Прокопьева Наталия Сергеевна,
учитель технологии,
руководитель кружка «Радуга творчества»,
КГУ СШ № 13,
Казахстан, Карагандинская область,
Осакаровский район, с.Озёрное
Обобщение педагогического опыта
«Организация и проведение занятий кружка прикладного искусства
«Радуга творчества»
Большие возможности для развития творческих способностей учащихся имеют кружковые занятия в школе. Кружки способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества подготовки к учебному предмету «Технология». Здесь каждый школьник имеет возможность выбрать себе дело по душе, выявить, ставить и разрешать интересующие проблемы. В кружке большой простор для разнообразной деятельности школьников: изготовление поделок, проектная деятельность и т.д.
Главная цель кружковой работы: Создание условий для максимально эффективного, целостного развития личности ребенка, то есть создание условий для раскрытия и развития таланта.
Кружковая деятельность развивает личность ребёнка, прививает устойчивый интерес к декоративно-прикладному искусству, жизнь ребят становится более интересной и содержательней, наполняется яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Занятия в кружке оказывают на детей большое воспитательное воздействие, способствуют формированию положительных черт характера каждого ребёнка, таких как доброжелательность, трудолюбие, отзывчивость, умение сопереживать другим людям. Прикладная деятельность учащихся формирует у них навыки совместной деятельности, чувство общности, умение видеть свои недостатки и способность просить помощи у окружающих, а в конечном итоге способствует сплочению детского коллектива, профилактике асоциального поведения детей.
При организации занятий необходимо, в первую очередь, уделить внимание созданию необходимых условий для работы: кабинет, оборудование, сырье, материалы, инструменты. Мною планируется и проводится учебно-воспитательная, проектная работа, выставки, участие в конкурсах, разрабатываются учебно-методические пособия, технологические карты, таблицы и т.д.
Работа с детьми проводится в зависимости от тем и заданий группами, индивидуально.
Необходимо учитывать следующие требования, предъявляемые к кружковцам:
Определение цели и методов в выполнении заданий; усвоение терминов, основных понятий; овладение умениями, знаниями и навыками декоративно-прикладного искусства; выработка оценочных критериев. В каждом регионе есть свои народные промыслы, и восприятие их произведений детьми способствует формирование у них эстетических чувств, эмоционального, положительного отношения к народным мастерам и народным традициям. Декоративно-прикладное искусство раскрывает богатство и разнообразие красок окружающего мира, с его помощью дети знакомятся с новыми для них предметами и явлениями жизни.
Анализ произведений декоративно-прикладного искусства на занятиях кружка составлен в следующем порядке: связь формы предмета декоративно-прикладного искусства с его прикладным назначением; связь декоративного украшения с формой предмета, материалом, из которого создан предмет; основные принципы составления предметов и создания произведений декоративно-прикладного искусства.
От того, какие объекты труда мною отобраны для занятий прикладного искусства, зависит их эстетическое воздействие на детей. Это поделки красивые, вызывающие положительные эмоции, радость, удивление, восхищение. Здесь важно рассматривая поделки на страницах журналов, книг, сайтов Интернета, вызвать у детей желание выполнить свои индивидуальные, не «копированные» предметы рукоделия. Воспитание у кружковцев стремления выполнить работу лучше, сделать ее красивее, чтобы доставить радость другим – моя основная задача, как педагога.
Занятия в кружке «Радуга творчества», как виде прикладной деятельности детей, носит эмоциональный, творческий характер. Одно из главных условий успеха в обучении детей прикладному искусству и развитию их творчества - индивидуальный подход к каждому ученику. Чтобы осуществить такой подход, внимательно наблюдаю за детьми в процессе их деятельности, отмечая при этом, что характерно для каждого, что удается, а что нет; какие трудности возникают у ребенка в процессе создания изделий; как он относится к этим занятиям.
Освоив знания, умения и навыки, необходимые для работы с детьми по развитию творчества, я стараюсь не останавливаться на достигнутом. Для меня, учителя технологии, очень важно продолжать поиски новых методов техники изготовления различных видов прикладного искусства.
Специфика занятий в кружке прикладного искусства требует при составлении программы соблюдения с одной стороны, ярко выраженной эмоционально-эстетической направленности содержания, а с другой – ориентации содержания на выработку трудовых умений и навыков, воспитания любви и уважения к труду народных умельцев, национальным особенностям мастеров прикладного искусства, направленность на активную трудовую профессиональную ориентацию.
