Чистякова Татьяна Сергеевна,
музыкальный руководитель,
МАДОУ «Детский сад № 109»
города Череповец
Музыкальное воспитание
в группе
«Вместе с мамой»
Введение
Современная наука и практика признаёт ранний возраст как период, в котором успешно развиваются первоначальные музыкальные способности ребёнка. С момента рождения ребёнок попадает в мир, полный звуков, и из этого обширного мира его, безусловно, привлекают музыкальные звуки. Чем раньше музыка войдёт в жизнь ребёнка, тем глубже и прочнее она займёт место в его душе.
Содержанием музыкального воспитания в первые годы жизни ребенка является его приобщение к разным видам музыкальной деятельности, формирование внимания и интереса к музыке, элементарных музыкальных способностей и освоение некоторых исполнительских навыков.
В работе с малышами представлены следующие виды музыкальной деятельности:
ü восприятие музыки;
ü подпевание и пение;
ü музыкально-ритмические движения;
ü пальчиковые и коммуникативные игры;
ü подвижные игры;
ü игра на музыкальных инструментах
ü музыкально-дидактические игры
Особое внимание в своей работе мы уделяем взаимодействию ребёнка и родителя и как следствие, повышению педагогической компетенции взрослых в области музыкального воспитания.
Группу «Вместе с мамой» посещают дети с 10 месяцев до 3-х лет. При проведении музыкальных занятий с детьми группы с этой группой мы опираемся на методику работы по музыкальному воспитанию с детьми раннего возраста. Но нашим малышам значительно легче психологически, чем детям обычной группы раннего возраста, так как рядом с ними находятся мамы, бабушки, папы, няни – знакомые и близкие люди. Вместе с мамой мы осваиваем пространство зала, слушаем музыку, подпеваем песенки, играем и танцуем. Поэтому дети испытывают эмоциональный комфорт и психологическое благополучие.
Задачи
В процессе работы мы решаем такие задачи, как
- Повышение педагогической компетенции родителей в области музыкального воспитания детей раннего возраста
- Создание полноценных психолого-педагогических условий для становления детской музыкальной деятельности
- Развитие музыкальных способностей и активности детей в процессе вовлечения их в музыкальную деятельность.
- Формирование положительного эмоционального настроя на посещение музыкального зала вместе с мамой.
- Стимулирование музыкальной исполнительской деятельности детей (показ мамы и исполнение вместе с мамой)
Направления работы.
У ребёнка уже в течение первого года жизни развивается восприятие музыки. Особенность восприятия музыки у ребёнка первого года жизни заключается в том, что, слушая музыку, он обязательно ищет источник музыки и смотрит на него, эмоционально реагируя. При систематическом слушании музыки (пении) отмечается динамика в развитии эмоциональной окрашенности восприятия музыки. Постепенно младенец по-разному начинает реагировать на контрастный характер музыки, на отдельные интонации в пении.
На втором и, особенно на третьем году у малыша более интенсивно обогащаются музыкальные впечатления, которые он получает, прежде всего, в процессе слушания музыки как вокальной, так и инструментальной. Слушание произведений, различных по характеру и настроению, вызывает у детей разнообразные эмоциональные состояния. Воспринимая пение, ребёнок к концу третьего года различает понятные ему интонации вопроса, ответа, восхищения, горя и т.д.
В это же время успешно развивается музыкально-сенсорное восприятие выразительных отношений музыкальных звуков. Наиболее легко поддаётся развитию тембровый и динамический слух, хотя к концу третьего года дети также различают звучание музыки, контрастное по высоте и ритмическим особенностям.
Таким образом, за три года у ребёнка интенсивно развивается восприятие музыки: от импульсивного отклика на отдельные музыкальные звуки до осознанного восприятия песен и пьес. Из музыкальных способностей в процессе слушания наиболее ярко развита эмоциональная отзывчивость на музыку – главный признак музыкальности ребёнка.
В то же время музыкальная исполнительская деятельность детей раннего возраста незначительна. Так, певческая деятельность проходит лишь период становления. На первом году у младенца в ответ на пение взрослого появляются первые ответные вокализации. Постепенно появляются отдельные признаки певческой интонации восхищения, радости или покоя, умиротворения. Вокализации начинают отличаться напевностью, протяжностью звука, определённым ритмом. В этом возрасте уже проявляются первичные предпосылки координации слуха и голоса.
