Тихоненко Анастасия Валерьевна,
учитель изобразительного искусства,
МБОУ "Ковыльненская
средняя общеобразовательная школа-сад"
Значение коррекционно-развивающей работы
по изодеятельности детей
старшего дошкольного возраста
Эстетическое воспитание ребенка связано с развитием мышления, физическим развитием и его поведением. Ребенок делает свои первые обобщения, улавливает связь между формой и содержанием предметов и явлений, сопоставляет их и оценивает. Эстетическая деятельность требует от ребенка достаточности движений, их ритмичности и координированности. Новые впечатления, представления находят свое отражение в словаре ребёнка, в развитии его речи.
Аппликация – это часть эстетического воспитания, которая складывается из наблюдений, впечатлений и утверждения их деятельности.
Сила эмоционального воздействия окружающего мира на ребенка, глубина эстетического восприятия, развитие его творческих способностей зависят от степени развития слуховых, зрительных и тактильно-двигательных анализаторов, т.е. сенсорного развития ребенка.
Таким образом, развивая восприятие детей, мы создаем возможность воспитания эстетического чувства ребенка, его творческих способностей.
Процесс овладения навыками и умениями по изобразительной деятельности и конструированию детьми не посещающих ДДУ отличаются от нормы и имеет ряд особенностей, которые связаны неточностью зрительного восприятия, недостаточным развитием произвольных форм внимания и запоминания, а также с трудностями самостоятельного обследования образца планирования последовательности действий и осуществления контроля.
К шести годам дети нередко не знают даже основных цветов. Форма предмета не выделяется как признак, не абстрагируется. Ребёнок затрудняется в определении пространственных соотношений (право, лево, рядом и т.д.), что в свою очередь затрудняет усвоение соответствующих словесных обозначений.
Снижена у них и острота речевого слуха, что обуславливает неточность восприятия звукового состава слова, мешает усвоению звукопроизношения, лексико-грамматического строя языка.
У детей с речевой патологией есть отклонения и в развитии движений, что выражено в ослабленном мышечном тонусе, в недостаточной координации движений, аритмии, нарушений темпа движений.
У детей не посещающих ДДУ наблюдается узость тематических рисунков, многократные повторения темы, отсутствие способов изображения предметов и явлений, бедность приёмов лепки, конструирования, неумение владеть ножницами. И даже дети, владеющие элементарными техническими приёмами в изобразительной деятельности, не проявляют при этом достаточной усидчивости, воли и внимания в своих занятиях.
Снижено и критическое отношение к своей и чужой работе. Поэтому отмечается и пассивность этих детей в выражении своих чувств и настроений, ущемлённое самолюбие.
Преодоление этих особенностей у детей с ОНР может осуществляться лишь в процессе сенсорного воспитания ребёнка, в совокупности с развитием речи.
Развитие зрительных анализаторов идёт в процессе осознания ярких впечатлений от окружающих ребёнка быта и природы, будь то прогулка, труд на участке, наблюдения
за живым уголком, ведение календаря природы, дидактические пособия, игрушки и т.д.
Познавательное и эстетическое значение имеет также просматривание образцов изобразительного искусства, (картины, скульптуры…) показываются яркие дидактические пособия.
На занятиях по развитию речи большую пищу для воображения и изобразительного творчества детей вызывают положительные эмоции, например при похождении темы «Весна» (восхищение яркими красками, радость теплу, прилёту птиц, первому листочку).
Это подкрепляется ещё и чтением стихов, прогулкой, картиной.
Интересны и просмотры диафильмов, радио и телепередач, прослушивание грамзаписей для детей. Одновременно с эстетическим воспитанием идет и сенсорное воспитание, расширяется чувственный опыт ребёнка. Знакомство с геометрической классификацией предметов в дальнейшем служит для более детального познания форм реальных предметов, что ведёт от конкретного решения к абстрагированию, развитию интеллекта.