Кружковая работа осуществляется на основе разработанной программы (см.Приложение)
Программа рассчитана на реализацию в общеобразовательной школе для дополнительного образования творческих детей, предназначена для детей школьного возраста 10 – 12 лет и рассчитана на один год обучения, 34 часа занятий (1 раз в неделю 1 час). Кружок посещают дети 5,6 классов.
В группы пришли дети, имеющие некоторые специальные умения и навыки в прикладной деятельности. Вначале курса, дети ознакомлены с правилами поведения на кружке, правилами техники безопасности, правилами пожарной безопасности (проведение инструктажей).
При проведении занятий используются не только различные практические методы обучения, которые классифицируются по типу познавательной деятельности, но и занятия: театрализованное представление «Путешествие в страну Рукоделия», занятие в форме игры «Веселая ярмарка», на занятиях включены викторины, игры на развитие фантазии и творческих способностей, проводятся Интернет-вернисажи в мультимедийном кабинете. Детям такие занятия очень нравятся и они с большим интересом вспоминают предыдущие занятия. Такие занятия помогают детям легко запоминать новый материал, и они лучше его усваивают.
Дети с большим удовольствием принимают участие в оформлении кабинета.
Все занятия проводятся, опираясь на перспективный план, составленный при разработке творческой программы.
Кружковцы принимают участия в республиканских, областных, районных, международных конкурсах поделок декоративно-прикладного искусства.
Учащиеся 5 класса за первый год обучения высоких результатов не достигают, так как не участвуют во всех конкурсах и выставках. Это указывает на недостаточно высокий уровень подготовки учащихся первого года обучения.
Необходимо создать учащимся условия для творческой инициативы, содействовать выбору индивидуального образовательного маршрута и темпа его развития, обеспечить комфортную эмоциональную среду. В связи с тем, что в группе учащиеся 10-12 возраста занятия были спланированы таким образом, что более опытные учащиеся оказывали им помощь и служили примером для более высоких результатов.
Вывод: Считаю, что с поставленными задачами справилась полностью. Дети многому научились, планируем продолжить принимать участие в конкурсах школьного, районного, областного, республиканского, международного уровня.
В течение учебного года планирую продолжить свою работу:
- Диагностика творческих способностей детей, изготовление изделий различных видов ДПИ.
- Больше внимания уделять развитию творческих способностей.
- Проводить мастер-классы кружковцев в группах мини-центра.
- Посещать Интернет - вернисажи, совместный просмотр современных выставок ДПИ в You Tube.
- Привлекать в работу кружка большее количество детей из группы риска из неблагополучных семей.
Приложение
Программа «От интереса – к мастерству»
кружка прикладного искусства «Радуга творчества»
5 класс
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Декоративно – прикладное искусство – удивительный вид творчества, дающий возможность раскрыть свои способности любому человеку. В последние годы можно наблюдать следующую особенность – чем больше красивых и нужных вещей продают в магазинах, тем большее количество людей берут в руки различные инструменты и пытаются создать особые и неповторимые изделия. Таким образом, многие пытаются отойти от того стандарта, который окружает нас на протяжении жизни.
Некоторые популярные сейчас виды декоративно-прикладного искусства были рождены в далеком прошлом. Поэтому и отношение к народному искусству должно быть особенным. Когда-то А.С. Пушкин по этому поводу сказал так: «Уровень культуры эпохи, как и отдельного человека, определяется отношением к прошлому».
Предлагаемая программа дополнительного образования «Радуга творчества» предназначена для детей 10 – 12 лет. Программа предназначена для практических занятий декоративно-прикладного искусства по предмету технология.
Программа актуальна, поскольку является комплексной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.
Целью занятий является – дать возможность детям раскрыть свои способности, по созданию красивых и нужных в домашнем обиходе вещей.
Задачи:
Обучающие:
Обучить конкретным трудовым навыкам при работе различных видов рукоделия;
Формировать интерес к декоративно-прикладному искусству;
Воспитательные:
Прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;
Воспитывать нравственные качества детей;
Формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи.
Развивающие:
Развивать образное мышление, творческие способности;
Формировать эстетический и художественный вкус.
Обучение:
Усвоение теоретических знаний;
формирование практических навыков.
Во время реализации программы будут использованы такие формы и методы, как рассказ, беседа, объяснение, выполнение практических заданий.
Формы организации учебно-воспитательной деятельности:
- индивидуальная
- групповая
- фронтальная
- конкурс
- выставка
Одной из форм организации учебно-воспитательной деятельности в группах являются клубные дни.
