Суркова Марина Вячеславовна,
воспитатель,
МДОУ детский сад № 51 «Центр детства»,
г. Серпухов, Ивановские дворики
Литературная викторина
для детей
подготовительной к школе группы
«По страницам любимых книг»
(в викторине участвуют произведения-юбиляры 2015 г.)
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»
Цель: развитие литературной речи дошкольников.
Задачи:
- Формировать осознанное восприятие произведений художественной литературы разных жанров.
- Способствовать развитию художественной памяти, мышления, фантазии.
- Формировать устойчивые читательские интересы детей, приобщать дошкольников к ценностям мировой культуры.
- Формировать потребность в чтении как источнике новых знаний о себе, других людях, человеческих качествах, проявляющихся в разных обстоятельствах.
- Способствовать активизации мыслительной деятельности.
- Развивать способность соотносить поступки героев книг, их мотивы с личным опытом.
- Развивать речевое творчество детей, активизируя воображение.
- Создать благоприятную психологическую атмосферу.
Форма проведения деятельности: совместная деятельность педагога с детьми.
Используемые технологии:
- технология продуктивного чтения;
- игровые;
- проблемно-диалогические;
- личностно-ориентированные;
- здоровьесберегающие.
Предварительная работа:
Чтение произведений юбиляров 2015 года.
Дидактические, речевые и развивающие игры и задания по мотивам произведений художественной литературы.
Слушание музыкальных произведений по сказкам.
Игры-драматизации и инсценировки по произведениям художественной литературы разных жанров.
Оборудование: «Зашифрованное письмо», телевизор, DVD, «Видеопослание», «Волшебный альбом» с заданиями, костюмы и атрибуты для инсценировки.
Ход деятельности:
1-й этап — введение в игровую ситуацию.
- Получение и обсуждение письма из Интернет.
– Ребята, посмотрите, какое странное, зашифрованное послание мы получили сегодня на наш сайт. Не знаю, сможем ли мы его расшифровать? Попробуем?
2-ой этап – поиск выхода из затруднительного положения
- Совместная работа по расшифровке письма.
– Что будем делать? Ваши предположения.
(Высказывания детей)
– А пока Книгоедус мечтает уничтожить все книги и подчинить себе человечество, мы обратимся к «волшебной книге»
3-ий этап – викторина, развивающие задания.
Задание №1
– Кто пишет книги?
(писатель, писательница)
– Если это стихи – то это... (поэт, поэтесса).
– Назовите ваши любимые книги.
– Назовите ваших любимых авторов.
Задание №2
– Найдите правильный ответ: «Где хранятся книги?»
- в аптеке;
- в библиотеке;
- в дискотеке.
Задание №3
– Как называется удивительная сказочная страна, о которой нам рассказал А.С.Пушкин во вступлении к поэме «Руслан и Людмила»?
– Перечислите всех сказочных героев Лукоморья.
– Давайте расскажем это стихотворение все вместе, по цепочке.
Задание №4
– Назовите авторов сказок «Пряничный домик», «Бременские музыканты», «Храбрый портняжка» (Братья Гримм).
– Как вы думаете, чем они заслужили любовь читателей во многих странах мира?
Инсценировка по стихотворению Ю.Мориц «Братья Гримм».
Задание №5
– Назовите великана «нового времени», о котором С.В.Михалков писал: «Лихо мерили шаги две огромные ноги
Сорок пятого размера покупал он сапоги».
- дядя Федор;
- дядя Степа;
- дед Мазай.
Физминутка.
– Попробуем прочитать это четверостишие с движениями
Задание №6
Просмотр «видеопослания» из Страны Чудес.
– Как называется сказка? Кто ее главная героиня?
– Запомнили ли вы имя автора этой всемирно известной сказки?
– В этом году исполняется 150 лет со дня рождения этой сказки.
Задание №7
Игровое упражнение «Книга листается раз»
- Книга листается раз,
Книга листается два,
Книга листается три – старуха, сидящая у разбитого корыта – на месте замри!
2. Книга листается раз,
Книга листается два,
Книга листается три – Крокодил Гена, играющий на гармошке – на месте замри!
- Книга листается раз,
Книга листается два,
Книга листается три – Дед, Бабка, Внучка и все остальные, тянущие репку – на месте замри!
Задание №8
– Назовите правильно:
· избушка на спящих кошках;
· Змей-Малиныч;
· сапоги-вездеходы;
· ковер-самокат;
· Нежная Королева;
· Кот перченый;
· Василиса-раскапризная;
· меч-леденец.
Задание №9
Чтение стихотворений о любви к книгам:
«Давайте представим хотя бы на миг» А.Анпилов
Давайте представим, хотя бы на миг,
Что вдруг мы лишились журналов и книг,
Что люди не знают, что значит поэт,
Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет.
Что будто никто никогда в этом мире,
И слыхом не слыхивал о Мойдодыре,
Что нету Незнайки, вруна-недотёпы,
Что нет Айболита, и нет дядя Стёпы.
Наверно нельзя и представить такого?
Так здравствуй же, умное, доброе слово!
Пусть книги, друзьями заходят в дома!
Читайте всю жизнь – набирайтесь ума!
«Книга – учитель, книга – наставница» В.Боков
Книга – учитель, книга – наставник,
Книга – близкий товарищ и друг.
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если ты выпустишь книгу из рук.
Книга – советник, книга – разведчик,
Книга – активный борец и боец.
Книга – нетленная память и вечность,
Спутник планеты Земля,
Книга не просто красивая мебель,
Не приложенье дубовых шкафов,
Книга – волшебник, умеющий небыль
В быль превращать и в основу основ.
4-й этап — Итог:
– Как вы думаете, справились ли мы с заданиями «Волшебной книги»?
– Что же теперь будет делать Книгоедус?
(Ответы детей)
– Говоря сказочным языком: «Убирайся Книгоедус во свояси не солоно хлебавши...» А мы с вами, если захотите, создадим мультфильм о наших приключениях.
Посмотреть всю работу (нажмите здесь)