Агеева Иоланта Станиславовна,
педагог – психолог,
МБДОУ № 40 «Светлячок»,
Ставропольский край,
г. Невинномысск
Мастер – класс для психологов,
помощь в работе с педагогами:
«Профилактика эмоционального выгорания»
Информация:
Успешная профессиональная деятельность педагога напрямую связана с эмоциональной устойчивостью.
Среди преподавателей бытует выражение "педагог - это не профессия,
а образ жизни". Чаще всего это означает, что не только на работе, но и дома
преподаватель остается педагогом, то есть, оценивает, поучает, наставляет всех
домашних и родных. И это верный симптом того, что в психологии называется
"профессиональной деформацией личности".
Одна из самых частых причин профессиональной деформации – это
ежедневная работа, на протяжении многих лет, по решению типовых задач,
которая совершенствует не только профессиональные знания, но и формирует
профессиональные привычки, стереотипы, определяет стиль мышления и стили
общения.
Бывает несколько видов профессиональной деформации:
1. Адаптивная деформация - происходит пассивное приспособление личности
педагога к конкретным условиям педагогической деятельности, в результате у
него формируется высокий уровень конформизма, он перенимает безоговорочно
принятые в профессиональной среде модели поведения.
2. Более глубокий уровень деформации - у педагога появляются значительные
и иногда носящие ярко выраженный негативный характер изменения
личностных качеств, в том числе властность, низкая эмоциональность, жесткость.
3. Крайняя степень профессиональной деформации, которую называют уже
профессиональной деградацией, - личность меняет нравственные ценностные
ориентиры, становится профессионально несостоятельной.
Так как личность человека достаточно целостная и устойчивая структура, то она
ищет своеобразные пути защиты от деформации. Одним из способов такой
психологической защиты является синдром "эмоционального выгорания".
"Выгорание" - это отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет
человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. Однако,
те, кто подвержен синдрому эмоционального выгорания, становятся циниками,
негативистами и пессимистами, испытывают чувство постоянной усталости,
несдержанности в адрес детей и коллег. Подобные эмоциональные взрывы не
приносят облегчения, заставляя испытывать чувство вины, так как профессиональный
долг педагога предполагает, что он обязан держать себя в руках.
Оптимальным временем проведения тренинга являются осень или весна. В эти периоды
педагоги особенно остро ощущают физическую усталость и эмоциональную напряженность.
Перед началом тренинга участникам можно предложить ответить на вопросы несложного теста (см. Приложение 1.).
1. «Три цвета личности»
Цель: упражнение позволяет участникам увидеть себя как некое «единство непохожих», помогает каждому обрести поддержку и в то же время подчеркнуть свою индивидуальность.
Каждый участник получает три небольших листочка разного цвета. Психолог объясняет значение каждого цвета: зеленый (1) – «как все», синий (2) – «как некоторые», желтый (3) – «как никто больше».
Каждому участнику предлагается на листочках соответствующего цвета (номера) сделать запись про себя, про собственные свойства и черты.
При этом на листочке «как все» должно быть записано качество, реально присущее данному человеку и объединяющее его (на его взгляд) со всеми другими участниками группы.
На листочке «как некоторые» - качество, свойство характера или особенность поведения, стиля жизни, роднящее его с некоторыми, но не со всеми участниками.
На листочке «как никто больше» указываются уникальные черты данного человека, которые или вообще не свойственны остальным, или выражены у него значительно сильнее.
После завершения работы идет обсуждение в кругу. Участники обращаются к листочку, на котором записаны черты «как все». Их задача – выявить действительно ли они обладают такой же особенностью.
Работа с листочками «как некоторые». Каждый должен убедиться в том, что в группе есть люди, обладающие подобными особенностями, с одной стороны, и что эти свойства присущи не всем – с другой.
С листочками «как никто больше» работа организуется непосредственно в кругу: каждый участник озвучивает качество, которое он считает своим, неповторимым в данной группе. Группа либо соглашается с ним, либо помогает найти другое, действительно уникальное качество.
2. Мини-дискуссия по подгруппам «Что мешает вам получать удовлетворение от профессиональной деятельности?».
Разделиться на подгруппы по 3-5 человек. Составить перечень барьеров, препятствующих получению удовлетворения от профессиональной деятельности
Представить их для записи на доске, разделяя на организационные и индивидуальные.
