E-mail:
 
Детские творческие конкурсы
 Гайдукова Юлия, 14 лет, "Мудрая"
  Хамето Ева, 13 лет, «Полевые цветы»
 


Календарь

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 



Подписаться на рассылку

рассылка

Подписаться



Ошлыков Леонид Васильевич, учитель профессионально-трудового обучения

Ошлыков Леонид Васильевич,

учитель профессионально-трудового обучения,

МКОУ «Сузунская ОШ-И»

 

Геометрическая резьба по дереву на уроках

профессионально-трудового обучения в школе

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

 Современный взрослый человек, а особенно учитель, прекрасно понимает мир ребёнка – сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых, осязательных ощущений и эмоций. Чувственное восприятие мира захватывает ребёнка, полностью владеет им, толкает к созиданию, поисковой деятельности, раскрывая творческие способности, заложенные в ребёнке с рождения. Одновременно с этим современное общество предъявляет определённые требования к выпускникам образовательных учреждений. Среди этих требований содержатся и такие, как  сформированность необходимого объёма профессиональных знаний и общетрудовых умений.

     А для выпускников специальной (коррекционной) образовательной школы 8 вида владение такими знаниями и умениями являются основным фактором для дальнейшего  овладения профессией и трудоустройства.

    Возможность овладения профессией учащимися с нарушением умственного развития во многом зависит от проводимой в школе коррекционной работы. Её основными направлениями для учителя служат повышение уровня познавательной активности учащихся и развитие их способности к осознанной регуляции трудовой деятельности. Последнее как раз и предполагает формирование у учащихся необходимого объёма профессиональных знаний и общетрудовых умений. Развитие умений происходит путём планомерного сокращения помощи учащимся в умственных и перцептивных (воспринимающих) действиях.

               Общая задача коррекционной школы состоит в подготовке учащихся к самостоятельной жизни и труду. Трудовое обучение – одно из главных условий подготовки воспитанников к самостоятельной жизни и занимает ведущее место в коррекционно-образовательном пространстве. Трудовое обучение, как и остальные учебные предметы, решает задачу всестороннего развития учащихся. Оно вносит существенный вклад в физическое, умственное, эстетическое и нравственное развитие. Однако основная задача трудового обучения — дать школьникам начальное профессиональное образование, т.е. вооружить их доступными техническими и технологическими знаниями, а также профессиональными навыками и умениями, которые необходимы для работы по определенной специальности.

Основным предметом для мальчиков является столярное дело, по которому проводится итоговая аттестация.  При изучении данного предмета дети получают азы специальности столяра и подготовку к жизни в обществе.

           На уроках столярного дела  постоянно присутствуют элементы художественной обработки древесины, которые изучаются как отдельными темами, так и в процессе изготовления каждого изделия. Приобщение к народному искусству является плодотворным источником формирования трудовой и художественной культуры,  самостоятельности и творческой активности. Изготовленные своими руками красивые и нужные предметы вызывают повышенный интерес к работе, и приносят детям удовлетворение результатами своего труда, вызывают желание последующей деятельности. 

