Воронова Нина Викторовна,
учитель,
педагог дополнительно образования,
МАОУ Гимназия № 13 «Академ»,
г. Красноярск
Творческий рост учащихся
в системе дополнительного образования
В начале XX века известный русский педагог в области внешкольного воспитания детей СБ. Шатсцкий писал об организации детских клубов, отмечая, что одним из направлений их деятельности является организация игры: «Игра затрагивает разнообразные впечатления, которые выливаются в определенные движения, необходимые как воздух, как пища [1].
Поэтому игре должно быть отведено большое место в детском клубе. Чем больше игр, тем больше клуб будет носить детский характер». Игра направлена на развитие общеучебных умений и навыков; психического развития и самореализации состояний. Игра способствует созданию хорошего психологического климата в коллективе, преодолению личных комплексов: нерешительности, застенчивости. Не менее важным фактом является и то, что игра - это упражнение по формированию самостоятельности, инициативности, коммуникативного общения она создаёт равные условия деятельности, в речевом партнёрстве, и разрушает барьер между педагогом и воспитанником.
Говоря о важности значения игры для педагогов дополнительного образования, следует отметить, что значение её теории позволит глубже и интереснее построить содержание работы с детьми: [2].
- при использовании игры как дидактического средства в приобретении и формировании определённых умений и навыков, игровые методы обучения помогут раскрасить содержание в доступной и занимательной форме, сформировать умственные действия;
игра поможет ребёнку познать себя и окружающий мир;
игра развивает её физически т.к. он осуществляет разнообразные движения,
развивает его мускулы, освобождает от избытка энергии;
имеет особое значение произвольного поведения и психологического развития;
игра важна как школа морали, как переход на новый период развития;
- педагог должен помочь дошкольнику, школьнику и взрослому сохранить игровую позицию, т.е. обыгрывает свою деятельность, «только тогда взрослый человек будет вполне сознательным и свободным, когда будет воспроизводить в себе ситуацию игры и себя как играющего ребёнка».
Профессиональное мастерство педагога дополнительного образования проявляется в том, что он должен уметь организовать деятельность воспитанников, развивать их творческие способности, индивидуальность с помощью игры. [3].
Вот уже три года в МАОУ Гимназии № 13 «Академ» работает студия песка «Волшебные кружева» двойное название предлагаемой модели образования не случайно. Оно отражает образовательную концепцию: теория - практика - творчество, отслеживает этапы творческого роста; ученик - подмастерье - мастер, подчеркивает тесную связь содержания образования, форм обучения и видов деятельности, а также результат работ обучающихся, выражает специфику структуры. [4].
Студия пескак как современный жанр искусства - это синтез музыки, творчества и театра, он требует для своего воплощения не только наличия участников определённых способностей, музыкальность, внешние увлечённость, творческое начало. Для реализации творческого потенциала учащихся необходимы конкретные знания в области теории, истории практические навыки в создании образовательных моделей в соответствии с темой при условии качественного её исполнения и грамотной объективной рефлексией. Деятельность объединения базируется на игре. На учебных занятиях дети берут на себя роли режиссеров, рассказчиков, аниматоров фантазёров, так отрабатывается навыки мастера. На выставках и открытых мероприятиях, также на мастер классах принимают роли рассказчиков и зрителей. Студия песка благодатное поле для реализации творческого потенциала детей, перевоплощения, позиционирования и мобильности. Студия «Волшебные узоры» на занятиях создаёт условия для развития гармоничной, социально значимой личности, способной проявить себя в созидающей творческой жизни;
В процессе работы плодотворных занятий педагог в первую очередь создает в классе привлекательную, доступную и комфортную среду для занятия. Оборудование, специальная литература, журналы, видеоматериалы, материалы для производства конечного продукта обеспечивает возникновение у ребенка желания посещать занятия. Ребенок должен почувствовать себя нужным в « игровом поле», у него появляется желание пройти путь от ученика до мастера, который может участвовать в конкурсах, представлять свою студию и школу на других творческих площадках. Даже маленький успех на школьной выставке или показе, принесет ребенку удовлетворение и дальнейший интерес к следующей работе. [5].
В процессе занятий ребята в занимательной форме узнают теорию изучаемой темы, в форме деловой игры знакомятся с технологией выполнения изделия или детали в виде фрагмента, мозайки, делятся со сверстниками своими идеями, способами выполнения работы. Учитель как мастер стремится к тому, что бы работа ученика- подмастерья была максимально наполнена творчеством отдельного ребенка, чтобы каждый ребенок овладел мастерством и умел не только применять его повторяя образец, а наполнял бы изделие неповторимыми авторскими штрихами, чем-то выделялся среди других учеников, увлечение поднял бы до уровня профессионального мастерства. Поэтому в коллективе принято каждую новую идею воплощать в эскизах (рисунках) и представлять на собраниях художественного совета объединения, а так же выставлять индивидуальную коллекцию перед независимой зрительской аудиторией. [6]. Способность к формированию устойчивой нравственной позиции и высокой внутренней культуры личности и её социальной адаптации в условиях современной жизни. [7].
Для реализации этих целей ребята студии «Волшебные кружева» три года принимают участие в проектной деятельности школы. Дети являются активными участниками городского детского карнавала «Твой город детства»; участвовали в краевом конкурсе «Русский сарафан»- эскизы на песке народного костюма. [8].
В студию с большим удовольствием посещают дети ОВЗ, активно выдвигая новое, оспаривая свое мнение. В ходе практической и общественной деятельности идет развитие в ребенке заложенных способностей: развивается образное видение и творческое мышление, происходит формирование и укрепление качеств личности, терпения, целеустремлённости, трудолюбия, стремление к совершенству, творческому росту. Пробуждается интерес к процессу создания нового возможно не известного для себя. Ребята приучаются трудиться своими руками через обучение изображать, воображать, переносить на рабочий стол в соответствии со своим замыслом.
У детей возникает потребность общения с другими творческими коллективами района и города с целью обмена опытом, а так же соревнования в мастерстве. Демонстрация работ, участие ребят в мастер классах, выставки для родителей, требует от ребят не только умения естественно, спокойно свободно двигаться, но и формирует художественно-эстетического вкус, творческое отношения к себе и окружающему миру, содействует поиска индивидуального образа, выработке собственных идей. Повышает уровень внутренней культуры личности и её гармонизация в целом. [11].
Литература:
«Игры в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе»
2002г.
Научно-методический журнал «Воспитание школьников» №7,9,10. 2007г.
«Композиция костюма» Ф.М. Пармон 1985г.
Научно-методический журнал «Школа и производство» № - 4,8 2001г.
«Азбука изобретений» 2006г.
«Школа практических занятий» 1990г.
«Как шить красиво» А.Юрасовский В.Зайцева 2003г.
Дидактический материал по обслуживающему труду А.Я.Лабзина
«Сам закройщик сам портной» Г.Шляхова 1993г.
«Большие возможности маленьких детей» К.Мустакас 2003г.
Игровые технологии учебно-методическое пособие «Все вместе»