Хантакова Анисия Васильевна,
учитель технологии и изо,
МБОУ «Хара – Улахская средняя общеобразовательная школа»,
РС(Я), Булунский улус, с.Найба
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«Юный художник»
Возраст обучающихся - 7-10 лет
Пояснительная записка
Художественная деятельность, т.е. создание произведений графики, живописи и пластического искусства, связана с процессами восприятия, познания, с эмоциональной и общественной сторонами жизни человека, свойственной ему на различных ступенях развития, в ней находят отражение некоторые особенности его интеллекта и характера.
Изобразительное искусство, пластика, художественное конструирование – наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. Работа с различными материалами в развитых техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности.
Все начинается с детства. Уже в самой сути маленького человека, заложено стремление узнавать и создавать. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение.
Вопросы гармонического развития и творческой самореализации находят свое разрешение в условиях изостудии.
Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализоваться в учебе, творчестве, в общении с другими детьми. Помочь в этих устремлениях, призвана данная программа. Она рассчитана на работу с детьми 7-10 лет.
Цель программы – заключается в формировании развитие личности эмоционально-эстетического отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы. Воспитание нравственно и эстетически полноценного гражданина общества.
В ходе достижения этой цели решаются следующие задачи:
- приобщение школьников к миру пластических искусств как неотъемлемой части духовной (эмоционально-ценностной) и материальной культуры общества;
- формирование художественно-образного мышления как основы развития творческой личности, ее эстетических вкусов и потребностей, морально этического облика;
- развитие творческих способностей; расширение диапазона чувств, воображения, фантазии, воспитание эмоциональной отзывчивости на явления художественной культуры;
- обучение основам изобразительной грамотности, формирование практических навыков работы в различных видах изобразительной деятельности;
- систематическое развитие зрительного восприятия, чувства цвета, композиционной культуры, пространственного мышления, умения воплощать в художественных образах творческие задачи (изобразительных, декоративных, дизайнерских);
- приобщение к наследию отечественного отношения к действительности, искусству, явлениям художественной культуры, народным художественным традициям.
Организация образовательного процесса
Программа «Юный художник» предназначена для комплексного изучения рукоделие детьми от 7 до 10 лет.
Такой значительный возрастной диапазон требует деления ее содержания на этапы освоения рукоделий и распределения детей по следующим группам:
● первая группа включает детей от 7 до 8 лет.
● вторая группа включает детей от 9 до 10 лет
Организация занятий за год
● Материалы и инструменты:
- бумага;
- карандаши (графитные и цветные)
- акварель, гуашь;
- художественные инструменты (кисти – мягкие беличьи, щетинные).
●
● Практическая работа:
- выполнение набросков и эскизов;
- выполнение длительных учебных и творческих работ (графических, живописных, декоративные работы).
● Основные теории и краткая история изобразительного искусства:
- виды и жанры изобразительного искусства.
- русское классическое и своевременное искусство (творчество выдающихся художников);
- изделия традиционных художественных промыслов России;
- зарубежное классическое и современное изобразительное искусство (творчество выдающихся художников);
- взаимосвязь видов искусства.
В результате освоения обязательного минимума, учащиеся будут иметь представления:
- об изобразительном искусстве, народном и декоративно-прикладном искусстве, дизайне как о виде искусства, об их роли в жизни человека;
- об основных понятиях изобразительной грамоты;
- о взаимосвязи видов искусства;
- о наиболее значимых музеях искусств России.
Дети научатся различать (узнавать) произведения национального искусства и иных культурных регионов, традиционных художественных народных промыслов России;
- передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами.
При выполнении учебных и творческих работ учащиеся смогут использовать:
- по основам изображения пространства (загораживание, уменьшение объектов при удалении);
- по основам изображения лица и фигуры человека (пропорции частей, передача эмоций, движения);
- ученики освоят основные средства художественной выразительности образа: ритм, силуэт, цвет, композицию.
В кружок «Юного художника» дети приобретут опыт:
- работы с цветом, тоном, линией, пространством, формой при выполнении графических, живописных работ, а также заданий по лепке и конструированию;
- работы с такими художественными материалами, как: гуашь, акварель с белилами, карандаш, кисть;
- коллективной творческой работы.
Первый год обучения.
№ |
Темы |
Кол-во часов |
1 2 3
|
Радужный мир Чудеса из бумаги Выставки, экскурсии
|
18 18 1 |
|
ИТОГО |
37 |
Второй год обучения
№ |
Предмет |
Кол-во часов |
1 |
Основа художественных грамот. |
12 |
2 |
Графика |
12 |
3 |
Пластика |
13 |
4 |
Итого |
37 |
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения.
репродуктивный (воспроизводящий);
иллюстративный (наглядный материал);
проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы ее решения).