Суркова Ольга Вячеславовна,
воспитатель,
МБДОУ № 115,
г.Ульяновск (Ульяновская область)
Духовно-нравственное воспитание старших
дошкольников посредством кружковой работы
В начале третьеготысячелетия в различных государственных документах (законах, программах ), посвященных проблемам образования и воспитания, мы всё чаще встречаем понятия «духовно-нравственное становление детей и молодежи», «формирование и развитие духовно-нравственной личности».
Формирование духовно развитой личности не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, на каждом этапе духовно-нравственного совершенствования человека.
Если смысл нравственного воспитания – научить детей поступать в соответствии с общепринятыми нормами и правилами поведения, то смысл духовного воспитания -
воспитание любви к тому человеку, с кем тебе приходится общаться. Дети чутко реагируют на интонацию, с которой к ним обращаются. Дети искренне верят в то, что произносится с энергией, с любовью, заинтересованно. Духовно-нравственные ценности каждого человека расположены сразу в двух областях: в сфере отношений «человек-общество» и «человек - духовный мир». Это значимые для человека нравственные идеалы, понятия, нормы межличностного общения и поведения в обществе, где отражено понимание и отношение к абсолютным категориям: добро, красота, истина, любовь.
Что собственно и является задачами духовно-нравственного воспитания нашего кружка.
Кружок«Радуга».
Задачипсихологическойадаптации.
Задачипоразвитиютворческихспособностей.
Задачиповоспитаниютрудолюбия.
Задачи духовно–нравственного воспитания.
Задачи психологической адаптации.
В области психолого-культурологической адаптации поставлены следующие задачи:
- формировать чувство радости жизни, доверие ребёнка к миру;
- способствовать развитию познавательной, эмоциональной сферы, волевых качеств;
Задачи по воспитанию творческих способностей.
К группе задач по развитию творческих способностей относятся:
- формировать умение творчески осмысливать задачу, путём вхождения в роль, обыгрывая ситуации;
- развивать чувство удовлетворения от самого процесса творческой деятельности, а потом уже от результата;
- воспитывать уважение к чужому творчеству и его результатам;
Задачи по воспитанию трудолюбия.
Трудовое воспитание предполагает:
- воспитание трудолюбия;
- формировать способность осознавать полезность своего труда и труда взрослых;
- воспитание уважения к собственной и чужой деятельности; бережное отношение к результатам труда;
Задачи духовно–нравственного воспитания.
Задачи духовно–нравственного характера:
- учить осознавать ответственность за свои поступки, анализировать причины тех или иных поступков, оценивать их с точки зрения традиционных ценностей отечественной культуры;
- формировать способность справедливого оценивания поступков других детей.
- формировать культурно-нравственные установки и простейшие культурные навыки на основе отечественных традиций (умение вести себя в храме, за столом, в быту, не отвечать злом на зло);
- воспитывать послушание родителям, учителю, воспитателю, уважение к старшим;
- воспитывать желание бескорыстно трудиться на благо Отечества, окружающего мира;
- обучать навыкам культурного поведения в быту;
- учить ориентироваться в системе нравственных и культурных ценностей;
- формировать коммуникативную культуру, культуру чувств и мышления, культуру речи.
Методы и приёмы.
Разговор, беседа.
Рассказывание и чтение.
Театрализованная деятельность.
Художественное творчество.
Совместная деятельность с родителями.
Элементы психогимнастики.
В основном, нетрадиционные методы ип риёмы.
Педагогические принципы.
Уважение к внутреннему миру ребёнка.
Принцип непрямого воздействия на ребёнка.
Принцип рефлексивного обучения.
Принцип интегрированного обучения.
