E-mail:
 
Детские творческие конкурсы
 Гайдукова Юлия, 14 лет, "Мудрая"
  Хамето Ева, 13 лет, «Полевые цветы»
 


Календарь

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 



Подписаться на рассылку

рассылка

Подписаться



Суркова Ольга Вячеславовна, воспитатель

Суркова Ольга Вячеславовна, 

воспитатель,

МБДОУ № 115,

г.Ульяновск (Ульяновская область)

Духовно-нравственное воспитание старших

дошкольников посредством кружковой работы

         В начале третьеготысячелетия в различных государственных документах (законах, программах ), посвященных проблемам образования и воспитания, мы всё чаще встречаем понятия «духовно-нравственное становление детей и молодежи», «формирование и развитие духовно-нравственной личности».   

Формирование духовно развитой личности не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, на каждом этапе духовно-нравственного совершенствования человека.

Если смысл нравственного воспитания – научить детей поступать в соответствии с общепринятыми нормами и правилами поведения, то смысл духовного воспитания -

воспитание любви  к тому человеку, с кем тебе приходится общаться. Дети чутко реагируют на интонацию, с которой к ним обращаются. Дети искренне верят в то, что произносится с энергией, с любовью, заинтересованно. Духовно-нравственные ценности каждого человека расположены сразу в двух областях: в сфере отношений «человек-общество» и  «человек - духовный мир». Это значимые для человека нравственные идеалы, понятия, нормы межличностного общения и поведения в обществе, где отражено понимание и отношение к абсолютным категориям:  добро, красота, истина, любовь.

        Что собственно и является задачами духовно-нравственного воспитания нашего кружка.

Кружок«Радуга».

Задачипсихологическойадаптации.

Задачипоразвитиютворческихспособностей.

Задачиповоспитаниютрудолюбия.

Задачи духовнонравственного воспитания.

Задачи психологической адаптации.

В области психолого-культурологической адаптации  поставлены следующие задачи:

            - формировать чувство радости жизни, доверие ребёнка к миру;

            - способствовать развитию познавательной, эмоциональной сферы, волевых качеств;

 Задачи по воспитанию творческих способностей.

 К группе задач по развитию творческих способностей относятся:       

           - формировать умение творчески осмысливать задачу, путём вхождения в роль, обыгрывая ситуации;

           - развивать чувство удовлетворения  от самого процесса творческой деятельности, а потом уже от результата;

- воспитывать уважение к чужому творчеству и его результатам;

Задачи по воспитанию трудолюбия.

Трудовое воспитание предполагает:

       - воспитание трудолюбия;

       - формировать способность осознавать полезность своего труда и труда взрослых;

       - воспитание уважения к собственной и чужой деятельности; бережное отношение к результатам труда;

Задачи духовнонравственного воспитания.

Задачи духовнонравственного характера:

- учить осознавать ответственность за свои поступки, анализировать причины тех или иных поступков, оценивать их с точки зрения традиционных ценностей отечественной культуры;

- формировать способность справедливого оценивания поступков других детей.

- формировать культурно-нравственные установки и простейшие культурные навыки на основе отечественных традиций (умение вести себя в храме, за столом, в быту, не отвечать злом на зло);

- воспитывать послушание родителям, учителю, воспитателю, уважение к старшим;

- воспитывать желание бескорыстно трудиться на благо Отечества, окружающего мира;

- обучать навыкам культурного поведения в быту;

- учить ориентироваться в системе нравственных и культурных ценностей;

- формировать коммуникативную культуру, культуру чувств и мышления, культуру речи.

Методы и приёмы.

Разговор, беседа.

Рассказывание и чтение.

Театрализованная деятельность.

Художественное творчество.

Совместная деятельность с родителями.

Элементы психогимнастики.

В основном, нетрадиционные методы ип риёмы.

Педагогические принципы.

Уважение к внутреннему миру ребёнка.

Принцип непрямого воздействия на ребёнка.

Принцип рефлексивного обучения.

Принцип интегрированного обучения.

