E-mail:
 
Детские творческие конкурсы
 Гайдукова Юлия, 14 лет, "Мудрая"
  Хамето Ева, 13 лет, «Полевые цветы»
 


Календарь

«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031



Подписаться на рассылку

рассылка

Подписаться



Ащеулова Любовь Петровна, учитель начальных классов

Ащеулова Любовь Петровна,

учитель начальных классов,

С (К) «ОШИ VIII вида г. Ленска»

Республики Саха (Якутия)

                 Классный  час  

              на  нравственную  тему

                                  «Что такое  дружба?»                  

Цели   классного  часа:

1.Образовательные:выявить  и расширить  представления  уч-ся  о  том,  что  такое  дружба и  каким  должен  быть  настоящий  друг.

2.  Развивающие: развивать  у  уч-ся  умения  рассуждать,  формулировать  свои  мысли  и  аргументировать  свою  точку  зрения.

3.Воспитательные: показать  ценность  дружбы  и  необходимость  умения  дружить. Формировать  нравственные  качества  учащихся:   умение  дружить  и беречь  дружбу.  Воспитывать уважительное  отношение  к  родителям,  к  старшим,  заботливое   отношение к  младшим;  получить  знание  традиций  своей  семьи  и  образовательного  учреждения,  бережное  отношение к  ним.

Оборудование:

1.Песня  «Если  с  другом   вышел  в  путь».

2.Раздаточный  материал  (определения  дружбы).

3.Клубок  шерстяных  ниток.

                                              Ход  занятия:

I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ  момент(эмоциональный настрой,  уч-ся  стоят  по  кругу)

-Подарите  улыбки  друг  другу.  Если вы научитесь  улыбаться  красоте, добру,  то  ваша   улыбка  будет  возвращаться  к  вам  с  радостью.   Ведь  окружающий  мир-это  большое  волшебное  зеркало

-Возьмитесь  за  руки .Что почувствовали? Тепло. А тепло.  Что  это?    Добро.

Стараемся  по-доброму  относиться  друг  к  другу,  не  ссориться.

-И  этот  огонек  называется-  дружба.  Друзья  на то  и  существуют,  чтобы  помогать  друг  другу.

-Хорошо, когда  все  живут  дружно,  будем и  мы  жить  дружно.

II.Песня  «Совершите  чудо». М.Пляцковский

     Землю  обогнули  тоненькие нити,

      Нити  параллелей и зеленых  рек,

      Протяните  руку,  руку  протяните,

     Надо, чтобы  в  дружбу верил каждый  человек.

    Обогрейте  словом,  обласкайте  взглядом,

    От хорошей  шутки  тает  даже  снег.

   Это  так   чудесно, если  с  вами  рядом

 Станет  добрым  и  веселым  хмурый  человек.

Учитель:  Давайте  скажем  пожелание  своим  одноклассникам. Начну  я, а  вы  продолжите,  передавая  клубок  со  своими  пожеланиями.  «Арсений,  я желаю  тебе…..»

Учитель: Посмотрите, какие  ниточки  тепла  протянулись  друг  от  друга.  Пусть  эти  ниточки  согревают  вас и  помогают  в  трудную  минуту.

III.Определение  темы  классного  часа.

Учитель: Посмотрите  на  иллюстрации  и  определите,  чем  они  похожи,  об  этом  мы и будем  говорить    говорить    сегодня.

               (на  экране  слайды, иллюстрирующие  дружбу)

Учитель: Сегодня  мы  поговорим о  том, что  такое  дружба,  каким  должен  быть  настоящий  друг,  постараемся  сформулировать  правила  дружбы.

IV.Актуализация  и  расширение    знании о дружбе.

Учитель: Как  вы  понимаете  слово  «дружба»?  Выберите  из  данных  определений  то, которое  вы  больше  разделяете (работа  в  парах):

  1.  Дружба-  очень  хорошая  форма  общения.
  2. Дружба- близкие  отношения, основанные  на  взаимном  доверии,  привязанности,  общих  интересах..
  3. Дружба-отношение  очень  глубокое  и личное, которое  предполагает  не  только  взаимопомощь,  но  и  внутреннюю близость,  откровенность,  доверие,  любовь.

(уч-ся  выбирают  значимое  для них  определение,  обосновывают  свою  точку  зрения)

Учитель: Значение  слов «друг»  и  «дружба»  в большинстве  языков  связаны  с  понятиями  родства,  товарищества и  любви.

