E-mail:
 
Детские творческие конкурсы
  Хамето Ева, 13 лет, «Полевые цветы»
 Гайдукова Юлия, 14 лет, "Мудрая"
 


Календарь

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 



Подписаться на рассылку

рассылка

Подписаться



Чистякова Татьяна Сергеевна, музыкальный руководитель

Чистякова Татьяна Сергеевна,

музыкальный руководитель,

МАДОУ «Детский сад № 109»

города Череповец

 

Музыкальное воспитание

в группе

«Вместе с мамой»

Введение

Современная наука и практика признаёт ранний возраст как период, в котором успешно развиваются первоначальные музыкальные способности ребёнка. С момента рождения ребёнок попадает в мир, полный звуков, и из этого обширного мира его, безусловно, привлекают музыкальные звуки. Чем раньше музыка войдёт в жизнь ребёнка, тем глубже и прочнее она займёт место в его душе.

Содержанием музыкального воспитания в первые годы жизни ребенка является его приобщение  к разным видам музыкальной деятельности, формирование внимания и интереса к музыке, элементарных музыкальных способностей и освоение некоторых исполнительских навыков.

В работе с малышами представлены следующие виды музыкальной деятельности:

ü восприятие музыки;

ü подпевание и пение;

ü музыкально-ритмические движения;

ü пальчиковые и коммуникативные игры;

ü подвижные игры;

ü игра на музыкальных инструментах

ü музыкально-дидактические игры

Особое внимание в своей работе мы уделяем взаимодействию ребёнка и родителя и как следствие, повышению педагогической компетенции взрослых в области музыкального воспитания.

 Группу «Вместе с мамой» посещают дети с 10 месяцев до 3-х лет. При проведении музыкальных занятий  с детьми группы с этой группой мы опираемся на методику работы по музыкальному воспитанию с детьми раннего возраста. Но нашим малышам значительно легче психологически, чем детям обычной группы раннего возраста, так как рядом с ними находятся мамы, бабушки, папы, няни – знакомые и близкие люди. Вместе с мамой мы осваиваем пространство зала, слушаем музыку, подпеваем песенки, играем и танцуем. Поэтому дети испытывают эмоциональный комфорт и психологическое благополучие.

Задачи

В процессе работы мы решаем такие задачи, как

  • Повышение педагогической компетенции родителей в области музыкального воспитания детей раннего возраста
  • Создание  полноценных психолого-педагогических условий для становления детской музыкальной деятельности
  • Развитие  музыкальных способностей и активности детей в процессе вовлечения их в музыкальную деятельность.
  • Формирование положительного  эмоционального  настроя на посещение музыкального зала вместе с мамой.
  • Стимулирование  музыкальной исполнительской деятельности детей (показ мамы и исполнение вместе с мамой)

Направления работы.

                         У ребёнка уже в течение первого года жизни развивается восприятие музыки. Особенность восприятия музыки у ребёнка первого года жизни заключается в том, что, слушая музыку, он обязательно ищет источник музыки и смотрит на него, эмоционально реагируя. При систематическом слушании музыки (пении) отмечается динамика в развитии эмоциональной окрашенности восприятия музыки. Постепенно младенец по-разному начинает реагировать на контрастный характер музыки, на отдельные интонации в пении.

            На втором и, особенно на третьем году у малыша более интенсивно обогащаются музыкальные впечатления, которые он получает, прежде всего, в процессе слушания музыки как вокальной, так и инструментальной. Слушание произведений, различных по характеру и настроению, вызывает у детей разнообразные эмоциональные состояния. Воспринимая пение, ребёнок к концу третьего года различает понятные ему  интонации вопроса, ответа, восхищения, горя и т.д.

            В это же время успешно развивается музыкально-сенсорное восприятие выразительных отношений музыкальных звуков. Наиболее легко поддаётся развитию тембровый и динамический слух, хотя к концу третьего года дети также различают звучание музыки, контрастное по высоте и ритмическим особенностям.

            Таким образом, за три года у ребёнка интенсивно развивается восприятие музыки: от импульсивного отклика на отдельные музыкальные звуки до осознанного восприятия песен и пьес. Из музыкальных способностей в процессе слушания наиболее ярко развита эмоциональная отзывчивость на музыку – главный признак музыкальности ребёнка.

            В то же время музыкальная исполнительская деятельность детей раннего возраста незначительна. Так, певческая деятельность проходит лишь период становления. На первом году у младенца в ответ на пение взрослого появляются первые ответные вокализации. Постепенно появляются отдельные признаки певческой интонации восхищения, радости или покоя, умиротворения. Вокализации начинают отличаться напевностью, протяжностью звука, определённым ритмом. В этом возрасте уже проявляются первичные предпосылки координации слуха и голоса.