Формы проведения клубных дней: творческие мастерские, праздники, конкурсы, выставки.
Формы контроля:
Подведение итогов работы является необходимым моментом в работе творческого коллектива. Так как данная программа не имеет четких критериев определения результатов практической деятельности школьников, то наиболее подходящей формой оценки является совместный просмотр выполненных образцов и изделий, их коллективное обсуждение, выявление лучших работ, отбор работ на выставки, участие в конкурсах.
Стимулы: похвала, поддержка, отбор работы на выставку,
награждение грамотой.
Календарно – тематическое планирование
№ |
Тема занятия |
Виды работ |
Кол час. |
Дата |
1. |
Вводное занятие «Ищу себя» |
Знакомство с группой детей. Анкетирование учащихся. ТБ. |
1 |
08.09.15 |
2. |
«Путешествие по стране декоративно-прикладного искусства» |
Интернет-вернисаж |
1 |
15.09.15 |
3. |
«Бумажный город» |
Оригами, вырезание из бумаги, поделки из картона, аппликация |
4 |
22.09.15 29.09.15 06.10.15 13.10.15 |
4. |
«В чудесном саду» |
Поделки с природным материалом |
3 |
20.10.15 27.10.15 03.11.15 |
5. |
«Башня принцессы Иголочки» |
Изонить |
3 |
10.11.15 17.11.15 24.11.15 |
6. |
«Остров ненужных вещей» |
Поделки из нетрадиционных материалов |
4 |
08.12.15 15.12.15 22.12.15 29.12.15 |
7.
|
«Лоскутный город» |
Клеевая аппликация из ткани |
3 |
05.01.16 12.01.16 19.01.16 |
8. |
«Пластилиновая гора» |
лепка из соленого теста |
4 |
26.01.16 02.02.16 09.02.16 16.02.16 |
9. |
«Замок вязания» |
Картины из цепочки из воздушных петель |
4 |
23.02.16 01.03.16 15.03.16 29.03.16 |
10. |
«Ода бисеру» |
Коллаж из бисера |
4 |
05.04.16 12.04.16 19.04.16 26.04.16 |
11. |
«Фантазия + мастерство» |
Праздничная открытка (смешанные материалы) |
2 |
03.05.16 10.05.16 |
12. |
«Празднику всякая душа радуется». |
Итоговое занятие: выставка-праздник. Награждение победителей конкурса «Лучший мастер», «Лучшая мастерица». |
1 |
17.05.16 |
|
Итого: |
|
34 |
|
Содержание программы кружка прикладного искусства «Радуга творчества»
1.Вводное занятие «Ищу себя» – 1 ч.
Знакомство с группой детей. Анкетирование. Основные материалы и инструменты, используемые в декоративно-прикладном творчестве. Правила безопасности и личной гигиены.
Практическая работа: рисование Страны Мастеров.
2. «Путешествие по стране ДПИ» - 1 ч.
Интернет-вернисаж (коллективное посещение мультимедийного кабинета).
Практическая работа: просмотр сайтов ДПИ.
3. «Бумажный город» - 4 ч.
Виды бумаги, правила сгибания и складывания. Понятие «аппликация», виды аппликации, последовательность наклеивания деталей. Беседа об искусстве оригами. Основы бумагопластики.
Практическая работа: изготовление объёмных и рельефных композиций из бумаги.
4. «В чудесном саду» - 3 ч.
Знакомство с жителями чудесного сада – растениями, листьями, семенами. Заготовка материалов (осенних листьев, шишек, коряг деревьев, веток). Беседа «Что такое флористика?». Понятие «композиция», «фон», «основа».
Практическая работа: изготовление аппликации из листьев.
5. «Башня принцессы Иголочки» - 3 ч.
Знакомство с изонитью. Техника выполнения отдельных элементов. Заполнение угла и окружности в технике изонити.
Практическая работа: изготовление панно в технике изонити.
6. «Остров ненужных вещей» - 4 ч.
Беседа «Что можно сделать из ненужных вещей?».
Нетрадиционные бросовые материалы в детском творчестве: пуговицы, опилки, газеты, остатки шерстяных ниток, медицинская трубка для системы, яичная скорлупа.
Практическая работа: изготовление аппликации из бросового материала.
7. «Лоскутный город» - 3 ч.
Беседа о лоскутной пластике. Виды тканей. Клеевая аппликация из ткани.
Практическая работа: изготовление картины и панно из ткани.