Древнеславянское   дроужьба  означало «  близость,  товарищество,  общество».  О дружбе  говорили  во  все  времена,  о  ней  устно  и письменно  излагали  свои  мысли  поэты и писатели,    ученые и философы,  крестьяне  и  дворяне.  Например  ,  философ   Сократ  писал  так:  « Никакое  общение  между  людьми  невозможно   без  дружбы» .  Дружба, по  Аристотелю, «самое  необходимое  для  жизни».  В.И.Даль   в  своем  знаменитом «Толковом  словаре»  приводит  такое  определение  дружбы  : «…..бескорыстная  стойкая  приязнь».

Учитель:  Почему  дружба  является  самым  необходимым  для  человека?

Учитель: В.И.Даль  сказал  о  дружбе  «бескорыстная».  Поможет  понять  это  слово   вам  небольшая  сценка.

                                                            Сценка

Владик:  Посмотри,  какой  я  скворечник  сделал!

2ученик: Ой ,какой   хороший  !  Совсем  настоящий!  Знаешь  что,Саша, сделай  и  мне  такой.  А  я  тебе  за  это  сделаю  самолет.

1 ученик:  Ладно! Только  давай   ни  за  то,  ни  за  это,  а  просто  так:  ты сделаешь  самолет, а  я  скворечник.

Учитель:  Как  вы понимаете, что  такое    бескорыстная  дружба? (Нет  личной  заинтересованности  в  чем-то.  Ты  дружишь  с  человеком  не  для  того,  чтобы  он  тебе  что-нибудь  хорошее  сделал,  не  по  тому, что  это  выгодно.  Ты  дружишь  с  человеком  потому,  что он  близок  тебе,  близки  его  интересы,  взгляды,  его  внутренний  мир).

Учитель:   С  чем  бы  вы  сравнили  дружбу? (высказывания  детей)

Учитель:  дружба  похожа  на  воздух.  Когда  она  есть,  человек  её  как-то  не  замечает,  вроде  так  и  надо.  Что  тут,  дескать, особенного?    Но  если  друзья  расстаются,  то  это  уже  сказывается  подобно  тому,  как  чувствуешь  отсутствие  воздуха,  не хватает  чего-то очень  важного.  Особенно  остро  чувствуют   разлуку  друзья,  сроднившиеся  за  долгие  годы  близкого  общения. Для  них  это большая   травма.  И  тем  радостнее  их нежданная  встреча.

V.Работа  по  теме  занятия.

Учитель: Сейчас  мы  послушаем  первую  часть  стихотворения  Л.Измайлова  «Монолог  о  дружбе» (дети  заранее  читают    подготовленное  стихотворение).

            Стихотворение  «Монолог  о дружбе»  Л.Измайлова

                        Что  такое  дружба?  Каждый  знает?

                        Может  быть,  и  спрашивать  смешно .

                        Слово  «дружба» что  обозначает?

                       Может  быть,  поход  вдвоем  в  кино, 

                       Может быть,  хороший  пас  в футболе,

                      Может  быть,  подсказку  у доски,

                      Может  быть, защиту  в  драке  школьной

                     Или  просто  средство  от  тоски?

                     Ну, а  может  быть, молчанье  в  классе,

                      Если друг  плохое  совершит?

                     Скажем,  Коля  стены  разукрасил,

                   Михаил  все  видел,  но  молчит.

                   Разве  это  дружба,  если  кто-то

                    Примеры  дома  не  хотел  решать:

                    Заниматься  не было  охоты,

                     А  дружок  дает  ему  списать.

                     Разве  это  дружба, если  двое

                     Вздумали  уроки  прогулять,

                     А  спросила  мама:  «Вы не  в  школе?»-

                     Оба  дружно  начинают  врать.

Учитель: С какими  мыслями  автора  стоит  согласиться? А  с  чем  вы  не  согласны?  Должен  ли  друг  подсказывать?  Давать  списывать?  Льстить?

                     Что  такое  дружба,  каждый  знает?

                     Может  быть,  и  спрашивать  смешно.

                     Ну  и  все же,  что  обозначает

                    Это  слово? Значит  что  оно?

                     Дружба-это  если  друг  твой  болен

                     И  не  может  в  школу  приходить,-

                     Навещать  его  по  доброй  воле, 

                     Школьные  уроки   приносить,

                     Терпеливо  объяснять  заданья,

                     На  себя взять  часть  его  забот,

                     Отдавать ему  свое  внимание

                     Дни,  недели,  месяцы  или  год…

                     Если  друг  твой  что-то  ,  к  сожаленью,

                     Плохо  сделал  или  же  сказал,

                    Надо  честно,  прямо,  без  сомненья

                     Правду  высказать  ему  в  глаза.

