень красивая, и Кисточка отнёс картину на выставку, что бы люди тоже порадовались красоте. Но у художника осталась палитра с красками, которые он использовал при её создании. (На классную доску вывешиваются палитры с различными цветовыми сочетаниями).

Учитель объясняет правила игры:

- Игра проходит молча. Ответом на поставленный вопрос является хлопок в ладоши. Тот, кто хлопнет не  вовремя, выбывает из игры.

- Посмотрите внимательно  на представленные палитры и найдите среди них праздничную палитру художника Кисточки.

Учитель,  по очереди,  касается указкой палитр. Когда учитель указывает, по мнению детей, на праздничную палитру художника Кисточки, дети хлопают в ладоши. Выигрывает тот,  кто правильно определил праздничную палитру.

После игры детям предлагается повторить цвета праздничной палитры на листе бумаги.

(Вариант - можно приготовить заготовки в виде палитры)

Примечание. При изготовлении праздничной палитры учитель учитывает время года, когда отмечается праздник.

3. Игра – упражнение «Как нарисовать бабочку?» 1 класс

(Можно выбрать другой объект)

Ига проводится перед рисованием бабочки.

Задача: - закреплять знания последовательности работы над рисунком;

              - развивать наблюдательность;

              - зрительную память, глазомер.

Материал: листы бумаги формата А-3 с этапами изображения бабочки.

Содержание. Создаётся игровая ситуация:

В класс вбегает Петрушка (клоун, Незнайка и т. п.) и рассказывает свою историю.

- Здравствуйте, ребята! Как я рад вас видеть! Как я долго к вам добирался. Художник Тюбик сложил рисунки  по порядку и попросил меня принести их вам  - это «Этапы рисование бабочки», что бы вы все правильно нарисовали чудесных бабочек для выставки. Но я так торопился, запнулся и упал, все рисунки  перепутались и по ним нельзя научиться правильно нарисовать бабочку. Я не знаю что делать, вы мне поможете всё расположить по порядку ? (дети отвечают)

На доске размещаются рисунки этапов изображения бабочки в хаотичном порядке.

Детям предлагается восстановить последовательность этапов рисунка. Дети (с помощью учителя) располагают рисунки в таком порядке:

1 – выбор формата и проведение линии симметрии, отметка на ней высоты туловища и головы бабочки;

2 – определение общей величины туловища и формы крыльев;

3 – уточнение формы крыльев, прорисовка формы головы и туловища;

4 – завершение работы в карандаше;

5 – работа цветом над большими плоскостями;

6 – работа цветом над деталями.

Дети выполняют рисунок бабочки в своих альбомах.

4. Игра «Волшебные  птицы» 2 класс

Игра проводится при создании образа сказочной птицы.

Задача: развивать композиционные навыки, чувство цвета, умение создавать декоративный образ,  умение работать в паре.

Материал: пакеты с аппликационным материалом различной формы, величины и цвета

(один на парту), изображение трёх сказочных деревьев.

Содержании. Создаётся игровая ситуация:

Напротив каждого ряда вывешивается изображение сказочного дерева.

- Выигрывает та команда, которая быстро и красиво, композиционно удачно разместит своих сказочных птиц на дерево.

В начале игры  учащиеся получают пакеты с аппликационным материалом, из которого  создают образ сказочной птицы.

Полученное изображение птицы приклеивается на лист бумаги и  вырезается.

Готовую сказочную птицу дети помещают на дерево.

В конце игры подводятся итоги, дети выбирают самое красивое дерево с птицами.

5. Игра  «Разрезные картинки. Составь цветок» 2 класс

Игра может проводиться перед  уроком рисования цветов с натуры.

Задача: развивать наблюдательность и зрительную память.

Материал: наборы разрезных картинок с изображением цветов на каждого учащегося.

Содержание: Каждому учащемуся (или паре учащихся) выдаётся пакет с каточками, на которых изображены составные части различных полевых и садовых цветов (ромашка, тюльпан, одуванчик, колокольчик и др.) У каждого  игрока

 Находятся составные части трёх, четырёх цветов.

