E-mail:
 
Детские творческие конкурсы
  Хамето Ева, 13 лет, «Полевые цветы»
 Гайдукова Юлия, 14 лет, "Мудрая"
 


Календарь

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 



Подписаться на рассылку

рассылка

Подписаться



Ермаченко Ирина Евгеньевна, воспитатель

Ермаченко Ирина Евгеньевна,

воспитатель,

МБДОУ № 47 «Гусельки»,

г.Сургут

Круглый стол для родителей

«Использование мнемотаблиц при заучивании стихотворений с детьми

дошкольного возраста»

     Цель: повышение педагогической культуры родителей.

    Задачи: познакомить родителей с системой методов и приёмов, обеспечивающим эффективное запоминание, сохранение,  воспроизведение информации и развитие памяти (методом мнемотехники); вовлечь родителей в процесс формирования у детей интереса к заучиванию стихотворений.

Ход:

       Добрый вечер, уважаемые родители! Спасибо, что нашли время, сегодня наш разговор о развитии одного из важнейших образовательных процессов человека – речи.

         Основу речевого развития ребенок получает в семье в самые первые годы жизни. Вспомните то время, когда ваши дети были совсем маленькими. Как мы переживали за речь? Ждали, когда произнесет первое слово? Когда начнет активно говорить, как быстро пополнится словарный запас? 

        А  сейчас, часто ли мы задумываемся о том, как развита речь ребенка, как логично он выражает свои мысли, рассуждает.

        А ведь связная речь – это главный показатель умственного развития и общего кругозора ребенка, средство общения со сверстниками, а также необходимое условие дальнейшего успешного обучения в школе.

       Тема эта очень объемна, сегодня мы поговорим о том, как превратить заучивание стихотворения в увлекательное и интересное для ребенка занятие.

      Приятно, когда ребенок с удовольствием сначала учит и потом декламирует стихи перед любой аудиторией.       Но что делать, когда надо выучить стихотворение обязательно, а ребенок не соглашается на это «ни за что на свете»?         Ребенок может отказываться под разными предлогами: «я не смогу», «я не хочу», или просто без объяснений взять и уйти заниматься своими делами. 

        В то же время ребенок великолепно запоминает рекламу или может легко пересказать очередную серию любимого мультфильма. В чём причина?  

         Выскажите свое мнение, как правильно поступить в этом случае? (Ответы родителей)  

          Дело в том, что в при разучивании стихотворения, требуется произвольное запоминание (когда мы запоминаем что-то специально, это требует волевых усилий, а во втором - действует непроизвольное, основанное на эмоциях и интересе ребёнка.    Вспомните любую рекламу: текст, красочные картинки, быстро сменяющие друг друга, сопровождающиеся музыкой не требуют усилий для запоминания.

      При этом причина нежелания, как правило, одна: слишком большой объем новой информации, которую надо запомнить. Мозг маленького человечка просто пытается защититься от информационной перегрузки.    

     В первую очередь, если ваш ребенок сопротивляется, надо успокоить  его (усыпить его бдительность). «Хорошо, - соглашаемся мы, - учить стихотворение мы не будем. Давай, просто стихотворение нарисуем». Чтобы помочь детям в заучивании стихотворений и облегчить этот процесс, используется приём мнемотехники.

          Мнемотехника - использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминанияинформации. Примером может служит всем знакомая фраза: «Каждый охотник желает знать где сидит фазан»

      Cуть заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию. Схемы служат зрительным планом, помогающим ребенку воссоздать услышанное.У дошкольников память носит непроизвольный характер, т.е. лучше запоминаются предметы, события, явления близкие к жизненному опыту ребёнка, с которыми он активно вступает во взаимодействие. Этому-то и способствует мнемотехника.

      Для 3-5 лет необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: солнышко – жёлтое, небо – синее, огурец – зелёный.

     В старшем дошкольном возрасте можно давать детям – чёрно-белые мнемотаблицы.

      Для изготовления необходимых картинок-схем не требуются художественные способности, любой  в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному стихотворению.

      Важно, чтобы нарисованное было понятно детям. Важно контролировать, чтобы последовательность событий не была упущена.

Этапы работы над стихотворением:

  • Взрослый выразительно читает стихотворение;

сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть,

  • затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу;

задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль;

  • выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме;
  • читает отдельно каждую строчку стихотворения, а ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу;
  • ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Практическая часть.

 А сейчас, уважаемые родители, мы с Вами попробуем поработать практически.

Первое задание: «Расскажи стихотворение руками»

«Кот – повар»

Падал снег на порог,

Кот испек себе пирог,

А пока лепил и пек,

Ручейком пирог утек.

Пирожки себе пеки,

Не из снега, из муки.

Второе задание: Вы видите перед собой мнемотаблицу. Необходимо отгадать, какое стихотворение закодировано, и объяснить, почему Вы так решили. 

Текст стихотворения «Киска»

Телевизор вместе с нами          

Смотрит наша киска.       

Видит мышку на экране.    

Мышка, вроде, близко.

Мог бы славным быть обед.          

Только хвать, а мышки нет!

Третье задание: перед вами текст стихотворения («Снегири»)

Вот на ветках, посмотри

В красных майках снегири.

Распушили перышки,

Греются на солнышке.

Головой вертят,

Улететь хотят.

      Попробуйте  составить мнемотаблицу и объяснить, почему Вы выбрали те или иные символы.

А теперь посмотрите на экран, вот так можно было закодировать стихотворение.

           Итак, использование приёмов мнемотехники делает разучивание стихов весёлым, эмоциональным, и при этом  позволяет параллельно решать ряд задач: развитие мелкой моторики рук, совершенствование навыков ориентировки на плоскости листа, расширение словарного запаса,  развитие связной речи детей.

          Мне важно знать ваше мнение по поводу состоявшегося разговора. Поэтому прошу вас заполнить анкеты.

Анкета.

1.Интересна ли была тема семинара-практикума?

2.Что полезного для себя Вы узнали?

3.Ответы, на какие вопросы Вы бы хотели получить при следующей нашей встрече? (родители заполняют анкету).

  Я благодарю вас за участие в семинаре-практикуме и желаю успехов в воспитании детей.

  Наверх