На втором году певческие интонации начинают проявляться в новом качестве. Ребёнок начинает подпевать взрослому отдельные звуки, затем повторяющиеся слова, концы фраз. Наконец, у малыша к концу второго года появляются первые, сознательно воспроизводимые интонации.
В течение третьего года певческие возможности детей постепенно расширяются: дети уже не только подпевают отдельные фразы, но и поют несложные песни вместе со взрослыми и самостоятельно. Хотя пение большинства детей не отличается точностью исполнения мелодии и согласованностью пения с музыкой, но, как правило, они проявляют эмоциональную отзывчивость на характер и содержание песен.
Другая детская исполнительская деятельность – музыкально-двигательная также находится в стадии становления. Уже на первом году у младенца устанавливается элементарная связь движений с музыкой. Возможности движения под музыку расширяются с момента, когда малыш начинает сидеть, затем стоять и ходить.
На втором году дети постепенно начинают передавать в элементарных движениях характер музыки (спокойный или задорный, весёлый), форму произведения (смену частей).
На третьем году малыши более интенсивно начинают осваивать основные движения: ходьбу, бег, прыжки. Постепенно дети осваивают простейшие, элементарные танцевальные движения: разнообразные хлопки в ладоши и по коленям, притопы ногами, прыжки на двух ногах, лёгкие пружинки ногами. Безусловно, движения их несовершенны, но в целом они улавливают характер музыки и её ритмические особенности. И что особенно ценно, дети этого возраста очень активны в танцевальной и музыкально-игровой деятельности; движения под музыку у них всегда эмоционально окрашены и выполняются с наслаждением и радостью.
Совершенно не развита в раннем возрасте такая исполнительская музыкальная деятельность, как игра на детских музыкальных инструментах. На данном возрастном этапе лишь развивается интерес к детским музыкальным инструментам.
Необходимо также отметить, что в раннем возрасте проявляются крупицы музыкально-творческих проявлений детей. Безусловно, их возрастные возможности ещё очень невелики, элементарны знания и умения в музыкальной деятельности. Музыкально-творческие проявления детей отличаются непосредственностью и эмоциональностью и являются первой ступенью дальнейшего развития детского музыкального творчества.
Последний вид деятельности-музыкально-образовательная-присутствует и развивается в процессе музыкального воспитания детей раннего возраста. Общаясь со взрослыми в процессе освоения музыкальной деятельности, ребёнок получает довольно много доступной для него информации, и накопление знаний, связанных с музыкой, особенно с развитием речевой деятельности, к трём годам интенсивно увеличивается.
Таким образом, в раннем возрасте происходит становление всех основных видов детской музыкальной деятельности, развитие которых протекает в тесной взаимосвязи. В этом заключается специфика музыкальной деятельности детей раннего возраста: слушание музыки и пение сопровождается движениями, а танцевальные движения-подпеванием и т.п. Лишь к концу третьего года у малышей наблюдается более четкое проявление каждого из основных видов музыкальной деятельности.
Именно в процессе становления всех видов детской музыкальной деятельности происходит формирование музыкальных способностей детей раннего возраста, причем наиболее ярко осуществляется развитие главного компонента музыкальности – эмоциональной отзывчивости на музыку. Начинают успешно развиваться музыкально-сенсорные способности, а также основы ладовысотного слуха и чувства ритма. В процессе музыкального восприятия отмечаются первичные проявления музыкального мышления, которое опирается на имеющиеся у детей музыкально – слуховые представления, а в процессе освоения разнообразных видов деятельности у детей успешно развивается музыкальная память.
В процессе музыкального воспитания детей раннего возраста мы учитываем следующие моменты:
1. Мышление малыша носит наглядно-действенный характер, и восприятие его обостряется при наличии опоры на зрительный образ в сочетании с возможностью выполнять разнообразные действия. Развитие мышления оптимизируется взрослым: его искренней заинтересованностью, презентацией новых действий, доброжелательным тоном, поддержкой деятельности малыша. 2. У малышей отсутствует стремление к учебной деятельности, осознание произвольности действий. Ему важен не результат, а сам процесс действия. Главное в обучении развивать способность детей подражать и воспроизводить, слушать и слышать, смотреть и видеть, а также сравнивать, различать, сопоставлять и обобщать.
3. Повышенная двигательная активность – важнейший компонент образа жизни и поведения малыша. Ребенок не может подолгу находиться в статическом положении, испытывая постоянную потребность в разнообразных движениях. Эта потребность должна быть реализована в содержании музыкального занятия, где большую часть времени малыши должны проводить в движении.