            На втором году певческие интонации начинают проявляться в новом качестве. Ребёнок начинает подпевать взрослому отдельные звуки, затем повторяющиеся слова, концы фраз. Наконец, у малыша к концу второго года появляются первые, сознательно воспроизводимые интонации.

            В течение третьего года певческие возможности детей постепенно расширяются: дети уже не только подпевают отдельные фразы, но и поют несложные песни вместе со взрослыми и самостоятельно. Хотя пение большинства детей не отличается точностью исполнения мелодии и согласованностью пения с музыкой, но, как правило, они проявляют эмоциональную отзывчивость на характер и содержание песен.

            Другая детская исполнительская деятельность – музыкально-двигательная также находится в стадии становления. Уже на первом году у младенца устанавливается элементарная связь движений с музыкой. Возможности движения под музыку расширяются с момента, когда малыш начинает сидеть, затем стоять и ходить.

            На втором году дети постепенно начинают передавать в элементарных движениях характер музыки (спокойный или задорный, весёлый), форму произведения (смену частей).

            На третьем году малыши более интенсивно начинают осваивать основные движения: ходьбу, бег, прыжки. Постепенно дети осваивают простейшие, элементарные танцевальные движения: разнообразные хлопки в ладоши и по коленям, притопы ногами, прыжки на двух ногах, лёгкие пружинки ногами. Безусловно, движения их несовершенны, но в целом они улавливают характер музыки и её ритмические особенности. И что особенно ценно, дети этого возраста очень активны в танцевальной и музыкально-игровой деятельности; движения под музыку у них всегда эмоционально окрашены и выполняются с наслаждением и радостью.

            Совершенно не развита в раннем возрасте такая  исполнительская музыкальная деятельность, как игра на детских музыкальных инструментах. На данном возрастном этапе лишь развивается интерес к детским музыкальным инструментам.

            Необходимо также отметить, что в раннем возрасте проявляются крупицы музыкально-творческих проявлений детей. Безусловно, их возрастные возможности ещё очень невелики, элементарны знания и умения в музыкальной деятельности. Музыкально-творческие проявления детей отличаются непосредственностью и эмоциональностью и являются первой ступенью дальнейшего развития детского музыкального творчества.

            Последний вид деятельности-музыкально-образовательная-присутствует и  развивается в процессе музыкального воспитания детей раннего возраста. Общаясь со взрослыми в процессе освоения музыкальной деятельности, ребёнок получает довольно много доступной для него информации, и накопление знаний, связанных с музыкой, особенно с развитием речевой деятельности, к трём годам интенсивно увеличивается.

            Таким образом, в раннем возрасте происходит становление всех основных видов детской музыкальной деятельности, развитие которых протекает в тесной взаимосвязи. В этом заключается специфика музыкальной деятельности детей раннего возраста: слушание музыки и пение сопровождается движениями, а танцевальные движения-подпеванием и т.п. Лишь к концу третьего года у малышей наблюдается более четкое проявление каждого из основных видов музыкальной деятельности.

            Именно в процессе становления всех видов детской музыкальной деятельности происходит формирование музыкальных способностей детей раннего возраста, причем наиболее ярко осуществляется развитие главного компонента музыкальности – эмоциональной отзывчивости на музыку. Начинают успешно развиваться музыкально-сенсорные способности, а также основы ладовысотного слуха и чувства ритма. В процессе музыкального восприятия отмечаются первичные проявления музыкального мышления, которое опирается на имеющиеся у детей музыкально – слуховые представления, а в процессе освоения разнообразных видов деятельности у детей успешно развивается музыкальная память.

      В процессе музыкального воспитания детей раннего возраста мы учитываем следующие моменты:

 1. Мышление малыша носит наглядно-действенный характер, и восприятие его обостряется при наличии опоры на зрительный образ в сочетании с возможностью выполнять разнообразные действия. Развитие мышления оптимизируется взрослым: его искренней заинтересованностью, презентацией новых действий, доброжелательным тоном, поддержкой деятельности малыша.                                       2. У малышей отсутствует стремление к учебной деятельности, осознание произвольности действий. Ему важен  не результат, а сам процесс действия. Главное в обучении  развивать способность детей подражать и воспроизводить, слушать и слышать, смотреть и видеть, а также сравнивать, различать, сопоставлять и обобщать.