Усилия необходимые в овладении вырезыванием, рисованием требуют затраты физических сил, связанных с развитием волевых качеств ребёнка, внимания, усидчивости.
Они же способствуют развитию силы, точности, темпа и режима движений. Особенно важно учесть необходимость прочного закрепления навыков в условиях повторений, индивидуального подхода к детям.
Особенно это становится возможным в условиях вариаций одного и того же занятия, постепенного усложнения его содержания.
Так одним из вариантов закрепления формы, цвета являются рисование красками, лепка, аппликация в зависимости от поставленных задач (передать строение и части предмета, объемную его форму или силуэтную).
Разные занятия дают возможность обеспечить постепенность в переходе от одной степени сложности содержания и приемов изобразительной деятельности к другой.
В работе предусматривается и перенесение знаний о форме и цвете на предметы окружающего мира. Например, игры:
- «Что ты видишь в комнате круглой формы?»
- «Что здесь зеленого цвета?»
- «Что тебе здесь нравится и почему?»
Это способствует созданию более полных впечатлений, умению анализировать и обобщать. Занятие рисованием, лепкой, аппликацией являются стимуляторами речи, что особенно важно для детей с ОНР.
Таким детям помимо накопления словаря, необходимо грамматически верно строить фразовую речь. Соответственно это находит отражение и в требованиях воспитателя к речи на занятиях изобразительного творчества.
Здесь учитываются и предложенные конструкции и изменения глаголов и согласованность в роде, числе и падеже. Например: «Что ты вырезаешь?»
«- Я вырезаю круг».
«Чем ты вырезаешь?»
«- Я вырезаю ножницами».
«Какого цвета круг?»
«- Мой круг красного цвета».
«Чем будешь приклеивать?»
«- Клеем и кисточкой».
«Откуда набираешь на кисточку клей?»
«- Я набираю клей из баночки».
В сопряжено-отраженной речи дети постигают форму сопровождения речью своего действия, усваивают и первые навыки в рисовании, аппликации, конструировании и лепке. Путь от короткой фразы к более сложной, от сопряженной и отраженной речи к ответу на вопрос - это путь постепенного усвоения содержания занятий. Ответы на корректные вопросы не трудны для детей, т.к. они не сложны и чаще несут в себе вопрос:
«Какой ты взял карандаш, листок бумаги?»
«- Я взял синий карандаш, синий листок бумаги».
«Что ты будешь вырезать из квадрата?»
«- Я буду вырезать из квадрата кружок»
«Какого цвета кружок?»
«- Кружок красного цвета»
Попутно формируются ряд понятий, которые закрепляются в речи (бумага белая…)
Уточняются, а то и заново формируется представление о форме (круг, овал, треугольник, прямоугольник).
Закрепляются и формируются пространственные представления, воспитывается умение располагать предметы в пространстве, собирать из части целое или выделять часть из целого.
Знакомятся дети и цветовой гаммой, учатся подбирать цвета. Обязательно отводится время на закрепление полученных знаний и навыков в самостоятельной работе. практический материал по эстетическому воспитанию располагается по периодам занятий, что дает возможность точнее соотнести его с задачами речевой работы.
Так, на первом этапе на занятиях по аппликации можно применять наглядные опоры, которые представляют собой ряд стилизованных рисунков большого размера, отражающих основные моменты занятия. Один из рисунков изображал, как создаются для аппликации необходимые детали, другой отражал, как следует проверять работу по образцу, третий - как выкладывать детали на лист бумаги, служащий фоном, четвертый – порядок наклеивания деталей, последний - как анализировать выполненную работу. В ходе обследования дети кратко отвечают на вопросы воспитателя, повторяют его инструкции, называют предметы и его части, выделяют их признаки, определяют назначение предмета. Закрепляются речевые навыки, полученные на логопедических занятиях.
Особенное значение придается развитию произвольного внимания, умению переключать внимание с одной операции к другой, используя наглядные опоры (образцы и схемы) можно сосредоточить внимание детей на последовательности основных звеньев выполнения изделия.
