Елена Петровна Яковлева,
воспитатель,
МАДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 9",
г. Колпашево
Открытое занятие
для детей старшей группы
"Лапти"
Цель: формирование у дошкольника умение самостоятельно организовать деятельность при работе в мини-группе, умение общаться друг с другом, умением поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения.
Задачи:
ü Познакомить детей с крестьянской обувью «Лапти»
ü Обобщить знания детей о классификации обуви.
ü Предложить детям самостоятельно оживить лапти.
ü Пробуждать интерес детей к изучению прошлого.
ü Формировать умение слаженно работать в мини- группах, отвечать на поставленные вопросы, выслушивать ответы товарищей, не перебивать.
ü Соблюдать правила Т.Б при работе с ножницами, клеем.
Предварительная работа:
Чтение русской народной сказки «Соломинка, лапоть и пузырь», беседа о бересте, знакомство с деревом Липа.
Материал:
Картинки: с обувью, дерево Липа, плетение лаптей. Кубик «Блума».
Рисунки: Лапоть, пузырь и соломинка.
Лапти большие и сувенирные лапти.
Ножницы, ниточки цветные, трубочки, пластилин, фломастеры, глаза пластмассовые, клей, салфетки.
Целевые ориентиры: проявляет интерес к участию в совместных играх, с удовольствием выполняет игровые задания.
Ход занятия:
Воспитатель:
- Ребята, у нас сегодня гости, поприветствуйте их.
-Как можно поприветствовать еще друг друга? (дети называют различные виды приветствия)
-Молодцы, посмотрите, что у нас нового появилось в группе? (в книжном уголке лапоть)
-Что это за предмет, как вы думаете, для чего он нужен? (ответы детей)
-Ребята, это лапти, а для чего они нужны, поможет нам разобраться в этом наш волшебный кубик. (кубик Блума)
Перед тем как бросать кубик, произносят все вместе слова:
Что бы с кубиком играть
Надо нам его бросать
Кубик, кубик поспеши
О чем рассказать нам покажи
На гранях кубика написаны вопросы:
-Как можно их применить?
-сравни
-недостатки
-достоинства
-на что похожи?
-из чего сделаны лапти?
-Интересно, подойдите поближе, потрогайте их какие они? А из чего они сделаны?
-Лапти в старину плели, а из чего плели, угадайте:
С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
А меня все обижают-
Шкурку тонкую сдирают. (Липа)
(если не угадают, напомнить про какое дерево мы говорили недавно)
-как же не грустить липке, ведь с её ствола снимают кору или как говорили в народе «драли лыко». Поэтому в старину их называли «Лыченица». Еще лапти плели из бересты. Вспомните, что такое береста (ответы детей). Такие лапти называли праздничные. Они легкие, плетутся из доступных материалов, поэтому дешевые. Секреты плетения передавались из поколения в поколение.
- и так это лапоть, расскажите еще раз о нем!
-Вы сказали, что лапоть это обувь, а я хочу предложить поиграть с ним, хотите? (ответы детей)
- Я знаю 2 игры: в одной игре можно посоревноваться, а в другой пальчики размять. В какую будем играть? Дети выбирают игру по желанию, но только одну.
Пальчиковая гимнастика:
с липы лыко я сдеру 1,2,1,2 (дети имитируют движение, как сдирают кору);
лапоточки я сплету 1,2,1,2 (дети имитируют движение плетения лаптей).
и на ножки их надену (1,2,1,2 дети имитируют движение, как одевают обувь на пальчики)
поплясали, поплясали, устали (пальчиками имитируют танцы, затем пальчики встряхнули)
подвижная игра «Лапоток»
(Прячу, прячу лапоток под калиновый кусток, а кто лапоть найдет, то играть пойдет.)
- Понравилась игра?
- Подойдите к столу, здесь у меня лежат картинки, на которых изображена обувь. Разделите ее на группы (докажите, почему вы разделили на эти группы.), на какие группы еще можно разделить, почему вы так Вы сказали, что обувь бывает зимняя и летняя, а как вы думаете, в какое время года носили лапти? (ответы детей).
Ребята, обувь носили в любое время года.
Что бы лапти не промокали, их подшивали кожей. К ногам они крепились с помощью кожаных узких ремешков или веревок из конопляного волокна. Но при всех своих достоинствах лапти имели один существенный недостаток – они очень быстро снашивались. Зимой их хватало на десять дней, весной после оттепели на 4, а летом всего на 3.
- Лапти в старину носили, а сказки про них сочиняли? Какую вы знаете сказку? (пузырь, соломинка и лапоть)
-А дети в младшей группе не знают эту сказку и они не умеют читать. Как вы думаете, как можно познакомить их с этой сказкой? (ответы детей).
(если дети не предложат, можно предложить показать представление)
-Артисты выступаю в костюмах, я предлагаю сделать маски, что бы малышам было интересно смотреть сказку, у меня есть маски, но что-то в них не хватает, как вы думаете, что? (можно оживить или украсить маски)
Кто хотел бы оживить маску соломинки, пузыря и лаптя проходите, рассаживайтесь за столы.(на столах лежат картинки с изображением героев сказки, дети рассаживаются по желанию), Посоветуйтесь, с помощью каких материалов вы будете оживлять? (предлагается глазки, ниточки, фломастеры, карандаши, пластилин, клей) Кто определился, может пройти в уголок творчества и взять то, что вам нужно. Помните, что ваши маски очень нужны, малыши очень обрадуются, если вы им покажите сказку.
-Какие замечательные маски у вас получились! Вечером мы обязательно вырежем маски, распределим роли и сходим в гости к малышам, чтобы показать наше представление.
-Посмотрите, у меня есть маленькие лапоточки, их еще называют сувенирные, потому что они очень маленькие и не кому на ножку не подойдут, я предлагаю их поместить в наш мини-музей деревянных поделок, согласны? Как вы думаете, куда их можно положить лучше,(предложения детей), я тоже думаю, что именно здесь их будет лучше всего видно. Когда за вами сегодня вечером придут родители, спросят, что интересного вы узнали в течении дня, что вы им ответите? (ответы детей)
Спасибо!..