              Может  быть,  понять он  все  не  сможет,

              Может  быть  ,  обидится  он  вдруг,

               Все  равно  сказать  ты  правду  должен,

               Ведь  на  то  и нужен  лучший  друг.

Учитель: Что  такое  дружба  ,  по  мнению  автора?

VI.Релаксационная  пауза. (на  экране изображение  воздушного  шара)

Я  приглашаю  вас  в  путешествие  на воздушном шаре.  Крепко  ухватитесь за  борта  корзины,  чтобы  не  упасть. А теперь  в  путь! Путешествие начинается.(Включается  песня  «Если   с другом  вышел  в  путь»)

Шар  медленно  поднимается в  синее  небо.  Вы чувствуете,  как  свежий  ветерок  овевает  вам  лицо.  Мы  летим  над  разными  странами,  морями,  лесами  и  горами.  Вот  на  горизонте  показалась  страна  Дружбы.  Шар  медленно  опускается.  Постарайтесь  увидеть  эту  страну ,её  жителей. Может  быть  там  живут  и персонажи  известных  вам  мультфильмов,  которых  можно  назвать  друзьями.  А  может  быть,  вы  видите в  этой  стране  своих  друзей.  Поприветствуйте  их,  поздоровайтесь за  руку,  ощутите тепло  от  прикосновения  с  ними.  Ощутите  атмосферу  страны  Дружбы.  Она  теплая  и  сердечная.

А  теперь возвращаемся на  шар.  Он поднимается в  воздух  и  везет  нас  обратно в  класс.  Мы  приземляемся и  выходим.  Откройте  глаза.

Учитель: Какой  вы  увидели  страну  Дружбы?    Кого  вы  увидели?  Какие  там  люди  или  герои  книг,  сказок,  мультфильмов?

                                     (высказывания  уч-ся)

Учитель:  домашнее задание  : нарисовать  страну  Дружбы

VII. Продолжение  темы  занятия.

1.Определение  качеств  настоящего  друга.

Учитель: давайте  поговорим  о  том,  кто  же  такой  друг.  Выведите  свое   понятие,  кто  такой  друг,  продолжив  фразу (  методика  «Незаконченное  предложение»):

Друг-это  человек

-который всегда  поможет  в  трудную  минуту,  в  различных  ситуациях;

-которому  я  могу  доверить  самое  дорогое,  свое  счастье   инесчастье;

-который  всегда  поддержит, поймет;

-который  уважает  твоё  мнение;

-который  не  предаст;

-который  является  самым  близким  после  родителей;

-который любит   тебя  не  за  что-то, а  за  то,  что  ты  такой,  какой  есть.

Нам  нужны  друзья,  чтобы….

-было  с кем  общаться,  проводить  своё  время;

-помогать  друг  другу;

-обсуждать  самые  личные  вопросы,  делиться  мыслями,  тайнами;

-не  быть  одиноким;

- жить.

Учитель:  Вы  все  правильно  говорили,  но как  же  найти  друзей?  Прежде  всего,  надо  самому  уметь  дружить    и быть  другом.  Как  вы думаете,  какие  качества  важны  для  дружбы?                                                                                       На экране  надпись  :  Настоящий  друг».  Рядом  написаны  названия  различных   человеческих   качеств.)

Учитель:   найдите  лишние  качества,  которые  не  должны  быть  у настоящего  друга  и  обоснуйте свой  выбор.

Чуткость, зависть,   заботливость,  сострадание,  ябедничество,  сопереживание,  жадность,  понимание,  честность, равнодушие, сердечность, щедрость,  доброта,  ненависть,  взаимопомощь.

Учитель: Подумайте ,какие  качества    у вас есть,  а  каких  не  хватает,  чтобы   быть  настоящим  другом.  Постарайтесь  воспитывать  в  себе  эти  качества.

                      (выдать  памятку  с  этими  качествами)

                  2.Составление  рецепта  настоящей  дружбы.

-Знакомо  ли  вам  слово  рецепт?  Что  оно  означает?  Действительно,  рецепт-  это  состав  продуктов,  который  необходим  для  приготовления  вкусного  блюда  и  последовательность  его  приготовления.  Как  вы  думаете,  а можно  ли  применить  слово  рецепт хорошей  дружбы.

    Для  составления  рецепта  необходимо  использовать  слова,  которые  написаны  на экране.