Для того, чтобы получить материал для анализа собственных источников негативных переживаний на работе (посмотреть на них «со стороны»), а также для последующего выявления ресурсов проф.деятельности, предлагается выбрать один из записанных на доске «барьеров» (наиболее актуальный, либо другой, если его нет в общем списке) и изобразить в виде рисунка, схемы, символа.
Желающие могут поделиться впечатлениями, но основной анализ изображений состоится после следующего упражнения.
4. Упражнение «16 ассоциаций»
Цель: упражнение позволяет участникам выявить помехи к удовлетворению от работы.
Горизонтальный лист формата А4 делится на 5 равных вертикальных колонок.
1. В первой колонке записывается 16 ассоциаций на слова «моя работа».
2. Во второй колонке пишутся ассоциации на слова из первой колонки, объединяя их попарно: ассоциация на первое и второе слова, ассоциация на третье и четвертое слова, затем на пятое и шестое и т.д. Таким образом, во второй колонке получается уже восемь ассоциаций.
3. В третьей колонке процедура повторяется, с тем лишь различием, что ассоциации находятся на пары из второй колонки, – в третьей колонке получаем 4 слова.
4. Продолжаем до тех пор, пока в последней, пятой, колонке не останется только одна ассоциация.
Ее также необходимо изобразить в виде схематического рисунка.
Теперь у каждого есть два изображения – рисунок помехи к удовлетворению от работы и образное ассоциативное представление о самой работе.
Их необходимо сравнить, выделить общие и различные элементы, проанализировать с точки зрения наличия сильных и слабых черт, возможных направлений роста.
4.Упражнение «Продолжи фразу»
Цель: Осознание личностного и профессионального ресурса.
Каждый из участников продолжает фразы: «Я горжусь своей работой, когда я...»
5. «Грецкий орех»
Для проведения этого упражнения необходим мешочек с грецкими орехами (по числу участников).
Психолог высыпает орехи в центр круга и просит каждого взять себе один. Некоторое время участники внимательно рассматривают свой орешек, изучают его структуру, особенности строения, стараются запомнить все его индивидуальные черточки. Затем орехи складываются обратно в мешочек, перемешиваются и снова высыпаются в центр круга. Задача каждого участника – найти свой орех.
Как правило, «свой» орешек узнается с первого взгляда. После того, как все орехи нашли своих владельцев, психолог приступает к обсуждению. Интересно узнать, кто как свой орех запоминал, какой стратегией пользовался, чтобы потом его найти (запоминал его особенности, или просто ждал, пока все разберут свои орехи, а в конце останется нужный). На первый взгляд кажется, что все орехи очень похожи, но если потратить время, чтобы присмотреться повнимательней, то можно заметить, что они очень разные и почти невозможно перепутать свой орех с другими. Так и люди: все очень разные, запоминающиеся, у каждого свои индивидуальные черточки, «неровности», своя красота и привлекательность. Нужно ее только почувствовать и понять.
Приложение 1.
ТЕСТ «НУЖНО ЛИ ВАМ УЧИТЬСЯ БОРОТЬСЯ СО СТРЕССОМ» Ответьте «да» или «нет» на десять вопросов. Если положительных ответов будет больше четырех, пора задуматься о том, что стресс отнимает у вас слишком много сил, ресурсов, а значит – и здоровья. 1. Часто ли вы чувствуете, что слишком устали, чтобы отвечать вниманием на внимание со стороны окружающих? 2. Бываете ли вы вспыльчивы по пустякам? 3. Случалось ли вам чувствовать, что вы устали после отпуска (выходных, каникул) больше, чем до него? 4. Случалось ли вам испытывать по вечерам ощущение, что шея онемела, мышцы плеч ноют, а в спине – тупая боль? 5. Испытываете ли вы сильные головные боли от конфликтов в семье? 6. Приводят ли конфликты к нарушению пищеварения? 7. Бываете ли иногда слишком плаксивы или близки к слезам? 8. Предрасположены ли вы к астме или кожной сыпи и дают ли они о себе знать, когда вы эмоционально расстроены? 9. Приходилось ли вам испытывать внезапные приступы болезни как раз тогда, когда нужно было собрать все силы для решающего поступка? 10. Часто ли вам кажется, что вы тратите слишком много времени на решение чужих проблем и у вас не остается времени на себя? |