Ковалева М.П., Комарова Е.В., Тяпушина О.Н.,
воспитатели,
МАДОУ «Детский сад № 109»,
г. Череповец
Проект «Моя родина – Россия»
Актуальность
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма - любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться во благо, беречь ее богатства. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где человек родился.
Но представления ребенка о себе, об окружающем его мире обычно очень разрозненны и бессистемны. Задача взрослых – помочь разобраться и осознать многообразие мира. Мы считаем, что ценностными ориентирами в наше время должны стать ненасилие, мир, где приоритетом выступают общечеловеческие ценности – жизнь и здоровье человека, свободное развитие личности, воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, способности к межкультурному диалогу, к установлению культуры мира. Это является актуальной проблемой на сегодня.
Наши воспитанники, как и многие их сверстники, много путешествуют. Вместе со своими родителями дети путешествуют по памятным местам нашей родины.
Информационная карта проекта
Вид проекта:
по тематике и способам реализации результатов: информационно-творческий
по составу участников: групповой
по срокам реализации: краткосрочный
Авторы: Ковалева М.П., Комарова Е.В., Тяпушина О.Н.
Участники проекта: воспитанники разновозрастной группы – Монтессори №7 (все желающие), педагоги, родители
Цель проекта: развитие у воспитанников духовно-нравственных качеств и гражданской позиции; расширение представлений детей о родной стране, воспитание патриотических чувств, любови, гордости и уважения к Родине.
Задачи:
-познакомить с элементарными представлениями о стране,
-создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и
культурном облике родного края,
-осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края;
-развивать бережное отношение к Родине, её достопримечательностям, культурным ценностям, природе;
-развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;
-воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к Родине
- дать представление о стране и природных богатствах: реках, морях, горах познакомить с флорой и фауной.
- познакомить с национальным костюмом.
- познакомить с литературой и устным народным творчеством
- развивать творческие способности в продуктивной и музыкальной деятельности через знакомство с народными промыслами.
- познакомить с подвижными играми народов мира.
- продолжать знакомить с устным народным творчеством и произведениями писателей и поэтов стран мира.
- продолжать развивать творческие способности детей в продуктивной и музыкальной деятельности. Продолжать знакомить с народными промыслами
- продолжать знакомить с подвижными играми различных народов
- познакомить с символикой, геральдикой стран, географическим положением
Ожидаемые результаты
Внешние продукты
- проведение развлечения «Осенняя ярмарка» (совместно с разновозрастной группой №9)
- оформление выставки рисунков и поделок в группе на тему России
- сенсорные коробки по теме «Природные зоны России»
Внутренние продукты
Дети: имеет представление о России как о родной стране, о Москве, как о столице России, о своей малой родине, ее достопримечательностях; знают символы государства (герб, гимн, флаг); о защитниках своей Родины; имеют представления о русских традициях и промыслах; владеют расширенным словарным запасом; испытывают чувство доброты, уважения к старшим, любви к родине.
Родители: активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками через совместную проектную деятельность.
Педагоги: осуществляют инновационную деятельность; повышают профессиональный уровень.
Этапы проекта
1) Подготовительно-организационный
- выявление первоначальных знаний детей о войне, о празднике победы
- информирование родителей о предстоящем проекте, беседы с родителями о необходимости приобретения детьми навыков социального общения со взрослыми
- подбор материалов по нравственно-патриотическому воспитанию ребенка, картин, фотографий
- подбор музыкальных и литературных произведений по теме
- подготовка цикла бесед и презентаций о родине, России, традициях, символах и культуре
- составление плана деятельности
- создание определенной атмосферы в группе, обогащение предметно-развивающей среды. Для данного проекта было изготовлено много нового материала: "Флаг России", "Флаг Череповца", "Коврик русского народного костюма", "Части русского народного костюма", "Народные промыслы".
