Черпак Марина Николаевна,
воспитатель,
МДОУ Тамбовский детский сад № 1,
Амурская область, Тамбовский район,
село Тамбовка
Воспитание-дело трудное,
и улучшение его условий –
одна из священных
обязанностей человека.
Работа с родителями
как условие успешной адаптации детей к детскому саду
Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из низ реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие – соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать. Чем старше ребенок, тем быстрее он способен адаптироваться.
Выработка единого подхода к воспитанию ребенка, согласования воздействия на него дома и в дошкольном учреждении - важнейшее условия, облегчающее ему адаптацию к перемене образа жизни.
Проблема адаптации детей к условиям общественного воспитания это сложность процесса адаптации и важность правильной его организации для успешного решения всех вопросов всестороннего развития личности ребенка.
Для того, чтобы облегчить адаптацию детей, мною было проведено анкетирование с родителями «Тип детско-родительских отношений» автор которого является (Ларечина Е.В.) цель: выявить тип взаимоотношений в семьях. После проведенного анкетирования были получены следующие результаты (слайд) Авторитарный стиль общения – 3 семьи (30%) из 10 опрошенных семей; Сотрудничество – 2 семьи (20 %); невмешательство 4 семьи (40 %); Опека 1 семья (10%)
Как показали данные преимущественная часть семей дошкольников не выделяет для себя специальной задачи – воспитания у детей дошкольного возраста определенного отношения к другим людям. Такое положение наблюдается даже там, где много внимания уделяется формированию внутрисемейных взаимоотношений.
Также с родителями было проведено анкетирование «Достаточно ли внимания вы уделяете своему ребенку». Цель: оценить отношение родителей к детям. По результатам анкетирования видно, что 20 % родителей довольно занятые люди очевидно, но, несмотря на это, все же умудряются выкроить немного времени для ребенка. Остальным 80 % родителей стоит задуматься и уделять больше внимания ребенку, так как это негативно сказывается на его эмоциональном состоянии.
Также мною было проведено наблюдение за всеми детьми. Цель: выявить уровень адаптации к ДОУ. В результате наблюдений в период адаптации на каждого ребенка был составлен лист наблюдения адаптации к ДОУ.
Наблюдение детей в младшей группе детского сада позволили выявить группы привыкания ребенка к ДОУ.
Я увидела, что большинство детей 60% (6 детей) находиться в группе тяжелой адаптации. 30% ( 3 ребенка) находится в группе средней адаптации, и всего лишь 10 % (1 ребенок) в группе легкой адаптации. Можно сделать вывод, что родители не уделяют должного внимания проблеме адаптации детей к детскому саду, можно полагать, что именно поэтому у большинства детей тяжелая форма адаптации к детскому саду.
Фамилия ребенка |
Группа легкой адаптации |
Группа средней адаптации |
Группа тяжелой адаптации |
Вера А. |
+ |
|
|
Вова Л. |
|
+ |
|
Света Г. |
|
|
+ |
Кристина С. |
|
|
+ |
Коля Т. |
|
+ |
|
Илья К. |
|
|
+ |
Лера Н. |
|
+ |
|
Сережа Ж. |
|
|
+ |
Алла Г. |
|
|
+ |
Женя Н. |
|
|
+ |
Для того, чтобы эта проблема уходила я реализовала систему по организации адаптационного периода. Цель: взаимодействие с семьей, для успешной адаптации детей к детскому саду. Моей задачей была, как можно больше дать родителям рекомендаций по подготовке детей к посещению детского сада, психолого- педагогичесую помощь родителям которая направлена в частности, на информирование об особенностях развития детей раннего возраста.
Формы работы:
-Работа с родителями: (групповые родительские собрания; общие рекомендации, семинары- практикумы, круглые столы (,Давайте познакомимся, Адаптация детей к ДОУ и многое другое)
Цель: Объединить педагогов, родителей и детей на основе общих интересов, привлечь взрослых к проблеме детей, тем самым, способствуя повышению качества образовательного процесса адаптации детей к ДОУ
Индивидуальные консультирования Цель : помощь родителям для решения индивидуальных проблем при адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ. Также проводила открытые мероприятия цель которого познакомить родителей с содержанием, методами и приемами образовательной работы в детском саду.
После проведения всех мероприятий, вновь повторила все опросники, анкетирования, наблюдения в ходе которого сделала вывод что проведенные родительские собрания и консультации, беседы дали положительные результаты.
- Тип детско-родительских отношений на контрольном этапе эксперимента
(,,,,,,,,,)
«Достаточно ли внимания вы уделяете своему ребенку?» на констатирующем и контрольном этапах
Можно сделать вывод, что актуальность моей темы в наше время ясна, что после проведения специально организованных консультаций, бесед в ходе взаимодействия с родителями в процессе адаптации детей раннего возраста к детскому саду уровень педагогической культуры родителей значительно повысился.
Родители стали понимать и принимать своих детей такими, какие они есть, понимают важность детско-родительских отношений как основного фактора успешной адаптации детей к детскому саду.
Мною были достигнуты следующие результаты:
- улучшение адаптации у детей
- повышение эффективности взаимодействия ДОУ с родителями
- оптимизация взаимодействия родителей и детей
Практическая значимость: разработка практических рекомендаций для педагогов детского сада и родителей.
Посмотреть презентацию к работе (нажмите здесь)