3. Повышенная двигательная активность – важнейший компонент образа жизни и поведения малыша. Ребенок не может подолгу находиться в статическом положении, испытывая постоянную потребность в разнообразных движениях. Эта потребность  должна быть реализована в  содержании музыкального занятия, где  большую часть времени малыши должны проводить в движении.

4. Существенную роль в жизни  ребенка играет эмоциональная сфера. С первых дней жизни, удовлетворяя потребность младенца в положительных эмоциональных контактах, взрослый способствует развитию спокойного, активного, инициативного малыша. Содержательное  личностно-ориентированное взаимодействие ребенка со взрослым  в ходе музыкальных и других занятий способствует развитию эмоциональной сферы малыша. В состоянии эмоционального подъема повышается работоспособность детского организма, активизируется познавательная деятельность, ребенок легче и интенсивнее развивается.

5. Легко образующиеся динамические стереотипы (четкая последовательность, повторяемость одних и тех же действий,  требований,  выполняемых в определенном месте, [важно при организации музыкального занятия])  поддерживают  устойчивое эмоциональное  состояние ребенка. Вместе с тем,  при проведении музыкальных занятий  следует помнить, что эмоциональный настрой ребенка непостоянен, зависит от его самочувствия, от удовлетворения   необходимых потребностей малыша. Причиной отрицательного эмоционального состояния может стать нарушение  установленных динамических стереотипов и многое другое.

Тесный эмоциональный контакт ребенка со взрослым с первых дней жизни, формирование у малыша устойчивого  эмоционального положительного настроя является базой для своевременного и успешного становления личности малыша.

        Таким образом, в раннем возрасте при создании полноценных психолого – педагогических условий осуществляется становление детской музыкальной деятельности, а в процессе её освоения у ребёнка развиваются музыкальные способности.

Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Музыка» в группе «Вместе с мамой»

Цель: Развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:

1. Развитие музыкально-художественной деятельности:

  • через обучение певческим умениям, развитие детского голоса:
  1. Развивать умение подпевать повторяющиеся в песне музыкальные фразы (совместно с воспитателем).
  2. Накапливать музыкальные впечатления через подбор разнохарактерных песенок, попевок образного содержания.
  • развитие умений музыкально – ритмических движений:
  1.  Развивать умение  детей двигаться в соответствии с ярко выраженным характером  музыки, начинать движение с началом музыки и завершать с окончанием.
  2. Формировать умение двигаться под музыку (хлопать в ладоши и одновременно притопывать одной ногой, поворачивать кисти рук, делать полуприседание).
  3. Развивать умения передавать по показу педагога игровые действия («зайчики прыгают», «птички летают», и т.д.), в плясках двигаться по кругу, взявшись за руки, и парами друг за другом, выполнять движения по тексту песен.
  • элементарное музицирование:

1.Способствовать и стимулировать интерес детей к изучению музыкальных интрументов (барабан, погремушка, бубен, колокольчик и др.).

  • развивать навыки  музыкального творчества:

       1. Способствовать возникновению у детей желания подвигаться под     звучащую музыку (музыкальный фон в группе, на    занятиях  подпеть несложные слоги, слова знакомых песенок).

2.  Приобщение к музыкальному искусству:

          1. Развивать умение внимательно слушать спокойные и бодрые песни, музыкальные пьесы разного характера, понимать о чем (о ком) поётся и эмоционально реагировать на содержание

        2. Развивать умение  различать звуки по высоте (низкое и высокое звучание колокольчиков, металлофона, фортепиано).

         3 Способствовать эмоциональному отклику на небольшие произведения 

         4.Воспитывать интерес к театрализованной деятельности, используя игровую   мотивацию.

            5.Приобщать к культуре родного края, знакомить с творческими коллективами Вологодской    области, города.

        6.Обогащение яркими музыкальными впечатлениями с использованием изобразительных средств и видео- и  аудиоматериалов.

ПРИМЕРНОЕ КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

    Месяц

Тема занятия

Музыкальный репертуар

Сентябрь

 

 

 

 

  1. Ладушки – ладошки

 

«Дай ладошечку» (р.н.м. «Я на горку шла»), «Ай-да», р.н.п. «Ладушки», пальчиковая игра  «Кулачки-ладошки»

2.Солнышко

 

 

Тиличеева. Вот как мы умеем       Картушина. Солнышко, «Ай-да», игровое упр. с погремушкой (укр.н.п. «Гопачок»), «Солнышко» (муз.Макшанцевой)

3.Рябинка

 

«Дай ладошечку», «Ай-да», «Вот как мы умеем»

Веселова. Вокруг рябинушки

4.Листики

Тиличеева. Ходим – бегаем. Вихарева. Листик желтый. Ермолина. Колокольчик (презентация )

Танец листочков (р.н.м. «Калинка)

Октябрь

5.Дождик

Тиличеева. Ходим – бегаем. «Ай-да»

Яранова. Маленький дождик

Игра с шуршунчиками

Картушина. Солнышко и дождик

6.Ежик

Тиличеева. Да-да-да. Тихо-громко.

