Краснецова Валентина Степановна,
учитель-логопед,
МБДОУ № 40
г. Невинномысска
Конспект логопедического занятия
по работе над произношением
Работа над гласными звуками и буквами.
Тема: "Поможем Незнайке заговорить"
Работа над звукопроизношением в старших группах начинается с гласных.
Изучают их, как правило в определённом порядке: А-У –И - Э – О – Ы. постепенно вводятся их дифференциация: Ф – У, У – О, А – У – О, О – Э, И – Ы, А – У - И – Э.
На заключительном этапе изучения гласных проводится дифференциация всех гласных звуков ( в старшей группе) и гласных букв (в подготовительной группе). Дети должны чётко различать два понятия «звук» и «буква».
Для лучшего усвоения этого материала используются игры и игровые приёмы.
1. Игры с мячом
Эти игры широко применяются как на фронтальных и подгрупповых , так и на индивидуальных занятиях по звукопроизнощению.
Помимо активизации мыслительной деятельности, они развивают ловкость, быстроту реакции; в этих играх находит выход мышечная энергия детей, поэтому игры с мячом можно использовать в качестве физкультурных минуток.
Проводимые далее игры целесообразно проводить лишь после того, как дети научатся выделять гласные из состава слова.
«Какой гласный начинает слово?»
Дети сидят за столом вокруг логопеда (воспитателя). Он бросает мяч ребёнку и говорит слово, начинающееся на любой гласный. Ребёнок ловит мяч и, произнося этот гласный звук, возвращает мяч логопеду (воспитателю).
Игра идёт по кругу.
Примерный набор слов: аист, утка, иней, эхо, ухо, осы, астры и.д.
«Какой гласный прячется в середине слова?»
Игра проводится так же, как и предыдущая, но гласный звук стоит в середине односложных слов типа: мак, лук, стол, Рэкс, лист, дом, сок, суп, мышь и т.д.
«Какой гласный убежал в конец слова?»
Правила игры те же.
Примерный набор слов: окно, стена, столы, бегу, село, карате, лежу, весло, ведро и пр.
Обязательными условиями проведения этих трёх игр являются следующие:
- выделяемые в словах гласные должны стоять в сильной позиции и ясно слышаться.
- гласные звуки на письме должны обозначаться теми же буквами (нельзя использовать слова типа: ель, шип, оса, мел, люк, лес, жил и т.д.).
«Выбери правильно»
Дети сидят или стоят вокруг логопеда (воспитателя). Он бросает мяч ребёнку произносит ряд слогов или слов. Ребёнок должен из этого ряда выбрать слог или слово с заданным звуком (в зависимости от темы занятия) и, назвав его, вернуть логопеду (воспитателю).
Можно подбирать и «провокационные» ряды слогов или слов, где контрольного звука нет, тогда, возвращая мяч логопеду ребёнок говорит: «Звука… здесь нет!».
Например, занятия по теме «Звук а» могут включать следующие варианты игры.
- «Выбери слог со звуком а»
Ряды слогов: да-до-ди; шу-ша-шо;пу-пы-пи и.т.д.
- Какое слово начинается со звука а?»
Ряды слов: утка-аист-индюк; осы-Ира-армия; уши-осень-ирис и т.д.
- В каком слове звук а прячется в середине?»
Ряды слов: сом-лук-мак; сыр-класс-рис; нос-рысь-мир и т.д.
- «Какое слово заканчивается звуком а?»
Ряды слов: весна-беги-весело; ведро-столы-голова; пальто-коньки-часы и т.д.
Условия подбора слов этой игры те же, что и для предыдущих игр с мячом: отрабатываемые гласные звуки должны стоять в сильной позиции и слышаться ясно.
Логопеду (воспитателю) при проведении всех зтих игр необходим на первых порах чётко выделять голосом отрабатываемые звуки; то же самое должен при ответах делать и ребёнок. Со временем, по мере развития фонематического слуха у детей, необходимость в этом отпадает.
Игры с мячом, в которых гласные воспринимаются только на слух, дополняются настольными играми и работой с магнитной доской, позволяющими подключать зрительный анализатор и представить детям для восприятия гласные буквы. Приводимые далее игры используются и на занятиях по обучению грамоте в подготовительных к школе группах. Могут быть изготовлены самими логопедами или воспитателями.
Требования к подбору речевого материала остаются прежними: сильная позиция для отрабатываемых гласных.
2. Настольные игры
«Какой гласный начинает слово?»
На листах плотной бумаги (20х15) четыре картинки, названия которых начинаются на разные гласные, например: облако, аист, иглы, ухо. Количество листов – по количеству детей в группе (не менее 10-12).
Вариант игры.
- Детям раздают большие листы и наборы условных обозначений
гласных или сами гласные буквы А, У, О, Э, И (в зависимости от того,
с детьми старшей или подготовительной группы проводится занятее).
Логопед или воспитатель произносит какой –либо гласный звук. Дети
на листе должны найти слово, которое начинается на этот звук, и закрыть соответствующую картинку карточкой с условным обозначением этого звука или карточкой с буквой.
Игра организуется по типу лото. Побеждает тот, у кого будут закрыты
все картинки: значит, он был внимательным и нашёл все слова, начинающиеся на гласные, произнесённые логопедом.
