Бондаренко Ольга Владимировна,
воспитатель ГПД,
МОУ прогимназия «Центр детства»,
г. Серпухов
Тема: «Путешествие по королевству Русского языка»
Класс: 2
Форма проведения: игра-путешествие
Цель: формировать любовь к родному языку, помогатьдетям в осознавании роли языка и речи в жизни людей, способствовать развитию творческих способностей обучающихся.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
- расширить словарный запас, знания о природе
- взаимовыручка;
- позитивные индивидуальные качества.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью воспитателя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному воспитателем плану.
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в тексте, наглядном материале;
- добывать новые знания, опираясь на свой жизненный опыт и на полученную информацию;
- делать выводы в результате совместной работы класса и воспитателя.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Оборудование:
Компьютер, презентация, карточки для работы в группах, карточки - ребусы, карточки –грибы, сигнальные флажки.
Ход мероприятия
I. Вступление
-Здравствуйте, ребята!
Мы с вами сегодня отправляемся в необычное путешествие в королевство Русского языка.
И поможет нам в этом паровозик из Ромашково.
Встали! Соединились вагончики! Поехали! Звучит музыка.
Остановились! Заняли свои места.
- II. Основная часть (карта)
- Перед нами королевство Русского языка.
-Как вы думаете, кто жители этого королевства? ( Буквы, слоги, предложения.)
- Я хочу познакомить вас с одним интересным жителем этой страны.
Кто он? Это Словаренок. Живет он, как и все наши словари в этом замечательном королевстве. ( Показать выставку).
Это «Толковый словарь» Ожегова, он насчитывает более 85 тысяч слов, а в «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Даля около 50 тысяч слов.
По исследованиям учёных мы знаем и употребляем в речи всего только несколько тысяч слов. Вы еще дети, но многие слова уже знаете, а еще больше вам предстоит узнать.
Наш знакомый маленький Словаренок большой любитель попрыгать и поиграть. Он так увлекся играми, что перепутал все свои слова. Чтобы навести порядок и помочь Словаренку , нужно преодолеть все испытания, которые встретятся на нашем пути.
- Команда «Буковки» готова?
- «Словечки» готовы?
- Тогда вперед! (распутье дорог)
- 1. Испытание.
На экране вы видите камень. На нем три направления. Ваша задача: найти правильное направление нашего маршрута и объяснить почему.
Русский язык - государственный язык России. На нем говорят в нашей столице и во всех городах и селах России. В том числе и в нашем родном городе Серпухове.
2. Испытание.
- Написание букв русского алфавита вы знаете, а буквами обозначаются звуки. Сумеете ли вы выбрать на слух звук, который чаще других повторяется в стихотворении.
1.Дятел дерево долбил,
Деда стуком разбудил.
Дятел, дятел
Дуб долбит,
В щепки дерево дробит.
2.Ливень, ливень льет везде.
Рады птенчики в гнезде:
- Мама дома посидит,
Никуда не улетит.
3. Мама Милу с мылом мыла,
В глаз попало Миле мыло.
4. Сказала тетя:
-Фи, футбол!-
Сказала мама:
-Фу, футбол!-
Сестра сказала:
-Ну, футбол…
А я ответил:
-Во, футбол!
- Молодцы! Обе команды отлично справились с заданием, и мы отправляемся дальше.
3.Испытание «Грибной кузовок»
(сказочный лес)
И вот чудо..! Мы попали в сказочный лес! Наш Словаренок набрал 2 корзины грибов. Давайте поможем ему отгадать их названия. Для этого вам нужно совместить шляпку с ножкой, на которых написаны слоги. Правильно сложив, вы получите названия собранных грибов. Когда команда закончит работу, нужно поднять флажок. Задание понятно? (музыка)
Подосиновик
Подберезовик
Мухомор
Сыроежка
Лисичка
Опята
- …, …., … прикрепите грибы на мольберт!
- Давайте проверим! (грибы)
- Есть ли лишние грибы? Какие? Почему?
- Замечательное путешествие мы совершили по сказочному лесу. Молодцы! Движемся дальше по нашему маршруту!
4. Испытание
- Вы умеете разгадывать ребусы?
- Каждая команда получит по 2 ребуса. Вы должны их расшифровать и назвать зашифрованные слова. Кто закончит – поднимет флажок.
- Какие слова у вас получились?
- Словаренок очень рад. Вы быстро справляетесь со всеми испытаниями.
Молодцы! Переходим к 5 испытанию. Участвовать в нём будете все вместе. Отвечать нужно хором.
Неизвестно как случилось,
Только буква заблудилась,
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нем!
Но едва туда вошла
Буква озорница,
Очень странные дела начали твориться.
•Закричал охотник: «Ой»
Двери (звери) гонятся за мной.
•На виду у детворы
Крысу (крышу) красят маляры.
•Куклу выронив из рук
Маша мчится к маме
-Там ползет зеленый лук (жук)
С длинными усами.
•Говорят один чудак,
В речке выловил башмак,
Но зато ему потом
На крючок попался дом (сом)…
•На пожелтевшую траву
Роняет лев (лес) свою листву.
•Лежит лентяй на раскладушке
Грызет, похрустывая, пушки (сушки).
- Здорово у вас получилось, ребята! И слова исправили, и рифму сохранили.
Идем дальше!
6. Испытание.
- Вы прекрасно знаете буквы, хорошо читаете, знаете смысл многих слов, но знаете ли вы, что такое пословицы? Для чего они нужны?
- Пословицы много лет назад сложил русский народ, вкладывая в них особый смысл. Попытайтесь исправить ошибки в пословицах, а затем объяснить их. (работают в командах, музыка)
Для команды «Словечки»:
Друг познаётся за завтраком. (в беде).
Волков бояться – под одеялом лежать. (в лес не ходить)
Для команды «Буковки»:
У мышки глаза велики. (у страха)
Тяжело в учении, легко на каникулах. (в бою)
- Проверяем, как исправили пословицы?
- Объясните, как вы их поняли?
- Молодцы! Вы хорошо знаете пословицы. В них сквозь века передается народная мудрость, которая учит, наставляет и предостерегает нас от ошибок. Я думаю, пословицы смело можно назвать кладом русской культуры. Наш родной русский язык красив и разнообразен. С его помощью мы можем выразить свои чувства, свое отношение к Родине и к русскому языку.
III. Заключение
- Наше путешествие подошло к концу. Сегодня обе команды замечательно потрудились. Сумели пройти все испытания в сказочном королевстве. Вы помогли Словаренку, поэтому все слова расположились снова в алфавитном порядке. Он очень рад и благодарен вам.
- Ну а нам пора возвращаться домой.
Спасибо за интересное путешествие. До новых встреч!
Занимаем в паровозике места! Поехали! (музыка)
Посмотреть всю работу (нажмите здесь)