4. Существенную роль в жизни ребенка играет эмоциональная сфера. С первых дней жизни, удовлетворяя потребность младенца в положительных эмоциональных контактах, взрослый способствует развитию спокойного, активного, инициативного малыша. Содержательное личностно-ориентированное взаимодействие ребенка со взрослым в ходе музыкальных и других занятий способствует развитию эмоциональной сферы малыша. В состоянии эмоционального подъема повышается работоспособность детского организма, активизируется познавательная деятельность, ребенок легче и интенсивнее развивается.
5. Легко образующиеся динамические стереотипы (четкая последовательность, повторяемость одних и тех же действий, требований, выполняемых в определенном месте, [важно при организации музыкального занятия]) поддерживают устойчивое эмоциональное состояние ребенка. Вместе с тем, при проведении музыкальных занятий следует помнить, что эмоциональный настрой ребенка непостоянен, зависит от его самочувствия, от удовлетворения необходимых потребностей малыша. Причиной отрицательного эмоционального состояния может стать нарушение установленных динамических стереотипов и многое другое.
Тесный эмоциональный контакт ребенка со взрослым с первых дней жизни, формирование у малыша устойчивого эмоционального положительного настроя является базой для своевременного и успешного становления личности малыша.
Таким образом, в раннем возрасте при создании полноценных психолого – педагогических условий осуществляется становление детской музыкальной деятельности, а в процессе её освоения у ребёнка развиваются музыкальные способности.
Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Музыка» в группе «Вместе с мамой»
Цель: Развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:
1. Развитие музыкально-художественной деятельности:
- через обучение певческим умениям, развитие детского голоса:
- Развивать умение подпевать повторяющиеся в песне музыкальные фразы (совместно с воспитателем).
- Накапливать музыкальные впечатления через подбор разнохарактерных песенок, попевок образного содержания.
- развитие умений музыкально – ритмических движений:
- Развивать умение детей двигаться в соответствии с ярко выраженным характером музыки, начинать движение с началом музыки и завершать с окончанием.
- Формировать умение двигаться под музыку (хлопать в ладоши и одновременно притопывать одной ногой, поворачивать кисти рук, делать полуприседание).
- Развивать умения передавать по показу педагога игровые действия («зайчики прыгают», «птички летают», и т.д.), в плясках двигаться по кругу, взявшись за руки, и парами друг за другом, выполнять движения по тексту песен.
- элементарное музицирование:
1.Способствовать и стимулировать интерес детей к изучению музыкальных интрументов (барабан, погремушка, бубен, колокольчик и др.).
- развивать навыки музыкального творчества:
1. Способствовать возникновению у детей желания подвигаться под звучащую музыку (музыкальный фон в группе, на занятиях подпеть несложные слоги, слова знакомых песенок).
2. Приобщение к музыкальному искусству:
1. Развивать умение внимательно слушать спокойные и бодрые песни, музыкальные пьесы разного характера, понимать о чем (о ком) поётся и эмоционально реагировать на содержание
2. Развивать умение различать звуки по высоте (низкое и высокое звучание колокольчиков, металлофона, фортепиано).
3 Способствовать эмоциональному отклику на небольшие произведения
4.Воспитывать интерес к театрализованной деятельности, используя игровую мотивацию.
5.Приобщать к культуре родного края, знакомить с творческими коллективами Вологодской области, города.
6.Обогащение яркими музыкальными впечатлениями с использованием изобразительных средств и видео- и аудиоматериалов.