Картушина. Ежик, игра с погремушками

Раздобарина. По дороге ежик шел

7.Грибочки

Тиличеева. Да-да-да. Тихо-громко

Макшанцева. Грибочки

Вихарева. Мухоморчики-грибы

8.Пирожки

Тиличеева. Ходим – бегаем. Да-да-да.

Яранова. Пирожки, пальчиковая игра «Пирожки»

Картушина. Веселый бубен (презентация)

 

Ноябрь

9.Матрешки

«Дай ладошечку»

Агафонников. Ноги и ножки

Слонов. Веселые матрешки. Танец матрешек (муз.нар.)

10.Конфетки для мишки

Агафонников. Ноги и ножки

Гомонова. Мишка. Шур-шур

Картушина. Веселый бубен

 

 

 


Месяц

Тема занятия

Музыкальный репертуар

 

 

11.Кошечка

 

Тиличеева. Ходим-бегаем

Гомонова. Кис-кис

Игра «На ковре котята спят»

 

 

12. Зайчик

Тиличеева. Ходим – бегаем.

«Ай-да»

Р.н.п. «Зайка».

 Пляска с погремушками (б.н.м. «Бульба»)

 

 

Декабрь

13. Снег-снежок

Ломова.  Где же наши ручки?

Макшанцева. Снег-снежок

Танец со снежками

 

14. Чудо - елочка

Хоровод «Ай да елочка у нас», «Елочка» (муз.Красева)

Картушина. Музыка леса

Яранова. Круть - верть

 

15. Новогодний праздник

 

 

 

Январь

16. Снеговик

 

 

Макшанцева. Разминка

Тиличеева. Мы идем

Картушина. Снеговик. Веселый бубен

Соколова. Снеговик

 

 

17.Лошадка

Макшанцева. Разминка

Симанский. Лошадка

Раухвергер. Лошадка

Морозова. Лошадка Пони

 

18. Птичка

Ермолина. Зашагали ножки

Попатенко. Птичка .

 Игра с шуршунчиками.

 Игра «Ой, летали птички»

 

 

Февраль

19.Кукла Маша

Ермолина. Зашагали ножки

Тиличеева. Машенька – Маша

Ермолина. Кукол мы с собой возьмем

 

20. Кот-Котофей

Ермолина. Поехали. Зашагали ножки

Песня «Котофей» (сл. Берестова)

Пальч. игра «Кот – Котофей»

Жабко.Кошечки пушистые

 

21.Мышка

Тиличеева.Мы идем Раздобарина. Мышки

Пальчик.игра «Мышата»

Жилинский. Мышки

 

22. Лягушка

Макшанцева. Разминка

Петров. Танец лягушек

Картушина. Лягушки и аист

Картушина. Наш оркестр

 

 

Март

23. Мамочка моя

Ермолина. Поехали.Мамочка, смотри

Кошкарова. Колокольчик мой красивый

Лазарев. В городе мы родились

Яранова. Мама

 

24. Паровозик - паровоз

Макшанцева. Разминка

Филиппенко. Паровоз

Картушина. Наш оркестр

Раздобарина. Паровозик-паровоз

 

25. Самолет

Тиличеева. Ходим – бегаем

Тиличеева. Самолет

«Самолеты» (Суворова.Танцуй, малыш)

 

26. Коровушка

Макшанцева. Научились мы ходить

Раухвергер. Корова

Игра с дер. ложками

«Бодливая корова» (муз.Картушиной)

 

Апрель

27. Рыбка

Макшанцева. Разминка

Сен-Санс. Аквариум

Красев. Рыбка

 

28. Курочка и петушок

Макшанцева. Научились мы ходить

Р.н.п. «Петушок»

Любарский  «Курочка»

Игра «Бродят куры бережком»

 

29. Капель

Макшанцева. На дворе опять весна

Картушина. Капель

Яранова. Капелька чудесная (с треугольниками)

 

30. Воробьи  и  Бобик

Макшанцева. На дворе опять весна

Попатенко. Бобик

Руббах. Воробей

Игра «Воробьи и Бобик» (Картушина)

 

Май

31.Ручеек-журчалочка

 

32.Бабочка чудесная

 

33.Выпускной праздник

 

Жабко. Буль-буль-буль ручеек

«Сказка о весенних ручейках»

Хоровод «Ой, бежит ручьем вода»

Яранова. Бабочка чудесная

Сказка «Бабочки и дети» (муз.Тиличеевой, Ломовой, Жилинского)

 

 

           

Результат работы.