             Работая учителем столярного дела в данном учреждении, пришёл к выводу, что необходимо создать такие условия, при которых дети будут с удовольствием ходить на уроки трудового обучения и в полном объёме выполнять программные требования. 
Учитывая особенности психофизического развития детей с нарушением интеллекта, стремлюсь разнообразить виды и формы деятельности на уроках трудового обучения. Считаю необходимым ввести в уроки столярного дела в отдельные разделы программы геометрическую резьбу по дереву. Это развивает у учеников эстетический вкус, усидчивость, прилежание, терпение, мелкую моторику рук, что приводит к развитию процессов головного мозга. Разработанная программа «Геометрическая резьба по дереву» позволила скорректировать программу уроков столярного дела и почти в каждый раздел включить геометрическую резьбу по дереву за счёт интенсификации учебного процесса. 
В процессе обучения детей геометрической резьбе выделяются следующие этапы: 
                                     1 этап: вводный. 
Цель : заинтересовать детей геометрической резьбой по дереву, так как резьба по дереву увлекательное и полезное занятие. 
Формирование познавательного интереса у детей с нарушением интеллекта происходит на основе субъективного опыта ребёнка за счет показа фотографий, рисунков изделий, украшенных геометрической резьбой, показа ученикам наиболее интересных изделий, которые изготовили ребята старших классов. Тем самым удаётся нацелить детей на то, что их изделия могут быть ещё лучше, но надо проявить терпение, выдержку, усидчивость, старание. 
                                  2 этап: знакомство с инструментами и правилами безопасной работы. 
Цель: научить правильному и безопасному обращению с инструментами для резьбы по дереву; производить правку и доводку инструмента. 
                                  3 этап: знакомство с материалами, с которыми будет работать ученик. 
Цель: познакомить с видами и свойствами древесины. 
Основной материал, с которым мы работаем на уроках – это древесина, поэтому каждый ученик, взявший в руки резак, должен иметь понятия о строении древесины, ее свойствах. 
                                  4 этап: нанесение разметки на изделие. 
Цель: научить правильно и аккуратно производить разметку; знать приёмы её нанесения. 
Для правильной разметки резного орнамента на поверхности изделия необходимо делать чертеж или рисунок, который выполняем острозаточенным мягким карандашом. Точно нанесенная разметка – залог чистого и красивого орнамента резьбы. Учитывая психофизические особенности детей с нарушением интеллекта, осуществляю на своих уроках индивидуально - дифференцированный подход. Более слабые дети наносят разметку на заготовку с помощью кальки, другие дети – накалыванием рисунка на изделие. А самая сильная группа детей выполняет разметку самостоятельно. Усвоив основные элементы, дети начинают вырезать сложные узоры, состоящие из простых элементов. Потом составляют композиции на основе готовых узоров, а затем придумывают их сами. 
                                  5 этап: знакомство с основными элементами геометрической резьбы. 
Цель: научить выполнять основные элементы геометрической резьбы: куличики, ромбы, простые витейки, чешуйки, четырехконечные звездочки, треугольники, сложные витейки, змейки, елочки, ромбы, цепочки, четырехугольные звездочки, восьмиугольные звездочки, сколышки, различного вида сияния. 
Все вышеперечисленные элементы отрабатываются детьми на заготовках мягких пород древесины: липы, осины, ольхи. Эти упражнения позволяют учащимся освоить технику выполнения геометрической резьбы, переходя от простых элементов к сложным. 
                                  6 этап: нанесение и выполнение резьбы на изделие. 
Цель: дальнейшее формирование навыков нанесения разметки и выполнения геометрической резьбы на изделие. 
В столярной мастерской ученики самостоятельно изготовляют наборы деревянной кухонной утвари, полки, шкафы, рамки, шкатулки, карнизы, предметы интерьера и многое другое. 
Любой этап может изменяться, совершенствоваться во времени, по содержанию, и лаконично вплетаться в урок по столярному делу. 
На каждом уроке с учащимися в ходе беседы обязательно обсуждаем характеристики изделий, продумываем план предстоящей работы, оцениваем выполненные изделия. Формирование этих умений и навыков является обязательным условием коррекционной направленности уроков профессионально трудового обучения в учреждениях VIII вида. В процессе изготовления изделий у учащихся развиваются устойчивый интерес к труду, творческие возможности, эстетический вкус при отделке поделок геометрической резьбой, что способствует физическому и умственному развитию ребят с ограниченными возможностями. 
Данная система работы позволяет говорить о достигнутых результатах, о социализации учащихся. Выполненные изделия представляем на школьные, городские, областные выставки декоративно-прикладного творчества. Многие дети становятся победителями и дипломантами этих выставок и конкурсов.

Большинство детей после окончания школы поступают в училища начального профессионального образования по специальности «столяр – плотник», а по окончании училища устраиваются работать на мебельные фабрики, деревообрабатывающие предприятия своего родного города. 

Такой подход в обучении столярному делу позволяет в комплексе решать задачи коррекционно-развивающего обучения, готовить выпускников школы к самостоятельной жизни, способствовать успешной реабилитации и интеграции в общество детей с ограниченными возможностями здоровья.
<!--[endif]-->

  Наверх