ПРИМЕРНОЕ КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Месяц |
Тема занятия |
Музыкальный репертуар |
|||
Сентябрь
|
|
«Дай ладошечку» (р.н.м. «Я на горку шла»), «Ай-да», р.н.п. «Ладушки», пальчиковая игра «Кулачки-ладошки» |
|||
2.Солнышко
|
Тиличеева. Вот как мы умеем Картушина. Солнышко, «Ай-да», игровое упр. с погремушкой (укр.н.п. «Гопачок»), «Солнышко» (муз.Макшанцевой) |
||||
3.Рябинка
|
«Дай ладошечку», «Ай-да», «Вот как мы умеем» Веселова. Вокруг рябинушки |
||||
4.Листики |
Тиличеева. Ходим – бегаем. Вихарева. Листик желтый. Ермолина. Колокольчик (презентация ) Танец листочков (р.н.м. «Калинка) |
||||
Октябрь |
5.Дождик |
Тиличеева. Ходим – бегаем. «Ай-да» Яранова. Маленький дождик Игра с шуршунчиками Картушина. Солнышко и дождик |
|||
6.Ежик |
Тиличеева. Да-да-да. Тихо-громко. Картушина. Ежик, игра с погремушками Раздобарина. По дороге ежик шел |
||||
7.Грибочки |
Тиличеева. Да-да-да. Тихо-громко Макшанцева. Грибочки Вихарева. Мухоморчики-грибы |
||||
8.Пирожки |
Тиличеева. Ходим – бегаем. Да-да-да. Яранова. Пирожки, пальчиковая игра «Пирожки» Картушина. Веселый бубен (презентация)
|
||||
Ноябрь |
9.Матрешки |
«Дай ладошечку» Агафонников. Ноги и ножки Слонов. Веселые матрешки. Танец матрешек (муз.нар.) |
|||
10.Конфетки для мишки |
Агафонников. Ноги и ножки Гомонова. Мишка. Шур-шур Картушина. Веселый бубен
|
||||
Месяц |
Тема занятия |
Музыкальный репертуар |
|
||
|
11.Кошечка
|
Тиличеева. Ходим-бегаем Гомонова. Кис-кис Игра «На ковре котята спят»
|
|
||
12. Зайчик |
Тиличеева. Ходим – бегаем. «Ай-да» Р.н.п. «Зайка». Пляска с погремушками (б.н.м. «Бульба»)
|
|
|||
Декабрь |
13. Снег-снежок |
Ломова. Где же наши ручки? Макшанцева. Снег-снежок Танец со снежками |
|
||
14. Чудо - елочка |
Хоровод «Ай да елочка у нас», «Елочка» (муз.Красева) Картушина. Музыка леса Яранова. Круть - верть |
|
|||
15. Новогодний праздник |
|
|
|||
Январь |
16. Снеговик
|
Макшанцева. Разминка Тиличеева. Мы идем Картушина. Снеговик. Веселый бубен Соколова. Снеговик
|
|
||
17.Лошадка |
Макшанцева. Разминка Симанский. Лошадка Раухвергер. Лошадка Морозова. Лошадка Пони |
|
|||
18. Птичка |
Ермолина. Зашагали ножки Попатенко. Птичка . Игра с шуршунчиками. Игра «Ой, летали птички»
|
|
|||
Февраль |
19.Кукла Маша |
Ермолина. Зашагали ножки Тиличеева. Машенька – Маша Ермолина. Кукол мы с собой возьмем |
|
||
20. Кот-Котофей |
Ермолина. Поехали. Зашагали ножки Песня «Котофей» (сл. Берестова) Пальч. игра «Кот – Котофей» Жабко.Кошечки пушистые |
|
|||
21.Мышка |
Тиличеева.Мы идем Раздобарина. Мышки Пальчик.игра «Мышата» Жилинский. Мышки |
|
|||
22. Лягушка |
Макшанцева. Разминка Петров. Танец лягушек Картушина. Лягушки и аист Картушина. Наш оркестр
|
|
|||
Март |
23. Мамочка моя |
Ермолина. Поехали.Мамочка, смотри Кошкарова. Колокольчик мой красивый Лазарев. В городе мы родились Яранова. Мама |
|
||
24. Паровозик - паровоз |
Макшанцева. Разминка Филиппенко. Паровоз Картушина. Наш оркестр Раздобарина. Паровозик-паровоз |
|
|||
25. Самолет |
Тиличеева. Ходим – бегаем Тиличеева. Самолет «Самолеты» (Суворова.Танцуй, малыш) |
|
|||
26. Коровушка |
Макшанцева. Научились мы ходить Раухвергер. Корова Игра с дер. ложками «Бодливая корова» (муз.Картушиной) |
|
|||
Апрель |
27. Рыбка |
Макшанцева. Разминка Сен-Санс. Аквариум Красев. Рыбка |
|
||
28. Курочка и петушок |
Макшанцева. Научились мы ходить Р.н.п. «Петушок» Любарский «Курочка» Игра «Бродят куры бережком» |
|
|||
29. Капель |
Макшанцева. На дворе опять весна Картушина. Капель Яранова. Капелька чудесная (с треугольниками) |
|
|||
30. Воробьи и Бобик |
Макшанцева. На дворе опять весна Попатенко. Бобик Руббах. Воробей Игра «Воробьи и Бобик» (Картушина) |
|
|||
Май |
31.Ручеек-журчалочка
32.Бабочка чудесная
33.Выпускной праздник
|
Жабко. Буль-буль-буль ручеек «Сказка о весенних ручейках» Хоровод «Ой, бежит ручьем вода» Яранова. Бабочка чудесная Сказка «Бабочки и дети» (муз.Тиличеевой, Ломовой, Жилинского)
|
|
||
Результат работы.
