Савина Наталья Валентиновна,
воспитатель,
МБДОУ № 47 «Гусельки»,
Тюменская обл., г.Сургут
Развитие речи посредством театрализованной деятельности
Актуальность:
• В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.
• Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребёнку хочется выложить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение.
• Поэтому возникла идея — создания системы педагогических мероприятий по развитию речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.
Значение театрализованной деятельности
• помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств
• появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению
• совершенствует артикуляционный аппарат
• формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь
• улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий
• дети получают эмоциональный подъём
• способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса
• позволяет формировать опыт социального поведени
• стимулирует активную речь
Цель:
создать условия для развития речи детей через творческую активность
в театрализованной деятельности.
Задачи для педагога:
• анализ программно-методических материалов, разработка структуры программно-методического комплекта;
• разработка программы;
• определение и содержание методов, технологий эффективного использования театрализованной деятельности для речевого развития дошкольников;
• создание предметно-развивающей среды для применения инновационных и развивающих технологий при речевом развитии средствами театрализованной деятельности;
• выявление уровня освоения детьми образовательной программы по речевому развитию;
• приобщение родителей к совместной театрализованной деятельности.
Задачи для детей:
• воспитание творческого, раскованного, эмоционального, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии;
• воспитание и развитие внутренней (воля, память, мышление, внимание, воображение, подлинность в ощущениях) и внешней (чувства ритма, темпа, чувства пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актера в каждом ребенке;
• совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности;
• совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга;
• активизация мыслительного процесса и познавательного интереса у детей.
Элементы педагогических технологий:
• здоровьесберегающие технологии;
• личностно-ориентированного взаимодействия педагога и детей,
• индивидуально-дифференцированное обучение, основанное на индивидуальных возможностях;
• игровые технологии;
• интегрированное обучение;
• взаимодействие с семьёй;
• творческой технологии – ТРИЗ;
• групповые;
• проблемное обучение.
Творческие приёмы и методы:
• знаковая система обучения (схемы, алгоритмы, мнемотаблицы и мнемодорожки, условные обозначения);
• моделирование;
• ситуация «проживания»;
• противоречий и доказательств;
• ассоциаций;
• коммуникативные (диалоговое общение, ролевые инсценировки, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, чтение по книге или наизусть, рассказывание, творческое рассказывание, заучивание наизусть, описание);
• организация творческого поиска;
• аналогий;
• просмотр видеофильмов;
• слушание аудиозаписи;
• словесное рисование;
• проектов;
• хоровое и индивидуальное пение;
• разговор по телефону
• нетрадиционные методы рисования и аппликации
• коллаж из сказок
• релаксации
• музыкотерапия
Содержание деятельности:
• Артикуляционная гимнастика
• Чистоговорки и скороговорки
• Пластические этюды
• Мимические этюды
• Загадки (с использованием зонта сказочных воспоминаний)
• Упражнения на воображение
• Упражнения на напряжение и расслабление мышц
• Упражнения на имитацию движений
• Упражнения на активизацию словарного запаса
• Упражнения на интонационную выразительность
• Упражнения на формирование разговорной речи
• Упражнения на отбивание ритма
• Упражнения на речевое дыхание
• Игры со словами и без слов
• Хороводные игры
• Подвижные игры с героями
• Обыгрывание эпизодов
• Инсценирование сказок, потешек, стихов
• Показ театрализованных представлений
Методическое обеспечение:
Анализ программно-методического обеспечения позволил отобрать и систематизировать программно-методические средства, позволяющие решить задачи речевого развития детей. Появился программно-методический комплект, который включает в себя использование программ, учебно-наглядных пособий, пособий для детей, периодических изданий, учебно-методических пособий, ТСО.
Разработаны:
· рабочая программа «Волшебный мир театра» с приложением
· сценарии «Волшебный мир театра», «Сказки для дошкольников», «Театральная деятельность по пожарной безопасности», сценарии к сказкотерапии «Сказки устами детей»
· конспекты непосредственно-образовательной деятельности: «Комплексные мероприятия по сказкам для детей 3-4 лет»
· проект с участием родителей «Сказка своими руками»
Созданы:
· картотеки игр и упражнений: «Развитие речевого дыхания», «Логоритмические упражнения», «Скороговорки и чистоговорки», «Играем пальчиками и развиваем речь», «Сказки оживают», «Фольклорные произведения», «Сказки к театрам», «Театральные игры».
· картотека мнемотаблиц
Оформлены:
· альбом: «Виды театров»
· папка-передвижка «Мир театра»
· фоторепортажи: Колядки», «Кошкин дом», «Новогодние развлечения», «Играем в сказку»
Для родителей:
· рекомендации для родителей: «Домашний кукольный театр», «Живые камни», «Расскажи детям сказку», буклеты, консультации, Разработки родительских собраний и др.
Предметно – развивающая среда:
• Для обогащения предметно – развивающей среды в группе был разработан и реализован проект с участием родителей «Сказка своими руками» .
Были изготовлены персонажи сказок и атрибуты к ним из разных материалов.
Результатом проекта было инсценирование готового театра ребёнком.
• А сейчас дети на основе готовых кукольных театров продолжают разыгрывать сказки, составлять интересные и необычные рассказы, меняя героев и обстановку.
• Была построена сцена.
• Изготовлены разные виды ширм.
Виды театров, используемые в работе:
• перчаточный
• театр камней
• настольный
• кукольный
• пальчиковый
• театр на фланелеграфе
• костюмированый
• масочный
• театр на палочках
• теневой
Работа с родителями:
• Родительские собрания
• Встреча за круглым столом
• Вечера вопросов и ответов
• Анкетирование
• Дни открытых дверей
• Проекты
• «Дни добрых дел».
• Консультации
• «Почтовый ящик»
• Создание буклетов и брошю
• Выставка книг
• Индивидуальные беседы
• Досуг
• Выставка фотографий
• Фотовыставки с рассказом
• Творческие совместные выставки.
• Папки-рекомендации
Вывод:
· Благодаря проделанной работе дети стали более сознательно пользоваться языковыми средствами при передаче своих мыслей и в различных ситуациях речевого общения, повысилась речевая активность, появился живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению.
· Кроме этого в любых видах деятельности дети получают эмоциональный подъём, проявляют позитивные качества характера такие как: находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать, умение работать в коллективе, силу воли, целеустремленность, эстетические потребности личности, излучают энергию, бодрость, любят творческие задания, с удовольствием участвуют в театральных постановках, кукольных спектаклях, играх— драматизациях.
· Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа.
· Увлеченный привлекательным замыслом театральной постановки ребенок учится многому, учится тому, как навыки, полученные в театральной игре можно использовать в повседневной жизни.
Мероприятия с педагогами в дошкольном учреждении:
• Консультация «Чем хороши театрализованные игры?»
• Выставка методической литературы и альбома по теме «Виды театров» и ее презентация.
• Консультация «Кукольный театр: кукла в руках взрослого, кукла в руках ребенка»
• Оформление фотовыставки «Юные актеры»
• Мастер-класс по постановке театрализованного представления