8. «Пластилиновая гора» - 4 ч.
Беседа о древней традиции – лепке из солёного теста. Знакомство с новым материалом для лепки – соленым тестом. Последовательность выполнения работы. Отработка и закрепление основных приёмов лепки.
Практическая работа: лепка объёмных поделок.
9. «Замок вязания» - 4 ч.
Из истории вязания крючком. Основные сведения об инструментах и материалах. Приёмы вязания крючком.
Практическая работа: изготовление клеевой картины цепочкой из воздушных петель.
10. «Ода бисеру» - 4 ч.
Понятие «коллаж». Беседа «Бисерное рукоделие». Приёмы наклеивания бисера. Правила безопасности при работе с бисером.
Практическая работа: изготовление коллажа из бисера.
11. «Фантазия + мастерство» - 2 ч.
Практическая работа: изготовление праздничной открытки (смешанные материалы).
12. Итоговое занятие – 1 ч.
Подведение итогов, анализ выполненных работ.
Выставка-праздник «Празднику всякая душа радуется».
Награждение победителей конкурса «Лучший мастер», «Лучшая мастерица».
План клубных дней в кружке
Основные направления работы:
*** Развитие системы органов самоуправления.
*** Участие в выставках, конкурсах.
Сроки |
Название мероприятия |
Сентябрь |
День открытых дверей; запись детей в кружок. |
Организация Совета управления. |
|
Творческие мастерские. |
|
Октябрь |
Старт конкурса на звание «Лучшая мастерица», «Лучший мастер» кружка «Радуга творчества». |
Творческие мастерские. |
|
Ноябрь |
Творческие мастерские. |
Участие в дистанционных творческих конкурсах |
|
Декабрь |
Творческие мастерские |
Промежуточное подведение итогов конкурса на звание «Лучшая мастерица», «Лучший мастер» кружка «Радуга творчества». |
|
Январь |
Творческие мастерские. |
Новогодний праздник для кружковцев (праздничное чаепитие). |
|
Февраль |
Творческие мастерские. |
Март |
Праздник 8 Марта для кружковцев (праздничное чаепитие). |
Творческие мастерские. |
|
Участие в дистанционных творческих конкурсах. |
|
Апрель |
Творческие мастерские. |
Подведение итогов конкурса на звание «Лучшая мастерица», «Лучший мастер» кружка «Радуга творчества». |
|
Май |
Итоговое занятие кружке. Награждение победителей конкурса. |
Ожидаемые результаты:
Должны знать:
- исторические сведения по развитию народных промыслов;
- виды декоративно-прикладного творчества
- способы изготовления различных видов рукоделия;
- сведения о материалах и приспособлениях для выполнения изделий;
- о цветовом сочетании в изделиях;
- народные праздники.
Должны уметь:
- правильно организовать свое рабочее место;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами;
- изготавливать различные изделия декоративно-прикладного искусства;
- разбираться в схемах и чертежах;
- работать по шаблону;
- в процессе работы ориентироваться на форму и пропорцию изделия;
- ориентироваться на качество изделий;
- правильно использовать в работе ножницы, иглы.
Участие в районных, областных, международных дистанционных конкурсах.
Дидактические и методические материалы:
- образцы практических работ;
- журналы, буклеты.
- Е.А.Губина Занятия по прикладному искусству 5-7 классы (работа
с соленым тестом, аппликация из ткани, лоскутная техника, рукоделие из ниток, Волгоград, 2009.
Литература:
- О.И.Нагель Художественное лоскутное шитье. – М. Школьная Пресса, 2004.
- Л.Н.Смирнова Подарки своими руками. – М. «Вече», 2002.
- М.И.Нагибина Чудеса из ткани своими руками. Ярославль «Академия развития», 1997.
- С.М. Дубинина Плетение бисером. – М. «Вече», 2000.
- Мери Энн Грин Шитье из лоскутков – М., 1981.
Интернет-сайты (мастер-классы).
Тема занятия: Вводное занятие «Ищу себя» Дата 08.09.15 г.
Цели:
- формировать интерес к декоративно-прикладному искусству;
- создать комфортную обстановку на занятии, а также атмосферу доброжелательности и сотрудничества;
- познакомить с работой детской студии декоративно-прикладного творчества.
Оборудование: стенды с образцами, книги и журналы по рукоделию, стенд по технике безопасности.
Ход занятия
1.Организационный момент (знакомство с детьми).
v Анкета для обучающихся (Приложение).