Работа с дошкольниками возможна при соблюдении следующих педагогических принципов:
- приоритет духовных ценностей в воспитательно-образовательном процессе;
- бережное отношение к ребёнку, уважение к внутреннему миру его;
- признание все общей талантливости;
- принцип непрямого воздействия на ребёнка;
- принцип рефлексивного обучения;
- принцип интегрированного обучения;
- принцип единства образовательного и воспитательного процессов;
- принцип ответственности педагога, но не ребёнка за неуспех в осуществлении воспитательно-образовательных задач и в выполнении какого-то отдельного задания.
Ожидаемый результат.
Понимание того, что стремление к собственной свободе может ограничить свободу других.
Раскрепощение воображения и мышления детей.
Создание большой семьи взрослых и детей.
Потребность чувствовать себя личностью определяется в двух основных принципах развития ребёнка:
а) обнаруживать личную уникальность;
б) осознавать себя частью общества быть в общении для сверстников интересным.
Ожидаемые результаты: понимание ребёнком того, что стремление к собственной свободе может ограничить свободу других. Воображение и мышление детей, несказанно страхом перед неудачей или насмешкой. Важным условием для нормального развития ребёнка является та система взаимоотношений, которая существует в хорошей семье. Поэтому учреждение, где живут наши дети, должно строиться по семейному принципу, привлекаем родителей, совместно организовываем изготовление на выставку поделок, так же проводили консультации на тему:
1.«Дети и родители - одноцелое».
2.«Наказание и награды».
3.«Живая тайна воспоминания».
4.«О плодах доброго воспитания».
Содержание работы:
Изобразительное искусство, поэзия, музыкатеатр.
Культура Отечества.
Жизнь людей. Государство, труд, культура общения, правила поведения дома и в обществе.
Родная природа.
Изобразительное искусство, театр, поэзия, музыка.
- Организация выставок, поделок, рисунков совместно с родителями.
- Использование различных видов театральной деятельности.
- Музыкальные и поэтические номера на праздниках.
Культура Отечества.
Формировать правильное понимание слов «родина», «страна», «столица», «Россия», «Москва». Познакомить с названием родного города; знакомить с улицами, зданиями, природой родного города.
Знакомить с православными праздниками: Рождеством Христовым, Рождеством Пресвятой Богородицы, Пасхой. Уметь объяснить смысл использования некоторых атрибутов и блюд во время празднования Масленицы.
Познакомить с названиями городов: Вифлеем и Иерусалим, рождественская ёлка, Вифлеемская звезда, яйцо, свеча.
Жизнь людей. Культура общения, правила поведения.
Формировать представление о правдивости (нельзя обманывать, брать чужие вещи без разрешения); о справедливости; (в группе все равны, надо уметь по-доброму распределять игрушки, роли в играх, соблюдать правила игры, нельзя перекладывать свою вину на другого); о смелости (вовремя прийти на помощь; о скромности (не привлекать к себе излишнего внимания окружающих, не хвастаться, не брать себе самое лучшее и т.п.);
Приучать детей выражать своё отношение к поступкам сверстников, правильно оценивать свои поступки и поступки товарищей;
Учить детей умению проявлять отзывчивость, внимание к их переживаниям, радоваться успехам своим и товарищей, сопереживать в случае неудачи.
Родная природа.
Формировать эстетическое чувство; способность находить и отмечать красоту и гармонию в окружающем мире. Систематизировать представления
детей о животных, которые живут рядом с человеком, человек о них заботиться, создаёт необходимые условия для жизни, кормит, поит.
Таким образом, психолого-педагогический смысл работы по духовно-нравственному становлению личности воспитанника детского дома состоит в том, чтобы помогать ему, продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании духовно-нравственных качеств зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей.
Литература методическая и художественная:
1.А.В.Бородина «Культура и творчество в детском саду».
2.Л.П.Гладких, В.М.Меньшиков, Архимандрит Зиновий О.П.К. «Мир – прекрасное творение».
3.Практический материал из опыта работы НДОУ «Покровский г.Белгород.
«Раз ступенька, два ступенька…».
4.Цикл занятий по духовно-патриотическому воспитанию
«День победы в пасхальной радости».
Спасибо за внимание.