            Работа с дошкольниками  возможна при соблюдении следующих педагогических принципов:

            - приоритет духовных ценностей в воспитательно-образовательном процессе;

            - бережное отношение к ребёнку, уважение к внутреннему миру его;

            - признание все общей талантливости;

            - принцип непрямого воздействия на ребёнка;

            - принцип рефлексивного обучения;

            - принцип интегрированного обучения;

            - принцип единства образовательного и воспитательного процессов;

            - принцип ответственности педагога, но не ребёнка за неуспех в осуществлении                воспитательно-образовательных задач и в выполнении какого-то отдельного задания.

Ожидаемый результат.

Понимание того, что стремление к собственной свободе может ограничить свободу других.

Раскрепощение воображения и мышления детей.

Создание большой семьи взрослых и детей.

            Потребность чувствовать себя личностью определяется в двух основных принципах развития ребёнка:

а) обнаруживать личную уникальность;

б) осознавать себя частью общества  быть в общении для сверстников интересным.

Ожидаемые результаты: понимание ребёнком того, что стремление к собственной свободе может ограничить свободу других. Воображение и мышление детей, несказанно страхом перед неудачей или насмешкой. Важным условием для нормального развития ребёнка является та система взаимоотношений, которая существует в хорошей семье. Поэтому учреждение, где живут наши дети, должно строиться по семейному принципу, привлекаем родителей, совместно организовываем изготовление на выставку поделок, так же проводили консультации на тему:

1.«Дети и родители - одноцелое».

2.«Наказание и награды».

3.«Живая тайна воспоминания».

4.«О плодах доброго воспитания».

Содержание  работы:

Изобразительное искусство, поэзия, музыкатеатр.

Культура Отечества.

Жизнь людей. Государство, труд, культура общения, правила поведения дома и в обществе.

Родная природа.

Изобразительное искусство, театр, поэзия, музыка.

  1. Организация выставок, поделок, рисунков совместно с родителями.
  2. Использование различных видов театральной деятельности.
  3. Музыкальные и поэтические номера на праздниках.

Культура Отечества.

Формировать правильное понимание слов «родина», «страна», «столица», «Россия», «Москва». Познакомить  с названием родного города; знакомить с улицами, зданиями, природой родного города.

Знакомить с православными праздниками: Рождеством Христовым, Рождеством Пресвятой Богородицы, Пасхой.  Уметь объяснить смысл использования некоторых атрибутов и блюд во время празднования Масленицы.

Познакомить с названиями городов: Вифлеем и Иерусалим, рождественская ёлка, Вифлеемская звезда, яйцо, свеча.

Жизнь людей. Культура общения, правила поведения.

        Формировать представление о правдивости (нельзя обманывать, брать чужие вещи без разрешения); о справедливости; (в группе все равны, надо уметь по-доброму распределять игрушки, роли в играх, соблюдать правила игры, нельзя перекладывать свою вину на другого); о смелости (вовремя прийти на помощь; о скромности (не привлекать к себе излишнего внимания окружающих, не хвастаться, не брать себе самое лучшее и т.п.);

              Приучать детей выражать своё отношение к поступкам сверстников, правильно оценивать свои поступки и поступки товарищей;

Учить детей умению проявлять отзывчивость, внимание к их переживаниям, радоваться успехам своим и товарищей, сопереживать в случае неудачи.

Родная природа.

Формировать эстетическое чувство; способность находить и отмечать красоту и гармонию в окружающем мире. Систематизировать представления

детей о животных, которые живут рядом с человеком, человек о них заботиться, создаёт необходимые условия для жизни, кормит, поит.

             Таким образом, психолого-педагогический смысл работы по духовно-нравственному становлению личности воспитанника детского дома состоит в том, чтобы помогать ему,  продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому  уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании духовно-нравственных качеств зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей.

Литература методическая и художественная:

1.А.В.Бородина «Культура и творчество в детском саду».

2.Л.П.Гладких, В.М.Меньшиков, Архимандрит Зиновий     О.П.К. «Мир – прекрасное творение».

3.Практический материал из опыта работы НДОУ «Покровский г.Белгород.

«Раз ступенька, два ступенька…».

4.Цикл занятий по духовно-патриотическому воспитанию

«День победы в пасхальной радости».

Спасибо за внимание.

  Наверх