2. Ознакомительная беседа.
v Рассказ о творческом объединении (на фоне музыки).
….. Мир, в котором мы живем, существует очень давно. За тысячелетия прошло много событий: менялись цивилизации, шли войны, строились города. Но, пожалуй, не существовало бы нашей планеты, если бы не было людей, которые всю свою жизнь создавали что-то новое. Они были мастерами своего дела, и за это стоит им сказать огромное спасибо.
Ремесло, рукоделие … В.Даль так определял значение слова «ремесло»:
«рукодельное мастерство, ручной труд, работа и умение, коим добывают хлеб, самое занятие, коим человек живет, промысел его, требующий более телесного, чем умственного труда». Человечество на протяжении многих веков собирало по крупицам опыт искусных мастеров, передавая и совершенствуя его от поколения к поколению. Интерес к отдельным ремеслам то ослабевал, то вновь возрастал, немало появлялось ремесел новых, а некоторые забылись навсегда.
Любой народ должен хранить традиции своих предков, ведь без этого,
как известно, не может быть будущего. Программа нашего творческого объединения рассчитана на то, чтобы познакомить и приобщить вас к удивительному миру народного прикладного творчества. Наверное, ваши бабушки бережно хранят образцы этого творчества: одеяла и подушки в технике лоскутной мозаики, глиняные игрушки и посуда, вязаные кружева и многое другое.
Оглянись вокруг – то, чем занимались наши предки, дошло до наших дней. Многим изделиям придали современный вид, но это не так уж плохо.
Главное – сохранить и донести до будущих поколений накопленный опыт мастеров.
На наших занятиях вы познакомитесь с нитяной графикой, техникой аппликации из бумаги и ткани.
Также в программу обучения входит Интернет-экскурсия на выставку декоративно-прикладного творчества, проведение выставки вернисажа.
Изделия, которые вы станете изготавливать, будут разными по сложности, но интересными. Надеюсь, что вы не остановитесь
на достигнутом и любовь к народному прикладному творчеству останется у
вас на всю жизнь.
v Информация о необходимых инструментах и материалах.
- ножницы;
- иглы;
- ткань хлопчатобумажная;
- нитки швейные;
- нитки мулине разного цвета;
- картон;
- клей ПВА;
- бумага цветная.
v Инструктаж по технике безопасности.
В любом месте, где бы вы ни находились: на улице, дома, на занятиях – необходимо быть очень осторожными. Опасности подстерегают всех везде.
На занятиях мы будем пользоваться различными предметами, соблюдение техники безопасности при этом является обязательным (изучение ТИПОВОЙ ИНСТРУКЦИИ по технике безопасности).
3.Практическая работа: рисование Страны Мастеров.
4.Итоги занятия: выставка работ кружковцев.
Анкета
Заполните, пожайлуста, анкету.
Она поможет лучше понять каждого из вас.
- Фамилия, Имя ____________________________________________
- Чем ты любишь заниматься в свободное время?_________________________________________________________
- Как часто ты интересуешься журналами по прикладному творчеству? (часто, редко, затрудняюсь ответить) _____________________________________________________________
- Кто из родственников, друзей занимается в свободное время рукотворным ремеслом? Каким? _____________________________________________________________
- Продолжаешь ли ты интересоваться народным творчеством? ______________________________________________________________
- Поддерживают ли тебя родители в том, чтобы ты посещал (а) занятия нашего творческого коллектива? _______________________
- Какой вид рукоделия тебе нравится? Почему?______________________________________________________________________
- Что нового ты узнал (а) и какому виду прикладного искусства ты отдавал (а) предпочтение в первый год обучения в кружке?_______________________________________________________
- Каким видом рукоделия ты бы хотел (а) заниматься во второй год обучения в кружке?_____________________________________________________________________
Келісемін Бекітемін
Согласовано Утверждаю
Председатель Профкома СШ №13 Директор СШ №13
Н.Т. Ашимова Л.В.Горбачева
_________________ ________________
«28» «08» 2015г. «31» «08» 2015г
Инструктаж по технике безопасности
ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
Требования безопасности перед началом работы:
- Рабочий инструмент и материал разложите в установленном месте, в удобном и безопасном для пользования порядке.
Требования безопасности во время работы
- Содержите в порядке и чистоте рабочее место, не допускайте загромождения его инструментами, отходами и мусором
- Будьте внимательны, не отвлекайтесь и не мешайте другим
- <span style="font-size: large; font-family: book antiqua,palatin