- создание атрибутов для организации сюжетно-ролевых игр
2) Формирующий
Непосредственно-образовательная деятельность
"Государственные символы России"
"Москва - столица нашей Родины"
"Природа России"
«Обычаи и традиции русского народа»
«Видео-экскурсия по Череповцу»
- Экскурсия в уголок Вологодской области с музеем старины
- Составление дома по схеме, совместно с родителями, рассказов о видах искусства: резьба по дереву, городецкая роспись, вологодское кружево, хохломская роспись, дымковская игрушка и др.
Художественно-эстетическое развитие:
Рисование: старшие «С чего начинается Родина» (создание коллективного альбома), «Кони-птицы» (по мотивам городецкой росписи), «народный костюм» (создание коллективного альбома), «Вологодское кружево», «Любимое место в городе» (создание коллективного альбома), «Мой любимый город»
Младшие: «Березка», «Ягодка за ягодкой» (рисование ватными палочками)
Коллективная композиция на фольге «Хоккей»
Конструирование: младшие «Домик в деревне», старшие «Кремль», «Улица нашего города»
Конструирование из природных материалов: «Медведь» (природный материал+пластилин)
Лепка: младшие «Колобок», старшие «Игрушки не простые – глиняные, расписные» (по мотивам дымковской игрушки, лепка из глины)
Знакомство с художественной литературой: Стихи о России, Москве, Родине: Ю. Яковлев «Слово Родина», С. Соловейчик «Наша Родина», С. Романовский «Русь», К. Д. Ушинский «Наше Отечество», Н. Носов «Метро», «Родная земля» Г. Ладонщиков, П. Воронько «Лучше нет родного края»; В. Лебедев-Кумач «Москва»; С. Михалков «Кремлёвские звёзды», М. Матусовский «С чего начинается Родина? » Пословицы и поговорки:
«Родина – мать, умей за неё постоять! »; «Родная сторона – мать, Чужая – мачеха»; «Всякому мила своя сторона»
- игра - развлечение «Ярмарка» (дети старательно готовили товары, учили частушки, танцы, мастерили кошельки, девочки своими руками сделали кокошники, а мальчики - балалайки, а родители помогли создать наряд в народном стиле. Ярмарка прошла очень весело и завершилась чаепитием с русскими пирогами, пряниками, баранками)
- мастер-класс по изготовлению «Куклы-березки»
Совместная образовательная деятельность в режимных моментах
-Сюжетно-ролевые игры – путешествия (на поезде, самолете, машине) Задачи: продолжать учить детей связывать игры единым сюжетом; самостоятельно распределять роли; использовать знания, полученные из жизни и на занятиях.
- Подвижные игры в группе и на прогулке: Русские народные подвижные игры: «Гуси – лебеди», «Горелки», «Салки», «Жмурки», «Золотые ворота», «Ай ду-ду-ду», хороводная игра «Веночек», «Платочек»
- Загадывание загадок
- Дидактические игры «Собери флаг России», «Путешествие по карте», «Цепочка слов», «Назови город», «Отгадай и назови», «Кривое зеркало» (подбор антонимов) и др.
- Настольно-печатная игра Мемо «достопримечательности России»
- Режиссерские игры с сенсорными коробками «Природные зоны России»
- Рассматривание фотоальбомов
- Раскрашивание раскрасок
- Разучивание пальчиковой гимнастики «Наш дом», Вот верхом сидят, смотри, русские богатыри»
- Разучивание песни «Во поле береза стояла…»
Индивидуальная работа
- Изготовление товаров к ярмарке
С использованием Монтессори – материала
- выкладывание с помощью подвижного алфавита слов Россия, родина, Череповец, гимн, герб, флаг, матрешка и др.
- Материал "Части народного костюма"
Работа с родителями
- Консультация для родителей «Воспитание любви к малой Родине»
- Рекомендации о том, какую литературу можно прочесть детям по данной теме
- Консультация для родителей по работе со схемой для составления рассказа о видах исскуства.
- Подбор и изготовление костюмов к «ярмарке»
Посещение уголка Вологодской области в детском саду
Посещение музея народной куклы
3) Заключительный
- Оформление выставки рисунков и поделок «Моя родина – Россия»
- Игра – развлечение «Осенняя ярмарка»