E-mail:
 
Детские творческие конкурсы
  Хамето Ева, 13 лет, «Полевые цветы»
 Гайдукова Юлия, 14 лет, "Мудрая"
 


Календарь

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 



Подписаться на рассылку

рассылка

Подписаться



Савина Наталья Валентиновна, воспитатель

 Савина Наталья Валентиновна,

 воспитатель,

 МБДОУ № 47 «Гусельки»,

Тюменская обл., г.Сургут

Развитие речи посредством театрализованной деятельности

Актуальность:

• В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.

• Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребёнку хочется выложить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение.

• Поэтому возникла идея — создания системы педагогических мероприятий по развитию речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.

Значение театрализованной деятельности

• помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств

• появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению

• совершенствует артикуляционный аппарат

• формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь

• улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий

• дети получают эмоциональный подъём

• способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса

• позволяет формировать опыт социального поведени

• стимулирует активную речь

Цель:

создать условия для развития речи детей через творческую активность

в театрализованной деятельности.

Задачи для педагога:

• анализ программно-методических материалов, разработка структуры программно-методического комплекта;

• разработка программы;

• определение и содержание методов, технологий эффективного использования театрализованной деятельности для речевого развития дошкольников;

• создание предметно-развивающей среды для применения инновационных и развивающих технологий при речевом развитии средствами театрализованной деятельности;

• выявление уровня освоения детьми образовательной программы по речевому развитию;

• приобщение родителей к совместной театрализованной деятельности.

Задачи для детей:

• воспитание творческого, раскованного, эмоционального, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии;

• воспитание и развитие внутренней (воля, память, мышление, внимание, воображение, подлинность в ощущениях) и внешней (чувства ритма, темпа, чувства пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актера в каждом ребенке;

• совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности;

• совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга;

• активизация мыслительного процесса и познавательного интереса у детей.

Элементы педагогических технологий:

• здоровьесберегающие технологии;

• личностно-ориентированного взаимодействия педагога и детей,

• индивидуально-дифференцированное обучение, основанное на индивидуальных возможностях;

• игровые технологии;

• интегрированное обучение;

• взаимодействие с семьёй;

• творческой технологии – ТРИЗ;

• групповые;

• проблемное обучение.

Творческие приёмы и методы:

• знаковая система обучения (схемы, алгоритмы, мнемотаблицы и мнемодорожки, условные обозначения);

• моделирование;

• ситуация «проживания»;

• противоречий и доказательств;

• ассоциаций;

• коммуникативные (диалоговое общение, ролевые инсценировки, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, чтение по книге или наизусть, рассказывание, творческое рассказывание, заучивание наизусть, описание);

• организация творческого поиска;

• аналогий;

• просмотр видеофильмов;

• слушание аудиозаписи;

• словесное рисование;

• проектов;

• хоровое и индивидуальное пение;

• разговор по телефону

• нетрадиционные методы рисования и аппликации

• коллаж из сказок

• релаксации

• музыкотерапия

Содержание деятельности:

• Артикуляционная гимнастика

• Чистоговорки и скороговорки

• Пластические этюды

• Мимические этюды

• Загадки (с использованием зонта сказочных воспоминаний)

• Упражнения на воображение

• Упражнения на напряжение и расслабление мышц

• Упражнения на имитацию движений

• Упражнения на активизацию словарного запаса

• Упражнения на интонационную выразительность

• Упражнения на формирование разговорной речи

• Упражнения на отбивание ритма

• Упражнения на речевое дыхание

• Игры со словами и без слов

• Хороводные игры

• Подвижные игры с героями

• Обыгрывание эпизодов

• Инсценирование сказок, потешек, стихов

• Показ театрализованных представлений

Методическое обеспечение:

Анализ программно-методического обеспечения позволил отобрать и систематизировать программно-методические средства, позволяющие решить задачи речевого развития детей. Появился программно-методический комплект, который включает в себя использование программ, учебно-наглядных пособий, пособий для детей, периодических изданий, учебно-методических пособий, ТСО.

Разработаны:

·                     рабочая программа «Волшебный мир театра» с приложением

·                     сценарии «Волшебный мир театра», «Сказки для дошкольников», «Театральная деятельность по пожарной безопасности», сценарии к сказкотерапии «Сказки устами детей»

·                     конспекты непосредственно-образовательной деятельности: «Комплексные мероприятия по сказкам для детей 3-4 лет»

·                     проект с участием родителей «Сказка своими руками»

Созданы:

·                     картотеки игр и упражнений: «Развитие речевого дыхания», «Логоритмические упражнения», «Скороговорки и чистоговорки», «Играем пальчиками и развиваем речь», «Сказки оживают», «Фольклорные произведения», «Сказки к театрам», «Театральные игры».

·                     картотека мнемотаблиц

Оформлены:

·                     альбом: «Виды театров»

·                     папка-передвижка «Мир театра»

·             фоторепортажи: Колядки», «Кошкин дом», «Новогодние развлечения», «Играем в сказку»

Для родителей:

·                     рекомендации для родителей: «Домашний кукольный театр», «Живые камни», «Расскажи детям сказку», буклеты, консультации, Разработки родительских собраний и др.

Предметно – развивающая среда:

• Для обогащения предметно – развивающей среды в группе был разработан и реализован проект с участием родителей «Сказка своими руками» .

Были изготовлены персонажи сказок и атрибуты к ним из разных материалов.

Результатом проекта было инсценирование готового театра ребёнком.

• А сейчас дети на основе готовых кукольных театров продолжают разыгрывать сказки, составлять интересные и необычные рассказы, меняя героев и обстановку.

• Была построена сцена.

• Изготовлены разные виды ширм.

Виды театров, используемые в работе:

• перчаточный

• театр камней

• настольный

• кукольный

• пальчиковый

• театр на фланелеграфе

• костюмированый

• масочный

• театр на палочках

• теневой

Работа с родителями:

• Родительские собрания

• Встреча за круглым столом

• Вечера вопросов и ответов

• Анкетирование

• Дни открытых дверей

• Проекты

• «Дни добрых дел».

• Консультации

• «Почтовый ящик»

• Создание буклетов и брошю

• Выставка книг

• Индивидуальные беседы

• Досуг

• Выставка фотографий

• Фотовыставки с рассказом

• Творческие совместные выставки.

• Папки-рекомендации

Вывод:

·                     Благодаря проделанной работе дети стали более сознательно пользоваться языковыми средствами при передаче своих мыслей и в различных ситуациях речевого общения, повысилась речевая активность, появился живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению.

·                     Кроме этого в любых видах деятельности дети получают эмоциональный подъём, проявляют позитивные качества характера такие как: находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать, умение работать в коллективе, силу воли, целеустремленность, эстетические потребности личности, излучают энергию, бодрость, любят творческие задания, с удовольствием участвуют в театральных постановках, кукольных спектаклях, играх— драматизациях.

·                     Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа.

·                     Увлеченный привлекательным замыслом театральной постановки ребенок учится многому, учится тому, как навыки, полученные в театральной игре можно использовать в повседневной жизни.

Мероприятия с педагогами в дошкольном учреждении:

• Консультация «Чем хороши театрализованные игры

• Выставка методической литературы и альбома по теме «Виды театров» и ее презентация.

• Консультация «Кукольный театр: кукла в руках взрослого, кукла в руках ребенка»

• Оформление фотовыставки «Юные актеры»

• Мастер-класс по постановке театрализованного представления

  Наверх