Полозиненко О.В.,
воспитатель,
МКДОУ «ДС № 3»,
Кемеровская обл., г.Анжеро-Судженск
Давайте поиграем в математику!
(советы для родителей)
«Поиграй со мной!» - как часто слышим мы эту просьбу от своих детей. И сколько радости они получают, когда мы, преодолевая усталость и отодвигая домашние дела, соглашаемся с ними поиграть.
Однако игра – это не только радость и удовольствие для ребёнка, что само по себе очень важно. С её помощью можно развивать речь, мышление, память, внимание, воображение, т.е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Кроме того, ребёнок в процессе игры приобретает новые знания, умения, навыки, развивает определенные способности.
Говоря «Давайте поиграем», я имею в виду «Давайте поиграем в математику».
А зачем «играть в математику»?
В наше «компьютерное время», встречающаяся порой точка зрения, выражаемая словами «не каждый будет математиком» (в смысле, математика далеко не всем нужна), безнадежно устарела. Сегодня, а тем более завтра математика в той или иной мере нужная будет огромному числу людей различных профессий, и отнюдь не только математикам. Знание её нужно не ради знаний, а как важная составляющая личности, включая умственное, нравственное, эмоциональное и физическое воспитание и развитие. Особая роль математики – в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучение математике являются не только знания, но и определенный стиль мышления (гибкое, нестандартное, творческое). Также необходимо учитывать, что формирование и развитие логических структур мышления должно осуществляться своевременно. Психологией установлено, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до 11 лет.
А что значит «играть в математику»?
Разве можно играть в науку, к тому же не в какую-нибудь, а в математику «самую грозную» из всех наук? Можно и возможно!
Предлагаю вам поиграть с детьми в развивающие игры, насыщенные логическим и математическим содержанием. Эти игры не потребуют от взрослых, и, разумеется от детей каких-нибудь особых знаний. В них моделируются такие математические и логические конструкции, а в процессе игры решаются такие задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур мышления и элементарных математических представлений
Организуя игры с ребенком, внимательно присмотритесь к нему, оцените его индивидуальные особенности. Если он быстро и легко справляется с игрой, можно предлагать ему более сложные варианты и, наоборот, в случае затруднения, лучше подольше задержаться на простых. Ни в коем случае нельзя форсировать выполнение игр (степень сложности, количество), упрекая ребенка в том, что он что-либо не умеет, даже если это с легкостью делают его сверстники.
Каждая игра – это обучение ребенка со взрослым, с другими детьми; это школа сотрудничества, в которой он и радуется успеху сверстника, и стойко переносит свои неудачи. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка, выдумки и фантазии – только в этом случае игры будут полезны для развития ребенка.
В каждую игру можно играть с одним ребенком. А еще лучше играть всей семьей. Радость, которую вы доставите ребенку, станет и вашей радостью, а проведенные вместе приятные и полезные минуты помогут вам сделать веселее и интереснее совместную жизнь.
Так давайте поиграем!
Как известно, свой первый жизненный опыт дети получают в процессе игры, поэтому, если мы хотим чему-то научить ребёнка, нам стоит лишь предложить ему занимательную игру. Вот несколько интересных вариантов.
- Найди предмет такой же формы.
Взрослый предлагает ребенку найти предмет круглой (квадратной, треугольной, прямоугольной, овальной и т.д.) формы. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку.
Правила игры:
- ребенок должен называть предмет, а не показывать на него рукой;
- если ребенок называет сразу несколько предметов, за каждый получает фишку;
- итог подводится путём сравнения предметов.
- Прятки.
На столе в произвольном порядке размещаются геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал и т.д.). Ребенок рассматривает их и запоминает. Взрослый считает до пяти и закрывает фигуры, предлагает назвать как можно больше фигур, которые были на столе.
Усложнение:
- назвать не только фигуры, но и их цвет.
- Волшебный мешочек.
В мешочке плоскостные модели геометрических фигур. Взрослый предлагает ребенку обследовать фигуру на ощупь и назвать её.
Вариант игры:
- взрослый дает задание найти определенную фигуру.
- Путаница.
Взрослый предлагает ребенку разложить цифры по порядку (от 0 до 9). Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый переставляет цифры в числовом ряду, открыв глаза, ребенок замечает, что изменилось. Если он правильно угадывает, то становится ведущим. Игра продолжается.
- Веселый счет.
Взрослый бросает мяч ребенку и называет число. Ребенок, поймав мяч, называет следующее число и перебрасывает мяч взрослому.
- Соседи.
Взрослый выкладывает на стол любую цифру, а ребенок подбирает к данной цифре цифры- «соседи», стоящие рядом в числовом ряду. Например, цифра пять – её «соседи» цифры четыре и шесть.
- Кто знает – пусть дальше считает.
Взрослый бросает мяч ребенку и называет любое число (в пределах 10). Ребенок, поймав мяч, продолжает считать дальше (еще два числа) и возвращает мяч. Взрослый вновь бросает мяч и называет другое число. Игра проводится в быстром темпе, повторяется несколько раз.
- Считай – не ошибись.
Игроки по очереди спрашивают друг друга о том, сколько различных предметов находится в комнате. Например, сколько в комнате часов? И т.д. За каждый правильный ответ игроки получают фишки. В конце игры подсчитывается количество фишек, так выявляется победитель.
- Сколько – столько.
Игроки стоят полукругом. Перед ними перевернутые карточки с цифрами в пределах от 0 до 9. Один игрок берет цифру и выполняет задание: сделать столько-то одинаковых или разных движений (например: пять раз хлопнуть в ладоши; три раза присесть; шесть раз топнуть правой ногой и т.д.).
- Что, где?
Взрослый бросает мяч ребенку и спрашивает: «Кто ( что) слева от тебя?». Если ребенок дал верный ответ, он становится ведущим. Игра продолжается. Вопросы, которые можно задавать: Что впереди? Что над головой? Что позади? И т.д.
- Найди секрет.
Ребенок выходит за дверь, взрослый прячет игрушку (любой другой предмет). Чтобы ее найти, ребенку указывают направление: «Иди от шкафа до середины ковра, поверни направо, сделай 5 шагов и там ищи».
Усложнение:
- взрослый обозначает на полу комнаты стрелками разного цвета маршрут следования, указывая направление: «Сначала иди туда, куда показывает красная стрелка, поверни туда, куда показывает синяя стрелка, затем прыгни до желтой стрелки и там ищи». Найдя игрушку, ребенок должен сказать, как он ее нашёл.
- Смелый летчик.
Перед ребенком голубой лист бумаги и овал (самолет). Игроки распределяют роли (взрослый – диспетчер , а ребенок – летчик). По команде диспетчера летчик управляет самолетом (например, самолет быстро поднимается вверх и резко падает вниз, где находится самолёт? (внизу); самолет летит в верхний правый угол, где теперь находится самолет? (в верхнем правом углу) и т.д.). Летчик изменяет маршрут по словам диспетчера и, отвечая на его вопросы, говорит, где находится самолет (внизу, в верхнем правом углу, в центре и т.д.).
- Скажи наоборот.
Взрослый бросает ребенку мяч и говорит: «Дерево высокое, а кустарник…», ребенок дает правильный ответ и возвращает мяч взрослому.
Задания могут быть таким:
- дом низкий, а кран… (высокий);
- ветка тонкая, а дерево… (толстое);
- река широкая, а ручей… (узкий);
- брюки длинные, а шорты… (короткие);
- стул большой, а стульчик… (маленький). И т.д.