В группе «Вместе с мамой» для детей созданы комфортные условия.
Освоение видов музыкальной деятельности происходит вместе с мамой.
Дети группы полного дня (2 – 3 года), которые посещали группу «Вместе с мамой» , значительно быстрее и легче адаптируются. Они без слёз, с радостью идут в музыкальный зал с первых дней посещения группы. Раньше, с целью адаптации, музыкальные занятия в течение месяца проводились музыкальным руководителем в группе. Сейчас с первых занятий дети довольно активно проявляют себя в музыкальной деятельности.
И особо ценно то, что повышается компетентность родителей в данном виде деятельности, растёт заинтересованность.
Часто ко мне подходят родители малышей группы «Вместе с мамой» с вопросами о том, как заниматься с детьми дома, какую музыку предпочтительней слушать в этом возрасте. Они делятся своими наблюдениями за проявлениями детской музыкальной деятельности дома.
С целью повышения уровня знаний родителей о музыкальном воспитании детей раннего возраста, мы разработали ряд консультаций, которые подскажут, как осуществлять музыкальное воспитание в семье, как прививать интерес и любовь к музыке.
Методическое обеспечение
1. А.Е.Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду!
2. Н.А.Ветлугина «Методика музыкального воспитания в детском саду» (Москва «Просвещение» 1982)
3. Т.С.Бабаджан «Музыкальное воспитание детей раннего возраста»
4 .Н.А.Ветлугина «Музыкальные занятия в детском саду» (Москва «Просвещение» 1984)
5 .Н.А.Ветлугина «Музыкальное воспитание в детском саду» (Москва
«Просвещение»1981)
6.Виноградов Л. Элементарноемузицирование
7.Дзержинская И. Музыкальное воспитание младших дошкольников.
8.Ермолина Т. Программа и методические рекомендации по музыкальному воспитанию в группе «Вместе с мамой»
9.Ермолина Т. Трогательная музыка
10.Ларечина Е. Развитие эмоциональных отношений матери и ребенка
11.Железновы С.и Е. Музыка с мамой
12.Раздобарина Л. Песни и танцы малышам и малышкам от 1 года до 3 лет.
13.Суворова. Танцуй, малыш!
14.Каплунова И., Новоскольцева И. Ладушки. Ясельки.
15.Картушина М. Забавы для малышей. Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 лет.
16.Н.Г.Кононова «Музыкально-дидактические игры для дошкольников»
17. Г.П.Новикова «Музыкальное воспитание дошкольников» (Москва
2000год)
18. М.Ю.Картушина «Музыкальные сказки о зверятах» Развлечения для детей 2-3 лет (Москва 2009г.)
19. «Песни для малышей». Приложение к программе В.А.Петровой.
20. Т.Сауко, А.И.Буренина «Топ-хлоп, малыши». Программа по музыкально-ритмическому воспитанию детей 2-3 лет.
21. В.А.Петрова «Музыкальные занятия с малышами».
22. В.А.Петрова «Малыш». Программа развития музыкальности у детей раннего возраста (3-й год жизни)
23. Э.П.Костина «Камертон»
24.М.ЮКартушина «Забавы для малышей» (Москва «Сфера» 2006 год)
25.М.Ю. Картушина «Развлечения для самых маленьких» (Москва «Сфера» 2007 год)
26. Н.Ф.Сорокина, Л.Г.Миланович «Развитие творческих способностей у детей от 1 года до 3 лет»
27. Н. Трифонова «Кукольный театр своими руками» (Москва 2001 г.)
Материально-техническое обеспечение
- Музыкальный зал
- Фортепиано
- Музыкальная аппаратура
- Фонотека
- Детские музыкальные инструменты (погремушки, бубны, треугольники, барабаны, свирели, бубенцы, деревянные ложки, деревянные палочки,,колокольчики, маракасы, самодельные шумелки, стучалки и т.д.)
- Мягкие игрушки, куклы би-ба-бо
- Атрибуты (платочки, ленточки, султанчики, косынки, листочки, грибочки, бантики, фонарики и т.п.)
- Маски-шапочки зверей.