Хромова Ирина Николаевна,
воспитатель,
Хромова Валентина Петровна,
воспитатель,
МБУ школа № 26, структурное подразделение,
д/с «Тополек», г.о. Тольятти
КОНСПЕКТ
совместной деятельности педагога и детей (ООД)
( в форме путешествия) по теме
«В мире фольклорных произведений о матери»
для детей старшего возраста
Вид (разновидности) деятельности детей:
· Музыкальная деятельность (слушание музыки)
· Коммуникативная деятельность (взаимодействие информационное: полилог - взаимодействие)
· изобразительная деятельность (рисование)
· двигательная деятельность (движения «вагончиками»)
Интегрированные виды деятельности:
Коммуникативно-двигательная деятельность
Музыкально-изобразительная деятельность
Содержание деятельности детей : детей (дидактические единицы):
· Представления о пословицах, поговорках о маме.
· Представления о колыбельных песенках.
· Реализация своего замысла в рисунке.
Интегрированная форма: проект (подготовка проекта)
Задания для совместной деятельности детей
Задание (действие и его содержание) |
Способ предъявления задания |
Способ презентации детьми результатов выполнения задания |
Послушайте отрывок песни и скажите о чем она.
|
Прослушивание магнитофонной записи начала мелодии. |
Устный ответ на вопрос. |
Вспомните пословицы и поговорки о маме, как вы их понимаете?
|
Словесная инструкция. |
Устные ответы.
|
Посмотрите на репродукции картин и скажите, кто на них изображен? что делает мама? как называются такие песенки?
|
Зачитывание вопросов с опорой на иллюстрации. |
Устные ответы на вопросы. |
Какие колыбельные песенки вы знаете? Назовите или спойте.
|
Словесная инструкция.
|
Устный ответ. |
Закройте глаза, представьте свою маму и подумайте, как вы изобразите свою мамочку. |
Словесный |
Обдумывание содержания портрета. |
Выберите материал для рисования портрета. |
Словесный |
Самостоятельный выбор материала для рисования портрета. |
Нарисуйте портрет мамы.
|
Словесная инструкция с использованием демонстрационного материала. |
Рисование портретов. |
Организуйте выставку портретов на магнитной доске и расскажите о своей маме. |
Словесный. |
Организация выставки портретов на магнитной доске и устные ответы. |
Образовательные задачи.
ЗНАНИЯ
Закреплять у детей представления о пословицах, поговорках и др. фольклорных формах о матери.
ОТНОШЕНИЯ
Воспитывать в детях доброе, внимательное, уважительное отношение к маме через палитру фольклорных форм.
ДЕЙСТВИЯ
Совершенствовать умение выделять в тексте слова-характеристики мамы.
Развивать умения детей использовать различные изобразительные средства при рисовании портрета.
Материалы и оборудование.
1. Стимульный материал:
– устное объявление
2. Материалы для деятельности детей:
материалы для представления заданий и результатов деятельности:
– магнитная доска для демонстрации иллюстраций и рисунков детей.
материальные средства для деятельности детей:
- аудиозапись отрывка песни «Мама» (сл. И муз. Ю.Мельнейчук), фонограмма (русская народная мелодия –поезд «КАП-КАП»).
- письменные принадлежности (бумага, карандаши, краски, восковые мелки)
3. Дидактический материал
серии картинок, где мама баюкает ребенка.
4. Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей:
– магнитофон
Конструктор совместной деятельности педагога и детей
Этап |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Мотивационно-целевой |
Педагог приглашает встать детей в круг и предлагает послушать отрывок песни «Мама» и сказать о чем она. Педагог предлагает детям отправиться в необычное путешествие, где мы будем говорить о маме и просит занять места в «поезде».(звучит фонограмма движущегося поезда). |
Дети встают в круг , прослушивают отрывок песни и отвечают на вопрос педагога.