            В группе «Вместе с мамой» для детей созданы комфортные условия.

Освоение видов музыкальной деятельности происходит вместе с мамой.

            Дети группы полного дня  (2 – 3 года), которые посещали группу «Вместе с мамой» , значительно быстрее и легче адаптируются. Они без слёз, с радостью идут в музыкальный зал с первых дней посещения группы. Раньше, с целью адаптации, музыкальные занятия в течение месяца проводились музыкальным руководителем в группе. Сейчас с первых занятий дети довольно активно проявляют себя в музыкальной деятельности.

И особо ценно то, что повышается компетентность родителей в данном виде деятельности, растёт заинтересованность.

            Часто ко мне подходят родители малышей группы «Вместе с мамой» с вопросами о том, как заниматься с детьми дома, какую музыку предпочтительней слушать в этом возрасте. Они делятся своими наблюдениями за проявлениями детской музыкальной деятельности дома.

            С целью повышения уровня знаний родителей о музыкальном воспитании детей раннего возраста, мы разработали ряд консультаций, которые подскажут, как осуществлять музыкальное воспитание в семье, как прививать интерес и любовь к музыке.

Методическое обеспечение

1. А.Е.Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду!

2. Н.А.Ветлугина «Методика музыкального воспитания в детском саду» (Москва «Просвещение» 1982)

3. Т.С.Бабаджан «Музыкальное воспитание детей раннего возраста»

4 .Н.А.Ветлугина «Музыкальные занятия в детском саду» (Москва «Просвещение» 1984)

5 .Н.А.Ветлугина «Музыкальное воспитание в детском саду» (Москва

«Просвещение»1981)

6.Виноградов Л. Элементарноемузицирование

7.Дзержинская И. Музыкальное воспитание младших дошкольников.

8.Ермолина Т. Программа и методические  рекомендации по музыкальному воспитанию в группе «Вместе с мамой»

9.Ермолина Т. Трогательная музыка

10.Ларечина Е.  Развитие эмоциональных отношений матери и ребенка

11.Железновы С.и Е. Музыка с мамой

12.Раздобарина Л. Песни и танцы  малышам и малышкам от 1 года до 3 лет.

13.Суворова. Танцуй, малыш!

14.Каплунова  И., Новоскольцева И. Ладушки. Ясельки.

15.Картушина М. Забавы для малышей. Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 лет.

16.Н.Г.Кононова «Музыкально-дидактические игры для дошкольников»

17. Г.П.Новикова «Музыкальное воспитание дошкольников» (Москва   

2000год)

18. М.Ю.Картушина «Музыкальные сказки о зверятах» Развлечения для детей 2-3 лет (Москва 2009г.)

19. «Песни для малышей». Приложение к программе В.А.Петровой.

20. Т.Сауко, А.И.Буренина «Топ-хлоп, малыши». Программа по музыкально-ритмическому воспитанию детей 2-3 лет.

21. В.А.Петрова «Музыкальные занятия с малышами».

22. В.А.Петрова «Малыш». Программа развития музыкальности у детей раннего возраста (3-й год жизни)

23. Э.П.Костина «Камертон»

24.М.ЮКартушина «Забавы для малышей»  (Москва «Сфера» 2006 год)

25.М.Ю. Картушина «Развлечения для самых маленьких» (Москва «Сфера» 2007 год)

26. Н.Ф.Сорокина, Л.Г.Миланович  «Развитие творческих способностей у детей от 1 года до 3 лет»

27. Н. Трифонова «Кукольный театр своими руками» (Москва 2001 г.)

Материально-техническое обеспечение

  1. Музыкальный зал
  2. Фортепиано
  3. Музыкальная аппаратура
  4. Фонотека
  5. Детские музыкальные инструменты (погремушки, бубны, треугольники, барабаны, свирели, бубенцы, деревянные ложки, деревянные палочки,,колокольчики, маракасы, самодельные шумелки, стучалки и т.д.)
  6. Мягкие игрушки, куклы би-ба-бо
  7. Атрибуты (платочки, ленточки, султанчики, косынки, листочки, грибочки, бантики, фонарики  и т.п.)
  8. Маски-шапочки зверей.
  Наверх