 По просьбе учителя дети достают содержимое пакетов и начинают составлять из карточек – частей целый цветок. В то время звучит песенка про цветы.

Выигрывает тот, кто быстро и правильно выполнит условия игры.

6. Упражнение «Сказочная ветка» 2 класс

Упражнение проводится после ознакомлением учащихся с Хохломской, Городецкой и Полхов – Майданской росписью.

Задача: закреплять знания о народных промыслах.

Материал:  изображение декоративной ветки без листьев и цветков для каждого учащегося.

Содержание: Слова учителя:

- Предлагаю представить что мы в большой мастерской, что один ряд – это мастера из Городца, второй ряд – мастера из Хохломы, третий ряд – мастера из Полхов – Майдана.

Всем учащимся каждого ряда нужно закончить рисунок своей сказочной ветки, дополнить её изображениями листьев и цветов в стиле  того или иного народного поромысла.

В конце упражнения подводятся итоги.

7. Упражнение «Этот загадочный космос…» 3 класс

Упражнение выполняется перед рисованием на тему «Полёт на другую планету».

Задача:  - совершенствовать композиционные навыки (умение выделять главное, использовать закон контрастов, взаимосвязи и подчиненности всех элементов композиции);

                   - развивать воображение и фантазию.

Материал: подборка иллюстраций, репродукций картин на тему космоса, три больших листа окрашенных приёмом вливания цвета в цвет (космическое небо).

Содержание: Учитель ведёт с ребятами беседу о космических полётах, достижениях в освоении космоса. Во время рассматривания картин особое внимание нужно уделить их композиционному и цветовому решению.

- Ребята, я  предлагаю вам  мысленно совершить путешествие в «космос» и нарисовать то, что вы там «увидели».

Перед каждым рядом, на доске размещается окрашенный лист – космическое небо.

Каждый  ребёнок изображает космический объект - планету, космический корабль, комету и т.д. Когда рисунок готов, его вырезают и размещают на листе. Дети выбирают «главного художника» ряда который уточняет композицию, созданную своей командой, и, если надо, перемещает изображения с целью достижения большей выразительности композиции.

Подведение итогов – обсуждение композиций, выбор самой лучшей.

8. Композиционная игра «В подводном царстве» 3 класс

Игра проводится на уроке тематического рисования.

Задача: - совершенствовать композиционные навыки (умение выделять главное, выявлять смысловую связь между объектами изображения и т.д.);

              - совершенствовать наблюдательность и зрительную память

Материал: подборка  иллюстраций, репродукций картин на тему подводного мира, шаблоны – изображения обитателей морского дна, три магнитных доски, три больших листа с изображением моря, морского дна, водорослей.

Содержание: В класс приходит письмо от морского царя, в котором он описывает подводное царство и приглашает к себе в гости.

Письмо не обычное: вместо названий обитателей морей и океанов их изображения.

Письмо на большом листе бумаги, вывешивается на доску, и дети читают его вместе с учителем: когда в письме говорится о каком – либо обитателе морского дна, его называют, а  шаблон – изображение помещают на доску.

На доску размещаются три листа с изображением моря (письмо морского царя снимается с доски).

Трём учащимся с разных рядов предлагается создать композицию иллюстрацию на тему «В подводном царстве». У каждого ребёнка  пакет с набором шаблонов – изображений морских обитателей (в наборе могут быть изображения обитателей моря, о которых не говорилось в письме).

 После завершения работы учащихся на доске – просмотр и обсуждение трёх готовых композиций. Отмечаются достоинства, исправляются ошибки.

9. Игра – соревнование «Тёплые и холодные цвета» 3 класс

Игра проводится на одном из уроков при работе с цветом.

Задача:  закреплять знание тёплых и холодных цветов.

Материал: набор бумажных кругов (может быть и другая форма) различных оттенков.

Содержание: От каждого ряда выходят по одному желающему принять участие в игре.

Объясняется задача: участники игры на каждый шаг (движение начинается примерно,  от середины класса) называют по одному цвету: один – только холодные, другой только тёплые. Третий ученик (или учитель) из набора цветов у доски (двум участникам они не видны) отбирает названные цвета и крепит их на доску в два ряда : один ряд – холодные цвета, другой ряд – тёплые цвета.