На втором этапе дети с помощью педагога, используя наглядные опоры, словесно определяют цель предстоящей деятельности, анализируют её объект. Вместе с воспитателем они выбирают и средства выполнения задания, продумывают задания и способы для достижения цели. Обучая детей правильному выполнению действий в процессе создания аппликации, воспитатель может показать с замедлением темпа, расчленением действия на отдельные операции, повторно продемонстрировать операции, сопровождая показ пояснением. Дети могут упражняться в выполнении отдельных операций, стремясь их делать в нужном темпе, тем самым воспитывали целеустремленность в работе, умение доводить её до конца.
На этом этапе сочетается материальная сторона деятельности с речевой, создаются ситуации, которые вызывают у детей стремление сказать о том, что они собираются делать, делают или сделали. Дети словесно описывают производимые действия ими, обогащая свою речь, с другой стороны, действия, отражаясь и закрепляясь в слове, глубже осмысливались ими.
На логопедических занятиях в этот период дети овладевали конструкцией простого предложения, что и учитывает воспитатель в ходе обучения. Стимулирование речевых высказываний строго индивидуализировалось в зависимости от динамики развития фонетико-фонематических лексико-грамматических навыков ребенка. Если, например, у Алеши горловой звук «р», мы не спрашивали его, зная, что в ответе на вопрос будут слова с этим звуком. И, наоборот, для автоматизации звуков, например «ль» у Миши мы задавали ему вопросы, отвечая на которые автоматизировался этот звук. «Много клея ты взял на кисточку? - Я взял немного клея на кисточку».
«Что ты сейчас будешь приклеивать? - Я буду приклеивать колеса».
У Алены большие нарушения в лексико-грамматическом строе речи, поэтому ей чаще задавались вопросы, в ответе на которые необходимо было согласовывать в роде, числе и падеже существительные, глаголы, прилагательные.
« К чему будешь приклеивать листочки?
- Я буду приклеивать листочки к веточке».
« Какого цвета у тебя колеса?
- У меня красные колеса».
«А какого цвета машина?
- Машина зеленая». (зеленого цвета)
На данном этапе начиналась работа по формированию умения распределять внимание. Дети искали детали объекта, выбирали из словесной инструкции значимую информацию, распределяли внимание, выполняя отдельные операции и называя их вслух. Последовательность этапов дети хорошо запоминают, поскольку связывают её с основным содержанием и способами данного вида деятельности.
На третьем этапе воспитатель обучает детей выполнять задания по словесной инструкции. Приучая детей к планированию своих действий и самоконтролю, воспитатель предлагает им рассказать, в каком порядке и как они собираются выполнять то или иное задание. А в конце занятия нередко просит сделать отчет о выполнении задания.
Создавались условия для развития контекстной речи детей. « - Я взяла желтый квадрат и вырезала из него круг. Потом взяла маленький квадратик. Из круга я вырезала туловище цыпленка, а из квадратика - маленький желтенький кружок. Это головка цыпленка. Из черной бумаги вырезала маленький треугольник - получился клювик. Из тоненьких полосок сделала две лапки и т.д.»
Или при анализе работы: «Алеша приклеил дом правильно, окна посередине, красивая красная крыша и труба на крыше. Алешин домик мне очень нравится».
В период спонтанной речи вводится максимальное количество работ, связанных с игровой деятельностью детей и соответственно сюжетная коллективная аппликация может явиться поводом к рассказу с привлечением жизненных впечатлений ребенка. Такое занятие может быть подготовкой к игре, а значит, будет иметь место обсуждения предстоящей игры.
На последнем четвертом этапе особое значение придается употреблению детьми сложно-сочиненных и сложно-подчиненных предложений при объяснении своих действий, сравнений выполненных ими изделий.
Так идут коррекционно-воспитательные воздействия на детей в условиях применения фронтальной, подгрупповой и индивидуальной форм работы с детьми.