В конце игры логопед просит детей называть слова на каждый из
гласных: А, У, О, И, Э (последовательно).
- Только для детей подготовительной группы.
Детям раздают большие листы и наборы гласных букв: А, У, О, И, Э. дети должны разложить эти буквы поверх картинок на больших картах так, чтобы они обозначали начальный гласный в словах, например: утка (У), аист (А), ирис (И) и т.д.
Побеждает тот, кто первый справился с работой. В конце игры дети называют слова на каждый из гласных.
«Какой гласный прячется в середине слова?»
На листах плотной бумаги (20х15) расположены четыре картинки как в предыдущей игре, но гласные стоят уже в середине слов (все слова односложные), например: кот, кит, сыр, бант, винт.
Принцип организации и варианты игры те, же что и в предыдущей игре
«Какой гласный убежал в конец слова?»
Принцип организации и варианты игры те, же, но на картинках даны изображения, в названиях которых различные гласные стоят стоят в конце, например: окно, столы, лиса, очки.
Как видим, настольные игры хорошо дополняют игры с мячом.
В процессе этих игр дети не только учатся выделять гласные в начале, середине и в конце слов и развивают фонематический слух, но и занимаются профилактикой дисграфии: правильно выделив гласный звук на слух, они уже никогда не ошибутся в написании его в слове
3. Использование магнитной доски в работе над гласными
Из опыта работы известно, что многие первоклассники, имеющие те или иные дефекты речи, плохо или совсем не различают на слух гласные: отсюда – ошибки в письменной речи: замена одних гласных букв другими, пропуск гласных в словах.
Работая с магнитной доской, дети не только выделяют гласный звук в слове но и определяют его место нахождение, порядковый номер.
В подготовительной к школе группе используется несколько видов работ с магнитной доской. Все они объединены одним общим названием «Раз, два, три, четыре, пять, будем звуки мы считать!»
«Что за гласный покажи! Его место укажи!»
Перед детьми устанавливается большая магнитная доска, рядом на маленьком столике – набор гласных букв: А, У, О, И, Э на магнитах. У каждого на столе картинка.
На магнитной доске (вверху) цифрами выложено количество звуков (букв) в разбираемых словах.
Дети по очереди подходят к доске называют свою картинку, определяют какой гласный звук есть в том слове и где он стоит. Соответствующая гласная устанавливается ребёнком под той цифрой, которая обознаяает место в звука в слове. Например, у детей картинки: дом, мак, дым, кит, лук, и т.д. (все слова односложные, состоят из трёх звуков, (гласный в середине). В этом случае гласные буквы устанавливаются под цифрой 2, так как во всех этих словах гласные стоят на втором месте. Или: стул, лист, мост, стол, знак.
«Сколько гласных, сосчитай! Всем им место в слове дай!»
Перед детьми магнитная доска, на которой логопед последовательно устанавливает следующие комбинации из цифр и букв. (рис. 1)
1 2 3 А
|
|
1 2 3 4 А А |
|
1 2 3 4 5 А А |
1 2 3 4 5 6 7 А У А |
|
Этот вариант наиболее сложный, и картинки к нему даются только очень сильным детям.
У детей по 2 – 3 картинки (у каждого), например:
- шар, пар, мак, рак, сад, бак;
- жаба, рама, ваза, вата, рана, дача;
- зайка, парта, карта, рамка, марка;
- кадушка, катушка, бабушка, капуста;
Логопед устанавливает сначала первую схему. Дети ищут картинку, которая подходит к этой схеме; найдя её ставят на наборное полотно рядом с магнитной доской.
Затем даются все другие схемы по порядку.
Выборочно предлагается звуко-буквенный анализ слов.
- Сколько в слове звуков?
- Сколько в слове гласных?
- Сколько в слове слогов?
- Сколько в слове согласных?
- Какой первый звук в слове?
- Какой последний звук в слове?
- Назови место каждого звука (буквы) в слове?
«Что за слово, отгадай! И его нам называй!»
Когда дети подготовительной группы будут достаточно хорошо проводить звуко-буквенный анализ слов, от картинок можно отказаться и подбирать слова, опираясь только на комбинации цифр и букв на магнитной доске.
Например, логопед последовательно устанавливает на магнитной доске следующие схемы. (рис. 2)
1 2 3 У
|
|
1 2 3 4 У |
|
1 2 3 4 У А |
Варианты ответов детей к каждой из схем:
- лук, суп, зуб, дуб, шум, жук, шут, суд, сук;
- клуб, стул, груз, звук, кнут, стук, внук, пруд, прут;
- луна, лужа, лупа, мука, рука, губа, шуба, дыба;
Приведённые схемы работ даны на гласные У, А. Аналогично подбирается речевой материал и для обработки других гласных (О, И, Ы, Э)
После того как дети подготовительной группы познакомятся с буквами Я,Ю, Е, Ё можно давать слова и с этими гласными, обращая внимание детей на то, что эти буквы стоят после мягких согласных.
При выполнении этих видов рабоы дети учатся дифференцировать гласные на слух, в произношении, а также зрительно воспринимать разницу их «графических образов»
В процессе работы над гласными идут обработка звукопроизношения и подготовка к обучению грамоте, а также расширяется как активный, так и пассивный словарь детей.