Взять                                                             Два  или  несколько  человек

Добавить                                               доброта

Приправить                                           верность

Влить                                                      взаимопонимание

Размешать                                            взаимовыручка

Подать                                                    помощь

Украсить                                                 искренность

                                                                   внимание

                                                                  отзывчивость

                                                                 сочувствие

                                                              сострадание, сопереживание

3.Составление     правил  настоящей  дружбы.

Учитель:  А  сейчас давайте совместно  определим,  что  среди  друзей может  быть  разрешено,  а  что  запрещено. (Дети  называют,  используя  опорные  слова  на  экране, после  обсуждения     появляется  таблица).     

Разрешено

Запрещено

Помогать  друг  другу

Врать

Радоваться  успехам  друг  друга

Завидовать друг другу

Поддерживать  в  трудную  минуту

Радоваться  горю  другого  человека

Переживать за неудачи  друг  друга

Обижать  и  давать  обидные  клички

Говорить  правду

Смеяться  над  неудачами

Учитель: 

Какие  ещё  правила  настоящей  дружбы  можно  составить?

-Поступай  с  другими так, как  хочешь,  чтобы  поступали  с тобой.

-Дружите,  не  обижайте  друзей  и  всех тех, кто  вас   окружает.

-Уважайте  друг  друга и  помогайте  друг  другу.

-Радуйтесь  вместе  с  друзьями.

-В беде  не  оставляйте  друзей,  не  подводите  их,  не  обманывайте,  не нарушайте  обещаний.

-Берегите  своих  друзей.  Есть  пословица: «Старый  друг  лучше  новых  двух»

       «Истинные  друзья…..ничего  не  требуют  один  от  другого  во  имя  дружбы,  но  делают  друг  для  друга  всё,  что  могут» (В.Г.Белинский)

        (детям  даются  памятки  с  правилами  дружбы)

-Давайте  пофантазируем  ,  какие  чудеса  могут  произойти  в  нашей  школе  или  классе,  если  вдруг  все вокруг    подружатся?

                         Ветерок  с  березкой  шепчется,

                         На  траве  блестит  роса.

                         Нам  с  тобой  земля-волшебница

                         Снова  дарит  чудеса

                           Если  песня в  небе  кружится-

                         Веселей  звенит  листва.

                         Если   все  вокруг  подружатся,

                         Будет  больше  волшебства.

 

                         Миллион  чудес  загадочных

                         Мы  встречаем  каждый  час,

                         Словно  самый  добрый  сказочник

                         Сочиняет  их  для  нас.

 

                         Если  песня  в  небе    кружится-

                         Веселей  звенят  сады.

                         Если  все  вокруг  подружатся,

                         Будет  больше   красоты.

 

                         Пусть  цветы  возьмутся  за  руки

                         И  сойдутся  в  хоровод,

                         Пусть  планета  цвета  радуги

                         Никогда  не  отцветет.

 

                        Если  песня  в  небе  кружится-

                        Веселей  звенит  заря.

                        Если  все  вокруг  подружатся,

                        Улыбнется   вся земля.

                    Материалы  для  размышлений.  Ситуации:

- Твой  друг     получает  плохие  отметки  и  родители  запрещают  тебе  с  ним  дружить.  Как  бы  поступил   бы   настоящий  друг?

-Друг  пригласил  тебя  на день  рождения. Как ты  будешь  выбирать  подарок:   что  нравится  тебе,  что  нравится  ему,  что  предложат  родители?

                                              Пословицы

                       Нет  друга-ищи,…..(а  нашел-береги).

                       Не  имей  сто  рублей,….(а  имей  сто  друзей).

                        Один  за  всех…(и  все  за  одного).

                        Человек без друзей,…(что  дерево  без  корней).

                       Дружба-как  стекло-….(разобьется-не  сложишь).

                       Друг  познаётся……(в  беде).

                       Дерево  держится  корнями,…(а  человек-друзьями).

                       Старый  друг  лучше  новых  двух.  

VII. Рефлексия.

Был  ли  наш разговор  полезным  для  вас?

О  чем  заставил  задуматься?

Человек  счастлив  по-настоящему  только  тогда,  когда  у  него есть  друг, с  которым  он  может  поделиться  самым  сокровенным,  рассказывать  о  своих  печалях  и  горестях,  и  очень  важно- уметь  сохранить дружбу,  потому  что  « дружба, что  стекло,-  разобьёшь- не  склеишь».               

  Наверх