Дети встают друг за другом и двигаются под фонограмму «вагончиками». |
Содержательно-деятельностный |
Педагог сообщает о прибытии поезда на 1-ую станцию «Пословицы и поговорки о маме», предлагает детям занять свободные места. Педагог просит вспомнить пословицы и поговорки о маме, объяснить их смысл и проводит беседу.
Педагог предлагает продолжить путешествие и занять места в «поезде».
Педагог сообщает детям о прибытии на 2-ую станцию, название которой они должны будут отгадать. Предлагает присесть «на полянку». Вносит иллюстрации, где мама баюкает ребенка и спрашивает, кто изображен? что делает мама?как называются такие песенки?как же можно назвать станцию? Предлагает вспомнить детям колыбельные песенки. Педагог проводит беседу по содержанию колыбельных песенок.
Педагог сообщает о продолжении путешествия, просит занять места «в вагонах». (звучит фонограмма движущегося поезда). Предлагает остановиться на следующей станции под названием «Моя мама» и пройти за парты.
Педагог предлагает детям нарисовать портрет своей мамы и рассказать о ней. Педагог приглашает выбрать средства для рисования портретов и приступить к работе под песню «Мама».
|
Дети рассаживаются на стульчики, полукругом.
Вспоминают знакомые пословицы и поговорки о маме, высказывают свои мысли, предположения о понимании содержания данной фольклорной формы.
Дети встают друг за другом и двигаются под фонограмму «вагончиками». Дети присаживаются на палас, рассматривают иллюстрации и отвечают на предложенные вопросы.
Дети вспоминают колыбельные песенки, участвуют в беседе.
Дети встают друг за другом и двигаются под фонограмму «вагончиками». Останавливаются и занимают места за партами.
Дети воспринимают информацию.
Дети самостоятельно выбирают материал для работы и рисуют под песню «Мама». |
Оценочно-рефлексивный |
Педагог предлагает организовать выставку портретов на магнитной доске и рассказать о своей маме. |
Дети вывешивают портреты на магнитной доске и говорят о своей маме, глядя на свои работы. |
Методы и приемы:
1. Методы стимулирования и мотивации деятельности детей, их интереса к деятельности (эмоциональная и интеллектуальная стимуляция):
– вводная беседа (информационного характера):
о чем поется в песне?
Как бы вы назвали эту песню?
Эта песня называется «Мама», автор и композитор которой является Ю. Мельнейчук.
2. Методы организации и осуществления деятельности:
-беседа (актуализирующая имеющийся опыт детей).
Вопросы к беседе:
· Вспомните пословицы и поговорки о маме.
· Как вы понимаете пословицу: Нет милее дружка, чем родная матушка?
· Какие слова в этой пословице характеризуют маму?
· Объясните смысл пословицы: Сердце матери лучше солнца греет.
· С чем сравнивают маму в этой пословице? Почему?
· Как можно объяснить пословицу: Матушкин гнев, что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает.
· Какие слова здесь описывают маму?
· Как вы понимаете пословицу: Матери все дети равны-одинаково сердцу больны.
· Как характеризует маму эта пословица?
–демонстрация репродукций картин, где мама баюкает ребенка.
-беседа по содержанию колыбельных песенок (актуализирующая имеющийся опыт детей).
Вопросы к беседе
Какие колыбельные песенки вы знаете?
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю.
Придет серенький волчок
И ухватит за бочок.
Он ухватит за бочок
И потащит во лесок,
Под ракитовый кусток.
К нам, волчок, не ходи,
Нашу Машу не буди.
Ночь пришла, темно вокруг.
Рыбка спит и спит петух.
Спит коровка, спит щенок.
Засыпай и ты, сынок.
Сладко спи, ребенок мой,
Глазки поскорей закрой
Баю-баю, птенчик спать!
Будет мать тебя качать,
Папа сон оберегать.
· О чем поется в колыбельной песенке?
· Что чувствует мама, когда поет малышу песню?
-поручение: Нарисуйте портрет мамы.
3. Методы контроля и самоконтроля:
– коллективный смотр