(Работа по закреплению знания цветов должна вестись в комплексе, то есть слово, обозначающее цвет, должно поддерживаться цветовым сигналом).

Правило: Цвета игроки называют по очереди, Если один из них называет не верно, класс хлопает в ладоши и игрок пропускает свой ход.

Выигрывает тот, кто быстрее дойдёт до классной доски, правильно назвав все цвета.

10.  Игра – загадка «загадочные человечки» 4 класс

Игра может быть проведена на уроке рисования по памяти и по представлению фигуры человека.

Задача:

- совершенствовать знания и навыки в изображении фигуры человека;

- развивать наблюдательность и зрительную память

Материал: лист бумаги с изображением схем фигуры человека в разных движениях (на каждого учащегося).

Содержание: В класс заходит почтальон и приносит письмо. Учитель читает обратный адрес: «Лондон, Бейкер – стрит, Шерлоку Холмсу».

Достаёт письмо и читает: «Мои маленькие друзья! Я знаю, что вы любите читать и смотреть фильмы, где мы с доктором Ватсоном  постоянно разгадываем самые сложные, запутанные истории. Думаю, и вы  будете не прочь поупражнять свою смекалку. С этой целью посыла вам письмо, которое я недавно получил от одного моего маленького друга из России. Письмо необычное: вместо некоторых слов – разные схемы фигур людей. Если вы проявите наблюдательность и догадаетесь, что они означают, то узнаете, чем мой друг занимался в эти зимние каникулы. Желаю успехов!

                                                                                                 Ваш Шерлок Холмс».

Копи письма раздаются каждому ученику. Дети самостоятельно работают над разгадкой схем.

Правило: Если учащиеся догадались, какое движение означает та или иная схема, он дорисовывает на ней тело, одежду, дополнив изображение  необходимыми атрибутами. После выполнения задания учитель предлагает проверить правильность выполнения каждой схемы.

- Чем же занимался маленький друг Шерлока Холмса в зимние каникулы? Что означает первая схема? (дети отвечают) и т.д

11. Упражнение «Составь натюрморт» 4 класс

Упражнение проводится перед рисованием с натуры натюрморта.

Задача:

- формировать композиционные навыки;

- развивать наблюдательность и зрительную память

Материал:  репродукции натюрмортов известных художников (например, И.И.  Машкова, К.П. Петрова – Водкина, В.Ф. Стожарова), наборы шаблонов, условно передающих форму, величину и цвет предметов в данных натюрмортах.

Содержание:  Перед каждым рядом вывешивается репродукция натюрморта, состоящего из 4 -6 предметов. Учащиеся получают наборы шаблонов – предметов к своему натюрморту и внимательно рассматривают натюрморт и анализируют изображённые предметы, используя геометрические образы. Затем каждый восстанавливает композицию натюрморта на листе бумаги, отобранные шаблоны – предметы. В конце упражнения выявляются работы, которые наиболее точно передают представленные натюрморты.

Вариант: Содержание упражнения можно усложнить: после просмотра закрыть натюрморты на доске и предложить детям восстановить их композиции по памяти.

12. Игра «Знаешь ли ты изобразительное искусство» 4 класс

Игра проводится на одном из уроков – бесед.

Задача: закреплять знания произведений изобразительного  искусства.

Материал: для учителя -  набор карточек с фамилиями художников и названиями картин; для детей – набор из 5 – 6 репродукций.

Содержание: Все участники игры получают разные наборы репродукций, раскладывают их на парте.

Затем учитель зачитывает фамилию художника и название его картины с одной из карточек своего набора. Игроки, имеющие репродукцию этой картины, поднимают её вверх. Правильно определившие картину откладывают карточку в сторону, остальные возвращают её обратно в набор. Игра продолжается.

Выигрывает тот, у кого в наборе не останется ни одной карточки – репродукции.

Так как  у всех участников игры наборы разные, игру они заканчивают не в одно время, а по мере выбытия карточек из набора.

  Наверх